Саамы

Cамоназвание саами, самм; соседи саамов - финны, скандинавы, русские - называли их лопарями (этимологизируется из финского как "жители окраинной земли"). Живут в Норвегии, Швеции, Финляндии, России. Язык История Идентитет Язык.  Распространение саамов и их разделение на этнографические группы (соответствующее диалектам саамского языка).

Cамоназвание саами, самм; соседи саамов - финны, скандинавы, русские - называли их лопарями (этимологизируется из финского как "жители окраинной земли"). Живут в Норвегии, Швеции, Финляндии, России.

Распространение саамов и их разделение на этнографические группы (соответствующее диалектам саамского языка).

Цветовые обозначения :

Красный - Терские саамы.

Северовосточная часть Кольского полуострова, в настоящее время почти исчезли. Участвуют в программах культурного обмена со скандинавскими саамами.

Оранжевый - Кильдинские саамы.

Кольский полуостров. Диалект положен в основу литературного языка саамов в России. Хорошо сохранена культура и традиции, национальные танцы. Язык преподается в школе (село Ловозеро). Участвуют в программах культурного обмена со скандинавскими саамами. Культурный центр - село Ловозеро (в центре Кольского полуострова)

Желтый - Скольтские саамы.

В прошлом - западная часть Кольского полуострова. В настоящее время - северо-восточная Финляндия. Весьма малочисленная группа, хорошо сохранившая свои культурные традиции и православное вероисповедание. Преподавание в школах на скольтском диалекте не ведется, но скольтские саамы имеют возможность получать образование на Северном диалекте. Культурный центр в прошлом - Печенгский (Petsamo) район (ныне в Мурманской области России), в настоящее время - северный берег озера Инари (Enari), поселок Sevettijarvi, Финляндия.

Светло-зеленый - Саамы Инари.

Северо-восточная Финляндия. Маленькая группа, сохранившая большинство культурных традиций. Преподавание в школах на диалекте не ведется, но доступно образование на Северном диалекте. Культурный центр - город Инари (Enare), Финляндия.

Темно - зеленый - Северные саамы.

Финская Лапландия (кроме района озера Инари), Норвежская Лапландияи Шведская Лапландия до среднего Норботтена. Самая большая группа саамов. Диалект положен в основу литературного саамского языка в Скандинавии. В некоторых местах сильны культурные традиции. На диалекте ведется школьное образование, публикуется несколько газет и ведется ежедневное радиовещание в Скандинавии. Ежегодно публикуется много книг и аудиозаписей. В Швеции в пределах распространения группы, находится Саамский Парламент. Несколько культурных центров, например Карасйок (Karasjokk), Каутокейно (Kautokeino).

Фиолетовый - Береговые саамы.

Вдоль северной и северо-восточной части Норвежского побережья. К настоящему моменту численность группы очень мала. Преподавание доступно на Северном диалекте и диалекте Луле. Есть Институт Культуры в Кофьорде (Kafjord ) и языковой центр в Мандалене (Manndalen). Культурные центры - Кофьорд (Kafjord) Тисфьорд (Tysfjord) и Варангерфьорд (Varangerfjord).

Бирюзовый - саамы Луле.

Горная и лесная часть Норвегии и Швеции. Культура и язык в некоторых местах хорошо сохранились. На диалекте преподаются базовые предметы в школе. Ежегодно публикуется небольшое количество книг. Культурный центр - Йокмок (Jokkmokk), Швеция.

Светло голубой - Питские саамы.

Центральная и восточная часть шведской Лапландии между Салтенфьордом (Saltenfjord) и Раненфьордом (Ranenfjord) в Норвегии. Исторически отличались от прочих саамов оседлым образом жизни. Другое название - Лесные саамы. Численность группы очень мала, язык на грани исчезновения. На диалекте не ведется школьного обучения, ограниченно доступно образование на диалекте Луле. Культурный центр - Арвидсьярв (Arvidsjaur) в Швеции, существует культурная община в Бодо (Bodo), Норвегия.

Голубой - Умесаамы.

Горная часть шведской Лапландии и центральной части Норвегии. Достаточно сильная в культурном отношении группа, плохо сохранившая, тем не менее, свой язык. В Норвегии и Швеции существует несколько школ для представителей Умесаамов, однако учебники на диалекте существуют лишь для нескольких предметов. Культурные центры - Хатфьелдалл (Hattfjelldal), в Норвегии и Торнаби (Tarnaby) в Швеции.

Темно синий - Южные саамы.

Центральная часть Швеции и Норвегии. Хорошо сохранили культуру. Диалект хорошо сохранился в Норвегии, но в Швеции находится на грани исчезновения. В Норвегии развивается образование на южносаамском диалекте. В Швеции преподавание на диалекте не ведется. Диалект служит основным языком преподавания в Саамском Институте при Университете в Умеа (Umea) в Швеции. Выходит ежемесячник Samefolket (Саамский народ) и несколько книг ежегодно. Культурный центр в Снаса (Snasa) в Новрегии.

Основу антропологического облика саамов составляет лапоноидный тип уральской расы. Саамский язык распадается на 10 сильно отличающихся диалектов (российские и некоторые скандинавские лингвисты склонны считать их отдельными языками), на 3-х из которых (Северный, Инари и диалект Скольтских саамов) говорят в Финляндии. Северный диалект наиболее распространен и на нем говорит примерно 70 - 80 % всех саамов. Таким образом, северный диалект признан наиболее важным для коммуникации и кооперации среди всех саамов. К группе саамов Инари причисляют себя около 900 человек, а к Скольтским саамам - около 600 человек. Скольтские саамы, помимо всего, исповедуют православную веру, также как и саамы Кольского полуострова России (Терские и Кильдинские). До 1946 года Скольтские саамы населяли западную часть Кольского полуострова, принадлежащую ныне России. Современное поколение саамов в Финляндии почти полностью утратило свой язык. По данным Статистического Центра Финляндии, на языке саамов говорит всего 1 716 человек. Саамский Парламент, однако, говорит о 2500 человек, большинство из которых принадлежит к старшему поколению. Около 330 человек владеют диалектом Инари и 200 Скольтским диалектом языка Саами. Эти два диалекта находятся на грани исчезновения, и правительство Финляндии принимает меры к их сохранению.

Саамы, живущие по морскому побережью и по берегам рек и озер, издавна занимаются рыболовством, сочетая его с охотой на дикого оленя, пушного зверя, а также промыслом морского зверя. Традиционной основой экономики является оленеводство, для которого в прошлом был характерен вольный выпас оленей, перекочевки с зимних пастбищ на летние. В настоящее время развиваются также молочное животноводство, огородничество, звероловство.

Полукочевой образ жизни определил типы традиционных построек. Постоянным зимним жилищем в деревнях была срубная однокамерная постройка с окном и плоской дощатой крышей. Временным летним жилищем служила постройка в форме усеченной пирамиды из жердей и кольев, крытых дерном. Пол выстилался ветками и оленьими шкурами, в центре устраивался очаг. При перекочевке использовали шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, зимой - оленьими шкурами.

Основу традиционной женской и мужской одежды представляла прямая суконная или холщовая рубаха, обшитая по вороту и обшлагам бисером и кусочками цветного сукна. Мужчины носили также ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины - рубаху и пеструю юбку на лямках с фартуком. Обувь - низкая, из кожи или меха с ремешками, обкручивавшимися вокруг ноги. Зимой носили глухую одежду, сшитую из оленьих шкур мехом внутрь (малица) или наружу (печок), у женщин украшенную по подолу, вороту и обшлагам рукавов бисером, тесьмой, перламутровыми пуговицами. Зимняя обувь - меховые сапоги выше колен с загнутыми носами. Неизменной принадлежностью костюма саамов обоего пола был кожаный пояс. На голове зимой носили суконные шапки разных фасонов на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин - шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек - перевязка в виде полого цилиндра.

Традиционная пища саамов состоит из оленьего мяса и рыбы; в качестве приправ широко используются ягоды; употребляют также оленье молоко.

В XV-XVI вв. началась христианизация саамов; верующие в Скандинавии - лютеране, в России - православные. Однако долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам. Еще в XX в. встречались приверженцы шаманизма. Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями.

История саамов.

Территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеци) через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России, т. е. так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1 500-2 000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тыс. км2). Численность лапландцев оценивается при мерно в 70-80 тыс. чел., из которых более половины говорит на своём древнем язык". унаследованном от предков. Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается 10 разных диалектов, между которыми образовались такие большие различия, что их можно считать отдельными языками. У шести из них имеются собственные литературные языки. Что касается образа жизни саамов, большая их часть занимается домашним оленеводством, земледелием и рыболовством. К настоящему времени почти повсеместно они являются национальным меньшинством.

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов. поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип. лаппаноидная группа), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках находящихся к ним в наиболее близком родстве, которые главным образом имеют балтийский тип. Для разрешения этого противоречия, начиная с прошлого века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) население археологической культуры комша и финно-угорского по своим корням населения проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тыс до н. э. Предположительно в 1500-1000-х гг. до и. э. начинается отделение прото-саамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния воедино многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов,

Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавским. языками и с русским.

Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов, самое позднее в течение I тыс. н. э., постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но значительной степени этот процесс достигает только к XVI в.

При составлении краткого очерка истории саамов следует упомянуть, что этот народ - дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы.

Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью.

Греческий историк Пифей в 325 г. до н. э., вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе финнов (pinnai). В своём труде "Германия" [Gcrniania) 98 г. и. э. Тацит, говоря о народе фениев (fi'nni), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов и, не расточая особых похвал, изображает их весьма диким народом. В IX в. викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове (terj'inns). В русских летописях они впервые упоминаются под 1000 г. ("лонь"). В конце XII в. датчанин Саксон Грамматик называет саамов искусными лучниками и лыжниками, а также магами и предсказателями.

Название саамов lapp появляется в шведском языке в XII в. и получено, возможно, от викингов, употреблявших его в своих' поселениях в окрестностях Ладожского озера. Ранее ими использовался этноним "финны" (jinn).

Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с IX в., когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними. Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью, с самого начала состоявшей из пушнины и рыбы. приходили сразу несколько сборщиков. Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни п хозяйства, и они уходили на ещё не обжитые территории. Шведский король уже в середине XI V в. пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию. То же самое повторилось во второй половине XVII в. при Карле XI.

Право собирать дань короли часто отдавали на откуп своим присным. В Швеции такой порядок был отменён при Густаве I Вазе, и, начиная с этого времени, налоги поступали непосредственно в государственную казну. Право собирать подати с саамов от карел сначала перешло к Новгороду, затем, с конца XV в., к Москве. Обложение данью Лапландии являлось международным вопросом, который фигурировал в мирных договорах по окончании войн.

Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места i место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически перехо. через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей (siida), которые объединялись на принципах совместного владения землей, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.

Обращение в православную веру начались с XI п.. но сбор дани шёл гораздо успешнее, нежели распространение новой веры, так как значительное количеств саамов жило на землях, недоступных для большинства других народов. На западны окраинах их владений с XVI в. строятся лютеранские церкви, в то время как и Кольском полуострове и на близлежащих землях в XV в XVI в. основывались прав" славные монастыри, которые закрепощали живших неподалёку саамов, а таки часто присваивали лучшие места для ловли рыбы и охотничьи угодья. Православие медленно распространялось среди саамов, и даже в XIX в. среди них ещё встречала приверженцы шаманизма.

Саамы, ставшие подданными Русского государства с 1764 считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 г. саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX в. саамов, так же как североамериканских индейцев, в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.

На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 40-х гг. XI' века, все больше сторонников приобретало пуританское движение норвежского священника Л. Л. Лестаднуса, которое вплоть до наших дней пользуется большей популярностью в северных странах. В 1852 г. группой саамов, выступивших требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокенно был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.

Первая книга на саамском языке, представляющая собой карманный молитвеник. была издана в 1619 г., за ней в 1633 г. последовал катехизис. В 1755 г. вновь увидел свет Новый Завет на саамском языке, а в 1811 г. - полный текст Библии.

Жившие южнее современной Ланландии саамы в XVI-XV111 вв. постепенно accмилировались с другими народами. В середине XVIII в. в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, видя, среди прочих причин, ко всё большему обнищанию саамского населения. К середине XIX и положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше. Одной из целей школьных реформ, по-видимому было достижение шведизации, т. е. шведской гегемонии, чему весьма эффективно помогало превращение шведского в язык повседневного общения. В начале XX в. официальная государственная политика изменилась, правительство больше не настаивало на насильственном проведении цивилизаторской программы, но саамское общество к тому времени уже неотвратимо шло к своему распаду.

В Норвегии с конца XVIII в. начинает усиливаться ассимиляционная политика, которая к концу XIX в. официально ставит задачей норвегизацию-превалирование норвежского языка и культуры. Появились первые законы, открыто направленные на достижение ассимиляции.

Появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 г. была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. В Финляндии также проявились различные формы финнизации, пусть и не выраженные так явно, как на вышеназванных территориях.

На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700-1721 гг.), с 1868 г. для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. С 1924 г. советская власть создавала сельсоветы и колхозы, начались репрессии в отношении объявленных кулаками крестьян, зимние пастбища у саамов отобрали, организовав взамен новые центральные усадьбы колхозов. Колоссальные территории были отданы тяжёлой промышленности и армии.

В сфере народного просвещения тем не менее имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. В 1933 г. для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, который затем в 1937г. был внезапно запрещён и отменён. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди коренного населения (саамов) наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжелые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной. В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2% говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка. В 1980-е гг. был возрождён со данный в 30-х гг. литературный язык, но уже на основе кириллицы.

В Норвегии в начале XX в. появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.

Осенью 1944 г. в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова (Скольтские саамы) переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданным СССР после изменения послевоенных границ.

После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и параллельно с этим, главным образом начиная 60-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950-51 гг. в Норвегии Швеции был создан единый саамский литературный язык.

С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В o6eих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание). В 90-х гг. появились законы о языке, которые в определена Степени придают саамскому языку статус государственного. В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных и, родов (WC1P).

Угроза идентитету.

Главной проблемой, угрожающей идентитету, саамы считают свою разбросанность по 4 различным странам, которые не заинтересованы в консолидации этого народа и в формировании единой административной национальной единицы. Отсутствие единой территории уже привело к распаду некогда единого саамского языка на 10 диалектов, носители которых часто не понимают друг друга. Благодаря быстрой модернизации и изменению образа жизни скандинавских саамов, остро стоит проблема адаптации к новой среде, в частности к проектам национальной индустриализации Скандинавии. Пользуясь высоким статусом государственных языков, власти стран, в которых живут саамы, препятствовали функционированию саамского языка, как языка школьного обучения и делопроизводства. На Кольском полуострове среди саамов остро стоит демографическая проблема. Так, например, в селе Ловозеро между 1979 и 1987 годами из каждых 16 заключенных саамами браков, 11 были смешанными. При этом, из 208 мужчин репродуктивного возраста, 119, т.е. около 60 %, не смогли найти себе жен.

Проблески надежды.

Использование саамского языка в школьном обучении началось не более 20 лет назад, но активно развивается. Например, Акт о школьном обучении в Финляндии (1985 год) предполагает до 240 академических часов в год для преподавания саамского языка. Выработанный в 1978 году единый литературный язык саамов (на основе Северного диалекта) с унифицированной орфографией позволил создать единое образовательной и культурное пространство для саамов Норвегии, Швеции и Финляндии. К настоящему моменту в этих 3 странах существуют Законы о саамском языке, регулирующие его использование в образовании и делопроизводстве. В России в основу литературного саамского языка, созданного в 1982 году, был положен Кильдинский диалект и кириллический алфавит. Сейчас саамский язык преподается в школе села Ловозеро на Кольском полуострове. Увеличивается количество лингвистических исследований языков саамов, появились художественная литература и фильмы.

Список литературы:

Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997

Сородичи по языку. Будапешт, 2000

Русская Лапландия

Saami or Lapps

The Sami Homeland

Фото с сайта Скандинавский стиль