Юрий Ерофеев: В плену раздумий о судьбе ФНКА мари, часть 2

Инфоцентр FINUGOR представляет вторую часть статьи исполнительного директора московского землячества Марий Эл Юрия Ерофеева, посвященной анализу организации марийцев в форме национально-культурных автономий. Первая часть была опубликована ранее.

*                         *                      *

Часть 2. А теперь поговорим об учредителях

Общий алгоритм действий,  прописанный законом, таков, что для учреждения федеральной автономии необходимо наличие не менее половины зарегистрированных региональных объединений, которых у нас пока насчитывается четыре:  РНКА мари Башкортостана во главе с Павлом Бикмурзиным, РНКА мари Удмуртии во главе с Анатолием Радыгиным и РНК мари  Татарстана во главе с Олегом Третьяковым и РНКА Ленинградской области под руководством Евдокии Соловьевой.

Но согласны ли будут все названные РНКА  и их руководители  «лечь» в очередной раз, пусть и в новой упаковке, под местную власть РМЭ с тем, чтобы еще сильнее и крепче быть привязанными к чиновничьим планам и прихотям, которая по закону сама по себе в лице своих учреждений не имеет права выступать в качестве учредителей фактически любых общественных объединений?

Лично для меня, например, абсолютно не ясна позиция Бикмурзина. Неизвестно и то, как в настоящее время складываются его отношения со вновь созданными МНКА. Сама же РНКА образована в 2005 году на базе двух  МНКА Калтасинского и Краснокамского районов. Правда, первая после была исключена из госреестра, но 06.11.2013 года вновь возродилась. К ней в 2014 году добавились МНКА Янаульского,  Дюртюлинского районов и города Уфы.

Однако, признают ли они как юридические лица верховенство РНКА во главе с Бикмурзиным? А если он воспротивится, то пока официально существует данная РНКА, без нее никак не обойтись. Нужно будет протокольное решение ее общего собрания  (конференции) с указанием делегатов на учредительный съезд ФНКА. Без мандата РНКА полномочия делегатов, избранных, скажем, от вышеобозначенных МНКА напрямую, законом не признаются (!). Тем более что Бикмурзин и РНКА мари подконтрольны, если можно так выразиться, прежде всего, Республике Башкортостан, что  исключает возможное давление на них. На решимость Бикмурзина, кроме того, может повлиять и то, что его не включили в нынешний состав Всемарийского Совета в отличие, скажем, от Радыгина и Третьякова.

Чем это вызвано? Его бездеятельностью, на что упирают некоторые читатели интернета? Или причина лежит гораздо глубже, скажем, в его общей разочарованности положением дел в марийском национальном движении, особенно на уровне теоретического осмысления происходящих процессов, поскольку Павел Исадыкович по профессии как-никак философ-социолог, который еще в 1998 году участвовал в парламентских слушаниях, организованных в Санкт-Петербурге председателем Комитета по делам национальностей Госдумы РФ  В.Ю. Зориным и был посвящен анализу первых лет деятельности национально-культурных автономий в стране. Более того, там выступал. Его речь вошла в итоговый сборник, о чем он спустя годы с моей помощью узнал, получив опубликованный текст.

Нужно признать, что в начале 90-х годов в работе движения «Мер каҥаш» активно участвовали известные марийские ученые, к примеру, Никандр Попов, Галина Шкалина и тот же Павел Бикмурзин, что в настоящее время в составе его руководства, к большому сожалению, нет профессиональных представителей науки – людей с прогрессивными, независимыми и авторитетными взглядами, Без них «Мер каҥаш» как часть национального движения резко утратило качество, свое лицо, превратившись больше в инертную, податливую массу людей, неспособных выразить, сформулировать, обосновать интересы нации и ее граждан.

Поэтому случайные всплески демаршей, демонстрируемых иногда  Радыгиным с участием ряда  региональных функционеров, я бы позволил себе рассматривать как протест несогласных с курсом, навязанным чиновниками из Марий Эл.

Конечно, со стороны РНКА граждан мари Удмуртии в плане участия в принятии судьбоносного решения вряд ли стоит ожидать сюрпризов. Правда, Анатолий Ильич как один из главных организаторов данного  общественного проекта, может, если сильно захочет, реализовать его и без Йошкар-Олы. Причем,  строго базируясь на ФЗ, который будет на его стороне, поскольку Васютин, Яковлева, Иванов фактически примазываются к чужому труду в роли «нахлебников», стремясь  в очередной раз сорвать готовые плоды, что, с одной стороны, аморально, неэтично, а с другой стороны, заставляет их «химичить», исхитряться, чтобы как-то незаметно  легализовать свое делегатское участие в учредительном съезде, так как каждый из них по закону обязан стать членом какой-либо РНКА – потенциального учредителя ФНКА, а это значит, проходить по списку данных организаций на основе устного или письменного заявления о приеме в их состав еще задолго до учредительного общего собрания (конференции), без возможностей всяких подделок протоколов задним числом.

Так что же сдерживает Радыгина от подобного шага? Думаю, главным образом, проблема финансовой состоятельности будущей ФНКА, без чего трудно представить ее деятельность. Если бы государство адресно выделяло ФНКА средства на ее существование или, если бы Правительство Удмуртии решилось взять ее на содержание, то, на мой взгляд, Радыгин вполне справился бы со своей новой  должностью и без участия РМЭ в образовании марийской федеральной  национально-культурной автономии.

В противном случае, его вновь «затрут», а ФНКА марийцев России, так же,  как и МОД «Мер каҥаш», быстро зачахнет, увянет в тисках чиновников и функционеров, имена которых и повадки нам хорошо известны, так и не оправдав высоких надежд, возлагаемых на нее.

Будет по-прежнему царить организационная неразбериха, междоусобица среди сторонников различных структур, расквартированных в Йошкар-Оле, борьба за обладание статусным правом на организацию съездов марийского народа и выборов делегатов на  Всемирный конгресс финно-угорских народов и т.д.

Вообще, Йошкар-Оле достаточно было бы и руководства МОД «Марий мер каҥаш» во главе с «оньыжой». А штаб-квартиру ФНКА временно определить по месту нахождения одного из учредителей автономии. Так, как это сделали, например, соседи-чуваши на базе своей РНКА и представительства Республики в Москве, что ближе к федеральным учреждениям властных структур для оперативного решения с их помощью насущных и перспективных дел.

Но лучше всего, на мой взгляд, с созданием ФНКА не торопиться, имея в основании всего лишь согласие «на  троих». Тем более что Марий Эл ожидают перемены, что обязательно срикошетит и на общественный сектор.

Надеяться на кировчан, как это было с Яковлевой в канун последнего съезда АФУН РФ, что позволило ей не только туда избраться, но и даже «проникнуть» в руководящий орган, не приходится. На днях мне даже стало смешно читать на сайте регионального отделения партии «Единой  России» в Марий Эл информацию об участии Яковлевой 31 октября с.г. на заседании Совета Ассоциации финно-угорских народов России, состоявшемся в Нижнем Новгороде, где ее присутствие было анонсировано словами «депутат Госдумы РФ, от кировских мари».

До чего ж нужно извертеться, чтобы постоянно быть «на плаву», втираясь любой ценой туда, где можно получить выгоду в интересах собственной карьеры (?).

В Кировской области на сегодняшний день нет РНКА,  а участие представителей их МНКА на учредительном съезде может случиться лишь в ранге приглашенных лиц. И куда теперь деваться «нашей Ларисе», чтобы не просто быть делегатом форума, а стать, возможно, руководителем Федеральной автономии?  Для этого, конечно, можно срочно запустить процедуру регистрации РНКА на базе МНКА марийцев Уржумского и Кильмезского районов. Но прежде необходимо будет оперативно сделать сообщение в одной из газет Кировской области о предстоящем проведении учредительной конференции, причем, не раньше трех месяцев со дня размещенного объявления об этом. Затем организовать выборы делегатов от имени членов вышеназванных МНКА, умело «запрятав» среди них почетную гостью, если она официально до того не была принята.

Сложнее всего обстановка характеризуется у Олега Третьякова в Татарстане, особенно после скандала, получившего широкий резонанс в интернете. Но проблема не только в этом. На 11 ноября текущего года в соседней республике существует всего лишь одна МНКА – в Казани, а другая -  Елабужского района, зарегистрированная еще в 2002 году, ныне оказалась ликвидированной.

Таким образом, возникнет вопрос о законности юридического лица самой РНКА. Весьма  любопытно на сей счет откровение Третьякова, опубликованное недавно  на МариУвере: «В 2009 году создали РОО «НКАМРТ» и ее председателем избрали меня». С его слов видно, что уже на стадии создания РНКА допущено серьезное нарушение закона, ибо региональная автономия может учреждаться только по воле делегатов местных НКА. То, как Третьяков утверждает, участие якобы всех общественных организаций мари Татарстана, могло иметь место по закону только на стадии оформления местной НКА, где они в рамках республиканского схода граждан были бы представлены своими делегатами. После этого выстраивание организационной вертикали НКА должно проходить абсолютно без участия обычных общественных объединений как таковых. Проще говоря, каждый низовой уровень формирует вышестоящую структуру: МНКА  –> РНКА –> ФНКА.

А в описанном Третьяковым случае таким вот образом могли объединиться лишь организации, созданные в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях». И не более! Видимо, время после принятия решения об их объединении под вывеской РНКА использовалось  на оформление учредительных документов, хотя положенного по закону количества местных НКА в основании Региональной автономии так и не оказалось.

Думаю, госрегистраторы Минюста РФ обязательно обратят внимание и на другое – на факт совмещения Третьяковым в одном лице должности руководителя общественной (национальной) организации и роли верховного жреца (карта) Республики Татарстан во главе функционирующего религиозного объединения, что при светском характере Российского государства весьма проблематично. Тому пример  политических организаций, которым запрещено создаваться на принципах национальной и религиозной принадлежности граждан.

Не знаю, как в данной ситуации поведет себя сам Третьяков, но, вероятно, логичным исходом для него был бы добровольный уход с должности председателя «НКАМ РТ». До этого его все время подавали нам с положительной стороны, а теперь его рейтинг, по крайней мере, в интернете, обрел минусовое значение.

Безусловно,  происшедшее – серьезный удар по престижу «Мер каҥаш» и особенно по его руководящему органу – Всемарийскому совету, где Третьяков является визитной карточкой. На месте Анатолия Иванова (оньыжа), как считают читатели МариУвера, ему стоило бы срочно с выездом в Мари-Суксы разобраться в ситуации, встретиться с руководством района, республики Татарстан, иначе, как говорится «грош цена» ему! Многие полагают, что это должно стать предметом специального разговора на ближайшем пленуме «Мер каҥаш» в рамках осенней сессии расширенного форума.

События в деревне Мари-Суксы как лакмусовая бумажка высветила все: и положение марийцев, проживающих за пределами РМЭ, и отношение к ним со стороны местных и республиканских властей Татарстана, и степень активности самих сельских жителей, и реакцию официальной марийской общественности, а точнее, ее отсутствие как таковой даже спустя три недели после выступления Елены Ирдугановой на сайте МариУвер.

Я восхищен смелой, решительной и непреклонной ее позицией, не побоявшейся дать публичную огласку непростой жизни односельчан, которая, как и Валентина Марченко, недавно уволенной с работы и оставшейся без средств на существование, во весь голос заявила о том, что она не может равнодушно смотреть на несправедливость. Так, перед нами наглядно предстали два типа марийских женщин – радетелей за народ, с одной стороны – Лариса Яковлева и Раиса Факаева, а с другой – Валентина Марченко и Елена Ирдуганова. Лично мои симпатии, как и многих других интернет-читателей, отданы Валентине и Елене! 

На днях мне удалось прояснить ситуацию, а сколько же потребуется учредителей для образования и регистрации ФНКА мари? И мне ответили, что при имеющихся четырех РНКА, можно будет обойтись тремя.

Тем не менее, РНКА марийцев Ленинградской области вполне может пригодиться для данной цели. А  поэтому в пределах имеющейся у меня информации, в том числе полученной из добротно выполненной брошюрки под названием «Марийское землячество в городе Санкт-Петербурге»,  выпущенной в 2012 году к 15-летию создания общегородской организации «Центр марийской культуры»,  позволю себе высказать свое мнение о ситуации в общинных делах наших соплеменников на северо-западных землях России. (Автором этого полезного труда является В. Соколов – первый руководитель старейшей в Санкт-Петербурге марийской общественной структуры, родом из Волжского района РМЭ, врач-терапевт, окончивший Казанский мединститут). Должен изначально сказать, что у марийцев, проживающих в Ленинградской области в обозримом прошлом, вплоть до 1997 года, не было собственных этнокультурных объединений, хотя по переписи от 1989 года их количество достигало 946 человек. В дальнейшем эта цифра несколько снизилась, составив в 2010 году 755 человек.

Поэтому все желающие сохранить и развить свою языковую практику и духовную культуру в рамках причастности к этнической общности мари вступали в ряды  санкт-петербургских организаций. Кстати, из Ленинградской области в 1981 году к нам в Марийскую Республику приехал Григорий Андреевич Посибеев (малмыжский мариец), с именем которого завершилась череда первых секретарей обкома КПСС, до этого долгие годы проработавший на хозяйственных и партийных должностях в Ленобласти, куда он вернулся в 1992 году и там похоронен.

Безусловно, история национально-культурных автономий Ленинградской области связана с именем Раисой Факаевой – Саметовой, в девичестве Кугубаевой, родом из Мишкинского района Башкортостана, прибывшей сюда в 2009 году, которая быстро внедрилась в актив марийских организаций, обеспечив себе лидирующее место в их руководящем звене, о чем мной будет подробно сказано чуть ниже.

Работая над статьей, у меня даже сложилось впечатление о наличии определенного кураторства по зонам расселения марийцев в пределах Российской Федерации. Я, например, допускаю, что в рамках разделения труда за Анатолием Радыгиным закрепилась территориальная ответственность, включающая Удмуртию, Татарстан, Башкортостан, Пермский край, за Раисой Факаевой – Санкт-Петербург, Ленинградская область и Карелия, за Ларисой Яковлевой – Кировская, Московская области и город Москва, за Галиной Ширяевой (замминистра культуры РМЭ) – Чувашия, Нижегородская область, за Валерием Мочаевым – Свердловская область и т.д. Более того, Факаева могла быть даже наделена функциями полномочного представителя РМЭ, как Радыгин.
И главной задачей, поставленной перед ними в качестве спецпроекта, могло стать оформление марийской федеральной НКА, чтобы можно было достойно доложить Москве о первых результатах реализации «Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации» и тем самым дезавуировать всю критику в адрес марийских властей, подав ее как необоснованные наветы.

И Факаева с помощью координаторов Минкультуры РМЭ формально справилась с этой задачей, обеспечив регистрацию 5 марта 2012 года местной НКА «Мари Лен» во Всеволожском районе (в учредительном собрании участвовало 7 человек – все выходцы из Кикнурского района Кировской области и плюс сама Раиса Яковлевна, избранная при этом даже заместителем председателя организации), а затем 21 января 2013 года последовала регистрация МНКА марийцев «Яндар Памаш» Выборгского муниципального округа. Далее, спустя полгода (03.06.2013 года) состоялась регистрация уже региональной НКА «Ший корно» с юридическим адресом в поселке Разметелево Всеволожского района по месту жительства ее руководительницы – Соловьевой Евдокии Евдокимовны, уроженки Кикнурского района Кировской области, окончившей Марийский Республиканский колледж культуры и искусств. После она 12 лет проработала у себя на родине директором Дома культуры, а в 2003 году переехала в Ленинградскую область, устроившись, как указывает В. Соловьев, поваром рабочей столовой.

Таким образом, вслед за ингерманландцами этнические марийцы обрели свою вторую малую родину на территории области, граничащей с Финляндией, более того, застолбив здесь экстерриториальную национально-культурную автономию(!).

Конечно, создать-то создали, но как справедливо отмечают читатели интернета, собственно проводимой работы в них не ощущается. Да и какая это автономия из 5-10 человек?! Ярким примером тому служит реакция «Эрвел кече» (читай,  Факаева) на первую часть моей статьи от 12.11.2014 г., где она сообщает о прошедшем 24.10.2014 г. с участием 34 человек отчетно-выборном собрании Санкт-Петербургской МНКА «Ош Кече» и РНКА «Ший корно» Ленинградской области, на котором должны были бы присутствовать фактически члены четырех организаций, включая МНКА «Марилен» и «Яндар памаш».

Вопросы на сей счет напрашиваются сразу:
1. Может ли быть вообще отчетно-выборное собрание совместным для двух самостоятельных, разносубъектных и разноуровневых НКА?
2. Что между ними, кроме национальной принадлежности и членства в этих организациях самой Факаевой, общего?
Мне могут резонно возразить, что они вместе проводят все мероприятия, в т.ч. «Пеледыш пайрем». И только?
3. А может Факаева решила не проводить собрания по отдельности, чтобы зря не терять силы и время, а во-вторых, чтобы обеспечить видимость кворума, поскольку по части  присутствующих членов «кот наплакал»?

Зная обстановку по стране, могу допустить, что вскоре после регистрации ФНКА мари эти местные общественные автономии могут исчезнуть как отработанная часть космической ракеты за ненадобностью. Такая негативная практика получила широкое распространение как своего рода зараза в форме «Эболы».

Сам отчет с прошедшего собрания «Эрвел кече» оформила в интернете всего четырьмя строчками, отметив, что руководителем МНКА «Ош кече» города Санкт-Петербурга (до этого на данном посту  находилась сама Факаева) избран Вениамин Абдуллин (известный гармонист), а председательство в РНКА Ленинградской области сохранила за собой Евдокия Соловьева.

Таким образом, мы познакомились со всей четверкой РНКА – будущих возможных учредителей ФНКА, среди руководителей которых трое мужчин и одна женщина в социальном статусе от ученого-философа, полковника милиции (ныне полиции), жреца традиционной марийской религии (он же директор школы) до культработницы, сменившей профессию на повара.

Могут ли они все вместе вывести нас на широкую «Ший корно» со светлым будущим, о чем так грустно рассуждал Казанский профессор М.Ф. Кандаратский, ушедший из жизни ровно 102 года назад, так и не увидев просвета в жизни черемисского племени?

Марийские поселенцы на берегах Невы

Разговор о нынешних общественниках из Ленинградской области будет далеко не полным, если не рассматривать ситуацию в санкт-петербургских организациях, сложившуюся за последние годы. Тем более что я почти в течение целой недели распутывал клубок событий, обнаружив здесь немало хорошего и плохого, что одновременно и радует, и огорчает.

Марийцев в Санкт-Петербурге по данным трех последних переписей насчитывалось: 1984 году – 1847 человек, 2002 году  – 1288 человек, 2010 году – 1022 человека. Этого количества сверхдостаточно, чтобы образовать  организации на любой вкус.

Непосредственное строительство общественной жизни началось с конца 1997 года, когда 38 граждан мари (30 человек из Башкирии, 7 – из Марий Эл, 1 – кировчанин) организовали и зарегистрировали Санкт-Петербургский «Центр марийской культуры» во главе, как было сказано выше, с Василием Васильевичем Соколовым.

Но дальше началась сплошная чехарда – Соколова сменил Василий Емельянович Васильев (тоже из Волжского района РМЭ). В ноябре 2000 г. председателем правления стала Эдита Айдуганова – выпускница Марпединститута им Н.К. Крупской, передав в апреле 2002 г. бразды правления в руки Станислава Дигитаева. Как видим, за четыре с лишним года на этом посту сменились четыре руководителя. Далее, в 2000 г. организация вообще была исключена из госреестра по причине непредоставления годовых отчетов в регистрационную и налоговую службы. Спустя некоторое время Дигитаев попробовал даже сменить название с переходом на платформу «Марий Ушем». Конечно, культурная жизнь сохранялась, особенно за счет ежегодного проведения «Пеледыш пайрема», периодического приезда профессиональных и самодеятельных коллективов и отдельных артистов из Йошкар-Олы, Башкортостана и других регионов. Не раз гостями были и чиновники из Министерства культуры РМЭ и творческих учреждений Республики.

Так длилось до июня 2011 года, когда в час веселья на празднике «Пеледыш пайрем» Станислав Иванович Дигитаев в окружении 10 своих сторонников в присутствии делегации из Марий Эл во главе с сотрудником Министерства культуры Г.Г. Чемековым и, естественно, Раисой Факаевой принародно объявил о создании Марийской национально-культурной автономии г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что быстро стало достоянием СМИ (газеты, радио, телевидение) этих двух субъектов РФ, а также в РМЭ, Башкортостане и т.д.

Инициаторы свое решение объяснили якобы «произошедшими изменениями в сфере сохранения и развития национально-культурных меньшинств» и необходимостью реорганизации РОО «Центр марийской культуры».  При этом не говоря вслух, что организация давно уже утеряла свое юридическое лицо и нет абсолютно никакого смысла говорить о какой-то реорганизации, судьба которой определяется общим собранием, где должен быть кворум в 2/3 от членского состава для принятия постановления квалифицированным большинством «за».

Но широко разрекламированная весть по факту завершилась общественным позором, поскольку поданные в территориальное Управление Минюста РФ документы были возвращены как профнепригодные. Правовая абсурдность принятого в условиях праздничной атмосферы решения видна невооруженным глазом, уже начиная с самого названия, ибо не может быть ни местной, ни региональной автономии, одновременно создаваемой сразу в рамках двух субъектов РФ.

Во-вторых, строительство НКА начинается с местного уровня по инициативе граждан определенной этнической общности, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований (район, округ). Конечно, имеются и другие процедурные тонкости, которые не приемлют проявлений правового нигилизма.

Таким вот образом была похоронена деятельность, а заодно и история СПОО «Центра марийской культуры», исключенного из всех реестров, имея в виду и список аккредитованных юридических лиц в Доме национальностей так называемой «северной столицы».

И попытка отпраздновать свое 15-летие, скорее всего, имела больше смысл ностальгических поминок. Вот к чему приводит наша правовая безалаберность и непросвещенность!

Все это в определенной степени, почти один к одному, можно проследить на примере другой общегородской организации «Общество марийской культуры «Илем», летопись которой начиналась в 2005 году, когда группа энтузиастов, включая и молодежь, решилась выйти из-под опеки вышеуказанного Центра по причине маловыразительной его деятельности.

Но в силу отсутствия организационных навыков и юридических знаний самооформление СПб ОООМК «Илем» затянулось  аж  почти на целых шесть лет и только 14 марта 2011 года  она получила ОГРН (основной государственный регистрационный номер), который присваивается не Минюстом РФ, а территориальной инспекцией федеральной налоговой службы.

И тут так же, как и в первом случае, случилась неоправданная кадровая ротация: председателя Александра Иванова (выпускник Йошкар-Олинского художественного училища, а  затем Академии театрального искусства) сменил Денис Михеев (родом из Мари-Турекского района РМЭ, также выпускник  Йошкар-Олинского художественного училища. В Санкт-Петербург переехал в 1993 году, работает кузнецом художественной ковки). Далее, председателем «Илема» стал Юрий Васильевич Брутов, кстати, международный мастер спорта по легкой атлетике.

Организация под влиянием разных передряг, вызванных как внутренними противоречиями, так и привносимыми со стороны, в том числе непосредственно Факаевой, пытавшейся подмять «Илем» под себя, просуществовала недолго, и 27 сентября 2013 года была официально ликвидирована.

Не скрою, я встречался с «илемовцами» на предмет выстраивания совместных действий, но они, выросшие уже в деидеологизированном обществе, несколько по-иному понимают смысл общественной работы, больше ориентируясь на развитие своей креативной личности, карьерном росте вне общеполитического  контекста современной жизни. По крайней мере, они отличаются от молодежи, находящейся под влиянием нашей московской земляческой организации.
Наступило время обратить наше внимание и на исключенную также из госреестра МНКА «Ош  кече» - первый общественный продукт Раисы Факаевой в Санкт-Петербурге.

Увидев на сайте Минюста РФ строчку  –  свидетельство об этом, я обратился в Департамент данного Министерства по работе с некоммерческими организациями, где мне объяснили, что интересующая меня МНКА  исключена не по их инициативе. Далее, мне пришлось выйти на Управление Федеральной налоговой службы. Здесь удалось узнать, что  официально  она прекратила существование по статье 2111 как организация, систематически не предоставляющая ежегодные сведения, необходимые для внесения изменений в систему ЕГРЮЛ. Это при том, что Раиса Яковлевна сама являлась ревизором-контролером финансовой  службы (?!) в структуре правительства Ленобласти.

Касательно вопроса о предыстории «Ош кече», то она весьма поучительная с правовой точки зрения.

Общественное восхождение Раисы Яковлевны (легализация), как уже выше  было сказано, началось с 3 июня 2010 г. с попытки создания  Марийской межрегиональной национально-культурной автономии г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но, не получив искомого результата, она вместе с другими учредителями (А. Дубников, В. Пауткин) с помощью, думаю, опытных юристов приступила к созданию положенной по ФЗ «О национально-культурной автономии» местной НКА под названием «Ош кече» в территориальных пределах муниципального образования «Большая Охта», зарегистрировав ее 5 апреля 2011 года.

Что интересно, во всех последующих материалах об этой организации нигде не указывается, что она – всего-то имеет местный масштаб и что это не давало ей права возвышаться над другими марийскими национальными объединениями,  к тому же не имевшими общегородской (региональный) статус. То есть, везде подчеркивалось, что это Марийская национально-культурная автономия города Санкт-Петербурга (?!).

Видимо, статус МНКА тяготил Раису Факаеву, заставляя ее вполне осознанно завышать его уровень во взаимодействиях с внешним миром, ибо Факаева работала, можно сказать, на два региона, о чем свидетельствуют цитирования фрагментов из выступлений губернатора Ленинградской области и участие в заседаниях совещательного органа по делам национальностей при правительстве данного субъекта Федерации.

Вот почему определенная часть марийцев-общественников города не хотела мириться с тем, как человек, можно сказать, пришедший с улицы, пусть и с дипломом кандидата экономических наук, заставляет их жить по ее правилам, проявляя при этом грубость, бестактность и высокомерие, о чем свидетельствуют  и неоднократные ее комменты в интернете.

Утрата юридического лица для МНКА «Ош кече» не смертельна. Она может, как и другие,  продолжать деятельность, за исключением: права учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность, участвовать в выборах и референдумах, в выработке решений органов госвласти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном российским законодательством. Но самое главное, без госрегистрации нельзя открывать банковские счета, для получения «благодатной» финансовой помощи, на что «клюет» большинство НКА.

Любопытно следующее – Раиса Факаева в качестве учредителя участвовала в создании НКА двух разных субъектов РФ, хотя по ФЗ о этим правом могут пользоваться лишь «граждане, имеющие принадлежность к определенной этнической общности, постоянно проживающие на соответствующей территории муниципального образования». Неужели ради регистрации их Раиса Яковлевна периодически меняла свое место жительства? Вот вам задачка процедурного характера на чистоту оформления учредительных документов!

Таким образом, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге нет зарегистрированных марийских национальных организаций, разрешенных законом форм и видов деятельности. Кто за это ответит? Только ли сами общественники?

Конечно, справедливости ради я обязан сказать, что с участием РНКА «Ший корно» и «Ош кече» во главе с «Эрвел кече» привычно серый и блеклый северный небосклон озарился новыми солнечными лучами. Факаевой удалось установить более тесные связи с марийцами Башкортостана,  Карелии и других регионов, а также по  линии сотрудничества с финно-угорскими этносами и их организациями. Окрепли при поддержке Минкультуры РМЭ контакты с творческими союзами  и учреждениями культуры Республики. Повысился уровень взаимодействия с властями регионов с марийским населением.

В отчетах Факаевой отражен рост различного рода мероприятий, проведенных как собственными силами, так и в порядке участия или простого личного присутствия на мероприятиях иных этнических общностей г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других субъектов РФ, вплоть до поездок во Францию и Финляндию.

Справедливости ради нужно сказать и о том, что все это мало касалось интересов и потребностей рядового состава общественных организаций и в целом живущих там марийцев, о чем критически высказываются некоторые читатели интернета.

Порхание по «верхам» раздражает людей и не способствует внутриэтническому единству, о чем мечтают некоторые из них, ожидая, что это произойдет произвольно, без приложения невероятных усилий, предполагающих конкретные, активные действия. Более того, события на Украине демонстрируют, что для достижения национального единства могут использоваться и другие методы, вплоть до военного противостояния и уничтожения несогласных противников.

В данной части своей объемной статьи я изложил свое видение и ощущение деятельности потенциальных учредителей ФНКА мари. Это своего рода обобщенный портрет строителей нового общественного здания на завершающем его этапе во главе с прорабами, рассматривая заодно и их квалификацию.
Безусловно, в моих восприятиях много субъективного. Но я пытался быть объективным, постоянно ссылаясь на законодательные нормы как на коллективный опыт.

(продолжение следует)