Удмурты

Cамоназвание удмурт или удморт, внешнее название вотяки, проживают в Удмуртской Республике (автономия с 1920 г.), Кировской, Пермской, Свердловской областях. Относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Удмуртский язык, относящийся к пермской группе финно-угорской ветви, имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Распространены также русский и татарский языки. Письменность создана на основе русской графики. Верующие - православные.

Этногенез удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века (I тысячелетие до н. э.- 1 тысячелетие н. э.). В 1489 г. северные удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. В русских письменных памятниках XIV-XVI вв. восточные удмурты известны как ары, аряне, отяки;

Южные удмурты испытали татарское влияние, так как до 1552 г. находились в составе Казанского ханства. В северной части этнической территории удмуртов по р. Чепца сложилась субэтническая группа ватка, в центрально-западной части в междуречье рек Кильмезь и Вала - группа калмез. Среди северных удмуртов выделяется субэтническая группа бесермян - возможно потомков волжских булгар. К 1558 г. удмурты полностью вошли в состав Русского государства. В XVI-XVIII вв. были обращены в православную веру.

Основным традиционным институтом была соседская община. Общины нередко становились удмуртс-ко-русскими по этническому составу, т. к. удмургы охотно принимали русских беглых крестьян. Другой социальный институт (воршуд) представлял собой систему экзогамных групп, имеющих общее название (Бигра, Можга, Пельга, Тукля и др., всего около 70) и общий культ семейно-родового покровителя.

Основные занятия удмуртов - пашенное земледелие (рожь, овес, ячмень, гречиха, горох, полба, конопля, лен) и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, огородничество носили подсобный характер.

Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Традиционная беспорядочная планировка поселений с середины XIX в. стала меняться на уличную. Жилище представляет собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем. Из надворных построек, расположенных вместе с домом на усадьбе П-образно, обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище (куала), в прошлом культовое сооружение, обиталище семейно-родового покровителя (воршуда). В настоящее время оно используется вместо летней кухни. В убранстве жилища много декоративных тканых изделий.

В традиционной одежде два варианта: северный трехцветный (белый, красный, черный цвета) и южный полихромный. Традиционная женская одежда - туникообразная рубаха с оборками, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки; обувь - лапти, башмаки, валенки. Верхняя одежда - суконный кафтан, овчинная шуба. Украшения - вышитый нагрудник из монет, налобные повязки, браслеты, перстни. Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами. Основу питания составляли в прошлом растительные продукты. Праздничными кушаньями были пельмени, рыбники, пироги с начинкой из грибов, ягод, овощей; мясо, масло, молочные каши, супы, блюда из яиц, мед.

У южных удмуртов в первой половине XVIII в. распространилась малая семья, у северных еще преобладали большие семьи. Семейные обряды удмуртов продолжают бытовать в несколько модифицированной форме. Традиционная свадьба состоит из свадебного пира в доме жениха, возвращения невесты в родительский дом и свадебного пира в доме невест, после которого молодая переселяется в дом мужа. Обряды сопровождаются музыкой и пением. У удмуртов сложилась система синкретических верований. Они нередко имели два имени - языческое, или "банное", данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.

Ведущее место в прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество, узорное вязание, резьба прикладном по дереву, плетение, тиснение по бересте.

История удмуртов.

Удмурты - прежнее официальное название этого народа "вотяки" - принадлежат к пермской ветви финно-угорской языковой семьи, их ближайшими родственниками по языку являются коми. Места их проживания находятся на территории, ограниченной рекой Вяткой и нижним течением Камы. Здесь расположена Удмуртская Республика, общая площадь которой составляет 42 000 кв. км. Почти треть её населения - приблизительно 500 000 чел. - составляют удмурты по национальности. Столица республики Ижевск является крупным промышленным центром. За пределами Удмуртской Республики удмуртское население проживает отдельными компактными группами в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в Кировской области на территории Российской Федерации. Общая численность удмуртов составляет около 750 тыс. человек.

Научное изучение древней истории удмуртов, главным образом, на основе археологических исследований, в последнее время шло быстрыми темпами. Что же касается их средневековой истории, вхождения в Российскую империю, экономического и политического положения до 1917 г., об этом нам известно меньше, так как исследования обходили их своим вниманием. Малочисленные народы России сейчас, в изменившихся условиях, обращают больше внимания на свою историю, в целой серии новых публикаций предпринимаются попытки пролить свет на некоторые до сих пор покрытые мраком неизвестности события из их прошлого.

Предыстория удмуртов восходит к VIII-III вв. до и. э. К этой эпохе относятся места археологических раскопок ананьинской культуры, расположенные в области слияния Камы и Волги, а также в бассейне ближайших к устью Камы притоков, вдоль течения Ветлуги, Белой и Чусовой. Ананьинская культура сыграла определяющую роль в формировании марийцев, удмуртов и коми-зырян. У этой культуры было несколько местных разновидностей, которые впоследствии послужили зародышами более поздних археологических культур. На нижнекамских территориях ананьинской культуры, в районе устья р. Белой, в III в. н. э. сложилась пьяноборская культура, этнос которой можно рассматривать как основной, стержневой элемент современных удмуртов. Вдоль верхнего и среднего течения Камы из ананьинской культуры во II в. и. э. образовалась гляденовская культура, которая играла в равной степени важную роль в этногенезе северных удмуртов и коми-зырян. В начальные века I тыс. н. э. в рамках древнеудмуртской этнической общности сформировались местные этнокультурные группы. К началу II тыс. н. э. самостоятельную культурную окраску приобрели вятские, чепецкие, арские и камские удмурты. В этот. период удмурты впервые упоминаются в исторических источниках.

В исторических источниках раннего времени не встречается однозначных указаний на удмуртов, хотя и существует прочная традиция в исследованиях, посвящённых им, относить к этому народу этнонимы "будины" и "аримаспы", встречающиеся у Геродота. Исследователи находили сходство между антропологическими чертами современных удмуртов и описываемых в источниках будинов, между особенностями их жилищ. Этноним "аримаспы" связали с удмуртским этнонимом "ар". Однако эти отождествления не подтверждаются доказательствами. Главным образом против них говорит тот факт, что во времена появления труда Геродота предки нынешних удмуртов ещё не образовали единого народа, их наречие также ещё не выделилось в самостоятельный язык.

Первые сведения относительно удмуртов сохранились в книге арабской путешественника XII в. Абу-Хамида Аль-Гарнати, побывавшего также и в Венгрии. Из его "Описания понятного некоторых чудес из закатных стран" мы можем узнать что один из краёв, уплачивающих дань городу Булгар, зовется "Ару". В Ару "...охотятся на бобра, горностая и зимнюю белку. День там длится двадцать два часа". Ару, вне всякого сомнения, тождествен "Земле Арской" русских летописей, центром которой является лежащий в 52. км на север от Казани город Арск. Арская земля была территорией южных удмуртов. Этноним "ар" чувашской происхождения, где это слово означает "удмурт", "человек".

В XIII в., вероятно, к удмуртам относится упоминание в одном русском источнике ("Слово о погибели русской земли") под именем "Вьяда", а во втором путевом дневнике венгерского монаха Юлиана можно идентифицировать со страной удмуртов находящийся под татарским игом Ведин.

В северные пределы населённых удмуртами земель, где текли притоки Вятки и Чепцы, в XII веке направились русские переселенцы, а южные удмурты с 1230-х гг. находились под властью татар. Удмурты попали под двойной гнет, их судьба оказалась в руках чужих народов.

Селившееся на удмуртских землях русское население сперва прибывало исключительно со стороны Новгорода, но позже стали переселяться и из Ростово - Суздальского княжества, а также с Северной Двины и из Великого Устюга. В продолжение XIV столетия правители русского народа создали своеобразное политическое формирование под названием "Вятская земля". Это была, так называемая, вечевая республика, (где правило народное вече), которая была относительно слабо зависимой от Новгорода, а позднее от Нижегородско Суздальского княжества. Жившие на территории Вятской земли северные удмурты так, же как и подвластные арскому князю удмурты южные, немало претерпели от притеснений вятских русских.

Вятская земля постепенно с конца XIV в. отошла под власть Московской княжества: в 1393 г. Великий князь московский Василий I Димитриевич завоевал Нижегородско-Суздальское княжество, над которым учредил свою власть. Позже Василий I Дмитриевич уступил Вятскую землю своему брату Юрию Димитриевичу. В 1433 г. эти земли получили трое сыновей Юрия. В течение XV в. вятские правители лавируя между Москвой и Казанью, пытались добиться для своих земель как можно большей самостоятельности. В 1450-е гг. Василий II Тёмный возглавил даже два похода против вятских жителей: он принудил их к уплате дани и запретил проведение в Вятской земле самостоятельной политики. В дальнейшем населению Вятской земли пришлось принимать участие на стороне Москвы во внутренних конфликтах: в походе против новгородцев, в завоевании Верхне-Камских земель и в походе против Казанского ханства.

К событиям XV в. примыкает и первое упоминание этнонима "вотяки": под 1469 г. летопись упоминает вотяков как подданных Казанского ханства. Правители удмуртов полагали, видимо, что поддержание двойных связей с Казанским ханством и с Вятской землей для них выгодно.

Правители северных удмуртов в то время уже, по всей вероятности, сотрудничали с вятскими русскими в управлении делами принадлежавших им обоим территорий. Войска Вятской земли в 1486-1487 гг. предприняли военный поход против подчинённых Москве устюжских земель. Наказание понесли и русские, и удмуртские правители: в 1489 г. Иван III отправился с сухопутным войском и речным флотом против жителей Вятской земли. Он осадил город Хлынов (современный Киров, ранее Вятка). Оборонявшиеся выдали троих зачинщиков и отворили крепостные ворота перед превосходящей силой противника. Иван III весьма своеобразно расправился с ними: дабы подавить их сопротивление, он увез и поселил под Москвой русских и удмуртских правителей Вятской земли. Удмуртские князья вскоре сделались его верными вассалами. Позже они смогли возвратиться к своему народу, более того, даже получили от Ивана III земельные владения. Благодаря связям этих вернувшихся на родину князей с южными удмуртами, Москва сумела усилить своё влияние в среде подвластных татарам южных удмуртов.

Недавно была обнаружена копия грамоты XVI в., касающейся удмуртов. Такие грамоты представляют собой документы, свидетельствующие о правах удмуртских князей на владение землей. Пожалованные Иваном III земли царь Фёдор Иоаннович отобрал в 1588 г. Указ Фёдора Иоанновнча был благоприятным для простых удмуртских крестьян: он освободил их от податей в пользу князей: начиная с того времени крестьяне обязаны были платить подати только непосредственно Москве. Экономическое господство удмуртской знати кончилось. Часть князей опустилась до уровня крестьян, часть переселилась со всеми своими семействами на новые территории по берегам притока реки Иж. Но ещё в течение всего XVI в. они пытались восстановить свои прежние привилегии.

Татарское владычество оказалось окончательным для южных удмуртов. В 1545-1552 гг. шла последняя, решающая война между Московским Великим княжеством и Казанским ханством. При обороне Казани в военных действиях должны были участвовать и удмуртские князья. Своими набегами они отвлекали на себя русские войска, которые вынуждены были предпринимать ответные действия. В сентябре 1552 г. они очистили территории между Казанью и Арском и после двухдневной осады заняли крепость Арск. Русские захватили в плен 5 тыс. человек, среди них - 12 князей, 7 военных вождей, 300 знатных удмуртов. И под стенами Казани на глазах защитников города после изощрённых пыток пленников предали мучительной казни.

После завоевания Казани Иван IV безотлагательно отдал распоряжение относительно управления вновь приобретенных территорий, о переписи населения об установлении податей и налогов. Согласно "Казанской истории", на вновь приобретенных землях переписчики насчитали 93 075 черемисов. (Здесь этноним "черемисы" является общим названием всех инородцев, не говоривших по-русски). 1552-1557 гг. сбор податей сопровождался постоянными бунтами. Сопротивление подавлялось силой. Как следствие этого некоторые земли почти полностью обезлюдели. Из Арска и его окрестностей удмурты исчезли совсем и навсегда. В продолжение всего столетия финно-угорские и тюркоязычные народы Волго-Камского региона неоднократно поднимали бунты, протестуя против невыносимого налогового бремени. Экономические трудности усиливались различными природными бедствиями. В 1566-1567 г. расплодились грызуны настолько, что уничтожили весь урожай, а в 1601-1604 гг. свирепствовал такой голод, что нередким явлением было людоедство.

В XVII в. на жителей удмуртских деревень легло ещё более тяжкое 6peмя, обязательные налоги неуклонно росли. Потерявшие свою номинальную власть вотяцкие князья продолжали блюсти свой политический авторитет. Они пытались вновь вернуть былое могущество, оказывая влияние на исход выборов старост на сельских сходах. Но гораздо большую проблему по сравнению с этим представляли собой алчность и стяжательство русской правящей верхушки, её безудержное стремление прибрать к рукам как можно больше благ. В противовес "накопительской страсти" местных властей депутации удмуртских крестьян регулярно подавали челобитные в различные инстанции, нередко в самой Москве разбирательства на местах (в 1616, 1629, 1648, 16 3, 1696 гг.) вскрывали злоупотребления, отмечали противозаконные действия местных правителей - хищения и растраты денежных средств, взятки натурой, в виде продовольствия и напитков, подложные долговые расписки, подписанные подставными лицами из числа самых тёмных крестьян. Но по окончании разбирательств, после того как проверяющие возвращались восвояси, всё оставалось по-старому. Жалобы не были делом безобидным и безопасным: возвращавшимся домой ходокам приходилось учитывать возможность мести со стороны разного мелкого начальства. Таким образом, указ 1588 г. о правах удмуртов был не более, чем простой бумажкой. К гнёту со стороны государства и злоупотреблениям местной верхушки добавилось и развернувшееся в XVIII столетии насильственное обращение в православную веру. Понятно, что среди мятежников, восстававших против бесчеловечного угнетения, войсках И. Болотникова (1606-1607 гг.), С. Разина (1670-1671 гг.), а в особенное , Е. Пугачёва (1773-1775 гг.), мы постоянно встречаем и крестьян-удмуртов.

Сама по себе жизнь для удмуртских крестьян была борьбой за выживание. Земледелие приносило чрезвычайно малую прибыль, неблагоприятные природные условия часто влекли за собой неурожайные годы. Для выбора подходящей системы землепользования требовались большие навыки. Крестьяне комбинировали подсечное и пашенное земледелие с двупольным, а также трёхпольным севооборотом. Быстро истощавшиеся пахотные земли надо было держать под паром в течение нескольких лет, часто возникала необходимость расчищать под пашни новые участки леса. Главным образом сеяли рожь, ячмень и овёс. Начиная с середины XIX в., под влиянием государственной пропаганды прогрессивных методов землепользования и сельскохозяйственных выставок распространялись более современные земледельческие орудия, более продуктивные сорта зерновых, дававшие возможность поднять среднюю урожайность выше, и новые сельскохозяйственные культуры. В этот период появляется и входит в обиход картофель, который за короткий промежуток времени приобрел большое значение в качестве продукта питания для живущих в лесной полосе Российской империи различных народов, в том числе и для финно-угорских.

Нынешняя территория проживания удмуртов сложилась к первой половине XIX в Вследствие предшествующих исторических событий удмурты были вытеснены со значительной части земель, прежде заселённых ими. Эти общественные процессы усилила и начавшаяся в XVIII в. индустриализация. Новые производства привлекали рабочую силу с разных концов России. Индустриализация сопровождалась и преимуществами: новые формы уклада жизни, бытовой культуры посёлков при шахтах и заводах оказывали значительное влияние на удмуртов. В конце XIX в. по Вятке и Каме началось судоходство, были проложены первые железнодорожные магистрали. Изолированности удмуртов настал конец, у них установились новые связи с отдалёнными территориями империи.

Удмуртский народ весьма удачно приспосабливался ко всем историческим испытаниям, выпадавшим па его долю. Попавшие в беду группы искали поддержки друг друга, старались держаться сообща. Результатом этих тенденций явилось то, что большинство удмуртов в настоящее время живёт единой, нерасчлененной общностью. В области лингвистической это означает, что удмуртский язык отличается сравнительной цельностью, говорящие на различных местных диалектах хорошо понимают друг друга. Это единство позволило сохранить и такие архаические элементы общественного устройства, которые уникальны и не имеют аналогий у других финно-угорских народов Поволжья. У удмуртов сохранились такие формы совместного проживания, как патриархальная семья и родовой клан, объединяющий несколько больших семей. Название такого родового клана - "б(ляк", в отдельных случаях "воршуд" - понятие, являющееся общим обозначением духов-хранителей отдельных родовых общин. Оно относилось также и к самой родовой общине, так что названия различных воршудов можно толковать и как названия родовых общин или кланов. По представлениям удмуртов, воршуд, как корзина, сплетённая из лыка, связывает в единое целое всех принадлежащих к нему и их священные традиции.

В среде удмуртов под поверхностным слоем православия сохранились в их первозданности верования предков. По словам В. М. Бехтерева, "суеверность вотяков превосходит все немыслимые пределы". Это послужило основанием для бесчисленных злобных предположений, наветов и клеветы. В 1880-е годы некий и отличавшийся особо праведной жизнью поп, руководствуясь личной местью распространял листовки с обвинениями в адрес удмуртов в том, что они будто приносят человеческие жертвы своим идолам. Основываясь на ужасных слухах, ходивших среди русских в связи с одним случаем смерти, местные власти подали в суд обвинение против жителей деревни Byж-Мултан по поводу ритуального убийства. Проходивший в 1892-1896 гг. судебный процесс но так называемому "мултанскому делу" стал ареной крупных столкновений и противоборств, .прогрессивных и консервативных кругов России. В числе прочих видных общественных деятелей и адвокатов в защите семи крестьян, проходивших по этому судебному делу, принял участие этнограф и историк Г. Е. Верещагин, первый учёный удмуртского происхождения.

К концу XIX столетия Россия оказалась на краю глубочайшего политического и экономического кризиса. Всё больше росло общественное недовольство. Запас терпения удмуртов также истощился. После неисчислимых десятилетий нищеты началось и сокращение численности населения. Выступления против царского самодержавия первоначально исходили из среды горожан - заводских рабочих, и затем стали пользоваться поддержкой и крестьянства. В последние годы XIX столетия на территориях удмуртов действовало почти тридцать заводов и фабрик, на них большинство работавших составляли русские рабочие. В их революционном движении в 1905 и 1907 гг. приняли участие и удмуртские крестьяне. После разгрома революции 1905 г. власти были вынуждены уступить место местной интеллигенции. Этот период был весьма важным с точки зрения становления и укрепления национального самосознания и национальных движений различных финно-угорских народов. Студенты Казанской духовной семинарии, удмурты но национальности, организовали тайное общество, но в нескольких удмуртских деревнях уже действовали нелегальные политические кружки. С 1917 г. образовывались различные культурно-просветительские кружки, в том числе местные общества носителей искусства, в 1915 г. появилась первая удмуртская газета.

Победа Великой Октябрьской социалистической революция в 1917 г. пробудила надежды духовных лидеров удмуртского народа, они поверили в осуществление своих программ национального возрождения. В годы гражданской войны тяжелые бои шли также и на территориях удмуртов. Овладение расположенными на эти территориях военными заводами имело жизненно важное значение для обеих противоборствующих сторон - и для белых, и для красных. Власть большевиков лишилась хлебной житницы на юге, так что она очень нуждалась в запасах зерна, удмуртских крестьян. Жестокая и немилосердная конфискация зерна в ходе продразвёрстки эпохи военного коммунизма, произвол Красной Армии обратил влиятельных лидеров и общественных деятелей удмуртского народа против революционной власти. Под руководством удмуртских лидеров развернулось движение за новый общественный строй на национально-демократических началах Достичь этого советское руководство никогда не дозволяло удмуртам. Во времена установления советской власти, в разгар боёв гражданской воины, в июле 1918 г. в Елабуге заседал Первый всероссийский съезд удмуртов, который обратился к РСФСР с просьбой о принятии Удмуртии в её состав. Второй съезд принимал решения по вопросам народного просвещения и по земельным вопросам. 4 ноября 1920 г. была образована Удмуртская автономная область, которая в 1934 г. была преобразована в Удмуртскую АССР. Наблюдался значительный подъём в области культуры. Были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. Большой прогресс был достигнут также в области обучения грамоте и начального образования, однако всё это сопровождалось усилением позиций русского языка и оттеснением удмуртского на задний план. Однако традиционная структура удмуртских деревень долгое время оставалась нетронутой. Кенеш, совет старейшин, управлявший жизнью деревни, обычно находился под влиянием богатых. Их произвол, опиравшийся на традиционное право, прекратился только после беззаконий, насаждаемых под руководством государства, после коллективизации. 30-е годы печально знамениты в советской истории не только перегибами эпохи коллективизации, по и мрачными годами политического террора. Провозглашённые врагами народа представители национальной интеллигенции были почти полностью уничтожены и среди удмуртов. Общества, поддерживавшие культурные связи с финно-угорскими народами, заботившиеся о сохранении финно-угорского родства, были разогнаны, упоминания о языковом родстве финно-угорских народов были запрещены, библиотеки книг, представлявших собой хранилища сокровищ удмуртской национальной культуры, были брошены в костер.

Период после второй мировой войны принёс Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республике экономический подъём. Это сопровождалось дальнейшим ростом числа русских рабочих на промышленных предприятиях в городах. Отношение центральной власти к проблеме сохранения удмуртской национальной культуры было противоречивым и неоднозначным. Па словах это поддерживалось, на деле же этому препятствовали. Обучение на национальном языке было в значительной степени оттеснено на задний план даже в начальных школах в удмуртских деревнях. При политической ситуации, сложившейся после распада Советского Союза, удмуртский народ располагает неплохими шансами. У его интеллигенции сильно развито национальное чувство, а у региона имеется многообещающий экономический потенциал.

Список литературы: 1. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997 2.Сородичи по языку. Будапешт, 2000

»

Комментарии

  1. Guest

    клёвый сайт

  2. Guest

    прикол

     

  3. Guest

    фигня это

     

  4. Guest

    При политической ситуации, сложившейся после распада Советского Союза, удмуртский народ располагает плохими шансами. Рыночная экономика в российском варианте - не для удмуртов, так как объем благ напрямую зависит от способности скучковаться по национальному признаку, а с этим у удмуртов проблемы.

  5. Guest

    А когда она располагала хорошими шансами? При коммунистах было хуже, при царе - еще хуже. Может быть им хорошо было в составе татар?

  6. Guest

    блин два по истории автору! какие удмуртские князья!!!? сами удмурты узнали что они удмурты после 24 года 20 века и вот вам дословная подпись главного как вы говорите удмурта в 24 году в прошении к москве о назначении столицей вотского края: председатель вотских коммисаров тов Чайников( а теперь его почему то вознесли как великого удмуртского поэта кузебая герда!) бред и пафос правят страной!

  7. татьяна январская
    Вам "отлично" по истории. Полностью разделяю ваши мысли. Тоже читала и диву давалась...
  8. Guest

    http://vorshud.unatlib.org.ru

  9. Guest

    http://vorshud.unatlib.org.ru

  10. Guest

    http://vorshud.unatlib.org.ru

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ