Ольга Конькова: “Язык ижор не спасут “языковые гнезда”, но активисты преподают его всем желающим”

Прибалтийско-финский народа ижора в силу своей малочисленности не сможет использовать методику “языковых гнезд” для передачи языка новым поколениям. Такое мнение высказала Инфоцентру FINUGOR ученый-этнограф, научный сотрудник музея антропологии «Кунсткамера», руководитель Центра коренных народов Ленинградской области РФ, председатель Общества ижоры и води Ольга Конькова.

Напомним, теперь уже бывшая президент Финляндии Тарья Халонен на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске представила методику “языковых гнезд”, позволяющую учить детей в дошкольных учреждениях путем полного погружения в языковую среду. Финны успешно применили эту методику для спасения малочисленных саамских языков в своей стране и рекомендовали взять ее на вооружение российским финно-уграм. За минувшее время открылись группы в детсадах Петрозаводска, Сыктывкара и на Таймыре.

По мнению О.Коньковой, ситуация у ижор более сложная. “У нас просто нет людей рабочего возраста, свободно говорящих на языке, которые могли бы работать в детсадах. Кроме того, сами ижоры ни в одной деревне не составляют большинства. В тех же деревнях рядом с портом Усть-Луга после того, как приехали строители, уже много армянских детей, русских, есть белорусы, украинцы... Хорошо саамам – они все в тундре, никого рядом с ними нет! А у нас есть. У нас совсем другая ситуация, - подчеркнула ученый. - Если вводить “языковые гнезда” - это должна быть система: кроме детсадов – школа, другие учебные заведения. Те же саамы в Финляндии учатся на саамском языке и в школе. В Норвегии, например, есть учебные заведения высшего уровня, где саамам преподают на саамском языке. Человек везде сразу попадает в свою языковую среду. У саамов есть телевидение, радио на саамском языке – у нас нет. И что будем делать мы? Скажем, в детском саду ребенка научат. А потом что?.. И где готовить преподавателей ижорского языка, ведь нет нигде специалистов. В системе образования нельзя работать просто так, без соответствующей подготовки, необходимых документов. Чтобы преподавателей готовить где-то должны быть заявки с мест, от родителей. А они хотят, чтобы ребенок вылез из деревни, стал инженером, художником, еще кем-то – но не учителем ижорского языка... Да, курсы ижорского языка сейчас ведет Мехмет Муслимов, он делает очень большое дело. Но он научный сотрудник, и не может в деревню ездить каждый день и преподавать в школе. Я за “языковые гнезда” и преподавание языка, но пока это нереально. Надо создавать совсем другую систему образования”.

Однако активисты – представители коренных народов Ленинградской области не сидят сложа руки. “Единственная возможность на сегодня это обучение желающих, взрослых и детей, родному языку наличными силами. Тот же Мехмет Муслимов ведет курс ижорского языка бесплатно. Все делается на волонтерских началах. Мы надеялись на региональную программу поддержки коренных народов – там были заложены мероприятия по поддержке языка – нам все это обещали, но не дали. Денег нет – в этом году и, видимо, не будет и в следующем. Разнос губернатор по этому поводу подчиненным устроил, но ничего не изменилось... Само положение программы какое-то дурацкое... Просто людям, которые начали работать даже без денег, не нужно было что-либо обещать. Ведь это была инициатива правительства – принять такую программу. Я, как руководитель Центра коренных народов области и член Общественной палаты Ленинградской области, начну с этим разбираться”, - заверила О.Конькова.

*** Напомним, правительство Ленинградской области на заседании 26 января 2012 года утвердило программу по поддержке этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории региона, на оды. Общий объем финансирования программы за счет областного бюджета составит 46 миллионов 50 тысяч рублей. Однако программа так и не начала реализовываться.