Парламентарии Северо-Запада РФ обсудили проблемы коренных малочисленных народов СЗФО

В Сыктывкаре в Государственном Совете Коми 14 ноября состоялось заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по делам Севера (ПАСЗР) и малочисленных народов. Депутаты от парламентов нескольких регионов Северо-Западного федерального округа проанализировали сегодняшнее положение дел у коренных малочисленных народов (КМН) и наметили предложения в работу ПАСЗР к следующему заседанию комитета и конференции всей Ассоциации.

Председатель комитета, глава комиссии Собрания депутатов Ненецкого автономного округа по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию, президент Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Александр Белугин представил «общесеверные» вопросы, которые готовил бывший депутат Думы Мурманской области Игорь Чернышенко, летом этого года ставший членом Совета Федерации РФ. По вопросу о реализации концепции пенсионной реформы применительно к работникам предприятий на Севере было решено просить ввести поправочные коэффициенты при исчислении трудовых пенсий, поскольку работники на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях выходят на пенсию на пять лет раньше, чем в целом по России – с 55 лет мужчины, с 50 лет женщины. Новая пенсионная реформа предполагает рост пенсий в зависимости от продолжительности стажа – и здесь северяне оказываются в невыгодном положении.

Остро стоит эта проблема и для представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционных образ жизни. «В 70 лет найдите оленевода, который ходил бы по тундре со стадом… Средний возраст жизни малочисленных народов Севера значительно ниже», - отметил после заседания первый заместитель председателя Госсовета Коми Валерий Марков.

Также было решено продолжить работу в рамках ПАСЗР над проектом федерального закона об Арктической зоне, призванного урегулировать многие моменты жизни крайнесеверных регионов РФ.

Три следующих вопроса повестки заседания были посвящены непосредственно теме КМН. В.Марков представил анализ законодательной базы северо-западных регионов РФ по вопросам КМН. По его словам, практически все субъекты СЗФО в той или иной форме занимаются этой темой: в Мурманской области живут саами, в Архангельской области и НАО – ненцы, в Карелии – вепсы, в Ленинградской области – вепсы, водь, ижора и не имеющие статуса малочисленного народа финны-ингерманландцы, в Псковской области – сету. КМНС – ненцы, ханты и манси живут и на севере Коми, хотя их число там невелико.

«По-разному относятся к малочисленным народам в регионах. Достаточно широкая законодательная база в Архангельской области и НАО. Проблемы ненцев поднимает Ассоциация «Ясавэй» и отстаивает их интересы. Саамы Мурманской области – как ни странно, их меньше двух тысяч, но они участвуют в международной деятельности, есть всемирный совет саамов. Саамы проживают в Швеции, Норвегии, Финляндии – общая численность оценивается от 70 до 100 тысяч человек. Международная кооперация саамов очень активная и, думаю, должна заставить реагировать органы власти Мурманской области, но это не столь видно… Ленинградская область сейчас начинает работать: очень долго говорили о программе по коренным малочисленным народам, ее приняли, но, по моим сведениям, реализации пока нет. Сету сейчас включены в федеральную программу, думаю, пойдут подвижки… В Конституциях Карелии и Коми это отражено…» - вкратце охарактеризовал положение дел вице-спикер.

В.Марков также обратил внимание на рост численности ненцев: их уже 46 тысяч человек и скоро они могут перешагнуть порог в 50 тысяч, установленный в РФ для коренных малочисленных народов. «Разные факторы – не только рождаемость, но и отношение органов власти, нормативно-правовая база в Ненецком округе, Архангельской области, Ямало-Ненецком округе – все это позволило ненцам прирастить свою численность», - отметил он.

Валерий Марков (справа) обозначил проблему статуса малочисленного народа для ненцев

А.Белугин сказал на это, что этот вопрос уже поднимался на переговорах с представителями министерства регионального развития РФ, которое курирует национальную проблематику. «Цифра 50 тысяч это только один фактор определения статуса коренного малочисленного народа… Есть еще – ведущий традиционный образ жизни, природопользования… Ну, будет 51 тысяча, а что делать с теми, кто осуществляет традиционные виды деятельности? Вопрос спорный, предстоит обсуждать его, принимать какое-то решение», - предположил лидер «Ясавэй».

В итоге подготовленный обзор законодательной базы по СЗФО объемом порядка 36 страниц, члены комитета приняли к сведению.

Первый вице-спикер Госсовета Коми представил и сообщение о взаимодействии организаций КМН Северо-Запада с органами власти. «Как обстоят дела мы более-менее знаем, но постоянно всплывают вопросы, когда обращаются ко мне как председателю Международного консультативного комитета финно-угорских народов… У организаций коренных малочисленных народов – по вопросам взаимодействия с органами власти исполнительной и законодательной. И здесь подвижки были очень даже позитивные», - отметил докладчик. Так, в начале 1990-х годов Общество вепсской культуры в Карелии инициировало создание Вепсской национальной волости в составе нескольких сельсоветов, ставшую также отдельным избирательным округом на выборах в республиканский парламент. «Все соответствовало федеральному законодательству, но в 2005 году Законодательное собрание Карелии отменило закон о Вепсской национальной волости. Сейчас говорят, что, наверное, поспешили отказаться от нее», - сказал В.Марков.

В Ленобласти организации води, ижоры и финнов-ингерманландцев добились принятия региональной программы по поддержке КМН, лидера ижор Ольгу Конькову включили в состав Общественной палаты области, однако реализация программы приторможена.

«Мурманск возьмем – почему-то нет диалога между организациями КМН и органами власти. Проблемы постоянно возникают – это и с поездкой на Конгресс [VI Всемирный конгресс финно-угорских народов, прошедший в Венгрии в 2012 году. – прим. ред.], так и в Ленинградской области было, но там решение нашли. Когда нет диалога с организациями КМН, эти проблемы выплескиваются на международном уровне, а этих вещей надо избегать. Саамы работают в системе саамского самоуправления, есть саамские парламенты в Финляндии, Норвегии, Швеции, они прекрасно работают и государство там очень умело использует их работу. Саамы имеют свое представительство в ООН. Мы же почему-то не стараемся с такими аргументами работать. Обычно приходится гасить некоторые конфликты, которые возникают. Надо уходить от такого подхода в работе. Мой призыв к коллегам в регионах с точки зрения создания законодательной базы по диалогу с общественными организациями коренных малочисленных народов и исполнительной властью – чтобы определенные программы в регионах поддержали эти народы на своих территориях, - заявил В.Марков. – По нашей республике такого рода диалог начинался непросто, но на него вышли. Это не означает, что у нас соглашательская позиция. Есть много предложений со стороны движения коми народа, и органы исполнительной власти реагируют на эти пожелания – там, где это возможно и необходимо».

Парламентарий напомнил, что по Конституции Республики Коми 1994 года движение «Коми войтыр» получило право законодательной инициативы, тогда как партиям и профсоюзам его не предоставили. «Движение активно пользовалось этим правом в первые годы – вплоть до альтернативного проекта Конституции, законопроектов, сейчас менее активно пользуется. В республике многое сделано благодаря конструктивному диалогу между общественным движением коми народа и органами власти. Нормальный конструктивный диалог всегда будет работать на благо региона», - подчеркнул вице-спикер Госсовета.

А.Белугин на это рассказал, что Ассоциация «Ясавэй» действует аналогичным образом в НАО, работая в режиме диалога с органами власти. В Уставе округа также прописан пункт, предоставляющий «Ясавэй» право законодательной инициативы, впрочем, свои предложения ненецкие лидеры обычно проводят через своих депутатов в представительном органе власти региона.

Члены комитета одобрили предложение В.Маркова обратиться от имени ПАСЗР к парламентам регионов СЗФО с просьбой активизировать работу с общественными организациями КМН.

Также обсуждался вопрос создания Консультативного совета по делам КМН при полпреде президента РФ в СЗФО – аналогичные структуры существуют в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах. Выяснилось, что такой орган при полпредстве по Северо-Западу создан, однако работы практически не вел, и о нем не знали сами лидеры организаций КМН СЗФО. Как пояснила присутствовавшая на заседании министр национальной политики Коми Галина Габушева, предполагается провести первое очное заседание Консультативного совета в Петрозаводске ориентировочно в декабре – однако окончательно решение еще не принято.

Еще один вопрос – о языках КМН СЗФО – озвучил А.Белугин. Председатель комитета рассказал, как в НАО разрабатывали и принимали закон о ненецком языке – во многом по образцу закона о государственных языках в соседней Коми республике. «Ничего сверхъестественного делать не стали: ненецкий язык используется в СМИ, указаны географические объекты, все вывески, наименования, закрепление социальных гарантий для учителей ненецкого языка и обучение ненецкому языку – дети сами определяют: хотят они или не хотят учить язык, - поведал он. – Коми для нас пример поучительный, когда готовили свой законопроект – ориентировались на закон Республики Коми. Но нам все же сложно было творить, так как у республик больше прав и возможностей, чем у округов».

В Карелии тоже действует закон о госязыках. В Ленинградской и Псковской областях языковые вопросы включены в госпрограммы регионов. «У саамов есть нюансы, - признал А.Белугин. – Саамские организации запрашивали у нас информацию, направляли законопроекты в свое Законодательное собрание, но они не прошли. Были трения у них с органами власти».

«Родной язык должен на территории субъекта Федерации присутствовать. Не говорим об увеличении, но он должен быть», - подчеркнул парламентарий.

В.Марков рассказал, что в Коми в Воркуте с 1996 года действует школа-интернат для детей ненцев-оленеводов, причем обучение предметам в нем ведется на ненецком языке, а русский язык преподается как предмет. «Такой школы больше нигде нет», - отметил он. В Коми в рамках закона об оленеводстве ежегодно осуществляется за счет бюджета завоз детей из тундры в школу осенью и вывоз их весной в семьи.

В заседании приняли участие вице-спикер Госсовета Коми Валерий Жилин, председатели комитетов Госсовета Михаил Брагин и Александр Макаренко, министр национальной политики республики Галина Габушева

Заместитель председателя Госсовета Коми Валерий Жилин напомнил, что НАО богатый нефтяной регион и поинтересовался - откуда, в таком случае, проблема с выпуском учебников на ненецком языке?

Отвечая на вопрос, А.Белугин пояснил, что сфера образования вне полномочий органов власти НАО – и находится в ведении Архангельской области.  «Мы как представители некоммерческого сектора кое-что делаем, в свое время сделали словарь русско-ненецко-финско-английский – на четырех языках! Но что касается органов власти, то все сложнее: сама система образования вне нашего ведения. Даст ли нам Архангельская область часть полномочий? Их можно забрать, если есть деньги, но это надо договариваться», - рассказал он.

В.Марков пояснил, что ненцам не хватает собственных педагогов – разработчиков учебных пособий. «Возьмем начальную школу – 4 класса: надо четыре учебника что для коми, что для ненцев, но коми 250 тысяч, а ненцев в округе 7 тысяч. Сложнее найти специалистов. А если взять основную школу – до 8 класса хотя бы – и в каждом классе надо язык и литературу на ненецком языке… Еще и разные уровни есть преподавания языка: как родной и не как родной. Проблема с авторами даже у нас есть», - отметил парламентарий.

«Учебники есть с 1 по 4 класс, но не в том объеме как хотелось бы… Беда в том, что ненецкий язык не идет как обязательный предмет, а только как дополнительный. Право его вводить дано на усмотрение директоров школ. Когда у нас сыр-бор начался вокруг ненецкого языка, стали разбираться – и оказалось, что идет язык как предмет, скажем, один час в неделю, так его заменяют предметом «Моя родина», например. Сейчас пытаемся скорректировать в обратную сторону», - дополнил общую картину по НАО А.Белугин.

По итогам дискуссии было решено вынести вопрос о языках КМН на конференцию ПАСЗР, а Законодательному собранию Вологодской области подготовить информацию о языках КМН в регионе – на Вологодчине в ее западных районах проживают вепсы.

В конце заседания члены комитета выбрали заместителя председателя комитета – им стал коми-ижемец из Нарьян-Мара, руководитель семейно-родовой общины «Вы» (Тундра), депутат Заксобрания Архангельской области Матвей Чупров. Также был принят план работы комитета и решено провести следующее заседание в Ленинградской области в мае-июне 2014 года – перед конференцией ПАСЗР.