В Интернете голосуют за установку в Йошкар-Оле памятника древнему марийскому герою Чумбылату

Священный марийский знак - Тамга - на горе Чумбылата

В Интернете голосуют за установку в столице Марий Эл Йошкар-Оле памятника древнему марийскому герою и князю Чумбылату. Голосование проходит в группе "Йошкар-Ола" в социальной сети ВКонтакте.ру.

На момент опубликования новости за установку памятника Чумбылату высказалось 45,8 процента принявших участие в голосовании, против - 29 процентов, не выразили определенную позицию 25,2 процента.

Один из участников голосования предложил снести в Йошкар-Оле все остальные памятники, но увековечить память о древнем марийском князе. "Надо ставить, где нибудь на набережной, если там вообще найдется место. А то Мари парк снесли, куда деться коренной нации, только в церкви и ходить", - прокомментировал другой посетитель группы.

*** Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию. Имя собственное, от тюрк. "чум", муж + "булат", "сталь особой прочности". Имел княжескую резиденцию в Кукарке (ныне город Советск), куда она была перенесена из Кокшарова (ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат руководил нападением на укрепленные центры ушкуйников Котельнич и Хлынов (ныне Киров), в результате которой их стерли с лица земли. По этому поводу в православных церквях долгое время проходили богослужения два раза в год. Чумбылат прожил долгую жизнь. Перед смертью он завещал похоронить его на вершине горы на берегу реки Немда.

Моление на горе Чумбылата. Июнь 2010 года

По преданию, он завещал своему народу в случае большой беды прийти к его могиле и попросить помощи. И, как повествует народная молва, он помогал людям в трудное время. Но однажды нашелся среди них негодяй, который решил проверить, встанет ли Чумбылат из могилы. Князь обиделся на неверующего и больше не вставал на помощь. Несмотря на это, народ продолжал ходить на гору молиться Ош Поро Кугу Юмо и Чумбылату, которого позже в молитвах стали называть Кугу Курык Кугыза (Царь Большой Горы). Марийцы верили, что Чумбылат помогает марийцам молиться, доносит их молитвы вышнему богу.

Гора Чумбылата на берегу Немды в 2010 году стала победителем международного конкурса "Семь чудес финно-угорского мира", а сам князь Чумбылат вошел в число победителей международного конкурса "Имя финно-угорского мира", который прошел в 2011 году. Организатором конкурсов выступил Инфоцентр FINUGOR.

Комментарии

  1. мне, кажется, что Маркелов больше заслужил себе памятника в Йошкар-Оле. Чумбулату не место в православном городе Йошкар-Ола или в РМЭ. 
  2. А с какого-такого Йошкар-Ола вдруг стала православной? Это столица многоконфессиональной, но марийской республики и Чумбылату там самое место! Поддерживаем! Вся Европа знает, что в Марий Эл живут последователи МТР, а никакого Центра марийской религии нет, памятников марийским святым нет, вот и надо исправить этот перекос!
  3. Я внимательно слежу за этим сайтом. Кто-то даже меня здесь вспомнил, вернее кому-то и тут мерещится  Вачис.  Мне кажется, что здесь самый адекватный - это Вы (Городской). Я вот недавно бегло просмотрел учебное пособие  - Историю Марийской АССР. Том 2 . Эпоха социализма (1917-1987), Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1987 г. Читая через строку эту Историю..., мне показалось, что большевики искусственно Йошкар-Олу превратили в столицу марийской автономии, чтобы нанести раскол среди сторонников 1-го марийского съезда в Бирске в 1917 году,обвинив их в буржуазном национализме. А так марийская республика была бы от Волги до Мишкино со столицей в Бирске. Может я неправ, но эта идея мне и сейчас ближе.Извините за стилистику.  
  4. Кроме того, в учебном пособии обнаружил, что во время всесоюзной переписи 1959 г. 23 тыс. мари назвали русский язык родным. Оказывается "Это факт важного экономического, политического, социального значения" (стр. 230, глава 6). Каково же мое было удивление, когда увидел в Введении, что соавтором этих слов является К.Н. Сануков. Вот, оказывается, еще тогда считался "фактом важного значения" признание марийцами русского языка, как родной язык. А мы сейчас недоумеваем, почему марийцев становится все меньше и меньше.
  5. Смотря какой контекст. Я не думаю, что такой светлый ум, как Сануков, привествовал русификацию. Он же не написал - "положительное значение". То, что десятки тысяч мари в те годы начали отказываться от родного языка, означает, что маховик ассимиляции заработал в полную силу. Конечно, это имело важное значение. Скорее всего, он это имел в виду.
  6. Не только в контексте, даже в духе того времени. Чтобы убедиться в этом еще раз просмотрел шестую главу. Все это там выдается как достижение, развитие и успех в соответствии постановлениями партии, правительства  и большевистской теории самоопределения наций.
  7. В 60-е годы... так же, впрочем, как и в 70-е, 80-е и 90-е, да и сейчас так же... было принято писать "эзоповым языком", а обязательное упоминание о программах прошедшего съезда и "руководящей роли партии в развитии идей социализма" вообще было каноном - без этого невозможно было что-нибудь напечатать. В научную аналитику это просто вставляли блоками. Думаю, здесь тот же случай.  
  8. Вы абсолютно правы.Смысл большевистской теории самоопределения наций оказывается заключается только в том, что инородец  сам должен  определиться как русский по национальности т.е. добровольно  записаться в русские.А до 1917 года  заставляли становиться русским и православным с огнем и мечом.
  9. Салам лийже. Когда я в 16 лет получал паспорт в 1977 году в Челябинской области то мне его выдавали 2 раза т.к первый раз меня записали русским.это при наличии всех предков марийцами, я наотрез отказался получать, переделали. Аналогичная картина была с военным билетом, силком заставляли его взять . но все равно переделали на марийца, вот такая она была насильственная руссификация. А дети в других семьях поддавались на уговоры и записывали себя русскими. Да и родственница в Йошкар Оле в 2003 году закатила истерику родителям что не хочет быть марийкой. такие вот дела. Все это идет на бытовом уровне. Чеверын 
  10. Кстати, в этом году в июле исполнится 95 лет Первому марийскому съезду в Бирске, а марийские интеллигенты по этому поводу до сих пор молчат.
  11. Твой почерк, Вачис, ни с чьим не спутаешь...))) А по поводу территории раздела - эх, это надо было в 20-х г.г. нашим предкам пошустрее быть! Был бы у нас свой Батиев, и территория была бы больше, как у коми. В принципе, хоть от Нижегородской обл. (тошаевские мари) до Урала (красноуфимские и пермские мари).  Нынешнее национально-территориальное деление в корне произвольное, не адекватное исконным местам расселения. Видно, принималось оно тогда в силу разных факторов, и фактор политический здесь играл, и не в последнюю очередь, благодаря взяткам. 
  12. Да, действительно от Нижегородской области до Урала, включая Каму и Вятку (татарских и кировских мари).  "Пошустрее" оказались царевококшайские марийцы  или казанские большевики успели там "пошустрить". 
  13. В Йошкар-Оле надо поставить памятник Акпарсу рядом с памятником так называемого основателя Йошкар-Олы.
  14. Гость, предлагаешь памятник Акпарсу с Горномарийского района перенести в г.Йошкар-Олу? :))) Слышал, в Марий Эл предоставляются такие услуги: по г.Йошкар-Оле перенос памятника стоит от 7 млн. руб. Из Горномарийского района наверное будет подороже )))
  15. В 2011 году я первый раз в жизни был на марийском молении и по воле судьбы моление было на горе ЧУМБЫЛАТ. Мы выехали рано утром и проехав около 450 км доехали до места назначения. Сама процедура организации моления, атмосфера, которая царила там, оставили у меня только положительные эмоции. И самое важное очущение у меня появилось после моления. Сидел за рулем около 7 часов, естественно устал, но когда я тронулся в обратную дорогу, усталость исчезла. Доехал до дому, усталости не было. Хочу сказать, что Курык кугыза дал мне силу и поверьте, поставить памятник Чумбылату в Й-Оле- это будет дань памяти предкам от благодарных мари, которые выжили и дожили до этого времени, которые несмотря ни на что сохранили свой язык и культуру!!! 
  16. это с какой стати памятник чумбулату должен стоять в логове маркелова. чумбылат воевал против РПЦ. 
  17. я несколько раз был в йошкар-оле, но ни разу не почувствовал этого. сначала надо открыть язычекий центр, а там поставить памятник чумбулату. но в логове маркелова не вижу смысла. надо столицу чимари перенести, например, в бирск, а там открыть памятники языческим героям. а "чокыншо" марий пускай варятся в йошкар оле.
  18. чокыншо марий, тый улат мо? кае йылерак черкыш еврейны кутанжым мушкаш да у:мажым налаш. а то вараш кодат
  19. Истинно так! Хочу напомнить, что к Чумбылату обращаются не только мари, но и татары, и люди других национальностей. И он всем помогает! Много свидетельств его огромной юзо вий, и она осталась в этих местах. Изображение Чумбылата - через его памятник - благотворно скажетс\я на атмосфере Йошки, и может помочь многим людям. От этого памятника всем будет только хорошо!
  20. Конечне, кажный курыкым чотлаш туНалат гын, мемнан дене, пример, Кеней курык уло. Еще марий-влак тыште У:ку:до: курыклан кумалыт. Киров областьыште Полтыш курык уло. Может вообще Йошкар-Олшате курык музейым почаш кулеш да Укудо, Кеней, Чумбылат, Полтыш, Акпатыр павай-влаклан памятникым почаш?Кугу Китяк ялыш  (Киров. обл.) Акпатыр павайлан кумалаш уже мые кок гана мийшым. Акпатыр павайын вийже Чумбылат павайын деч шагал огыл.
  21. Уважаемый Городской, в продолжении темы о Первом Всероссийском марийском съезде и об памяти о них, хотел добавить некоторые детали об этом съезде.С 15 по 25 июля 1917 года в Бирске состоялось довольно представительное собрание, объявившее себя Первым Всероссийским съездом мари. На нем присутствовало 130 человек их Уфимской, 27 – Вятской, 19 – Казанской губерний.             Съезд открыл председатель Бирского общества мари В.М. Иванов. В президиум съезда входили И.Н. Коведяев, П.П. Глезденев, Б.Айгузин, Л.Я. Мендияров, В.М.Васильев, П.В. Малышев, М.В. Алексеев, П. Эсанбахтин, С.Шамратов.На съезде «Принимается решение добиваться демократической республики с самым широким местным самоуправлением, создания в местностях, населенных марийцами, национальных земских управ (волостных, а при возможности уездных и даже губернских), изменения административно-территориального деления с учетом национального состава населения, включения марийцев в состав работников местных учреждений. Ведения в употребление в них марийского языка».            Но «История…» умалчивает о том, что каким образом съезд решил произвести «изменения административно-территориального деления с учетом национального состава населения, …».  Вот мне сейчас хотелось бы узнать об этом. Может где-нибудь в архивах сохранилось решение съезда об этом.            Еще хочу добавить, что если хотя бы процентов на 50 было бы  выполнено это решение, то марийцы жили бы сейчас в свое республике от Нижегородской губернии до Урала, как татары в Татарстане.            Думаю, что В.М. Иванов, И.Н. Коведяев, П.П. Глезденев, Б.Айгузин, Л.Я. Мендияров, В.М.Васильев, П.В. Малышев, М.В. Алексеев, П. Эсанбахтин, С.Шамратов. заслужили память народа не меньше, чем Чумбылат. Если быть последовательным до конца, думаю им тоже необходимо установить памятники в Йошкар-Оле.Еще, я очень хотел увидеть на этом сайте статью, посвященную  Первому Всероссийскому марийскому съезду.. Может быть какой нибудь историк или журналист напишет об этом.  Я почему - то уверен, что об этом хорошо может написать госпожа Минилбаева.
  22. На этом съезде был делегат от Лифляндской губернии. Марийцы тогда жили и в Прибалтике? Ведь, даже от северо-западных марийцев не было делегатов на съезде. Что известно об этом Вачис?
  23. О делегате от Лифляндской губернии сам первый раз слышу. Интересно, кто он такой? А кого Вы относите к Северо-Западным марийцам? Такой термин или определение о марийцах я первый раз слышу. Но, я почему-то сразу подумал о марийцах РМЭ и курык мари.  Кроме восточных, луговых и курык, других мари - не знаю. Вот я сам недавно марийцев, проживающих в  Западной Сибири, начал называть тундромари. Может  этот термин приживется?
  24. К северо-западным относятся марийцы Костромской, Нижегородской, западных районов Кировской областей. Все они носят сороку, т.е. сорокан-мари. Смотри: http://www.tonshaevo.ru/  Вачис, а ты расспроси свою бабушку. Она тебе расскажет, что раньше марийцы хоронили умерших под перевернутыми лодками. Это говорит о том, что прародина мари – какие-то моря и озера, а не Урал.
  25. Возможно, тогда этот делегат входил в состав делегации от Вятской губернии.Не понял, причем тут прародина мари? По моему это уже совсем другая тема. Да, про тонашевских марийцев наслышан. Частенько захожу на этот сайт. Но, что они называют себя северо-западными мрийцами, не знал. Северо-Запад для меня понятие растяжимое.
  26. А разве делегация от Вятской губернии не представляла северо-западных марийцев?
  27. Тундромари!!! Это может написать человек, который не представляет местность Западной Сибири. Да действительно, марийцев здесь очень много, но они себя называют марийцами по той местности, где они родились.  Кстати многие из живущих здесь марийцев сохранили и привезли с собой национальную одежду, видели бы Вы все, когда на праздник марийцы одевают свою одежду. Какое разнообразие в одежде и их всех объединяет слово МЫ МАРИЙЦЫ. Например в г. Сургут, когда проводится фестиваль СОЦВЕТИЕ, Кавказ со своей лезгинкой в глубокой зад....е. 
  28. А нечего представлять местность Западной Сибири: тундра, болото, вечная мерзлота и тундромари на заработках. Как ни как я здесь  уже  30 лет живу. Еще могу добавить, что "тундромари" сюда приехали не за марийской идеей и проводить фестивали типа "Соцветие", поэтому нечего хвалиться этим, тем более когда эта идея у себя на родине приходит в упадок и практически там некому поднимать ее.  Я тоже в начале 80-х прошлого столетия  приехал сюда не за романтикой, хотя она тогда сыграла здесь не последнюю роль в моей жизни. Тундромари, только у меня к вам просьба зачехлить рога. Я бодаться с вами не собираюсь. Лучше пишите по теме и не переходите на личности.Моско мари прижилось же, а шуточное тундромари тоже приживется. Вот я к приложенному списку марийцев предлагаю добавить и   тундромари, и моско мари.Список прилагаю:1. ветлужские марийцы2. восточные марийцы3. горные марийцы4. лесные марийцы5. марийцы луговые6. луговые марийцы7. лугово-восточные марийцы8. марийцы9. марийцы ветлужские 10. марийцы восточные 11. марийцы горные 12. марийцы лесные 13. марийцы лугово-восточные 14. марийцы луговые 15. марийцы уральские16. олык марий17. чимари18. вутла мари19. кожла марий20. курык марий21. мари22. марий23. черемисыhttp://aideme.livejournal.com/7658.html 
  29. Раз имеются курык, лесные и луговые марийцы, почему не должны быть тундровые или тундромари?
  30. Странный подход у Вачиса! Как это - "приехали , значит , на заработки" и  поэтому нечего "хвалиться"  и выступать на фестивалях ? Какая разница, зачем приехали! Вот наши земляки поехали на торф в Ленинград, и с тех пор там остались, теперь живут питерские мари. Разве это плохо? Они и сейчас там вместе собираются, разговаривают, песни поют, танцуют, даже "Пеледыш пайрем" проводят. Уткнуть нос в тряпочку и тихо сидеть что-ли? Где бы не жили мари, они всегда остаются мари , и показывать богатство нашей культуры надо везде . Что-бы ощущать это единство "Мы-МАРИЙЦЫ" надо использовать все, где бы ты не оказался, зря, что-ли,  например дагестанцы везде показывают свою лезгинку ?
  31. А вы не сравнивайте хрен с пальцем. Вас перья ваши щекотят? Может их немножко пощипать?
  32. Тундромари, только у меня к вам просьба зачехлить рога. Я бодаться с вами не собираюсь. Лучше пишите по теме и не переходите на личности.
  33. Кертыда!... Как недавно кто-то писал что где есть два-три марийца, там уже есть общество марийской культуры. ) И то , что на СОЦВЕТИИ выступаете - это важно для всех мари ,  радует и питает гордость за вас и за весь народ у живущих в Марий Эл, и за ее пределами. Желаем вам больших творческих , да и во всем , успехов!      Югорец, нам интересно, расскажите, а какова тогда местность Западной Сибири?
  34. да. не забудьте показать на карте тундр омари, моско мари да еще торф мари. вараксим вовремя подсказал(а).
  35.  зачем мы должны не ставить  памятник Чумбылату в центре города? пусть Рыжий сам уезжает, это наша Родина, а  не его.  думаю его архитектор  был хорошим  анатомиком - круп неправильный, а ноги как будто переломали а потом обратно всатавили. вы всмотритесь эту конину и поймете что нет таких лошадей с такими ногами и крупом.  не скульптура  а позор!
  36. Думаю, что голосование в социальной сети - это проявление лжепатриотизма или в социальных сетях уже марийцам больше нечем заняться. В бюджете, как всегда, для марийских памятников нет денег и Маркелов для  памятника из своего кармана их не выложит. А Вам сами жалко что-ли ради марийского национального героя собрать по 100-500 рублей и поставить ему памятник. Он же ради нас не жалел ни крови, ни жизни, а вы ему жалеете копейки. Откройте р/с, я сам первым  перечислю на памятник деньги. А то марийцы все хотят "яра" (на халяву).
  37. Паша яралыкыште огыл, тиде принципиальный йодыш. Молан Марий Элыште ик памятникат уке марий шнуй (святой) - влаклан? Молан эртак руш захватчик-влаклан шындат, а марий-влак, кудыштын мландыште шога, пуйто укак? Молан эртак руш черкым чоҥат? Тек марий могыркат савырнышт! Таклан мо марий пашазе-влакын налогыштым руш да ала-могай итальян памятниклан пытарат? Тиде вет калык окса, Маркелын кусенже гыч огыл!    А шке тугай памятникым шындаш кумылда уло гын, шкендан кундемдам ончалза! Теве Пошкырт могырно - мыняр марий просветитель шочын, а ялыштышт нимогай палемдыме уке! Кеч памятниклан огыл гынат, мемориальный оҥам сакаш лиеш, але марий школышто шындаш! Тугак Марий Элыштат.  
  38. Вот мне интересно, пытались ли Вы добиться установки памятника в установленном законом порядке? Где Ваша инициативная группа? Кому Вы по этому вопросу обращались? А социальные сети, к сожалению, не являются официальным органом власти - это всего лишь ваше увлечение от безделья. 
  39. Да, группа в Контакте - это хорошо, а кто занимается официальным обращением? тем более что по закону марийцы могут письмо на марийском составить. ответ министерства хорошо бы здесь же напечатать!
  40. Страницы