Виталий Милонов: «Необходимо вводить в школах второй язык — финно-угорских народов»

Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов в своей сегодняшней колонке озаботился этническим происхождением россиян. По мнению нашего колумниста, половина русских являются потомками финно-угорских народов, растворенных в большом суперэтносе. Также парламентарий не оставил в стороне нашумевший вопрос преподавания национальных языков в школе и поведал о фольклорных героях, объединяющих русских и татар, сообщает «Реальное время».

Мы — потомки финно-угров

В сегодняшней своей колонке я должен рассказать об одном факте, который у нас долгое время замалчивался, особенно в советский период. А именно о том, что как минимум половина русских — это потомки финно-угров. Центральная Россия (Москва, Кострома, Ярославль, Вологда и другие) — это территория, где исконно жили финно-угры. Половина европейской части России, Приуралье, Зауралье — тоже территория финно-угров. Даже нганасаны на самом деле являются финно-уграми.

Славяне на этих землях появились гораздо позже. Как мы знаем, существует пять групп финно-угорских языков. И ареал их распространения до недавнего времени простирался на обширные территории Центральной и Северо-Западной России, Поволжья, Урала, Сибири, Прибалтики, Скандинавии.

Не надо стесняться этой правды. Точно так же не нужно стыдиться того факта, что российская государственность пошла от варягов-викингов. Нет ничего страшного и в том, что большинство коренного населения России, по сути, представляют финно-угры при значительной доле татар.

Если мы отходим от Москвы на восток, в сторону Поволжья, то видим, что исторически славян на этих территориях не было вообще. Финно-угры соседствовали здесь с тюркскими народами (татарами). Яркий пример — Чувашия, Татарстан: там спокойно соседствуют мусульманские деревни с православными поселениями. В эти регионы славяне пришли гораздо позже. Исторически европейская часть России была финно-угорской.

museum-sp.ru

Вводить в школах второй язык

К чему я это напоминаю? Сам я являюсь потомком народности меря. Мои предки по отцовской линии происходят из Поволжья. Помню, как моя бабушка пекла своеобразные мерянские пирожки — ржаные ватрушки с картошкой, по-русски они называются «калитки». Такая выпечка сохранилась у финнов, карелов и других народов. Меря (как и мерянский язык) существуют до сих, хотя в значительной степени растворились в составе более сильного, великорусского, этноса.

Я считаю, что правительство России должно уделять внимание сохранению и даже воссозданию исчезающих культур и языков (такая практика в мире давно существует). Наше внутреннее многообразие, безусловно, является национальным достоянием.

Только в Ленинградской области можно насчитать не менее шести коренных языков. Очень обидно, что в Карелии вепсский язык еще как-то поддерживается (кстати, не без помощи финнов), а в Ленинградской области всем наплевать на исчезающие ижорский, ливский, водский языки. Безусловно, мы обязаны сохранить наше многообразие, наше культурное достояние.

Для этого необходимо вводить в школах второй язык — финно-угорских народов. Для начала его можно преподавать хотя бы в качестве факультатива. Нужно воссоздать кафедры местных языков (прибалто-финской, финно-уральской подгрупп) в национальных университетах.

Фото erzyaks.ru
 

Путь к духовному богатству

Не надо бояться или стесняться национальных языков! Благодаря их знанию человек становится богаче. Если ребенок, имеющий мерянские, зырянские или эрзянские корни, будет знать не только русский, но и свой этнический язык, он только многое приобретет.

Мы сами порой не осознаем, в какой стране мы живем, сколько удивительных открытий еще предстоит совершить исследователям. У Республики Коми, например, есть очень красивый герб, который отражает национальные традиции: птица с ликом солнечной богини на груди. Другие регионы не менее богаты на символы. Весь этот бесценный подарок, который нам достался, надо ценить. К сожалению, из-за того, что у народов не была развита письменность, многие вещи упущены, носители языка уходят в прошлое.

При этом мое мнение такое: дети должны изучать не только свой родной язык, особенно если родители этого хотят, но и обязательно знать русский язык, объединяющий все народы. Но и свою родную речь хотя бы на минимальном, начальном уровне мы знать должны. Это делает любого ребенка умнее.

До революции каждый помещик, живший где-нибудь в Костроме, никогда в жизни ни в какой загранице не бывавший, спокойно разговаривал на французском языке. Знание языка делает человека безусловно богаче.

А виноваты атеисты

Как мы знаем, в советское время шла жесткая антинациональная политика. В знаменитую пятую графу чаще всего заносили национальность «русский». А, скажем, «ижоры» в документации не приветствовались — и записывались русскими.

А ведь сколько жило народностей! Они были как цветы в букете: чем больше в нем составляющих, тем ярче и красивее вся букетная композиция. Если экран вашего монитора передает 4 млн оттенков, он будет намного лучше, чем тот, который отображает только четыре цвета. Так пусть остается цвет нашего культурного достояния, и в том числе и лингвистического богатства!

Должен отметить и наших тюрков — татар и башкир. У них есть свое наследие, которое мы, живущие в европейских регионах, к сожалению, почти не знаем или представляем стереотипно. Нам практически не известна история татар. Хотя я знаю, что ученые Казани, Уфы, Москвы и Петербурга занимаются подобными исследованиями.

Есть же интересные научные открытия, согласно которым у предков татар были сакральные персонажи, которые как две капли воды похожи на русских героев (например, Георгий Победоносец). Но мы этого не знаем, нас этому не учили, и порой мы этого стесняемся. Нас всех, татар и русских, ненавидят атеисты. Для них не должно быть ничего святого, для них главное — материальное богатство, деньги. И они нас пытаются рассорить, чтобы получить свою прибыль. Так что давайте любить все народы нашей Родины, развивать их языки и культуру и не давать им растворяться и исчезать.

Виталий Милонов
 

Regions: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ