Марийская молодежь Сургута: «Ни о какой культуре не может быть и речи, если не будет языка. Нет языка – нет культуры!»

Ханты-Мансийский автономный округ стал местом притяжения десятков тысяч жителей России и стран СНГ, приехавших в основном для работы в сфере добычи и переработки нефти и газа. Город Сургут помимо того, что является одним из крупнейших культурных и промышленных центров Ханты-Мансийского автономного округа, также стал местом, где нашли свой дом десятки различных этносов и национальностей. Марийская община города по данным переписи 2010 года представлена 1424 человеком (что составляет всего 0,46 % от жителей Сургута), тем не менее, по информации активистов, фактическое количество на порядок выше.

О жизни и деятельности марийской диаспоры Сургута рассказали активисты Александр Иргибаев, организатор марийских мероприятий и дискотек и Раисия Сунгурова, председатель Сургутского отделения общественной организации «Мари ушем»(«Союз мари»).

 - Расскажите, что привело вас в Сургут? Чем живет здесь марийская молодежь: как проводит свободное время, как хранит и развивает свою национальную культуру?

Иргибаев Александр: В Сургут я приехал из Башкирии 2 года назад в поисках высокооплачиваемой, стабильной работы. Собственно, с такой же целью приехало сюда и большинство мари проживающих в Сургуте и Сургутском районе ХМАО. Мне нравится быть организатором, ведущим, работать с публикой. И я нашел этому практическое применение, когда познакомился с Раисией Сунгуровой, марийской активисткой, уроженкой Республики Марий Эл. Именно под ее руководством начали организовывать в Сургуте марийские вечера и дискотеки с приглашением звезд марийской эстрады.

Комментировать в целом марийскую молодежь Ханты-Мансийского региона не берусь, так как чуть севернее нас в г.Нижневартовске, да и в других городах ХМАО, имеются свои марийские общины/диаспоры, у которых своя жизнь, своя история.Считаю, что представители молодежи нашего Сургутского района в плане организации мероприятий особенно активны, не зря говорят «слабых Север не терпит». Только активны они, к большому сожалению, лишь у себя на работе, где получают зарплату. Все сюда приехали, чтоб как можно скорее и успешнее построить свою карьеру. А между тем, ассимиляция молодых людей происходит стремительно. Я считаю что мы, молодые люди, обязаны уважать и поддерживать свою культуру, не забывать родной язык, знать свою историю. Ибо в дальнейшем, мы, будучи родителями, сами должны будем прививать своим детям родную культуру, обучить родному языку, традициям и истории марийского народа. Для этого каждый в душе должен быть фанатом своей нации.

Сунгурова Раисия: В город Сургут я приехала в 2010 году, сразу же после получения диплома высшего учебного заведения в Республике Марий Эл. Идея была спонтанная и даже основательно не обдуманная. Можно сказать, это было желание изменить свой мир и пространство вокруг себя. А главная причина – трудоустройство. В первый же год приезда на Север, мне доверили руководить Сургутским отделением общественной организацией «Мари ушем» («Союз мари»).

Большинство жителей Сургута – это люди, которые приехали с одной целью – устроиться на работу и зарабатывать как можно больше. Многие, в основном молодежь, работают на двух работах и не имеют достаточного свободного времени. Для  культурного отдыха в нашем городе достаточно культурных учреждений, развлекательных центров, спортивных клубов, где есть возможность отлично провести время. В основном молодежь хочет расслабиться в родной марийской обстановке в качестве гостей. Например, на этнодискотеке.

За те пять лет моего проживания в Сургуте, нашей организацией «Мари Ушем» проводились  различные концерты, встречи, вечера, собрания, репетиции, выезды в другие марийские объединения по ХМАО. Даже как-то пробовали выпускать газету «Сибирь марий».

С 2010 года в Сургуте создан этнокультурный коллектив «ЮМарий». В начале участниками данного коллектива были «аксакалы» общества, которые начинали марийское движение. Далее, после нескольких выступлений ансамбля в городском масштабе, стали появляться молодые юноши и девушки (женская половина как всегда и везде имеет преобладающую позицию). Так, постепенно,актив нашего сообщества стал молодежным.

— А почему именно проведение дискотек? Что конкретно они дают для молодежи, для сохранения и развития культуры?

Иргибаев Александр: Почему именно дискотеки? Потому что иначе молодежь не завлечь на этнические мероприятия. Они любят посещать элитные клубы, где интерьер помещения и сама обстановка соответствует их взглядам, современному стилю жизни. На дискотеке - встретив своих друзей, родных - могут посидеть за столом и пообщаться в непринужденной обстановке, заказать еду и элитное спиртное, и в тоже время можно потанцевать на свободной танцплощадке, не боясь тесноты.

Сунгурова Раисия: Как уже упоминала, народ хочет расслабиться в родной атмосфере. Как говорят, спрос вызывает предложение. А что касается сохранения и развития культуры, то дискотеки к этому никакого отношения не имеют.

— Какие мероприятия проводятся с участием марийской молодежи  Сургуте?Участвуют ли в работе с молодежью общественные организации, городская администрация?

Иргибаев Александр: В ХМАО идет колоссальная работа с национально-культурными объединениями. Хочу отметить особое внимание городской администрации г.Сургута ко всем народам, проживающим на данной территории. Самым значимым мероприятием является фестиваль дружбы народов «Соцветие». В нем принимают участие более 20 национальных общественных организаций. Ежегодный фестиваль «Соцветие» - это культурное событие, основной целью которого является создание условий для сохранения, возрождения, развития и популяризация самобытности национального, духовного, культурного наследия народностей, проживающих в городе Сургут. На этом фестивале, марийскую общественную организацию «Мари ушем» представляют в основном молодые семьи.

Сунгурова Раисия: Наш город многонациональный и администрация Сургута заинтересована в том, чтобы молодежь разных конфессий и национальностей была занята именно в культурном направлении. Ежегодно, при поддержке мэрии, в Сургуте проходит масса этнокультурных мероприятий для этнических сообществ. Например: фестиваль национальных культур «Соцветие»,  конкурс проектов НКО, музейно-выставочные проекты, литературные конкурсы и благотворительные акции; выезды в образовательные учреждения и спортивные соревнования. И практически во всех этих мероприятиях участвует марийская молодежь.

— Есть ли позитивный эффект от проводимых мероприятий для молодежи?

Иргибаев Александр: Мы, организаторы марийских мероприятий и дискотек, стараемся привлекать как можно больше молодых ребят к участию в культурной жизни народа. Стремимся создать на нашем этноотдыхе атмосферу доброжелательности и единства. Также, хотелось бы отметить позитивную тенденцию среди молодежи, посещающую марийские вечеринки. Переезжая из родных краев за тысячи километров на заработки, за время пребывания в среде позитивных людей, вновь прибывшие начинают вести себя «более культурнее и спокойнее». Практически не происходят конфликты, как это наблюдается в других городах на подобных мероприятиях. Силой убеждения стараемся пресекать обильные алкогольные возлияния отдыхающих.

Марийской молодежи тут много, и есть небольшая сложность в…языке. Казалось бы он один на всех, но в Сургуте большое скопление марийцев с разных районов Башкирии, Марий Эл и с других субъектов РФ. И практически каждый район той или иной республики/области имеет свой диалект. Один и тот же предмет или действие может называться в разных диалектах разными словами. Вот так и живём тут . Учимся понимать друг друга. Ну а так, на данном этапе марийские вечеринки с участием звезд эстрады – единственные мероприятия, куда молодежь может пойти отдохнуть со своими.

Сунгурова Раисия: Как мне сказал один мариец после очередного мероприятия: «все рады, а значит - все довольны». Можно ли считать это положительным эффектом? По моему мнению, в этой фразе должно таиться более глубокое определение. Если не вдаваться в иллюзии и говорить правду, эффект точечный. Одни только развлекательные мероприятия не могут повлиять на общее мировоззрение марийцев. Во-первых, малая активность; во-вторых – человек больше настроен на расслабление, а не на мыслительные и созидательные процессы. Участники мероприятий получат некий позитивный настрой, в них на небольшой период проснется  национальное самосознание, патриотизм. Но это не отразиться в их жизни и сознании в дальнейшем. Поэтому, главное для меня, чтобы хотя бы на таких встречах между собой марийцы разговаривали на марийском языке.

— Какую роль играет старшее поколение в воспитании детей и молодежи в Сургуте? Передается ли родной язык и культура народа по-наследству?

Иргибаев Александр: Приблизительно из 100 марийских семей Сургута приблизительно 93 не учат своих детей родному языку. Это факт. Зачем им марийский язык?  Разве что только летом приезжая в гости к бабушке в деревню, разговаривать с соседскими мальчишками. Да и то, те деревенские мальчишки общаются между собой уже на русском. Увы и ах!

Сунгурова Раисия: Я разделяю два потока марийской молодежи в Сургуте. Тех, которые родились здесь - их родители находятся рядом,продолжая обеспечивать и опекать своих детей. И тех, которые приехали, как и я, оставив своих родных, заработать свой «рубль», чтобы обустроить свою жизнь.

В первом случае преемственностиродного языка и культуры народа почти нет. Почему почти? Я знаю несколько семей где язык, пусть не в таком чистом виде, но как-то сохранился. Но это всего лишь приблизительно 0,5 процента. За этот процент «спасибо» родителям. Только жаль, что этот «процент» на марийском разговаривает только с родителями. Вот пример. Дети марийской семьи, две девушки - одной 26 лет, другой 29. Знают обычаи, знают язык, с родителями могут общаться на марийском, но не имеют желания посещать марийские мероприятия. И между собой сестры разговаривают исключительно на русском. Обе вышли замуж. У одной муж не мари, общение в семье только на русском. У другой  сестры – недавно приехавший с Марий Эл мариец. Казалось бы, есть надежда, но, увы, тоже общение исключительно только на русском. В общем – печально.

Что касается другой категории, у которых нет рядом родителей и приходиться добиваться все самому. Наверное, трудности и ностальгия по родным местам сплачивают. Эта молодежь больше старается общаться в кругу своей национальности, посещать мероприятия на марийском языке. Если смотреть объективно, марийские юноши и мужчины желают дружить или женится именно на девушках своей национальности.  Но даже в этом случае довольно много семей или просто молодых пар, которые предпочитают общаться между собой на русском языке. В основном это мода восточных марийцев, численность которых преобладает в нашем городе и в округе целом. Есть еще один интересный факт. Почти все молодые супружеские пары, которые общаются друг с другом на марийском языке, со своими детьми предпочитают разговаривать на русском. Аргументируют свою позицию по-разному. Например: над ребенком будут смеяться его сверстники, воспитатели в детских садах; ребенок сам научиться разговаривать, слыша речь родителей; бабушки-дедушки в деревне научат; (и самое смешная аргументация) вырастет и сам решит, нужен ли ему марийский язык.

— А зачем вообще нужно сохранять свою культуру, свой родной язык?

Иргибаев Александр: Каждый из нас вне зависимости от рода деятельности и социального статуса несёт ответственность перед нашим Творцом - Ош Куго Юмо. Он создал нас марийцами – и мы должны быть марийцами в полной мере, в том числе, воспитывая свои детей, передавая им свой язык и дух. Лишь объединившись, вместе сможем достичь высокого результата в развитии культуры нашего народа.

Сохранение культуры и самобытности марийцев – должно быть приоритетной программой на уровне высших чиновников как в самой Республике Марий Эл, так и в тех регионах, где проживают марийцы. Кардинально менять что-то в системе образования, культуре ничего не следует. Нужно лишь учесть и использовать уже имеющий опыт и наработки. Остановить поезд под названием «руссификация» можно, но очень трудно. К сожалению нужно отметить, что множество мероприятий этнокультурной направленности и здесь, и в республиках, проводятся ради «галочки» и красивых «отчетов». Как правило, никакой полезной нагрузки они не несут. Часто проводятся различные этнокультурные форумы и конференции,  концерты, выступления в национальных костюмах. По большей части это все «показуха». В то же время нет внимания к проблемам жителей марийских сел и деревень, а ведь именно там сохраняется народная культура. Работать необходимо именно с населением в деревнях, создавая больше благоприятных условий для молодежи.

Сунгурова Раисия: Если не заботиться о сохранении своей культуры, то такой национальности как «мари» в России не останется. И это будет не только наша утрата, но и утрата страны. Ведь одно из культурных богатств России – ее многонациональность. Поэтому нам, марийцам, не надо допускать такого. А что для этого следует делать? – Не отрекаться от своего языка, главное – передавать его детям. Ни о какой культуре не может быть и речи, если не будет языка. Именно он отражает культуру. Нет языка – нет культуры!

Я считаю, что язык передается с молоком матери. Если с самого рождения ребенка, с первого его прикладывания к груди, родитель не будет передавать богатство именного родного языка, то получается, с этого момента родитель неосмысленно отбирает право ребенка на принадлежность к определенному народу. Я сама молодая мама и со своим ребенком разговариваю на родном языке.

— Интересуетесь ли новостями из Марий Эл, поддерживаете ли связь с республикой? Что для вас значит Марий Эл?

Иргибаев Александр: Безусловно, для меня Республика Марий Эл считается культурным центром проживания марийцев. Думаю, многие читают новости, следят за развитием и жизнью Марийского края.

Кстати говоря, по приезду в Сургут столкнулся с неким разделением на «марийцев с Марий Эл» и  «марийцев Башкирии». Это не везде, конечно, но тем не менее. Первые считают себя «главными» в марийской истории и относятся ко вторым с высока, а вторые гордятся своей автономностью и тем, что не подверглись несколько веков назад массовой христианизации. В различных форумах об этом много обсуждали и обсуждают. Кто читает, тот знает. Касательно этой реалии я, как мариец с Башкирии, отношусь с иронией и не разделяю марийцев на своих и иных. Хотелось бы, чтобы  подобные вещи канули в лету.

Сунгурова Раисия: Живя в Марий Эл, часто не особо вдаешься в местные новости и подробности того, что происходит вокруг. Все плавно перетекает вокруг тебя из одной формы в другую, из одной ситуации совсем в иную. Находясь же в дали, любой человек становиться как бы наблюдателем, когда все становится более понятным и явным. Думаю, каждый мари с любопытством прослеживает всю ситуацию, происходящую в Марий Эл.

Поддерживаем связь с центральным «Союзом мари» («Мари Ушем»). Что касается связи общины с другими обществами в Марий Эл – они не так сильны, как бы хотелось. Возможно, потому что у нас нет юридического статуса.

Марий Эл для меня, это – мой дом, мое детство, моя юность и в будущем - моя старость. Но, увы, никак не место моего пребывания сейчас. Я очень люблю свою республику за ее природную красоту, за ее культурное богатство, за ее отзывчивый и терпеливый марийский народ.

— Как считаете, должен ли быть Главой республики мари, и почему?

Иргибаев Александр: Руководитель Марий Эл обязан быть марийцем! Главой Марийской республики не просто должен быть человек с марийскими корнями, а родившийся и проживший как минимум часть своей жизни в республике, свободно говорящий на государственном марийском языке. Именно такой человек будет в курсе проблем местных жителей, будет близок марийцам, а также всем народам, проживающим в Марий Эл. В Марий Эл, два  государственных языка – и оба должны быть равноправны и равноиспользуемы в обиходе, в том числе и руководством региона.

Сунгурова Раисия: Меня всегда удивлял принцип выбора президента в Финляндии.  Несмотря на то, что в Суоми проживают всего лишь 5 процентов шведов - шведский язык, наряду с финским, там считается официальным. И президент обязан владеть двумя этими языками. Какое сильное шведское меньшинство, которое занимает пласт элиты. В Марий Эл проживают 43 процента населения мари – а руководители не владеют марийским языком! Местные элиты и общественники в свое время «упустили» марийского президента, и теперь не имеют влияния в структурах нынешней власти.  Надо работать, надо развиваться и двигаться вперед. Как говорится, «надежда умирает последней».

 

Регион: 
Народы: 
Читайте также:
Loading...