Ученый: в Коми русские пренебрежительно относятся к коми языку из-за его "деревенского" статуса

Этноконфликт между коми и русским населением Коми республики проистекает из-за негативного отношения к имеющему низкий статус коми языку, власти не исправляют ситуацию. Об этом заявила кандидат исторических наук, доцент кафедры управления социально-политическими процессами Коми республиканской академии госслужбы и управления Ольга Кузиванова на XI Всероссийской научно-теоретической конференции «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере», которая проходила в Сыктывкаре 25-26 октября.

В своем докладе она привела статистические данные соцопроса на тему «Нужно ли изучать коми язык?», по которому больше 40 процентов рецензентов высказались за изучение коми языка. «Есть и такие коренные коми, которые были против изучения в школах коми языка — это целых 17 процентов опрошенных, - рассказала О.Кузиванова, - такая же ситуация наблюдается и у удмуртов. Есть удмуртские семьи, где родители считают удмуртский язык ненужным и не учат своих детей родному языку. Отсюда выплывают конфликты. В первую очередь, это конфликт государственности и культуры, так как по закону о языках, принятому, например, в Удмуртской Республике в 2001 году, удмуртский является вторым государственным языком, и - по закону - власти обязаны обеспечить доступ к любой информации на двух языках: русском и удмуртском. На деле же такого не происходит. Подобная ситуация наблюдается и в Коми. Если рассматривать вторую сторону — сторону культуры, то в первую очередь необходимо рассматривать родной язык, как символ, как социокультурный аспект, причисляющий человека к определенному народу — носителю языка».

Предложила она и пути решения указанного конфликта: это поиски общественного копромисса и повышение общественного статуса коми языка.

Затронула О.Кузиванова и социально-политический статус коми языка в республике. Она назвала коми язык — языком села ввиду его преобладания в сельской местности. По данным 2006 года, больше 50 процентов комиговорящего населения проживает в деревнях. Это, по ее мнению, определяет низкий статус коми языка. «Социальная среда в деревне все-таки ниже, чем в городе, она более простая, ниже ступенькой социальности по уровню образования, информативности и современным технологиям. До деревни все это доходит позже, уже после того, как осваивается в городской среде. Отсюда и предвзятое отношение к коми языку, который считают языком деревни, языком низкого социального статуса и это порождает этнолингвистический конфликт. К сожалению, подобное имеет место быть и нельзя этого отрицать. В настоящий момент наблюдается очень низкий уровень толерантности городского населения к деревенскому», - утверждает О.Кузиванова.

Таким образом она выделила две причины этнолингвистического конфликта: это статусный конфликт и социокультурный - из-за немодернизированности сельской среды. А обвинения в этнолингвистическом конфликте пали на власти республики. «Нерегулируемость приводит к конфликту. Республика не занимается и не хочет заниматься этнополитикой — отсюда и конфликтность между коми и русскими, между деревней и городом». Примером удачной этнополитики властей она назвала Мордовию, где совсем недавно отмечали 1000-летие единения "мордвы" с народами России.