Председатель Саамского парламента: "Спасти малые народы от исчезновения может только смена национальной политики государства"

Инфоцентр FINUGOR представляет интервью председателя Саамского парламента Кольского полуострова/ Куэллнегк нёарк са̄мь соббар Валентины Совкиной по итогам зафиксированного в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года снижения численности российских саами.

Напомним, большинство финно-угорских народов показало отрицательную динамику по сравнению с переписью 2002 года. Так, численность марийцев сократилась на 9,38 процента, мордвы (экзоэтноним для мокши и эрзи) - на 11,75 процента, удмуртов – на 13,28 процента, коми-зырян – на 22,21 процента, коми-пермяков – на 24,58 процента. Антирекорд принадлежит карелам – сокращение этноса составило 34,85 процента. У саамов снижение составило 11,05 процента, что немало для этого малочисленного народа, насчитывающего теперь всего 1771 человека (в 2002 году х было 1991).

Как Вы думаете, почему произошло сокращение численности саами?

Я думаю, что сокращение происходит из-за естественной убыли, т.е. смертности. У нас не такая большая цифра – 220 человек, если смотреть за 10 лет. Да и в отношении рождения детей тоже есть над чем подумать! Раньше наши семьи были большие - по 6-13 детей. Возьмем в качестве примера мою семью: у бабушки по матери было 13 детей, из них дали потомство 5 человек - всего 13 детей, 11 внуков (моя мама – 5, у меня – 2, у сестры – 4). У бабушки по отцу – было семеро, из них дали потомство только двое - 5 детей, 9 внуков.

И еще, мне кажется, дело в социальном статусе и в экономической незащищенности саами.

Повлиял ли на численность саами приход на территорию Мурманской области представителей иных народов?

В Мурманской области великого переселения нет, и все же иноэтничное влияние имеет место только из-за того, что в селах нет работы и девушки выходят замуж во время учебы в городах. Хотя, если взять коми поселок [некоторое количество коми-ижемцев переселилось на Кольский полуостров в конце XIX - начале XX века. - прим. ред.], то там очень чувствуется сама среда и женщины саами говорят на коми языке и отдают предпочтение коми культуре, как это видно в селе Краснощелье. Хотя я там жила 11 лет, но… так и не стала коми, моя семья саами и дети выбрали именно эту национальность.

Сейчас стало больше смешанных семей, но в приоритете все же саамские корни, по крайней мере, среди моих друзей: все, кто женился или замужем за представителем другой национальности, нашу саамскую культуру поддерживают.

Помогает ли программа поддержки коренных народов Севера Мурманской области сохранять численность саами?

Наша социально-экономическая программа очень уникальна! Так как она находится в ведении ГОУ "Центр коренных малочисленных народов Севера" и под патронатом правительства Мурманской области (Комитет по общественным связям), то распределение проходит при участии Совета общин саами, а представители общин имеют свои интересы. Большая доля уходит на софинансирование поддержки общин и культурные мероприятия. В отношении социального благополучия и здравоохранения ничего нет, так как работает заявочный принцип. Что это значит? Наши комитеты правительства должны подавать предложения и отчитываться. Так, в программу 2008-2012 годов были поданы заявки только от комитетов культуры и спорта, в основном на культурные и спортивные мероприятия.

Насколько Вы знаете - какова ситуация в плане демографии у зарубежных саами? У них численность этносов сокращается или сохраняется?

К сожалению, переписи населения за рубежом не проводятся. Но все же стабильность есть. Хотя там тоже стоят остро вопросы по идентитету, проблемы с обучением языку, есть опасения, что дети не хотят учить саамский язык. Был такой момент, когда мы проводили собрание (я являюсь членом международной организации Саамский женский форум) и мы обсуждали такой вопрос как агрессия в отношении норвежских детей к детям-саами. Идет обзывание и унижение, и дети-саами находятся в стрессе, хотя у них есть возможность разбираться на уровне государства и есть уполномоченный по правам ребенка, также соблюдается Конвенция по правам ребенка. Все же вопросы по саами там подведомственны Саамским парламентам.

Вопросы языка, культуры и традиций саами обсуждаются на уровне государства, и в первую очередь все нововведения проходят согласование с коренными народами и их представителем, а это Саамский парламент.

Что могло бы спасти кольских саами от исчезновения? Судя по динамике цифр, это может произойти в не столь далеком будущем...

Думаю, только хорошая национальная политика государства. Например, система льгот и квот не должна быть унизительной, как в данном случае представлена. Я так понимаю, что система льгот дает возможность что-то восполнить, как это делается в отношении инвалидов или социально незащищенных слоев населения, таких как дети и пенсионеры. Но коренные народы - это, прежде всего, граждане государства, которые могут работать и создавать свои предприятия. Вот если бы были послабления по созданию рабочих мест и тем, кто этим занимается, было бы освобождение от обременительных налогов, то тогда больше было возможностей для нормальной жизни представителям коренных малочисленных народов, и это положительно сказалось бы на их численности. Хотя я понимаю, что и тут найдутся недобросовестные люди, которые воспользуются национальностями и обманом. Но… если так думать и ничего не предпринимать, то мы, малочисленные саами и другие народы, так и останемся за порогом жизни.

А как СМИ преподносят у нас выделение субсидий и наделение квотами коренное население! Большими буквами и заголовками пестрят наши новости: коренным народам увеличили квоты, коренным народам выделили 6 миллионов для поддержки традиционного образа жизни!

Но никто не пишет, что это за 6 миллионов и куда они потом уходят... Как получается квота, и как она осваивается. Пресса не вдается в подробности, как люди заключают договор с одной из общин, а община ищет судно и договаривается с представителями рыбхозяйства, затем они вылавливают рыбу, продают - и люди получают не рыбу, а деньги, причем мизер! Но в условиях безденежья и это деньги, хотя предел - всего 5-9 тысяч рублей! Хотя я против такого освоения. Я предлагала следущее: создание фактории или предприятия, возможно, соглашения с кооперативами, теми же общинами, которые поставляют не деньги, а рыбу, это же наш генетический продукт! И рыбу разного ассортимента (семга, сиг, камбала, палтус и т.д), чтобы у представителя коренного народа был выбор какую рыбку сегодня съесть. Т.е., нужен механизм реализации и потребления.

Я понимаю, что то, что я говорю сейчас, для наших в Мурманской области это как бомба, потому что всем важно получить сиюминутную выгоду, а потом трава не расти. Жаль, что и у нас есть такие, которые имеют правительственный ресурс и преподносят наши идеи так, как будто мы против льгот и хотим их упразднить. Если откровенно, то я за это, потому как считаю, что мы можем работать и зарабатывать! Просто надо хорошо подумать - подумать на местах, а не начальникам в кабинетах и ученым, которые сидят за компьютерами.

Самое интересное, у нас в Мурманской области работает только одна льгота – уход на пенсию с 45 лет – женщины и 50 лет – мужчины, отработавшие в оленеводческом хозяйстве и непосредственно в тундре.

Почему бы не создать такой закон, в каждом регионе, в отношении тех народов, которые там проживают? У нас в Мурманской области один коренной народ – саами, но есть и старожильческое население, а это поморы, коми. И они живут у водоемов и ходят в лес, занимаются охотой и сбором дикоросов. Почему политика государства разделяет народы? Я думаю, должны работать программы и не так сложно составить такие программы. Утвержденная Концепция устойчивого развития не оправдала себя, может, она и работает там, где есть хоть какое-то представительство народа во власти, как законодательной, так и исполнительной. У нас она точно не работает!

Вот пример: составлен Региональный план мероприятий по реализации в 2009-2011 годах Концепции устойчивого развития КМНС в Мурманской области. Собирался он правительством МО на основе предложений от администраций муниципалитетов и самого правительства. Всего 28 пунктов, из них: в ведении комитетов правительства – 23, в ведении администраций муниципалитетов – 22 (соответственно, совместное ведение вопросов). Ни один из предложенных пунктов не согласовывался с представителями саамской общественности, хотя представлено было, что все обсуждалось и преподнесено как достижение работы правительства МО. Может, это и не входит в обязанности – обсуждение с коренными народами. Приведу несколько примеров из этого плана:

"III. Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности КМНС Мурманской области, п. 6. Содействие расширению рынка сбыта продукции традиционной хозяйственной деятельности саамов Мурманской области, изделий декоративно-прикладного искусства (отв. Админ. МО Ловозерский район)" – ни одного предприятия и магазина!

"п.8 Открытие информационно-туристического центра на базе Ловозерского НКЦ, разработка этнотуристических программ" – ввели в штат центра 2 единицы, причем в ущерб работе самого центра, теперь работники центра своими силами танцуют и поют перед туристами, показывают, так сказать, культуру саамского народа.

И это развитие и модернизация!!!

Еще интереснее глава IV. "Повышение качества жизни и создание условий для улучшения демографических показателей КМНС Мурманской области". Она предусматривает:

"Формирование банка данных о детях их семей КМНС (отв. Админ МО Кольский район)

"Мониторинг социально-экономического положения родовых общин КМНС. Проблемы. Перспективы развития. (отв. Комитет по общ связям и ГОУ ЦКМНС)" - этот мониторинг прошел в 2010 году, до сих пор не могу добиться результатов мониторинга!

"Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами бесплатно КМНС в сельской местности. Проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья КМНС, повышение доступности медицинской помощи" -  и это все при сокращении местных ФАПов, койкомест в стационарах, и закрытии и сокращений поликлиник.

Так можно по всем пунктам этого плана пройтись.

Одно хочу сказать: идет формализированный подход к вопросу коренных народов!

Было бы здорово отсканировать этот план и провести обсуждение: а как в других регионах, и есть ли такие планы (наверняка, есть), как они формировались и с кем обсуждались? Очередная указивка сверху и неукоснительное исполнение чиновниками, без участия самого народа!

Комментарии

  1. Нужно добиваться ратификации в России и исполнения Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов !
  2. В 2010 году мы провели барабанную церемонию в г. Мурманске см. ссылку( http://saami.forum24.ru/?1-7-0-00000038-000-0-0-1290116968 ) о поддержке Декларации прав коренных народов и ее ратификациии Россией, были отправлены обращения в Москву и нашему губернатору и спикеру. Ответ получили по поручению губернатора за подписью председателя Комитета по общественным связям.16-27 мая 2011 года у нас было обсуждение в Нью-Йорке во время Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов,10-я сессия, Пункт 4 Диалог со Специальным докладчиком по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов и другими механизмами ООН по правам человека. Где было сделано заявление, на сайте Ф-У это уже озвучивалось! Но... видимо властям есть, чем занятся и есть, что днлить. раз они не слышат коренные народы.В. Совкина, извините, что без фото, лента высвечивается, когда я выхожу их своего профиля)))
  3. Валентина! Я из без фото чувствую, что Вы прекрасная женщина!  Приятная и милая! Обнимаю Вас!
  4. Действительно , покой нам только снится! Валентина , исходя из всего выше Вами сказанного , следует только то , что нам самим нужно стать властью - чтобы услышали.... Это возможно , нам нужно создать свою политическую партию ( естественно в рамках закона ) и интернет нам в помощь...В принципе мне хотелось бы услышать мнение всей администрации сайта....а еще лучше - инициативу....
  5. А Я думаю ООНу надо пересмотреть то , кто действительно является коренным с точки зрения науки и вывести цепь приемственности . а не делать вид о великой миссии . 
  6. Достал уже этот подпольный оппозиционер Шариков-нёва-кость....Я пересмотрю свои жизненые принципы к великому миссионеру нёве - посажу на цепь приемственности  подальше от живых людей...Будет кусаться - усыплю... :-)
  7. какой еще " подпольный шариков " , вижу у вас самих с демократией плохо , как вы и норовите облить помоей думающих иначе и приедставить как недоразумение над которым можно енадсмехнутся  .  
  8.                                                       РАЗМЫШЛЕНИЯ В ПРЕИСПОДНЕЙ                                                                                                                                                                                                                                                                                       Сдается мне, что некоторые персонажи, вообще виртуальные. Выдуманы Админами, что бы скучно                         не было.   Захотят - выпустят, захотят - не выпустят. Мне, порой, кажется, что я тоже становлюсь                           виртуальным, как некоторые....... Черте-что в голову приходит лежа в гробу......     :))))))))))                                                                                                                                                                                                                                                                                           Нева, а Вы, как думаете на сей счет?.....если вообще думаете......
  9.   tundraЯ вот что думаю , вот нафига создавать стоко тем ? уже эти " коренные языки " достали , ну незнают - значит не хотят , значит считают не лигитимным , вот , приучайтесь к самостоятельности , можно сказать : учить язык народа - дело самого народа " . правильно говорят , язык должен в приемлемой форме мир окружающий описывать  , а толку от " ради сохранения " видиш никакого , да остаётся как нечто экзотическое которое нужно сохранить как антиквариат или эксклюзив . Ем Я кокраз не так много , диета ..
  10.  tundra вот курванен сказал гадость , так тонко ( ой слово не хорошее ) . Я его в ответ тоже ...  
  11. Отвечаю.    Проблемы этногенеза всегда интересуют публику и ученых и всегда остаются спорными,                                           поскольку задевают эмоции и политические интересы людей, а НЕКОТОРЫМИ и завладевают.                                             Потому и администрация сайта выбрав эту тему, сделала ее безпроигрышной по рейтингу и                          популярности. Для бизнеса, выбор направления, выбор темы и стратегии - одна из основ успеха.                              Молодцы. И Вам дают Возможность поспорить, и сами при деле.
  12. Ну ладно . уговорили . если хотели . но если опять " хапать "  корни вздумаете я это не пропущу  .  Если б я был курванином , короче вождйм оборигенистым , я б в корне по другому б зделал , 
  13. Не хило. Вся страна мойву и хек тресакет и не жужжит. Я тоже хочу быть малым народом. Я вообще один остался дайте мне квоты и льготы и бочку сёмги чтобы я обожрался деликатеса и умер счастливым...
  14. Ваше "счастье" не за горами , только уберите после себя....да и проветрите....   :-)  
  15. Краевед Вы далеко заблуждаетесь относительно бочки.Люди тысячими лет жило на этих землях и уже генетически привыкло к этим продуктам питания,в данном случае к этой рыбе.И тут приходит госдарство и начинает отбирать то чем тысячи лет.Я сам абориген по национальности Энец,мы 2500 лет жили и питались муксуном,нельмой и другими сиговыми,дак вот  уехав жить в горд СПБ не могу жить без этой рыбы,у меня начинается плохое самочуствие,нарушение пищеворения и многое другое.Мой организм уже натроен на такую пищу которыми питались мои предки,и ни кто в праве этио забрать у меня.А бочку сёмги купите,в супермаркете,там полно норвежской. 
  16. Алексей , этим товарищам не сёмга нужна.....Мне бабушка рассказывала про первые колхозы-коммуны  - "жаба душит" коммунаров когда у других есть хоть что-то от труда и Бога.... А у товарищей кроме самогона , балалайки и матерных песен - ничего нет ....Поскольку работать , охотиться , ловить рыбу ,  они не хотят.....
  17. Почему Вас неустраивают такие ценные виды рыб как - гольян, ёрш, окунь, щука, елец? Они так же водятся в местах проживания малых народов на протяжении 2500 тысяч лет. Всем квоту на сёмгу надо. Под это дело столько впишется в малые народы что бы браконьерской сёмгой торговать. И чего Вы в Питере мучаетесь кушая плохую пищу и скорбите о бедах своего народа в отрыве от него. Ну возьмитесь за искусственное выращивание сёмги- зарыбляйте водоёмы - обеспечивайте себя. Под это дело выбивайте дотации из Регионального бюджета - что вполне реально. Или тут работать надо что не входит в ВАШИ планы - языком то трещать проще.
  18. Читая  этот бред "русских ихтиологов" , возникает вопрос :  а , что вы здесь на сайте финно-угорских народов ищете , праведные вы наши ? Какое вам дело где мы живем и , что едим ? Семгу искусственно выращивать ?  Читайте свои проповеди о вкусной и здоровой пище на сайте "Кавказ-Центр" , рыба вы наша ... Пришли , не представились и жить нас учите....  Думаю , что администрация сайта сделала большую ошибку , давая  возможность  анонимам писать комментарии .... Интеллигентный вы наш..
  19. На днях в Ленинградской области прошла конференция «Национальное движение финно-угорских народов на Северо-Западе России». Как сообщает пресс-служба областного правительства, в Ленобласти проводится последовательная политика по поддержке языков и культуры малочисленных коренных народов, населяющих регион. Это водь, ижора, вепсы, ингерманландские финны. В этом году разработана долгосрочная программа до 2014 года, которая нацелена на создание условий для социально-экономического и этнокультурного развития коренных народов. Программа секретная , для служебного пользования .    :-)   Меня мучает вопрос : А где журналы , газеты , книги , теле и радиопередачи на языках коренных народов Ленобласти ( название - упаси Боже ! ) , где школы , учебники ?  Очень хотелось бы услышать Ольгу Конькову по этому поводу , руководителя Центра коренных народов Ленинградской области.
  20. " Меня мучает вопрос : А где журналы , газеты , книги , теле и радиопередачи на языках коренных народов Ленобласти ( название - упаси Боже ! ) , где школы , учебники ? " А вы скинтесь по рублю , и газету выпустите .
  21. Такая программа имеется по вес регионам. Так как она спущена из Москвы, на местах с некоторыми корректировками. Но от этого финансирование жизненноважных проектов не увеличивается. У нас в ХМАО нефтянном краю ведёи проекты по сохранению языка и культуры с помощью общества Кастрена. Нам стыдно, но видимо не стыдно нашим депутатам, лидерам, которые для детей не могут выделить несколько тыс.