Хэбидя я — священный участок реликтового леса, древнейшее культовое место самодийских народов. Считается, что оно досталось предкам современных ненцев в наследство от более древних чудских племен, некогда живших в этих лесах-исполинах. Русское название, нарочито присвоенное священному лесу, имело в свое время политическое значение. Участки российской земли должны были называться по-русски. В картах и документах Козьминский перелесок был обозначен просто как участок ездовой дороги, конный тракт.
У ненцев этот священный лес издревле считался языческой святыней, сходной по силе и величию со святилищем Хэссеи на Вайгаче . Священный лес, был культовым местом не только для самодийцев нашего региона, сюда за древесиной для изготовления Сядеев-идолов приезжали представители Ямальских и Таймырских тундр. Точно также, как и паломники, добиравшиеся до Вайгача, увозили оттуда камень, чтобы у себя на родине изготовить божественные каменные лики самодийских Хэх'', точно также, несмотря на многомесячные переходы, паломники Козьминского перелеска увозили отсюда стволы священных деревьев, передавая потом своим детям и внукам загадочные истории чудесных видений и внезапных избавлений от болезней и жизненных неурядиц. До сих пор Хэбидя я слывет таинственным местом , где пересекаются временные пространства, где стираются грани между прошлым и будущим, а люди, проезжающие по дороге вдоль Козьминского перелеска ощущают на себе пристальные взгляды деревьев. Кажется, что каждое дерево Хэбидя я -это живое существо, требующее от человека жертвоприношения: будь-то цветная ленточка, колокольчик, медные монеты или вылитая на землю бутылка спиртного.
Говорят, что в рассказах «пэюрмы», так ненцы называют русских лесорубов, существует много историй, когда при попытке срубить деревья священного леса, у них ломались топоры или люди на время лишались зрения и рассудка. Эти леса нельзя было использовать для строительства домов или топки печей - «пэюрмы» тем самым обрекали своих близких на болезни и скорую гибель. А вот ненцы, которые приезжали в священный лес за древесиной для изготовления идолов-сядеев, делали это всегда в присутствии шамана, «одарения духов» было обязательным обрядом, сопровождавшим изътие дерева из «семьи Хэбидя я». Сегодня Козьминский перелесок -это место, где каждый проезжающий вешает на деревья свои «дары».
И сегодня по прошествии тысячелетий этот «живой лес» продолжает творить чудеса, наказывая и помогая, излечивая тело и души забредших к нему людей.
Ирина ХАНЗЕРОВА.
фото ассоциации ненецкого народа «Ясавэй»