Исполком Эрзянь Инекужо определил день проведения "Раскень Озкс - 2013" (фото, видео)

Старейшины эрзян на Мааре в 2007 году. Зажжен родовой Штатол (свеча)

Исполком Эрзянь Инекужо (Конгресса эрзя народа) определил день проведения Всеэрзянского родового обрядового моления Раскень Озкс в 2013 году и на последующий период. Об этом Инфоцентру FINUGOR сообщил Инязор (предводитель) эрзян, член исполкома Эрзянь Инекужо, председатель Фонда спасения эрзянского языка Кшуманцянь Пиргуж (Григорий Мусалев).

Отныне решено проводить Раскень Озкс (от «раське» - народ, «озномс» - молится, т.е. «народное моление», «родовое») во вторую субботу июля. Ранее Всеэрзянское моление также проводилось в июле, но в другие дни месяца.

"Такое решение принято для удобства эрзян, чтобы люди могли посетить Раскень Озкс в выходной день и в начале июля, когда большинство еще не уехало куда-то далеко в отпуск", - пояснил Инязор.


До насильственной христианизации у эрзянского народа существовали веками выработанные обряды общественных молений - Озксы. Эти древнейшие обряды имели несколько уровней проведения. Среди самых значимых из них Велень Озкс (сельское моление) и Раськень Озкс (родовое, общенародное моление).


На общественных молениях для совершения обрядов и чтения молитв каждый раз выбирались особые люди называемые озкс-атями или инь-атями. Должность старшего из них выполнял старший по летам житель прявт (голова).

Раськень Озкс издревле был не только всенародным праздником. На Всеэрзянском сходе эрзяне сообща решали насущные проблемы Эрзянь Мастор (Страны Эрзи), просили у Всевышнего бога Инешкипаза богатого урожая и плодородия земле, здоровья и благополучия людям, а если случалась беда, именно на Раськень Озкс священная торама (труба) Инязора Тюшти (Богатыря Тюшти) созывала всех эрзян на защиту своей земли. Кроме того, на Озксах эрзяне поминали своих предков, которые помогали своим потомкам преодолеть все жизненные трудности родовыми знаниями, накопленными веками.


Каждый участник моления приносил с собой на Раськень Озкс горсть земли с места своего проживания, которую высыпал на священный курган - Маар.

Тюштя обращается к эрзянам

До 1629 года Озкс эрзянского народа проходил в окрестностях нынешнего села Чукалы Больше-Игнатовского района Мордовии у родоплеменного памятника (большого круглого камня), называемого Озке уло, с периодичностью 20-40 лет. Затем Всеэрзянское собрание-моление было запрещено царским правительством, но эрзяне  собирались на местах старинных мольбищ: в лесах, на полях, на кладбищах. «Здесь доселе иногда и давно уже крещеные тайно совершают жертвоприношения старинным своим божествам. В некоторых местах, особенно же в Симбирской, Пензенской, Самарской и Саратовской губерниях, эрзянские кладбища называются кереметями». («Очерки мордвы» П.И.Мельников–Печерский, 1867) В каждой эрзянской волости бывало по несколько больших мольбищ, или кереметей, и каждое из них было посвящено особому божеству, которому и совершалось в нем жертвоприношение. Эрзяне никогда не имели особых храмов для совершения богослужений. А сегодня они, как и все, при облицовке плиткой ванных комнат скрытых ревизионных люков, они, в принципе, самые популярные евролюки.

Эрзяне молятся Инешкипазу

После 370-летнего перерыва в селе Чукалы возобновили проведение Всеэрзянского родового моления. 17 июля 1999 года состоялся первый в новейшую эпоху Раськень Озкс. Эрзяне приезжали на праздник со всех уголков России и из зарубежных стран. Решением Атянь Эзем (совета старейшин) следующий Раскень Озкс был намечен через 5 лет - он состоялся 10 июня 2004 года, на него прибыло более четырех тысяч человек. На этом молении впервые в новейшей истории народ избрал Инязора (предводителя) эрзян - им стал Кшуманцянь Пиргуж. На Озкс прибыл даже тогдашний глава Мордовии Николай Меркушкин, в своем выступлении сказавший, что у республики два Инязора - он сам и Григорий Мусалев. Раскень Озкс был объявлен после этого официальным республиканским праздником.

Атянь Эзем решил проводить Раскень Озкс с периодичностью в 3 года - следующие Всеэрзянские моления состоялись, соответственно, в 2007 и 2010 годах.

Раскень Озкс проводится на поле, где, по рассказам старейшин, захоронены около 11 тысяч павших воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов - преградивших в 1612 году путь Ногайской орде, собиравшейся захватить Нижний Новгород, оставшийся беззащитным после ухода на Москву ополчения Минина и Пожарского. Это сражение, ставшее одним из важнейших для спасения Российского государства в период Смуты, практически неизвестно историкам и не упоминается в учебниках истории.

Фото Тимĕрке Митяя (2007 год) и Александра Трифонова (2004 год)

Комментарии

  1. Чем больше узнаю про народности ф-уг-е,тем больше увеличивается уважение к братским народам. Вроде бы - куда уж больше),но... - просто приятно, ОЧЕНЬ,что чтут веру предков. Для меня это - главное- вера предков. Ну почему так происходит в Коми? Зачем? За что? почему...  Очнитесь!,коми...  берите пример с эрзян,марийцев...           11 тысяч... полегло... только там....а ведь были и другие битвы в защиту Руси...сколько там полегло...                        да...  знали бы они тогда...за что бились,за что погибали...        кого защищали                                                          эрзя? мокша? признать? что-то не помним такого народа...                                                                                                                                                                                                                                                                                                          память отшибло.                                                                           
  2. В последнее время мало дуда стало людей приезжать. В основном празднуют жители соседних деревень. Надо меньше политики и больше спорта и веселья там делать. И не надо вбивать клин межу людьми, все мы люди независимо от того как называемся