Ученый: в Коми русские пренебрежительно относятся к коми языку из-за его "деревенского" статуса

Этноконфликт между коми и русским населением Коми республики проистекает из-за негативного отношения к имеющему низкий статус коми языку, власти не исправляют ситуацию. Об этом заявила кандидат исторических наук, доцент кафедры управления социально-политическими процессами Коми республиканской академии госслужбы и управления Ольга Кузиванова на XI Всероссийской научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере», которая проходила в Сыктывкаре 25-26 октября.

В своем докладе она привела статистические данные соцопроса на тему «Нужно ли изучать коми язык?», по которому больше 40 процентов рецензентов высказались за изучение коми языка. «Есть и такие коренные коми, которые были против изучения в школах коми языка — это целых 17 процентов опрошенных, - рассказала О.Кузиванова, - такая же ситуация наблюдается и у удмуртов. Есть удмуртские семьи, где родители считают удмуртский язык ненужным и не учат своих детей родному языку. Отсюда выплывают конфликты. В первую очередь, это конфликт государственности и культуры, так как по закону о языках, принятому, например, в Удмуртской Республике в 2001 году, удмуртский является вторым государственным языком, и - по закону - власти обязаны обеспечить доступ к любой информации на двух языках: русском и удмуртском. На деле же такого не происходит. Подобная ситуация наблюдается и в Коми. Если рассматривать вторую сторону — сторону культуры, то в первую очередь необходимо рассматривать родной язык, как символ, как социокультурный аспект, причисляющий человека к определенному народу — носителю языка».

Предложила она и пути решения указанного конфликта: это поиски общественного копромисса и повышение общественного статуса коми языка.

Затронула О.Кузиванова и социально-политический статус коми языка в республике. Она назвала коми язык — языком села ввиду его преобладания в сельской местности. По данным 2006 года, больше 50 процентов комиговорящего населения проживает в деревнях. Это, по ее мнению, определяет низкий статус коми языка. «Социальная среда в деревне все-таки ниже, чем в городе, она более простая, ниже ступенькой социальности по уровню образования, информативности и современным технологиям. До деревни все это доходит позже, уже после того, как осваивается в городской среде. Отсюда и предвзятое отношение к коми языку, который считают языком деревни, языком низкого социального статуса и это порождает этнолингвистический конфликт. К сожалению, подобное имеет место быть и нельзя этого отрицать. В настоящий момент наблюдается очень низкий уровень толерантности городского населения к деревенскому», - утверждает О.Кузиванова.

Таким образом она выделила две причины этнолингвистического конфликта: это статусный конфликт и социокультурный - из-за немодернизированности сельской среды. А обвинения в этнолингвистическом конфликте пали на власти республики. «Нерегулируемость приводит к конфликту. Республика не занимается и не хочет заниматься этнополитикой — отсюда и конфликтность между коми и русскими, между деревней и городом». Примером удачной этнополитики властей она назвала Мордовию, где совсем недавно отмечали 1000-летие единения "мордвы" с народами России.

Комментарии

  1. В своё время  русские называли финский язык в Суоми "деревенщиной". И где теперь русские ? Скупают финскую водку , кофе и колбасу , учат "деревенский " язык ...
  2. а по моему про водку всё наоборот .. я вот лично незнал никогда никого чтобы скупали финскую водку колбасу и др и могу тебе заявить Арво , деревенский твой язык :) 
  3. Не читайте перед едой советских газет о Финляндии ...       :-)  http://e-finland.ru/travel/shoping/chto-privezti-iz-finlyandii.html   http://story.travel.mail.ru/story/show/373159/gospozha_severnoe_siyanie_finlyandiya_helsinki_ch_3/ 
  4. Да, конфеты с соленой лакрицей - это и правда - нечто! )Но продукты и кофе, это так, по ходу дела. А вот сумочки Furla - это да! )  
  5. Я кажется догадываюсь о причине лютой ненависти российских чиновников к Финляндии ...  Финляндия с ее  большими экономическими успехами, достигнутыми в трудных условиях, является живым отрицанием Российской империи, примером для других окраин и «инородцев».       :-)  
  6. Однако мне не понятно что во времена империи было не так . Вроде как в других империях . 
  7. Почему сложилась такая странная ситуация, что все финно-угры России, даже те, которые сохранили язык предков, не имеют, к примеру, как их собратья эстонцы или финны , которые даже собственных национальных имен? Почему происходила и происходит такое повальное обрусение финских народов?Как представляется, тут виноваты, конечно же, московские царьки и императоры, церковь, великодержавники, которые приложили немало сил, чтобы Московия, а позже и Российская империя стала моногамной русской православной страной без каких-либо альтернатив и послаблений кому-либо. Финны, латыши и эстонцы попали под крышу Шведской империи , где вполне мирно и хорошо сохранили свои культуры и этносы, а вот те же финские народности, что подпали под Российскую империю , к началу ХХ века на две трети уже были обрусевшими, потерявшими право и на автономию, и на собственные имена. И эту политику активно продолжала и советская власть, практически уничтожив республику Северная Ингрия , которая так «неудобно» раскинулась в Ленинградской области. В 1917 году Северная Ингрия вместе с Эстонией и Финляндией объявила суверенитет, затем автономию в составе СССР, а к 1928 году от автономии ингерманландских финнов уже ничего не осталось: одних ингров расстреляли, других расселили по бескрайним просторам Советского Союза, оставив лишь неопасную горстку сельских жителей. Такая же участь ждала и крымских татар, чеченцев и ингушей. Карелия, страна изначально даже чуть больше земли Суоми, теперь меньше ее вдвое по территории, а по количеству людей, называющих себя карелами, так вообще уступающая финнам в 30 (!) раз: 150.000 карелов против 4.500.000 финнов Финляндии. А ведь это родственные и количественно равные соседние народы, разница между которыми лишь в том, что одни прожили 500 лет в Швеции, а вторые – в России.   
  8. И поделом вам , пеняйте на своих финоугров рюриков и сотоварищи , пожалуйтесь холопу мерянину он любит рассказывать как то на что вы жалуетесь его меряне , и прочаю лабуда прювет из Китаю создавала  . Мне чего от этого ?   
  9. И вообще Арво , в якобы негативе есть и позитив . вообще невероятная штука получилась , хорошо что " обрусели , конечно всех ненадо а только поевропеидней , я лично доволен русификацией . хоть вернуться к корням а нет от ваших товарищей с корнями из сев китаю . 
  10. Замочи носки.... Т .. для начала.  Почему имена не финоугорские? А какие они?
  11. "До деревни все доходит позже", - утверждает О.КузивановаПравильно, когда-то до деревни дойдет что нет смысла искусственно поддерживать многие вещи, подогревая так людей, делающих на этом политические дивиденды. 
  12. Коми, в нынешнем состоянии региона, пожинает плоды времён СССР и нынешнего всеобщего бардака в России.  В Коми,помимо коренного населения присутствует масса,прибывшая в основном в сов.времена за длинным рублём и льготами. Так и остались. Есть и те,кто прибыл этапом и остался там после,но это - люди особого склада зачастую..не буду о них..  Есть и вновьприбывшие, в догонку, на промыслы нефти,газа,угля,леса...и этот поток.. будет длиться бесконечно,пока у ВСЕХ ключевых гос.постов не встанут люди ИСКРЕННЕ любящие Республику,люди - строго из числа коренного населения,знающие коми язык,внедряющие его повсеместно,не слитые воедино с олигархией,ставящие конкретные! условия для добывающих компаний,среди которых,помимо вопросов экологии, должны подниматься такие вопросы и ТРЕБОВАНИЯ,как - СУЩ.повышение отчислений в казну Коми,приглашение на работу в подобные 'компании' - В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!!!! - спец. этих отраслей из числа  коренного населения,они есть,а уж - ПОТОМ!! - всех залётных,если нехватило коренных. (а их - хватает).                     Понимаю,что сложно внедрять коми язык в нынешнем создавшемся нац. раскладе. Не выпинать и тех,кто не хочет учить коми язык. Нет на то ..юридических .. Независимых оснований..)..,понимаю...  да..                                        Но - есть прорыв в внедрении коми языка. Есть. С разных направлений. За что Вам всем - огромное Спасибо.  Вы не сомневайтесь только иногда в своих силах (это адресовано - Вам,тем кто искренне любит Коми),не сомневайтесь. Да,трудно. Держитесь.  С Ув.                                                                                                                                      А русские... ,они и в Африке - русские,их там сразу  видно.    Честное слово..- не хочу о них говорить.. придёт время... - сами будут бегать в поисках коми - учебников,для изучения коми языка,что бы их не выпинали.. Придёт то время. Да поздно будет. Для таких. Так как  неуважение к нам - мы запомним.                     
  13. И ненадейся . я тебя пинать буду до Севю Китая вместе с собратьями  , на родину в культуру кухонных куч . 
  14. Ему не стыдно))) таким, как он, не стыдно..........Хоть бы на своем русском языке писать научился.......
  15. В прежде чем меня наставлять , бросили бы привычку присваевать чужие древности .
  16. Кстати, можно сделать уточнение. Язык тоже реагирует на изменение статуса владельца и соответственно "приспосабливается" к этому. Например, существует "низкий" и "высокий" стили. Это, кстати говоря, характерно для всех финно-угорских языков.     На "низком" стиле разговаривает, в основном, не образованное население. А образованная часть и живущая в городах интеллигенция используют  "высокий" стиль - литературный язык. Он сложный, звучит диковинно, иногда непонятно, но очень красиво. Чтобы овладеть литературным языком, нужно прочитать немало книг или общаться в среде с высоким статусом. Общение на "высоком" стиле - это целое искусство: интонации, ударение, намеренное внедрение элементов просторечия, чтобы подчеркнуть экспрессию и т.д.   Владение "высоким" стилем позволяет его носителям относиться к другим немного свысока, и самое интересное, превосходство этого "высокого" стиля невольно признается и другими национальностями. Отсюда вывод: чем больше в городе будет носителей "высокого" языка, тем меньше будет оснований для этнолингвистического конфликта.  
  17. Ученый: в Коми русские пренебрежительно относятся к коми языку из-за его "деревенского" статуса1ещёбы!от субстрата себялюбия избавиться тяжело.это как вылечиться от наркозависимости."добровольно лечиться"не будут!
  18. да уж, "не образованное" население... а про стилистику вообще молчу... ну, еще есть средний стиль.. еще, почему только "высокий" стиль - литературный?.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE_%D1%82%D1%80%D1%91%D1%85_%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%85                                                            отсюда напрашивается вывод, что стили от уровня образования не зависят....xD)))))  
  19. Эк Вачиса пробрало! )))А все потому что "высоким" стилем не владеете!... Книжек марийских не читаете, где уж Вам литературный язык знать!)Здесь я намеренно не употребляла общепринятые термины, так что не надо меня отсылать в Вики, я и без Вас могла тыщу раз это сделать.)Надо было задуматься - почему. А "не образованное", там просто было противопоставление, кот-ое потом выпало.))) 
  20.  Согласно Конституции Республики Коми -Статья 27: Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.            Но в Коми, почему то решили, что коми язык должны учить все поголовно, а это противоречит Конституции Коми.   Что касается этноконфликта между русскими и коми - то проблемы такой не существует!  Существует проблема в голове КУЗИВАНОВОЙ, причём очень серьёзная. Она и подобные ей - как раз и провоцируют жителей республики на "этноконфликт" где кстати проживают не только русские (я украинец), которые тоже против насильственного изучения коми языка.  Она же приводит пример  того  -«Есть и такие коренные коми, которые были против изучения в школах коми языка — это целых 17 процентов опрошенных"........  Этноконфликт коми с коми????