Бесермяне

Бесермяне (самоназвание - бесерман) - народ в России. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000 г.). Расселены на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чепцы (приток р. Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 г. составляла 10 034 человек (в последующих переписях, вплоть до 2002 г., как отдельный этнос не выделялись, включались в состав удмуртов). Согласно результатам переписи 2002 г. численность в Удмуртской Республике - 2998 чел.

Самоназвание бесерман (как и созвучное русское «басурманин») восходит, через тюркское и персидское посредство, к арабскому muslim ‘мусульманин’ (букв. «послушный»). Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень - 10.

Язык бесермян - наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков.

Русские летописные источники XIII-XV вв. фиксируют народ под названием бесермян на Волге и в нижнем течении р. Камы, письменные документы XVII в. отмечают бесермян в бассейне р. Чепцы, часто называя их "чуваш", позднее за ними окончательно закрепляется этноним бесермяне.

За более чем 100-летнюю историю изучения бесермян учеными высказывались разные предположения относительно их этногенеза. Несмотря на довольно обширную историографию, многое и сегодня остается на уровне гипотез. В дискурсе преобладают две конкурирующие гипотезы. Согласно одной - бесермяне - удмуртизированные тюрки, согласно другой - тюркизированные удмурты.

Для религии бесермян характерен сложный синкретизм. В XVIII в. они приняли православие, но сохранили традиционные верования и элементы ислама. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности. Основное традиционное занятие бесермян - пашенное земледелие. Возделывали озимую рожь, ячмень, овес, лен, коноплю, выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Стержневым социальным институтом сельских бесермян вплоть до 30-х гг. XX в. была соседская община: простая - объединявшая жителей одного поселения, и сложная, включавшая несколько малых деревень. Встречались этнически смешанные общины. Сохранялись формы соседской и родственной взаимопомощи (веме). До первой четверти XX в. у бесермян наряду с малой семьей существовали большие неразделенные семьи. Межэтнические браки были редки, очевидно, из-за особенностей верований, быта, обрядов. Разделение больших семей широко распространяется с началом коллективизации. Современные бесермяне живут малыми семьями, часто встречаются смешанные браки.

В январе 1990 г. состоялось учредительсное собрание Общества бесермянского народа. Впервые в повестку дня общественно-политической жизни Удмуртии была поставлена "бесермянская проблема", причем как в научном, так и практическом плане. Был намечен и стал постепенно реализовываться целый комплекс мер по преодолению сложившегося негативного положения бесермян. Решением бюро Удмуртского рескома КП РСФСР была создана специальная комиссия по изучению проблем бесермянского народа. В 1992 г. Президиумом Верховного Совета Удмуртской Республики от 2 июля № 735-ХII и Советом Министров Удмуртской Республики от 29 июля № 293 было принято постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа". По представлению Правительства Удмуртской Республики, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Использованы материалы:

Владыкин В.Е., Попова Е.В. Бесермяне // Народы и религии мира. М.: Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 2000.

Википедия: Бесермяне

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Фото с сайта Финно-угорского культурного центра РФ

 

 

 

 

 

 

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ