Алексей Цыкарев: Вопрос о государственном статусе карельского языка нельзя исключать из повестки дня

В день важнейшего общественно-политического события Республики Карелия – VII Съезда карелов – активист карельского и финно-угорского движения Алексей Цыкарев дал интервью Инфоцентру Finugor.

Насколько значимым является съезд карелов для Республики Карелия?

Мероприятие это для Республики Карелия более значимое, чем может показаться на первый взгляд. Форум народа, давшего имя республике, имеет большой смысл не только для карелов, но и для всех жителей Карелии. До тех пор, пока в Карелии есть титульный народ и существует карельское движение, сторонникам идеи ликвидации республики или присоединения региона к другим территориям будет сложно доказывать свою правоту.

Очевидны две вещи: во-первых, подавляющее большинство жителей Карелии хотят жить именно в республике, во-вторых, подавляющее большинство мыслит Карелию только в качестве неотделимой части Российской Федерации. Все говорит о том, что к 100-летию Республики Карелия мы подойдем с небольшой составляющей карелов в составе населения республики, но с устойчивым желанием населения сохранить статус республики и ее национально-культурные особенности, гарантированные Конституцией Карелии.

VII Съезд карелов – ключевое общественно-политическое мероприятие Года карельского языка и национальной культуры.

С чем Карелия подошла к Съезду? Чего не хватает сегодня карельскому движению?

На мой взгляд, карельскому движению не хватает динамики, воли и научно-аналитической базы. Действия носят разрозненный и спонтанный характер, нет сплоченной команды. Если проанализировать решения прошлого съезда, то окажется, что сделано в промежутке между съездами было не достаточно, а в работе Совета уполномоченных не было системы. Слабая вовлеченность районных активистов в процесс принятия решений приводит к отчужденности большого числа карелов от участия в движении, а общественные организации часто не согласуют свои действия, занимаясь «гонкой вооружений», а иногда даже находятся в стадии «холодной войны».

Идеи молодежи воспринимают в штыки, а некоторые ветераны «просыпаются» только несколько раз в год, а то и еще реже. Все это делает карельское движение слабым на фоне других национальных финно-угорских движений России. Также и сама республика далеко не исчерпала свой потенциал в поддержке коренных народов и в финно-угорском сотрудничестве.

Много говорилось о проведении Всекарельского съезда. Станет ли съезд карелов международным?

Действительно, такое желание было, и в период подготовки часто звучало название Всекарельский съезд. Однако в практическом плане сделано было немного для того, чтобы состоялся именно Всекарельский съезд. Для этого нужно было приступить к подготовке загодя: наладить контакты с карельскими общинами и организациями в Ленинградской, Мурманской, Тамбовской областях, в Сибири, в Казахстане. Пока у нас только тесные связи с тверскими карелами и карельскими организациями Финляндии. Им предложили несколько мест делегатов. Но съезд по-прежнему остался Съездом карелов Республики Карелия. Поэтому мне непонятно, например, как финские или тверские делегаты будут голосовать за резолюцию, в которой основной спектр вопросов касается Республики Карелия.

Хотя идея Всекарельского съезда очень привлекательна, но она абсолютно не проработана. И, кроме того, если съезд будет всемирным, то за чей счет он будет проводиться?

Все-таки для нас важно, что за съезд карелов Республики Карелия и за реализацию его решений несет ответственность наряду с карельским движением также и правительство Карелии. По итогам съезда всегда принимается постановление правительства о реализации и мониторинге исполнения решений съезда. Не утратим ли мы возможность влияния на принятие решений в Карелии, если съезд расширит свой статус?

Подчеркну, что для нас очень важна связь с сородичами из других регионов России и Финляндии. Также, как мне известно, на съезд в качестве гостей прибыли родственники по языку из Эстонии.

Как карельская молодежь участвует в Съезде? Какие предложения подготовлены молодежной организацией?

Молодежная организация «Нуори Карьяла» была представлена в рабочей группе по подготовке к съезду. Мы участвовали в заседаниях Совета уполномоченных и в рабочей группе по разработке резолюции съезда, помогали с международным участием. Для молодежи очень важно быть включенной в процессы принятия решений на всех уровнях, а не только тогда, когда нужно выполнить черновую работу, например протокол составить. Хотя и от этого мы не отказываемся, и физически там где нужно подсобить готовы.

Мы подготовили предложения в резолюцию, доклад для выступления в прениях, выдвинем кандидатуры в Совет уполномоченных, Совет представителей карелов, вепсов и финнов при главе республики, на съезд финно-угорских народов России и в Консультативный комитет финно-угорских народов. Наша организация традиционно организует выставку литературы на национальных языках.

Главное для нас, чтобы очередной состав Совета уполномоченных был работоспособный, а резолюция съезда могла быть ориентиром для карельского движения и носила конкретный характер.

Наши главные предложения: продвижение карельского языка в системе образования, развитие языковых гнезд, расширение сфер языкового применения, в том числе в системе управления. Мы выступаем за расширение списка вузовских специальностей с возможностью изучения карельского языка. Мы за то, чтобы в министерстве образования был специальный отдел национального образования, за то, чтобы у главы Карелии был советник по вопросам коренных народов. Мы предлагаем создать Финно-угорский ресурсный центр Карелии на базе издательства «Периодика».

Как вы оцениваете резолюцию?

В целом, тот первый вариант, который рабочая группа подготовила, более содержателен чем то, что может получиться в итоге.

Преамбула содержит наши озабоченности, выявляет проблемные моменты: и убыль населения, и демонтаж национальных элементов вузовского образования, и отсутствие у карельского языка статуса государственного.

Кстати по последнему вопросу разгорелась нешуточная дискуссия в ходе подготовки резолюции. Я бы даже сказал, диспут на грани фола. Пренебрегая культурой ведения диалога, некоторые участники убеждали других, что от позиции нужно отказаться, «чтобы не устраивать дискуссию на съезде» или «потому что они лучше знают, как это работает». А другие предлагали «не мутить воду», потому что «ваша правота вам только кажется, и лучше знаем». Согласитесь, аргументы, по меньшей мере, неубедительные. Самые «красноречивые» просто промолчали, ибо иногда «молчание – золото».

Камнем преткновения стал вопрос о необходимости придания карельскому языку статуса государственного. Все предыдущие съезды эту проблему обозначали. Но VII Съезд, похоже, посылает сигнал власти, что готов отказаться раз и навсегда от этого вопроса. Карелия – единственная республика в России, где есть только один государственный язык – русский. Причина в том, что письменность карельского языка базируется на основе латинской графики, а в Федеральном законе «О языках народов Российской Федерации» сказано, что «в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами”.

То есть государственный статус карельского языка может быть отрегулирован федеральным законом. И пока такая законодательная возможность существует, нужно ее воспользоваться. Если руководствоваться мотивом «не трогать, чтобы хуже не сделать», можно прекратить тогда вообще заниматься национальным вопросом в России. Кроме того представляется, что продвижение государственного статуса карельского языка никак не мешает одновременно продвигать тему ратификации Европейской Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств, на чем настаивает значительное число “ветеранов” движения. По их мнению, “поезд ушел”, и государственный язык в Карелии никому не нужен.

Члены молодежной организации “Нуори Карьяла” предлагают следовать традиции предшествующих съездов и оставить в резолюции рекомендацию о придании карельскому языку статуса государственного.

По нашему мнению, это вопрос стратегический. Ясно, что он не будет решен завтра или даже послезавтра. Но изъятие его из повестки дня даст власти четкий сигнал о том, что карелы раз и навсегда отказываются от того, чтобы их язык исполнял функции государственного в Республике Карелия.

Идеологи другой точки зрения настаивают, что нереально добиваться государственного статуса в республике, где доля карелов составляет семь процентов, а доля владения языком оставляет три процента. Пессимисты считают, что нужно добиваться принятием Россией Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств и добиваться статуса регионального языка.

На мой взгляд, если эта точка зрения восторжествует, это приведет к непоправимой ошибке. Снятие из повестки дня стратегического вопроса, влияющего также на сохранение за республикой своего статуса, может привести к необратимым последствиям: продолжится сдача позиций в области образования, уже приведшая к утрате факультета прибалтийско-финской филологии и культуры и кафедры карельского и вепсского языков в ведущем университете республики. Я уже не говорю об имиджевых потерях.

Многие ученые разделяют мысль о том, что язык в веке информационно-коммуникационных технологий будет жить только в том случае, если он бытует в сфере образования, СМИ, Интернете, семье и в официальных отношениях (то есть в системе госуправления). Придание языку статуса государственного даст возможность расширить сферу языкового применения и усилит востребованность языка среди населения. А сейчас, в канун 100-летия республики, есть повод эту тему поднимать вновь.

Какие прогнозы можно дать относительно итогов съезда?

Уверен, что будут звучать разные мнения, и делегаты примут единственно верное решение.

Самое неправильное во всей этой ситуации то, что подготовка проекта итогового документа проходила под руководящим началом одного из руководителей профильного министерства – миннаца. Конечно, это случилось не от хорошей жизни. Просто не выстраивается очередь желающих возглавить подготовку документов. Слабость Совета уполномоченных съезда карелов и неспособность взять на себя составление проекта резолюции, породило к жизни явление, когда весь конгресс не только финансировался из бюджета Карелии, но его подготовка полностью осуществлялась силами сотрудников миннаца. Видимо, опасаясь, что проекты документов будут не готовы, министерство возглавило и содержательную работу, а проект резолюции писался хоть и с привлечением общественности, но второпях и в стенах миннаца. Это совсем ненормально, и теоретически может приводить к конфликту интересов.

И на практике приводит. Да и быть иначе не может. Когда чиновник участвует в составлении документа, где, в том числе, прописываются рекомендации органу власти, где он работает, или критика работы органов власти, которым он подчиняется, возникает естественное желание повлиять на содержание, смягчить формулировки, посоветоваться с начальством и все это приправить одобрением узкого круга общественности. К сожалению, в России это нормально, когда чиновник высокого ранга может быть общественником одновременно. Но это ненормально просто по причине разной природы этих двух позиций. Или ты чиновник, и работаешь на государство, или ты общественник, и анализируешь работу государства, конструктивно критикуешь и предлагаешь свои решения, и по возможности приводишь их в силу в рамках проектной или текущей деятельности. Нельзя сидеть на двух стульях одновременно. Но у нас это можно, и даже более того – считается, что это удобно, поскольку обеспечивает статусность движения. Кроме того, у чиновника больше возможностей по общегосударственным расходам ездить на разные совещания, участвовать в работе международных организаций, больше времени посвящать курируемой проблематике.

По закону член правления общественной организации не может в качестве индивидуального предпринимателя оказывать услуги своей организации, так как это приводит к конфликту интересов. Но разве не приводит к конфликту интересов быть чиновником и общественником одновременно?

В финно-угорском движении это вообще норма. Некоторые члены Консультативного комитета финно-угорских народов – чиновники, председатель Ассоциации финно-угорских народов России – руководитель муниципалитета, а в период назначение состоял в руководстве субъекта федерации.

Каковы перспективы движения?

У молодежи есть желание работать в сильной, заинтересованной команде. И мы надеемся, что такая команда появится. Карельское движение должно участвовать в принятии решений, касающихся качества жизни и сохранности языка и культуры коренных народов Карелии, на всех уровнях: от локального до международного. Мы ждем, что новый Совет уполномоченных примет самое активное участие в подготовке и проведении 100-летия Республики Карелия. Этот повод нужно использовать для продвижения карельского языка, культуры и инфраструктуры территории проживания карелов.

Хочется верить, что Съезд карелов сплотит всех нас и даст энергии для работы с удвоенной силой. Особенно важно, чтобы районные активисты, а не только карелы Петрозаводска, могли участвовать в реализации решений съезда.

Комментарии

  1. Думается, опасения, что решения всекарельского съезда будут не обязательными для республики, излишни. Напротив, привлечение карел из других регионов позволит масштабнее обсудить проблемы, стоящие перед народом.  Повысится и статус такого съезда.  
  2. Может и быть так. Карелы есть карелы! Одна помарочка. Исходно карельская письменность не была ни кирилической, ни латинской. Но если говорить о последних двух столетиях, то кирилица используется  в Карелии значительно дольше.
  3. Интересное интервью. Некий анализ происходящего. Помогает разобраться в нек. вопросах. 
  4.  у каждого свои краски.  нашел нек. ответы для себя. выводы при себе оставлю. не каждая публикация  помогает разобраться в этой каше.. так,просто,для себя,чтобы видеть происходящее в ф-угорском мире в целом..  
  5. Эра полумер: и рыбку, и улыбку. Наверное дело в ставках. Ставить, увы, не умеют, али цепи больно тяжелы. Ять, есть один путевый вепс, да и того империя утилизировала. Гусь Маннерхейм , тот Финляндию под себя рвал, а у вепса много больше есть. ПС   Может какая темная лошадь, увы не из нонишних.... :(
  6. Подавляющее большинство мыслит Карелию только в качестве неотделимой части Российской Федерации ?Алексей , так какого хрена с сепаратистом - госдепышом Штепой в засос дружбу водишь -  это для придания  карельскому языку государственного статуса  ?       :-)       
  7. Алексей верно подметил, что многое зависит от Совета уполномоченных. Выбирать чиновников нет смысла, они все сделают, чтобы им меньше шевелиться, для проформы лишь. А надо, чтобы был боевой деятельный орган.