Раськень Озкс – 2013: впечатления очевидца (фото)

Раськень Озкс вот-вот начнется: на кургане стоит Эрзянь Штатол - священная эрзянская свеча, вручную сделанная из чистейшего воска

Финнно-угорские народы богаты веками сложившимися обрядами и праздниками, среди которых оленьих скачки у жителей тундры, Гербер у удмуртов, моления в священных рощах у марийцев и т. д.

У эрзянского народа главный традиционный обрядовый праздник - Раськень Озкс. Общенародное моление проводится один раз в три года. И вот, в 2013 году, как и планировалось, Раськень Озкс состоялся.

По традиции в субботу (по-эрзянски «шлямочи»), 13 июля, на священном поле в окрестностях села Чукалы Большеигнатовского района Мордовии собралось около пяти тысяч человек, среди которых были представители эрзянского, мокшанского, марийского, финского, эстонского и венгерского народов.

Гостями эрзянского обрядового праздника стали финны Симо Кантеле и Лео Йаппинен, преподающие финский язык на курсах в Саранске

Из истории проведения Раськень Озкс

В древности эрзяне проводили Раськень Озкс один раз в 20-40 лет. Основанием выбора для места послужило предание, что на этом месте были захоронены около 11 тысяч воинов - эрзян, марийцев, чувашей, удмуртов после битвы с ногайцами, захороненных в братской могиле. Интернациональное войско остановило ногайскую орду, шедшую на Нижний Новгород, пославший рати для освобождения Москвы от поляков в 1612 году.

Впервые после 370-летнего перерыва в селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии возобновили проведение старинного обряда в 1999 году. Идея возрождения Раськень Озкс принадлежит эрзянскому активисту Кшуманцянь Пиргужу – председателю Фонда спасения эрзянского языка им. А.П.Рябова Григорию Мусалеву. Поддержали организацию Озкса творческие коллективы «Ламзурь» и фолк-ансамбль «Торама». Главными организаторами ритуалов были первая Озава — Маризь Кемаль (эрзянская поэтесса Раиса Кемайкина), и первый Озатя — Йовлань Оло (ученый, собиратель фольклора, основатель группы «Торама» Владимир Ромашкин). Для участия в мероприятии были приглашены студенты из Эстонии, представители других стран. Приехало несколько фольклорных эрзянских коллективов Поволжья.

Прибыли и представители братского народа мари: на фото в центре - Владимир Козлов, возглавлявший Всемарийский совет в 2004-2008 годах

Решением Атянь Эзем (Совета старейшин) следующий Озкс был намечен на 2004 год.

В 1999 году на Раськень Озкс Атянь Эзем в первые в новейшей истории избрал Инязора (царь, предводитель) эрзян, статус которого утверждает Озкс. Инязором эрзя народа был выбран Кшуманцянь Пиргуж, наделенный правом голоса от всей эрзянской нации.

Раськень Озкс 2013: начало

Пронзительный и тревожный звук торамы Тюшти [легендарный богатырь, вождь эрзян. – прим. ред.] призвал народ сойтись к Маару (священному кургану).

По традиции, Инязор первым поприветствовал присутствующих. Поблагодарил настоящих эрзян за то, что они смогли приехать на важнейший для народа праздник. Далее Калаганонь Керяз (председатель Союза тавлинских мастеров «Эрьмезь», Лауреат премии им. А.П.Рябова за 2012 год Петр Рябов) зажег Штатол (родовая свеча у эрзян) и тем самым Раськень Озкс был открыт.

Инязор эрзян Кшуманцянь Пиргуж приветствует собравшихся на Раськень Озкс

На этом Озксе, как, впрочем, и на любом другом, непременно звучит молитва-обращение к предкам, которую присутствующие повторяли за Озавой, поднимая руки вверх.

«Пингеде-пингень Эрямо Тюштя Инязоронтень!» («Вековечную жизнь царю Тюште!») – громко произносили эрзяне.

До христианизации у эрзян бытовал обряд приглашения покойника на поминки о нем же. Хозяин выходил, чаще в канун вечера, на крыльцо, поворачивался в сторону кладбища и звал его (или ее) по имени. Предупрежденный заранее близкий, похожий, насколько это возможно, на ушедшего Тоначив, (на Тот Свет) приходил, одетый, желательно, в одежду усопшего или во что-то подобное, заходил домой и садился на то место за обеденным столом, где сидел, пока был жив, «приглашенный». Так начинался поминальный обряд до крещения эрзян.

На Раськень Озкс 2013 года именно по такому обычаю выходили на Маар выдающиеся представители Эрзя народа, жившие в далеком и недавнем прошлом. Они говорили в назидание потомкам о том, чтобы не допустить гибели нашего народа, из которого они вышли и за будущее которого многие отдали свою жизнь. Среди них: древнйи князь Пургаз (княжил в первой половине XIII века), Баюш Разгильдяев (организовал сопротивление ногайцам в 1612 году), Алена Арзамасская, Акай Боляев, Кузьма Алексеев, Степан Эрьзя и другие.

Далее эрзяне приняли участие в обряде обновления Маара. По ходу солнца вокруг священного кургана провели лошадь с запряженной сохой. Согласно мифам эрзян, лошадь была подарена им верховным богом - Инешкипазом. Лошадь, как считают эрзяне, символ трудолюбия и его причисляют к священным животным. Присутствующие высыпали привезенную с собой с места жительства землю. К сожалению, строго соблюдать очередность прохождения регионов в этот раз не удалось, да и не все присутствующие участвовали в этом обряде. Увы…

По ходу солнца, под мелодию песни «Вирев молян» (гимн Раськень Озкс), медленно шагая друг за другом, участники праздника после обновления Маара взялись все за руки и вышли на большую луговую поляну. Похожий на солнце, круг празднично, ярко одетых людей двигался, некоторые пели гимн Озкса, некоторые пока что не поняли к чему это действо…

Время идет, забывается многое. Но для настоящих сынов и дочерей своего народа этот процесс доходил до самых сокровенных уголков души. Неиссякаемая энергетика нескольких тысяч человек, взявшихся за руки, буквально ощущалась организмом. Казалось, что с этой великой силой все вечно. Затем круг спиралью сомкнулся, после дружеских объятий и троекратного – «Эрзя! Эрзя! Эрзя!» - все вернулись к Маару, где Раськень Озкс продолжился.

Выборы Инязора

Любим мы петь и танцевать, но, к счастью, Раськень Озкс - это одно из немногих мероприятий в Мордовии, где по древнему обычаю не только веселятся на отдыхе. На Всеэрзянском Озксе решались важнейшие задачи, возникающие в жизни этноса и государства: экономика, политика, сбор налогов, оборона Эрзянь Мастор – родной земли - от нашествия чужеземцев и так далее. Раськень Озкс, следовательно, представлял собой духовно-совещательный и исполнительный орган нации, своего рода парламент и совет министров. Какие проблемы беспокоили предков - предположить, зная историю, нетрудно. Что нас, неравнодушных эрзян, беспокоит в начале XXI века, тоже ответить нетрудно – как пробудить национальное самосознание, гордость и сохранить эрзянскую нацию.

Именно эти вопросы обсуждали старейшины на Атянь эзем. В этот раз совет старейшин эрзя народа стал неким продолжением Эрзянь Инекужо (Конгресса эрзян) который прошел в Саранске 9 июля. Как и планировалось, состоялись выборы Инязора. Путем тайного голосования снова был выбран Кшуманцянь Пиргуж.

Палитра праздника

Во время проведения Раськень Озкс гости праздника могли отведать национальные эрзянские блюда и напитки, приобрести сувениры.

Мужчины состязались в метании топора, копья, боролись и поднимали бревна.

В программе был и конкурс на лучший женский эрзянский костюм, который традиционно проводит эрзянский общественный фонд «Руця». Основатель фонда, председатель исполкома Эрзянь Инекужо Эрюш Вежай (Борис Ерюшов) пригласил желающих участвовать в конкурсе выйти на импровизированную «сцену». И вот - вышли прекрасные эрзяночки в самых лучших своих национальных нарядах.

Члены жюри, Эрюш Вежай и Татьяна Ковалева, выбрали лучших из лучших.

Выступает фолк-группа "Торама"

На официальной части с приветственным словом выступили и.о. министра национальной политики Мордовии Александр Каргин и координатор Международного Консультативного комитета финно-угорских народов, председатель президиума Ассоциации финно-угорских народов РФ, мэр Саранска Петр Тултаев.

Завершился Раськень Озкс поминальным обедом и, конечно же, концертом профессиональных и самодеятельных артистов.

В старину Озкс шел, как минимум, три дня. Здесь знакомились, завязывали отношения, заключались торговые и брачные сделки. На этот раз некоторые участники праздника учли все традиции. Многие гости и участники Раськень Озкс приехали накануне и уехали лишь на следующий день. Это важно, ведь именно на совместном мероприятии многие эрзяне познакомились и сдружились друг с другом, и наверняка после этого будут поддерживать связи.

Хотелось бы на прощание написать слова гимна Раськень Озкс:

«Вейсэ эрзят виевтяно - вейсэ эрзят мазыйтяно!» («Вместе эрзяне – мы сильны, вместе эрзяне - мы красивы!»).

Фото отсюда.

Читайте также:
Loading...

Комментарии

  1. нёвы кость
    "  Путем тайного голосования снова был выбран Кшуманцянь Пиргуж. " Это какой уже срок то .. ?   
  2. Марчеллов
    Куяж пу копейка ярэ?
  3. Чукаш
    Штатол великолепен! Радует размах праздника. Даже фото согревает душу тем, кто не был на нем.  
  4. t
                                                                  Интересно. Есть ли аналогия такому масштабу празднества,масштабу моления и почитания древних традиций предков в ф-угорских регионах РФ? Не читывал о подобной грандиозности. Молодца,организаторы. Грамотный подход,умение объединить,задать нужный настрой,сплотить воедино сразу несколько замыслов,идей,направлений - дорогого стоит,заслуживает уважения. Хороший обзор,насыщен и историческими данными,да и о гостях не забыли. Интересны и фото... Вроде бы..ничего особенного на фото,но интересен тот факт,что основу присутствующих   составляют люди зрелого возраста,а это хорошо тем,что желание присутствия,моление - основаны не на спонтанности и развлечении,присущих зачастую молодежи,а - истинной вере,обдуманной,желаемой для сердца,родной вере + Доверие к организаторам. Да и старшее поколение сумеет привить любовь и почитание к своим традициям подрастающему поколению,потому что есть соответствующий настрой,сплочение,а это... в наше время - редко встречается..         ..) Не зазнавайтесь,эрзяне.   Вы конечно и сильны,и красивы,как пишите). Спору нет. Женщины - крепки,кровь с молоком,такие коня остановят без проблем,да и мужики все как на подбор - коренастые,крепкие (на фото видно). Где молодые представительницы ваших верований,  а?),прячете от нас свой генофонд,эрзяне,чтобы мы не сглазили?),(шутка конечно), или фотограф зажал),для себя фото оставил).  Ладно...                                                                                                                                                                                                                                             11-ть тысяч бойцов полегло на этом поле... не только из числа вашего народа. Хорошо,что вы о них помните.   Память...                   Дружбы вам крепкой,здоровья,успехов.  Мир вашему дому.              
  5. Айна
     Точно знаю, что у марийцев есть подобные праздники!
  6. Optron
    А мистер Карьгин значит, похоже уже решил за нерод, вернуть ему свое самоназвание, или дальше под кличкой жить..