«Шорыкйол арня». Неделя овечьей ноги

В дни декабрьского Солнцеворота зима окончательно входит в свои права. Солнце поворачивает на лето, а зима на мороз! В культурном наследии марийского народа праздник Нового Года и обряды с ним связанные представляют особую ценность. Они играет важную роль в самосознании и самобытности народа.

К Солнцевороту приурочена «Шорыкйол арня» - «Неделя овечьей ноги».  Благополучие семьи и своего хозяйства, перемены в жизни в прошлом марийцы связывали именно с этими святыми днями. Центральное значение имел первый день этой недели. В этот день девушки подростки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал символизировал плодородие и благополучие для участниц и хозяев. С этим днем связан ряд поверий и примет. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы.

Важной частью «Шорыкйола» было шествие ряженых во главе с основными персонажами – «Стариком Василием» и «Старухой». Они издавна воспринимались как предвестники будущего. Каждый хозяин дома старался встретить ряженых как можно лучше.  В процессии ряженых часто использовались маски медведя, гуся, лошади, журавля, козы и другие животных. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранина, блины, суп из гуся, каша и традиционные напитки.

Обряды праздника.

На «Шорыкйол» традиционно проводятся различные магические обряды, гадания, игры и ряженья, домашние моления. Основные обрядовые действия приходятся на первый день праздника. В прошлом рано утром домохозяева сооружали на озимом поле снежные кучки в виде стогов, чтобы в новом году получить необходимое количество скирд хлеба. В саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, надеясь собрать богатый урожай фруктов и ягод.

Дергание овец за ноги должно было обеспечить плодовитость овец.

Гадания были связаны с предсказанием судьбы, благополучием хозяйства. По погоде судили о том, какими будут весна и лето.

                   

В каждом доме в честь праздника «Шорыкйол» и домового «кудыводыж» проводились семейные моления. В первый день совершали подворный обход дети и девушки – подростки, участницы обряда «Удырсий» Девичий пир. Они поздравляли домохозяев с приходом Нового года и желали благополучной семейной и хозяйственной жизни, приплода овец. Хозяева угощали их ритуальным супом из конопляных семян «кыне шур», орешками и сладостями.

Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком «Васли кугыза» и его старухой — «Васли кува-кугыза». Они воспринимались марийцами как предвестники будущего, потому что предсказывали о будущей жизни, урожае, прибавлении семейства, увеличении поголовья домашнего скота. Ряженые производили проверку хозяйственной деятельности, нерадивых хозяев ругали.

                    

Другие дни праздника проходили в веселом времяпрепровождении. Разделившись на группы по возрасту и полу, сельские жители собирались в доме, специально нанятый на период праздника. Там они устраивали различные представления, играли в традиционные игры, например, «Сокыр тага», «Ний кучен», девушки гадали, пожилые рассказывали сказки, истории из жизни.

В дни праздника существовали табу: нельзя было шить, ткать, стирать белье, выполнять тежелые виды работ. Существенную роль играла обильная трапеза за столом, которая символизировала достаток в предстоящем году.

Что значит «Шорыкйол»

Наиболее древнее название его осталось в фольклорных текстах в таких транскрипциях, как «Шочйол», «Шартял», «Шачъял». Семантический анализ  этих слов позволяет говорить о том, что «шоч», «шач» - это краткая форма причастий «шочшо», «шачшы» - «рожденный»; «йол», «ял», «йыул», «йоул», «йул» в родственных финно-угорских языках (эстонском, финском), а также в шведском и норвежском означает "Новый год" (по-марийски: «У ий»). Отсюда, «Шорыкйол», «Шочйол», «Шачъял» означает «Шочшо у ий» - «Рожденный новый год» и указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок.

                       

***Локальные названия праздника – «Шортйол» (Медведевский, Советский, Оршанский районы РМЭ), «Шартял», «Шачял» (горные марийцы), «Сорыкйол» (кировские марийцы), «Васли вады» (нижегородские марийцы).

Распространение – праздник бытует у всех групп марийцев. В древней традиционной форме продолжает сохраняться в северо-восточных районах РМЭ.

В настоящее время «Шорыкйол» повсеместно возрождается активистами во всех районах республики Марий Эл и сопредельных землях населенных марийцами.

 

Регион: 
Народы: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ