Кто такие мокшане?
Первым делом, дабы установить истину, следует раз и навсегда определиться с названиями. Есть республика Мордовия, в составе РФ, а в той республике проживают два коренных народа: мокша и эрзя, оба они относятся к финно-угорской группе, являются родственными. Но нет и никогда не было такой народности как мордва. Понятие «мордва» искусственно введённое в русский язык, взятое из старинных летописей, авторы которых, особо не разбираясь в этнологии, так именовали оба выше указанных народа, проживавших рядом, говоривших на схожем, для постороннего уха, языке. Сам этот термин взят из иранского, звучит как mard, в переводе означает «мужчина». Летописи вообще документ не точный, основа полагаться на приведённые в них сведения нужно с осторожностью, а порой воспринимать как труд сугубо литературный, потому как разные хронисты могли описывать одни и те же события совершенно не похоже, руководствуясь собственным либо продиктованным мнением, а идентичные персонажи своих рукописей именовать различно.
Но оставим в покое летописные хроники, вернёмся к мокшанам или как сами они себя называют — мокша, мокшет. По данным переписи населения, проведённой в 2010 году, в Российской Федерации проживает 49 624 людей, относящих себя к мокшанам, из них в Республике Мордовия живёт 47 400. Кроме этого некоторое число мокшан проживают в республиках: Башкирии, Татарстане, Чувашии, в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Саратовской и других областях, а также в Сибири. Довольно большие диаспоры есть в Эстонии, Украине, Австралии, Соединённых Штатах. Сейчас в мокшанском языке выделяют три диалекта: юго-западный, центральный, северо-западный. Этнические корни народа мокша — это юг и юго-восток современного Подмосковья, а также земли Тульской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской областей. Предки их, некогда, были одним из самых многочисленных народов, населявших территорию Восточной Европы.
Наследие городецкой культуры
«Городецкая культура», это археологическое название присвоенное учеными древнему историко-культурному пласту, именуемому по месту проведения первых раскопок — поселению в Рязанской области, относящемуся к железному веку. Археологические памятники, относящиеся к данной культуре, часто находят в бассейне реки Дон, в Рязанской, Саратовской, Липецкой, Самарской, Тамбовской областях, а также республиках Чувашии, Марий Эл и Мордовии. В сочетании с родственной дьяковской культурой встречаются «городецкие» исторические артефакты и на территории современной Московской Области. По мнению многих компетентных ученых и историков-краеведов: люди, сформировавшие эти две близкие культуры, являются прародителями некоторых финно-угорских народов, в том числе марийцев, эрзян, мокшан. Об этом свидетельствуют топонимические термины, сохранившиеся и ныне. В частности, лингвисты сходятся на определении, что название «Москва» имеет происхождение от древнего мокшанского языка.
Люди городецкой культуры строили селения, возводили городища, укреплённые частоколом, земляными валами. Разводили скот, занимались иными промыслами: охотой, рыбной ловлей, земледелием, гончарным, деревообрабатывающими, прикладным ремёслами, ткачеством. Общались с другими племенами: скифами, сарматами, после с гуннами. Общение такое носило разноплановый характер: могли сотрудничать, торговать между собой, а могли и враждовать. Естественно, что перенимали друг от друга какие-то знания, умения. Так, к примеру, в 500-х годах до н.э. участвовали предки мокшан в войне между персами и скифами, сражаясь на скифской стороне. После на эти земли пришли сарматы, потеснившие скифов и часть мокшанских кланов. Некоторые из поселений мокши оказались захвачены сарматской армией и попали в подчинение нового соседа. Но сарматы не смогли долго удерживать власть, поскольку вскоре сами были подчинены более сильными и многочисленными гуннами. Часть мокшанских воинов добровольно присоединилась к отрядам Аттилы, участвуя, в последствии, в гуннских набегах.
Золотая Орда и русские князья
После того как великий вождь умер, а империя гуннов распалась, на территории, заселённые финно-уграми, стали приходить славянские племена. Славяне переселялись, в частности, с Киевских и Новгородских земель. И всё бы ничего, если бы не нашествия кочевников с востока и не захват земель Хазарским каганатом в IX веке. Войны велись долго, начиная середины 900 годов и закончились в середине 1200-х. Бились все: хазары, в последствии — татары, славянские князья, финно-угорские племенные кланы. Для мокшан всё закончилось очень удручающе. Так, незадолго до разгрома Золотой Орды, в 1236 году татаро-монгольские предводители объявил войну трём народам: буртасам, эрзе и мокше. А через год мокшане были разбиты на границе Ростовского княжества и вынуждены были заключить с ханством военный союз, по условиям которого обязаны стали воевать на стороне орды.
После, в 1241 году ханам вздумалось захватить Европу. Тогда, в составе монгольских войск мокшане отправились в поход на Польшу — неудачный, надо сразу сказать. Вторгнувшись в княжество Польское, мокшанское воинство, находившееся в авангарде татаро-монгольской армии, понесло значительные потери. В результате, предводитель мокшан Пуреш решил пойти на хитрость и заключить договор с немецкими рыцарями. Ему даже удалось встретиться с князем Генрихом Благочестивым, предупредить об утреннем наступлении татаро-монгольских войск, сообщить о своем намерении перейти на сторону крестоносцев. Но мокшанского военачальника кто-то предал. Ночью в монгольском стане его, вместе с другой воинской знатью, зарезали. Пользуясь поднявшейся суматохой части мокшан удалось бежать в родные земли, оставшиеся вынуждены были продолжать служить ханству. Вскоре и самой Золотой Орды не стало, а правителями земель, исконно принадлежавших мокшанам и эрзянам, сделались московские князья.
Народ, надломленный татаро-монгольским игом, конечно же не мог сопротивляться сильной Московии. Много людей переселилась в другие районы, осев, большей частью, на территории нынешней Мордовии. Оставшиеся постепенно смешались с русским населением, подвергаясь при этом насильственному крещению и по православной вере получая иные, русскоязычные имена. Надо сказать, что ещё каких-то 200 лет назад живущие на территории Московской Области мокшане самоопределялись как народ. Так документальное свидетельство 1812 года говорит, что в Бородинской битве принимало участие 12 000 ополченцев из числа мокшан, половина из которых, к сожалению, тогда полегла по поле боя. Но в наши дни русификация свое дело сделала окончательно, и никто уже не помнит, а если сказать — то искренне удивиться, что Московские земли изначально населяли финно-угорские народы.
Немного о быте, традициях и культуре
Для переселенцев мокшан основным занятием на новом месте стало земледелие, возделывали пашню, сажали зерновые. Сеяли озимую рожь, пшеницу, просо, полбу, для получения волокна на ткань и верёвки сажали лён, коноплю. Кроме работ на земле занимались своим исконным промыслом — животноводством. Разводили коней, овец, коров. Ходили в лес, занимались бортничеством. Также были развиты кустарные ремесленные промыслы, целью которых являлось изготовление предметов быта и вещей для хозяйственных нужд. Кушанья готовили простые, это хлеб и лепешки, каши из пшена или гороха, пироги с разной начинкой, самодельная лапша. На праздник готовили блюдо щеням из жаренного с луком мяса. Напитками по торжественным случаям являлись медовуха или брага, на каждый день — квас. Селились в избах-срубах, для мокшан была характерна постройка дома по западному варианту южнорусской избы. Жили как и прежде — общинами, состоящими из семейных кланов.
Одежда
Женский костюм состоял из рубахи панар, сшитой из белой ткани и украшенной вышивкой, штанов понкст, также из белого холста, длинной они были до щиколоток, сверху накидка наподобие халата называвшаяся плахон или мышкас, в прохладную погоду носили кафтан сумань, зимою — шубу. Конечно гардероб женщины дополнялся множеством украшений, делали их из бусин, бисера, монет, раковин, цветного металла. Для мокшанок было характерно ношение специфического нагрудника «сюлгам» трапециевидной формы, закрывающего ворот и застёгивающегося на шее. Головные уборы самые разнообразные: покрывала, сороки, полотенца, сложные каркасные колпаки. У молодых девушек — повязка на лоб, прикрывающая волосы, украшенная вышивкой, бисером. Традиция ношения головных уборов сохранилась и сейчас. Так мокшанские женщины, порой, в качестве обрядовой одежды одевают панар — на свадьбу, поминки или похороны, старушки иногда носят его просто так. Мужская одежда была проста: обычные штаны и холщовая белая рубаха, кафтан, шапка, зимой шуба. Обувь делали берестяную, плели лапти карьхть, вместо носков ноги оборачивали онучами из белой или черной ткани.
Религия
Сейчас большинство мокшан православные христиане, есть некоторое число лютеран, совсем немного исповедуют исконную, доставшуюся от предков веру. В языческой мифологии присутствовали божества женского и мужского рода. Существовал верховный бог в пантеоне, старейший мужчина, по аналогии с семейством людей. Далее, как ни странно, главными считались богини, повелевали одна огнём, вторая водой, третья лесом, а боги-мужчины являлись их мужьями. Молились древним богам в специальных рощах, обряды проводили в связи с началом и окончанием сельскохозяйственных работ, праздновали особые дни, приуроченные к смене времён года. Божествам, обязательно, приносились подношения. Сохранилось совсем старинное предание о богине полу-женщине, а наполовину пауке, чем-то она с эллинской Арахной схожа. Живёт эта богиня на дне пустого колодца и плетёт в полном одиночестве паутину судеб.
Источники:
Мы родом ... Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал.
Планета Южный Урал
- Войдите, чтобы оставлять комментарии