Мордва грозит Инфоцентру FINUGOR судом за признание эрзян и мокшан

Александр Лузгин

Власти Мордовии и исполком совета Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа потребовали от Инфоцентра FINUGOR отказаться от указания эрзи и мокши в качестве отдельных финно-угорских народов и объединить их в мордву. Соответствующие письма пришли в редакцию Инфоцентра.

Первым «мордовский» вопрос поднял в переписке по электронной почте по поводу участия в конкурсе «Имя финно-угорского мира» в роли эксперта заведующий кафедрой новейшей истории народов России Мордовского госуниверситета, профессор Владимир Абрамов. Ученый прислал справку о различиях эрзи и мокши (см. прикрепленный файл), но потребовал объединить их в мордву. «С чего Вы взяли, что в Мордовии существуют две титульных нации… ? Этой версии придерживается только провокационная группа из газеты «Эрзянь мастор». Вы же не выделили в отдельный народ коми-ижемцев или горных (и болотных) мари? В акции должен присутствовать один мордовский народ, иначе ни один серьезный ученый Мордовии с Вами работать в этом направлении не будет», - пригрозил он. По итогам обмена мнениями В.Абрамов отказался давать информацию об эрзянах и мокшанах.

Михаил Мосин

Затем в редакцию пришло письмо за подписью министра по национальной политике Мордовии Александра Лузгина, в котором высокопоставленный чиновник назвал «ошибкой» представление эрзи и мокши в качестве отдельных народов. «Все документальные исторические данные, труды ученых и исследователей, а так же резолюции I-V съездов мордовского народа свидетельствуют о единстве мордовского народа. Мордва, как этнос состоит из двух субэтносов – «эрзя» и «мокша» и делить мордовский народ на два народа нельзя», - подчеркнул министр в письме, после чего потребовал убрать эрзя и мокшан из списка финно-угорских народов, «заменив на одно правильное название народа – «мордва».

Финальным аккордом стало письмо из исполкома совета Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа за подписью его председателя профессора Михаила Мосина, в котором содержались те же вышеприведенные тезисы. «Исполком… расценивает подобное разделение Вами мордвы как вмешательство во внутренние дела нашего народа, как провокацию, направленную на его раскол, - говорится в документе. – Призываем Вас исправить допущенную в приложении № 1 ошибку, чтобы подобная провокация не состоялась. В противном случае мы вынуждены будем прибегнуть к восстановлению исторической справедливости в судебном порядке».

Инфоцентр FINUGOR

Читайте также:

Комментарии

  1. Guest
    Действительно, зачем разделять единый мордовский народ?
  2. Guest
    Вы не понимаете о чем говорите.
  3. Тимофей Молданов
    Мордва ("человек", "мужчина") - псевдоэтноним иранского происхождения, которым издревле называют два самостоятельных финно-угорских народа - мокшан и эрзян.Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане - это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют - само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное - отсутствует само понятие "мордовский язык". Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане - т.н. "мордва" - не понимают друг друга.Эрзяне - финно-угорский народ, проживает в Республике Мордовия (автономия с 1928 г.), Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Самарской, Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Оренбуржской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Челябинской, Свердловской областях, а также в Сибири, Алтае, Средней Азии, Украине, Армении и США. Численность по переписи 1989 года вместе с мокшанами - более миллиона человек. Если учесть, что численность мокшан никогда не превышала 200 тысяч человек, эрзянами в 1989 году были более 900 тысяч человек. Эрзяне - четвёртый по численности финно-угорский народ мира после венгров, финнов и эстонцев.Вместе с тем эрзяне - это нация с самым высоким показателем дисперсности расселения в РФ. Это спровоцировало демографическую катастрофу эрзян. За последние 13 лет, согласно всероссийской переписи, исчезло не менее 300 тысяч эрзян. Без войны, массовых эпидемий и переселений. Эрзяне - всемирные (!) лидеры по темпам ассимиляции. Абсолютное большинство ассимилованных эрзян принимают русскую национальную идентичность. Религия: национальная эрзянская, номинально православные.В июле 2004 года на традиционном празднике Раскень Озкс в местечке Чукалы избран князь Эрзянии - Инязор. Им стал учёный-математик, лидер Общества спасения эрзянского языка имени Рябова Кшуманцянь Пиргуж. Таким образом эрзяне номинально восстановили свой древний монархический институт.Мокшане - финно-угорский народ. Проживают в Мордовской Республике и Пензенской области. Диаспоры существуют в Саратовской, Самарской области, Западной Сибири, Украине, Москве. Численность - около 200 тысяч человек. Разговаривают на мокшанском языке. После переворота в 1994 году власть в Мордовии удерживает представитель мокшан - Никул Меркушкин. Православные. 
  4. Guest
    "Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане - т.н. "мордва" - не понимают друг друга." - Это как понимать?Кто Вам сказал, что мы не понимаем друг друга?Отдельные слова вообще одинаковые по произношению, а в правописании отличаются одной буквой, например, хорошо-пара(мокшанское)-паро(эрзянское).Подобных примеров множество. И разве люди не поймут друг друга, общаясь?????Что за чушь???? У нас два субэтноса, народ-ОДИН!!!!! О Господи, только дочитала сообщение до конца и поняла, кто автор!!!Это те, кто два года назад в Нижегородской области устраивал Конгресс(не помню,какой по счету) Эрзянского народа и призывал создать Эрзянскую республику....не буду подбирать комплименты в Ваш адрес, Вы этого недостойны....
  5. Владимир мокшан...
    Я мокшанин и эрьзян я понимаю также как русские поляков. С таким же успехом можно всех славян назвать одной нацией, одним народом. К тому же мокша и эрьзя разные уже более полторы тыс. лет. Раньше мокшанам и эрьзянам запрещалось жениться между собой. Постоянно воевали друг с другом. Мы разные народы и в этом нет ничего плохого. А что касается марийцев это их дело, если они себя считают одним народом. Если русские будут поддерживать этих"мордвов", то им я скажу пусть ассимилируются с китайцами и назовут себя "китарусами" потом пусть лезут дисскусировать. Потому что мордва это люди частью мокша и, или эрьзя и кто угодно преимущественно русские, или же предатели своих дедов, своих корней просто мокша или эрьзя. Как известно, к сожалению, мы стесняемся своей нации и об этом всем известно. Мордва это люди окончательно отрёкшиеся от своих народов - предатели. Которым стыдно быть мокша или эрьзя. Лучше бы они себя назвали по национальности другого родителя, пусть даже и матери, в этом нет ничего плохого. Но они видимо подсознательно чувствуют, что это позор когда твой отец мокша, а ты стыдишься того что он, а следовательно и ты мокшанин. Это угрызение совести предателя, как его заставить молчать, придумать несуществующую нацию. Вродебы и не мокша, и не эрьзя, тем более в этой куче мала кто чего разберет, особенно если ты чистый мокшанин или эрьзянин. Иди ка, притом что в бывших финно-угорских землях - ядро, центр России, русские здесь на половину славяне на половину финно-угры, что им за русскость кажеться цепляться, а заставь русского назвать себя украинцом и предать свою русскость. Или еврея заставь отречься от своего народа в пользу даже национальности другого родителя. Потому что евреев считают умными и этот народ обещенный Богом Авраауму, лестно быть евреем, даже не смотря на зависть и ненависть некоторых людей. У евреев страны своей долгие века не было, и то сохранили свое самосознание как народ. С них надо брать пример. Важность осознания своего происхождения очень важна даже с религиозной точки зрения. Сколько заботы Бог проявляет о своем народе - евреях. Это означает что даже Бог считает понятие народ, нация это важно. А мокшанином быть стыдно и мы в принципе сами виноваты в этом. Другой народ, в том числе и русские, давно уже поднял бунт против таких людей которые пытаются нам запретить называться теми кто мы есть. Эти нелюди оскорбили нас мокшан и эрьзян, как минимум они заслуживают тюрьмы. Представьте, что кто нибудь русским пытался бы запретить называть себя русскими, какой бы бунт русские подняли. Даже русские живя долгие поколения на чужбине и то сохраняют свое самосознание. Почему мы терпим разных предателей, и тем более такой плевок нам в лицо, потому что их больше чем нас? Нас уже наши дети предают, они нас не уважают, и как можно уважать отца который безхарактерный, слабый хуже бабы. Если мы щас не заткнем таких мразей, то завтра нас вообще нестанет. Путин хвалит нас, что мы являемся примером мирного сосуществования, конечно на своей земле ты должен стеснться своей нации, чтобы угодить мразям - предателям. Это нормально. Ты должен скрывать себя кто ты есть, а то вдруг какой нибудь русич или мордвин оскорбит и ты еще как нибудь скромно попытаешься пристыдить, что нельзя оскорблять других а он за то что ты сделал ему замечании попытается морду набить. Как меня одна девушка пыталась обвинить, что я пытаюсь разжечь межнациональную рознь, и что мои призывы приведут к войне, мол украниы нам мало, лишь потому что я призываю своих соплеменников не стесняться своих дедов и называть себя мокшанами, говорить на своем языке и развивать свою культуру а не только русскую. А что теперь если я гордо нестесняясь назову себя мокшанином и русские будут убивать меня за это. Да и пускай. Наши деды умирали за наш народ и русские умирали и готовы умирать за свою русскость, а мы что должны просто, не том что сдать наш народ а нашими же руками убить свою же нацию? Лишь потомучто так удобно руссим и мордвам. Сам Путин говорил что он самый первый националист, и что любит свою нацию и не пытает ненависти к другим. Почему нас, когда мы пытаемся спасти свой народ нас какието мрази обвиняют в разжигании национальной розни или хуже того прямо запретить нам называть себя теми кто мы есть. Я ненавижу слово мордва, я ненавижу предателей и никто не сможет этим моим словам возразиь. Помните как Иисус говорил об участи предателя Иуды, - лучше бы ему и вообще не рождаться. А спросите Путина он любить предателей. Особенно если бы это приводило к уничтажению его народа. Я даже согласился бы на то что они себя называли мордвой, только лишь запретить говорить им о каком либо родстве с нами. Мы имеем право это требовать, потому что они предатели, они потеряли свое лицо. Чтобы мордвой себя называл человек любой нации кто не желает себя называть русскими. Но не каким боком несвязывать их с нами. Нам надо начинать стыдиться их. Этого мнения не только я, но и русские пишут в интернете что именно мордва стесняются своего народа и что им русским такие люди не особо нужны, а вот мокша и эрьзя они точно не нужны. Я где то даже этот коментарий сохранил. Ребята давайте не стесняться своего народа как мокша так и эрьзя, хватит угождать кому либо. Поверьте русский, и любой другой, горло вам перегрызут если что нибудь потребуете с них подобное. Нельзя такие святые вещи предавать. Это от нас зависти умрет наш народ и язык или нет. Бог видя наши старания не даст пропасть нашему народу. А если нам это ненужно как мы можем что то от Бога ожидать. Мы предаем свой народ дедов, и ждем когда за нас русские все наши проблемы решат. Путину легче нас уничтожить, нет народа нет лишних проблем и вроде руки не испачканы кровью. А вот пускай попачкают их если они против чтобы наш народ существоал, хватит быть бабами. Но даже Путина не в чем обвинить если мы сами даже не пытаемся ничего делать. Мордва это слово прижилось лишь изза того что нас мало и для русских таких народов как мы полно, конечно им легче так называть нас. Мордва это всего лишь слово означаещее люди, и к нам оно никакого отношения не имеет. Какой то историк назвал нас просто людьми на своем языке, а русские подхватили это. Зачем запоминать такие "сложные слова" мокша и эрьзя когда можно просто назвать одним словом. И мордовию назвали так лишь изза того что мы никак между собой не могли решить как назваться мокшо-эрьзянской или эрьзяно-мокшанской республикой, и то что русским так легче, всего то. Я не могу однозначно докозать что все делается для того чтобы наши народы уничтожить, но многие наблюдения из нашей жизни приводят к мысли, что для этого делается все возможное, так чтобы виду не показать.Мы должны проявить характер, мы даже не пытаемся настроить себя на это. Так нельзя. Пусть я останусь последним мокшанином на планете, но мне предатели в жопу не усрались.. Таких ничтожеств я даже слушать нехочу. Я буду делать все, прежде всего в повседневной жизни для того чтобы видели другие нации, что я горжусь тем что я мокшанин, и дети у меня родяться тоже будут мокшанами. А не как некоторые родители, запрещают при русских детях по мокшански разговаривать, сам этому свидтель и слышал не раз от других. А если на меня будет травля,, то как минимум буду настраивать себя не сдаваться, а если будет не только травля но и физическое воздействи на мой народ со стороны русских даже возьмусь за оружие. Я думаю и надеюсь до этого недайдет, что русские начнут избивать или и убивать за то что мы будем возраждать свой народ. Понятно, что даже если это случиться, что скорее всего наврядли, то мы заведомо будем уничтожанны, но лучше умереть человеком чем прожить лишний годи и потом все же сдохнуть от естественных причин, и прожить эти лишние годы как свинья, трус и предатель. Я согласен с Путиным, я тоже националист и тоже это не значит что я ненавижу другие нации. Это всего лишь озночает, что я люблю свой народ больше чему другие народы. Хватит бояться мордвов и тех русских которые пытаются пристыдить вас, поймать на слове или еще чтото, просто не слушайте их, а посылайте, если вам Бог не дал дар красноречия. Помните как Бог называл книжников и фарисеев лицемерами, никого он не осуждал а их обозвал ехиднами, они на язык подвешены были ай яй яй как, и знанием закона людей обыгрывали в спорах. А все равно перед Богом они оказались хуже всех людей. Любить свой народ не грех, и это совсем не означает что вы кого то ненавидите, как хотят повернуть так некоторые мордва особенно.
  6. Эрьзя
    Поддерживаю, брат
  7. Guest
    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражнанину свободно указывать свою национальность. В последней переписи эрзя и мокша были указаны как самостоятельные народы. Всё больше людей осознают свою национальность как эрзяне. Я тоже по национальности - ЭРЗЯ, но никак не "мордвин". Предполагаю, что чиновники от национальной политики просто боятся потерять свои насижинные места и своими действиями наносят непоправимый вред развитию эрзянского и мокшанского народов в рамках Конституции РФ. Ильконь Микай. Лениногорск
  8. Guest
    Значит дела их плохи, если даже в интернете угрожают судом. Мосин бы лучше заткнулся, пусть сначала объяснит почему в уставе "Межрегионального движения.....", который он возглавляет, указано, что "движение" было учреждено на третьем "Съезде "мордовского" народа", а в повестке этого "Съезда" такого пункта нет? И еще, высшем органом "Движения" является его Съезд, а не Съезд мордовского народа, а это не одно и то же. Потому-что Межрегиональное движение мордовского (мокшанского, эрзянского) народа - является общественным объединением - юридическим лицом, зарегистрированное в определенном законом порядке, а Съезд мордовского народа не является ни общественным объединением, ни юридическим лицом, вообще ни чем не является. И на каком съезде избрали Мосина председателем еще вопрос, так как они сами утверждают, что в 2009 и 2004 годах проводились Съезды мордовского народа, значит съезды "Межрегионального движения...." не проводились, и знасит Мосин не легитимен. Он так же не легитимен, если даже проводились съезды "Движения" так как, делегатами на съезде могут быть, "участники движения письменно потвердившие свое желание быть участником движения", уверен, большенство, из делегатов не писали таких заявлений, а значит они не являлись участниками "Движения", и не могли быть делегатами. Более того, количество "делегатов" взяли от общей численности "мордвы" по результатам переписи "2002 года, то есть организаторы Этих съездов, приняли за основу что вся!!!!! мордва является участниками "Движения", все 846000 человек!!!! Все мы якобы написали заявление об участие в этом "движении", включая 100 - летних бабок, дедок и детей грудного возроста. ДЕЛЕГАТЫ НЕ ЛЕГИТИМНЫЕ СЪЕЗД НЕ ЛЕГИТИМЕН МОСИН ТЫ НЕ ЛЕГИТИМЕН Мосин, ты слишком много стал говорить. Хочешь суд? Ты его получишь, только будешь ответчиком, по выше приведенным фактам и по умалению конституционных прав граждан эрзянской национальности, а именно: 1. В названии организации которой якобы являетесь председателем, народ эрзя взят в скобки "....мордовского (мокшанского, эрзянского) народа", что ставит его ниже мордвы, выставляется как народ второго сорта. 2. Попытки запретить эрзянам считать себя народом, а в последнем случаи с применением угроз судебного преследования, попирается конституционное право гражданина СТ 26. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Увидемся в суде.
  9. Guest
    Мордва это прозвище народов мокша и эрзя, узаконенное советским правительством. До 1928 года слово мордва было экзоэтнонимом после 1928 года псевдоэтноним. У меня на базе форума Рузаевки открыт первый форум народа мокша, также есть форум народа эрзя не нет и не будет мордовского раздела www.ruzaevka-city.net Мокша и эрзя, уважайте себя и своих предков, не называйте сами себя прозвищем мордва!
  10. Guest
    А вот эти политические деятели (Абрамов и др.), они же не учат своих детей языку. Я не встречал ни одного человека, утверждающего, что он эрзя или мокша, который не учил бы и своих детей. А мне очень стыдно за этих деятелей-мордвинистов. В свойей же книге "Мордва", к-я вышла в 80-х годах, я прочитал, что по переписи 1959 года (или 56, точно не помню), лишь тысяч 80 000 представителей эрзи и мокши записали себя мордвой. А остальные - эрзя и мокша. Поймите же, мы ничего не делим, не хотим вражды. Мы просто защищаем свое имя. А эти политики они кормятся на этом, они написали все докторские на этом. Как отмечено выше, каждый человек свободно может указывать свою национальность. Я могу быть хоть троллем, хоть хоббиттом. Но я эрзя, и очень горд этим!
  11. Guest
    Мне кажется, что Мордовскому народу самому решать, как его называть, а не какому-то сайту. Есть государственная политика, будьте добры следовать ей.
  12. Guest
    Что-то "государственная политика" противоречит здравому смыслу и выражается в насилием над волей аж двух народов. Каким-то фашизмом попахивает. Хотя от меркушатника с его высохшими мозгами главой и его же маразматичноми учеными ожидать, ИМХО, не стоит.
  13. Guest
    А кому, как не представительным органам народа выражать его волю? Есть решение съезда МОРДОВСКОГО народа, значит такова его воля. И не надо раскалывать мордву на две части, это попахивает сепаратизмом и провокациями!
  14. Guest
    Нука-нука, скажите-ка это про какие такие "представительные органы власти" идет речь. Неужели про "съезд мордовского народа", организованный и сформированный лично г-ном меркушкиным и созванный исключительно для антинаучного обоснования существования какого-то неизвестного доселе "мордовского народа" с целью праздновать надуманное тысячеление единения и распила бюджетного бабла в миллиардных масштабах?
  15. Guest
    "попахивает сепаратизмом и провокациями" - это слова работников НКВД, которые арестовывали Рябова и Петербургского. Сейчас XXI век.
  16. Guest
    Вот пусть мордва решает за себя, а эрзяне за себя, и засунь эту "государственную политику" себе ......
  17. Guest
    проблема в том, что не существует мордовского народа, так же как не существует чухонского, самоедского и пошехонского.
  18. Guest
    вот беда, не существует мордовского народа, равно как и чухонского или пошехонского.
  19. Guest
    обсуждение текста В. Абрамова о мокшанско-эрзянских различиях http://uralistica.com/profiles/blogs/v-abramov-spravka-ob
  20. Guest
    Доброе время суток! Меня как эрзянина крайне возмущает выпады мордовских властей и считающих себя серьезными ученными, требующих отказаться от признания эрзян. Из публикации "Мордва грозит Инфоцентру FINUGOR судом за признание эрзян и мокшан" видно, что некоторые дошли до угроз судебными тяжбами. Для мордовских властей это в порядке вещей. Вы имели возможность сами убедиться как нам тут приходится выживать. Именующие себя громкими титулами выступающие против признания эрзян фактически ни каких на то полномочий от эрзян не получали. Впрочем фальсификации выборов для мордовских властей в порядке вещей. Лично я категорически против, чтобы меня представляли в таком важном национальном вопросе эти лица. Эрзяне и мокшане это отдельные народы, и никакого мордовского языка нет, следовательно нет и мордовского народа. Впрочем, для мордовских властей фабрикация уголовных дел в отношении негодных это в порядке вещей. В частности, в отношении меня более 8 лет фабриковалось уголовное дело при отсутствии события преступления в котором указывалось что я выступил против избрания главой республики Меркушкина (мокшанина). Вот такими методами устанавливается доминирующее положение мокшан. Тем не менее, намерен сам выдвинуть обвинение в отношении тех, кто выступает против эрзян. Если сочтете нужным я буду выступать на Вашей стороне против угрожающих судебными тяжбами. Вообще такая путаница в отношении эрзян возникла по вине коммунистических партначальников, которые как Зюганов путали Мордовию с Молдавией. С уважением, юрист Елаев Иван Александрович, телефон: +79510538999, e-mail: I.A.Elaev@mail.ru
  21. Guest
    Съезд мордовског народа - пример демократии в России))))))))))))) Т.е. его образец. Очень смешно и плакать хочется. Это фикция чистой воды. Все сидят на этом съезде и поддакивают власти. А потом после него возмущаются тихо и покорно.
  22. Guest
    Вот люди сидят в других регионах и думают, как мы тут всё делим, какие все редиски. Я вас понимаю, после того как наша показушная власть парит всем мозги, а у самих даже дети русские и им насрать на всю эту дребедень. А за своё имя борятся зачастую простые мокшане и эрзяне, не имеющие таких финансовых и пиар возможностей. А власти своим подопечным раздают награды и звания. типа. вон, смотрите, ученые говорят. а вы кто... А настоящих ученых, как н-р доктора наук. участника ВОВ, лингвиста Дмитрия Васильевича Цыганкина как-будто не замечают и выдвигают на второй план. А остальных объявляют идиотами и сепаратистами. Узнаю российскую политику. Пусть мы, мокшане и эрзяне будем вместе, но под своим именем настоящим, а не под кличкой.Хорошо, давайте мы мордва. Удмурты,не олбижайтесь. вы теперь для нас - вотяки, марийцы тоже, вы черемисы. Чухонцы, чухня и т.п. Не хочу обидеть никого из ф.-у народов. Но и вы нас не обижайте, проявите уважение. Мы - мокшане и эрзяне. И никакие мы не сепаратисты. Мы обычные лоюди.интеллигенция и рабочий класс, поэты, общесчтвенные деятели, студенты и т.д. Единственное отличие в том, что у нас нет рычагов власти. и денег. да они нам и не нужны. Позвольте нам выражать свое мнение, уважайте нас.
  23. Guest
    Мосин и К утверждают, что мокша и эрзя один народ говорящий на разных языках. Если так, то смело можно причислить Мосина к мокшанам, так как он знает мокшанский язык. Интересно, согласится ли Мосин признать себя мокшанином? И еще интереснее согласятся ли мокшане признать его "своим"?
  24. Guest
    При советской власти в графе национальность запрещалось указывать мокша, эрзя, разрешалось только "мордвин, мордовка". В 1990 запрет снят - в списки внесены этнонимы мокша и эрзя, и по результатам переписи 1994 года лишь 3% обрусевших мокшан и эрзян в Мордовии назвали себя "мордва", остальные указали национальности мокша и эрзя. Проект переименования Мордовской АССР в Мокшанскую и Эрзянскую СР был подготовлен в 1990 (изначально именно под двойным названием - Мокшано-Эрзянский АО - автономия была включена в обсуждение на заседании Совета Народных Комиссаров в 1928). Вопрос. Когда был издан закон о запрете указания национальностей эрзя, мокша, шокша, каратай? P.S.: Татьяну Девяткину арестуют?
  25. Guest
    А вообще, кто определяет, есть такой народ эрзя или мокша? В каких документах это прописано?
  26. virjaz
    В Конституции Российской Федерации статья 26, (прочитайте комментарии),
  27. virjaz
    1 Конгресс Эрзянского народа. 1 Конгресс Эрзянского народа. Эрзянское национальное пробуждение началось весной 1989 г. Тогда у слабеющей тоталитарной системы уже не хватало сил и воли держать под жестоким контролем общественную активность в гигантской империи. Ядро зарождающего эрзянского актива собиралось в крохотной комнате журнала Чилисема. Её хозяйкой была Маризь Кемаль. Однако, скоро эрзянская фаза этой инициативы несмотря на предупреждения и протест перешла в – мордовскую. На мой взгляд, этому способствовало несколько причин. Многовековое отравление мордовским ядом живого эрзянского организма, присоединение активных, внешне приятных мокшан и неудержимое желание получить максимум за короткое время. Но встать на эрзянский магистральный путь, единолично впервые указанным и ярко освещённым Маризь Кемаль было не дано. Это её сильно огорчало, и нередко она отказывалась участвовать в мордвинских делах, безуспешно пытаясь этим остановить заблудших, обречённо бредущих в мордовский тупик соотчественников. Моё участие в работе этой структуры относится к началу осени 1989 г. Под названием Масторава весной следующего года она будет зарегистрирована. А единственный её съезд был проведён в августе 1990 г. Описание произошедших в этом движении событий с 1989 по 1992 г. короткой строкой невозможно. Поэтому, эти события пока пропущу. Если будет интерес к этому бурному времени и к истокам уже эрзянского национального движения, сочту за честь поделиться увиденным. Теперь о своих делах. В чём состояла моя миссия. Личный субъективный взгляд. В конце 1992 г. уже после загадочной внезапной смерти лидера организации Д.Т. Надькина состоялся 1 Конгресс Финно-угорских народов в г. Сыктывкаре. С трибуны этого авторитетного форума под аплодисменты мне впервые удалось провозгласить, что среди нескольких тысяч этносов населяющих нашу Планету не одно тысячелетие существует народ Эрзя, с недобрым умыслом спрятанный под экзоэтноним «мордва». «Казни» пресловутых эрзянских «сепаратистов-раскольников», позднее организованные мордвой в отместку за это, описывать сейчас не буду. Это отдельная тема. А тогда из части Масторавы выделилась небольшая группа всё ещё колеблющихся и имеющих растерянный вид эрзян. Но с ними уже можно было попытаться очистить эрзянское движение от ставшей уже всем ненавистной, мордовщины. Вспоминаю, как сам себя наставлял и принуждал: если не сделаю сейчас это я, то никто другой этого делать не будет. Как организовать заново национальное движение, теперь только эрзянское, было ясно. Сомнения исчезли. 1. Должно быть зарегистрировано общественное движение с конкретной уставной целью образования в России эрзянского национального очага в виде автономного округа. 2. Создание печатного органа. 3. Регистрация нескольких эрзянских ассоциаций (женских и т.п.) 4. Проведение Конгресса эрзянского народа и принятие Декларации об официальном названии. 5.Вступление Эрзянского народа в члены Организации Непредставленных Народов. Практически все эти поставленные задачи, невзирая на многие трудности, были выполнены. В 1993 г. в Минюсте зарегистрировал Движение за равноправие и развитие «Эрзянь Мастор». Вейкетекс улемань ды касомань кис молема. Основной пункт его Устава: Образование в соответствии с Конституцией РФ Эрзянского автономного округа. В том же году подготовил Устав и инициировал регистрацию Ассоциации эрзянских женщин «Эрзява», которую возглавила Маризь Кемаль. Реакция мокшанок была угадана заранее. Они скоро тоже пришли за уставом. Знали бы крёстного отца своей «Юрхтавы». В течение 1993-94 г. для создания в местной прессе положительного образа мне периодически удавалось публиковать информацию о целях и задачах Эрзи. Так осенью 1994 г. получил возможность опубликовать в многотиражной газете большую статью, где заранее объявил о проведении весной 1995 г. 1 Конгресса Эрзянского народа. Также были установлены хорошие отношения с ОНН и с одним из её руководителей – Леннартом Мяллем. Наша делегация постоянно приглашалась для участия в работе этой организации. В конце 1994 г. была завершена подготовка давно задуманного своего проекта: выпуска независимой газеты Эрзянь Мастор. Вначале никто не верил в успех задуманного. Но со временем скептиков не стало. Пошли возражения по названию. Пусть будет название нейтральное – Вальма. Запомнилась ирония Кемаль: Вальма, Ортат, Орта кочкарят. Но мои аргументы всё - же одержали победу. Название Эрзянь Мастор сплотит наш народ. Вернёт ему из дымки веков почти утраченное геополитическое название своей Родины, создаст светлый образ страны для миллионного, рассеянного не по своей воле народа, будет крепостью против агрессии мордвинистов. Нечто подобное было с присвоением имени, созданному Е. Четверговым Фонда спасения языка. Чьё имя будет у Фонда? Жмёт плечами. Без имени будет плохо. Ну, тогда - Макара Евсеева. Оно не сработает. Фонд должен носить имя мученика. Это А.П. Рябов. Тогда он был редко кому известен. Правота выбора позже подтвердилась. Для старта Фонд получил сильные крылья. На презентацию, съехались его родственники из разных городов, собралось много людей, и был большой энтузиазм. Здесь же были собраны пожертвования. Часть из них, позже была использована для выпуска наспех составленного Е. Четверговым первого номера газеты. Однако, мордва с остервенением потом отнимут у Фонда это трагическое имя. Подготовка 1 Конгресса Эрзянского Народа не потребовала у нас больших усилий. Было решено провести его синхронно со 2 съездом Мордвы. При этом снимались все технические вопросы. Эрзянские активисты обеспечили сбор 98 делегатов. Я написал давно назревший проект Декларации об официальном названии Эрзянского народа. Одно единственное заседание оперативно было проведено вечером 23 марта 1995 г. в Доме политпросвещения ОК КПСС. Конгресс прошёл без привычного ритуального пафоса. Заседание было поручено открывать молодому морскому офицеру Б.А. Ерюшову. На повестке дня было два вопроса: Принятие Декларации о самоназвании народа и образование рабочего органа Конгресса- исполкома во главе с председателем. Затем слово было предоставлено мне для изложения вопроса о необходимости эрзянской идентификации и оглашения проекта Декларации. Конгресс единодушно и с энтузиазмом её принял. Председателем исполкома был избран А.А. Малов. А осенью 1995 г. мы с ним приняли участие в работе совещания ОНН в Тарту. Здесь делегации от десятков народов мира единогласно приняли резолюцию с одобрением представленной нами Декларации. Вот и всё. Принятую Декларацию мне тогда с трудом удалось опубликовать лишь в одной многотиражной газете. С той поры прошло 16 лет. Обстоятельства давно меня отлучили от активных эрзянских дел. Однако, не скрою мне было приятно узнать, что нашлись эрзяне, проведшие ещё два Конгресса, а Декларация бережно сохранена и переведена на десяток основных языков Мира. Вызывает лишь огорчение, что она до сих пор никем не положена на столы Глав: государства, правительства и субъектов РФ. Из-за этого сегодня мордовская власть игнорирует ясно выраженную мирную волю нашего народа. На наши бюджетные деньги, без оглядки на мораль, по субъектам России неистово курсируют, извлекая себе выгоду от пропаганды идеи «единой мордвы» засланцы, из под одежд которых видны уши древних эрзянских языковых спутников. У них цель проста. Мешающая их господству, вызывающая раздражение эрзянская история должна быть завершена навсегда. А как быть нам? Может принять правила игры и, наконец, успокоиться, полагаясь на понимание и решение нашей проблемы всевозможными «братьями-друзьями», расплодившимися и кишащими гебнёй «Афунами-Мафунами», прочими «Центрами-Комитетами»? Согласен, с этим, Эрзя?! Арис. Эйзюрков . 23 –це чи . 2011 ие. ЭрзяМастор.
  28. Guest
    Мне кажется что никакой мордвы нет. Есть два народа Эрзя и Мокша. Мой отец называл себя Эрзей, матерь Мокша. У нас дома очень часто бывали скандалы. Отношения с сестрами разрушены (они ненавидят отца). Оказывается Эрзяне никогда не брали себе в жены Мокшанок и наоборот. Властям РФ не нужно еще одно напряженное место в стране, поэтому они пошли на такие меры, через продажные суды добиваться "справедливости". Эрзя и Мокша это два разных народы, хотя они и соседи, возможно что-то похожее на Русских и Украинцев.
  29. Владимир мокшан...
    Гордиться тем кто ты есть надо. Если Меркушкин, что то и делал не так, я его не оправдываю. Но много от эрьзян я читал, что его прежде всего нелюбят эрьзяне изза того что он мокшанин. Это не правилно, надо с любовью ко всем людям относиться, даже врагам, только вот это не означает, конечно, что мы не должны побеждать своих врагов, Но все равно надо помнить что мы не с людьми враждуем, а с неправильными вещами, которые несут эти люди. То что Меркушкин что то особенное сделал для мокшан, это не правда. У нас более плачевное положение чем у вас и с каждым разом все хуже. А то, что у эрьзян какая то болезненная любовь к своему народу, почемуто отождествленная с ненавистью именно к мокшанам. И вместо Меркушкина вам нужен русский глава, потому что видетели мокшан меньше чем эрьзян и русских. Мы вас не ассимилруем, и Меркушкни вам не мешает жить. Я даже не знаю, что нам свами делить. Смешно даже, никогда никого несчитал врагом, считал самыми главными врагами самих себя, за то что, мокшане только умеют стесняться своего народа, а не гордиться и показывать себя даже если кто пытаеться обсмеять тебя. А тут сколько эрьзян я не читал все статьи косались как бедных эрьзян прижимают и тут же пишут, какие мокшане плохие. Создается впечатление, что мы источник бед всех эрьзян. Считайте себя эрьзянами никто не может запретить вам это, судитесь с такими людьми которые пытаются вам помешать себя называть эрьзянами - это все правильно. Притом неважно кто это мокшанин или русский, или эрьзя, я сам против такх людей. Но мы то простые мокшане причем, у меня нет никакой неприязни к эрьзя у меня жена большей части эрьзя и что тут такого. Дети у меня будут мокшанами, потомучто я мужчина в семье а не жена. Только лишь жаль вас - эрьзян, набираешь про мокшан, в интернете, выыдает эрьзян. Мокшане вообще помоему пассивны в этом плане, одни эрьзя какбудто бы озабочены тем что исчезают, хотя нас еще меньше чем эрьзя. Только вы все дофига образованные и много трудитесь в этом направлении, а толку нет никакого и не будет. Потомучто травлей лицимерной другого народа никчему хорошему неприведт. Открыайте каналы, развивайте культуру, литературу на своем языке, занимайтесь воспитанием своего народа, молодежи. Вы же ноете, и ничего не делаете для того чтобы развить гордость за свой народ не унижая других. Вы тратите свои силы впустую на ненависть к нам. Поверь, я не одну эрьзянсккую статью читал и везеде попадался на нелестные строки о мокшанах. То Меркушкин - мокшанин виноват во всех ваших бедах, особо акцентируя внимание на то что он мокшанин. Не тратьте силы в пустую. Бог вам не поможет если будете лицимерно отзываться о нас. Я все больше прикланяюсь к той мысли, что виновниками того что мы когдато давно вместо того чтобы обьединяться против славян и татаро-монгольского ига - защитить свои земли, враждовали между собой являются именно эрьзя, и того чтобы запрещать жениться меж собой. Я призываю своих мокшан не занимться такого рода травлей, не тратить впустую силы. А любить свой народ, быть не предвзятыми, и делать лишь то что принесет пользу нашему народу, и быть правым перед Богом. Русским я блаодарен лишь за то что Бог дал эту веру правильную через них - русских, и то что они пока это учение держат еще в чистоте.Это ваше, конечно, дело ненавидьте нас, токо мне вас жалко, это все пустое. Любмить свой народ, незначит ненавидеть другой. Надо самим нам чтото путное сделать для возраждения наших народов , потом уже смотреть поситуации как наши осмеиватели и обвинители будут вести себя. Позволят лишнее - ответим им. А пока у нас много других мирных способов возрадить наши народы. Нам пора перестать хоть мешать друг другу, раз уж помогать неполучается. Даже дома в быту можно многое сделать для этого. Я один больше сделаю дома в быту надеясь на Господа, нежели вы за все время бегая по судам, заседаю на сьездах, и писать всякую чушь прикрытую лицемерно против своих ближайших родственников мокшан.
  30. Guest
    Мосин - псевдоправдолюб ,расскажи лучше за последние годы сколько ты студенток филфака кинул с многократно обещанными поездками в Финляндию, куда они за отличную учёбу должны были поехать на практику, но так и не поехали, ведь со "своими" за счёт студентов ты сам туда любишь ездить на ХАЛЯВУ! Расскажи правду народу, какой ты на самом деле "патриот"!
  31. Guest
    Мордва и негры слова одного порядка, то и то погоняло не одного народа а сразу нескольких :(
  32. Guest
    Абрамов такой фантазер оказывается: http://purgine.livejournal.com/77539.html
  33. Guest
    Мосин (мокша), Лузгин (эрзя-шокша) и Абрамов (мокшанско-эрзянский полукровка) заражены вирусом Мор2 (мордва), осторожно!!!!!
  34. Guest
    Мосин - эрзя, А Лузгин тоже говорит, что мордвин-эрзя. Они шокшане.Но его родное село на мокшанский перешло. Они все мордва. Эрзя или мокша - потом мордва (без языка и интереса к культуре) - русский, пренебрежительно относящийся к культурам мокши и эрзи. Вот такая вот цепочка.
  35. Guest
    Какое село у Мосина?
  36. Guest
    у мосина - село жабино.
  37. Guest
    Как врут в русской вики (цитата с сохранением стиля и орфографии) "По данные микропереписи 1994 года в Мордовии: 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % — эрзей и лишь 3 % сказали, что они — мордва. В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы — 69 %, а остальные 31 % — мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99,8 % . По мнению директора Иститута этнологии и антропологии РАН В. А. Тишкова причиной преобладания в итогах микропереписи субэтнонимов эрзя и мокша на территории Мордовии стало некорректное интервьюирование респондентов переписчиками, которые минуя вопрос об этнониме, сразу спрашивали о субъэтнической принадлежности. Преобладание же за пределами Мордовии этнонима «мордва», по его мнению, связано с большей корректностью переписчиков в этих регионах". очевидные факты подтвержают здесь противоположные утверждения. русская вики такая вики? или это участники из проекта "МОР2"?
  38. Guest
    это в статье "Мордва", конечно было (выше) http://ru.wikipedia.org/wiki/Мордва#cite_note-35
  39. Guest
    В русской вики мордву теперь называют мордовцы))) Честно, я не вру
  40. Guest
    мордвин-Лузин из Кажлодки/Дракино?
  41. Guest
    Лузгин родился в Торбеево
  42. Guest
    Какой же он эрзя тогда? ))
  43. Guest
    так декларацию которую приняли по Эрзе скиньте в эл почту президента и путина
  44. Guest
    скиньте декларациюпо Эрьзя президенту в совет федерации и правительству и жириновскому
  45. Guest
    Мордвины, вы губите свой эрзянский и мокшанский народ. Как вы не понимаете этого? Эрзя - народ, мокшо - народ, эрзянский - язык, мокшанский - язык, мордва - это кличка, это наша погибель. Эти продажные политики и ученые Мордовии и сам Меркушкин уже давно никому не авторитет и никто их не уважает, потому что они не уважают эрзян и мокшан, их язык и культуру. Чехи и словаки тоже похожи и что? Им опять объединиться в одну нацию? Не несите тут бред, любой, у кого мозги мордвинизацией не промыты поймёт, что мы отдельные народы, которые хотят искусственно слить в одну мордву. Минь аволь МорДвА, минь ЭРЗЯТ ды МОКШОТ!
  46. Мордвин-эрзя
    Старая как мир политика "Разделяй и властвуй"
  47. Гость
    Я согласен с тем, что назвав себя "мордвинами" мы уничтожим себя. Мокша и эрьзя разные уже как минимум 1500 лет, в отличае от русских и украинцев, например. Таких людей, которые, пытаются нас сделать "мордвинами" надо судить за оскарбление и попытку уничтожения наших народов. Но их судить в России не будут. Я не удивлюсь, что если вообще это козни российского правительства. Нет народа - нет проблем. Тем более русские в центральной части России (ядро русского мира) на половину фино-угры. Ниже хочу выложить кусочек который я скопировал с одного сайта, это коментарии к теме про "мордвов":62,09 % русских несколько преувеличено, т.к. в СССР, да и сейчас, мордва (именно мордва, а не мокша и эрзя) стремились стать "русскими", подкупали паспортисток и т.п. Огромное количество историй в духе "- А мой дед был мордвин! - Ну и ты значит! - Нет, я и отец русские!". Отличить мордвина от славянина, особенно при смешении крови вы не сможете. Вопрос только вот в чём - Нужны ли славянам такие русские? Мокшанам и эрзянам эти люди определённо не нужны, хотя у их детей периодически просыпается стремление найти свои корни.
  48. t
    )    Судя по тексту, Вы впитали) в себя все  противоречия), какие только могут быть на Finugor. Имейте свое собственное мнение,     уважаемый...
  49. Alekxtt
    Cтатья 26 Конституции РФ       1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Подавайте в суд на этих деятелей. И так всю Мордовию загнали в нищету, теперь и за сам народ принялись.
  50. Гость
    эрзя и мокша два разных народа и точка
  51. Страницы

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для того, чтобы удостоверится, что Вы - человек.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.