Марийская молодежь Екатеринбурга: «Марийские родители явно недооценивают свою значимость в воспитании молодого поколения»

В Свердловской области насчитывается около 40 сельских поселений марийцев, которые компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфинском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге (дореволюционное марийское название – "Катян ола"). Численность свердловских мари превышает 20 тысяч человек. Помимо коренных уральских мари, в Екатеринбург с целью трудоустройства и на постоянное место жительства приезжают марийцы из других регионов России - в основном из Башкортостана, Пермского края и Удмуртии.

Корреспондент Инфоцентра FINUGOR  пообщался с  представителями марийской молодежи Екатеринбурга –  Дмитрием Захаровым и Алексеем Умурбаевым.

— Расскажите, чем занимаются и как проводят время представители марийской молодежи Екатеринбурга?

Дмитрий Захаров: Оговорюсь сразу – я знаком далеко не со всеми мари, проживающими в Екатеринбурге. Думаю, не ошибусь, если скажу что марийцы как и все жители Екатеринбурга учатся, трудятся, а в свое свободное время занимаются решением своих бытовых вопросов. Отмечу лишь, что в последнее время марийская молодежь больше стала уделять внимание марийским концертам и дискотекам. Радует, что ребята любят свою родную речь, фольклор, интересуются культурой своего народа.

Дмитрий Захаров

Стоит отметить и ставшими популярными марийские дискотеки. Правда, есть отдельные моменты, с которыми надо покончить раз и навсегда. Например, с поведением некоторых отдыхающих на дискотеках. Ожидаешь, что люди приехали культурно отдохнуть, послушать марийские песни, потанцевать. Только представьте, какой энергией заряжаешься в танце «Кандыра» («Веревочка»), какие эмоции получаешь! А ведь нет, обязательно найдутся те, кто злоупотребляет спиртными напитками и ведет себя в следствие этого неадекватно. Это оставляет негативные впечатления всем присутствующим гостям, создавая уже негативную атмосферу.

Редко, но, тем не менее, марийская молодежь принимает участие в спортивных мероприятиях. Одно из таких впечатляющих моментов осталось в памяти – «Спартакиада народов Урала»,  осенью 2013 года. В волейбол играли команды марийцев и армян. До победы оставалось 2 очка, команда армян отставала примерно на 6-7 очков. Они были в растерянности что проигрывают. Но, к сожалению, оказались крепче духом – сумели собраться и победили. Иной активной деятельности марийской молодежи в городе Екатеринбург я лично не наблюдал.

            Алексей Умурбаев:  Честно? Не знаю, чем занимается марийская молодежь Екатеринбурга – ее не видно и не слышно. И выдающихся политиков или бизнесменов среди молодёжи я не видел. Насколько мне известно, есть танцевальный кружок, но там нет молодёжи. Диаспора есть, есть даже помещение для сбора. Недавно был на Спартакиаде, где принимали участие представители разных национальностей. Марийцы тоже участвовали, но не удачно. А почему? А потому что собрались впопыхах за пару дней и поехали соревноваться. А потом долго перед друг другом объяснялись, что, мол, мы не подготовились и вся проблема в этом. А по сути – нужно серъезно подходить к делу, готовиться заранее, а не за пару дней. Духа нет. Такого бы лидера нам, как Рамзан Кадыров - вместо Маркелова (Маркелов Л.И – Глава Республики Марий Эл), и всё было бы супер. Это я про то, что если возродить национальный дух в самом сердце марийцев, в Йошкар — Оле, то и в регионах мы воспрянем. Мне много раз удавалось «разоблачать» марийцев. Неохотно люди говорят, что они марийцы. В общем, сейчас нет у нас ни духа, ни спорта. Есть только марийские дискотеки, где пьянство правит балом и то, там чаще приезжие, а не местные марийцы.

Алексей Умурбаев

Есть у нас в регионе человек, руководитель марийской организации «Урал кундем». Зовут его Иликбаев Игорь Николаевич. За ним марийская община, ансамбль, мероприятия. Мне кажется, потихоньку у него формируется желание бросить это все. Потому что любому лидеру нужна поддержка. А на Урале на данный момент нет марийской молодёжи, которая готова придти на смену,  объединиться в сильное сообщество.  Вот наши папы и мамы молодцы. А мы так! Тень.

— Работает ли старшее поколение с молодежью? Есть ли от них какая-либо конкретная поддержка?

Дмитрий Захаров: В Екатеринбурге есть единственная официально зарегистрированная общественная организация марийцев «Урал кундем» (Уральский край), в которую входит ансамбль «Яндар памаш». Организация старается поддерживать связь с молодыми марийцами - к сожалению, не происходит контакта. На счету «Урал кундем» множество проведенных мероприятий, такие как «Шорыкйол», «Ӱярня», «Марий талешке кече». Так же принимаем участие в таких праздниках и мероприятиях как «День народов среднего Урала», «Венок дружбы», музейные выставки, телепроект «Национальная кухня», и другие мероприятия. Но во всем этом марийская молодежь неактивна.

Особое внимание хочется уделить вопросу сохранения народа мари в городской среде. Очевидно, в городе этот вопрос решать сложнее. Мое мнение - все зависит от каждого конкретного человека: как он воспитан, в каких условиях вырос, гордится ли своей национальностью. Полагаю, на данный момент является большой ошибкой то, что многие родители не воспитывают детей родному языку, а учат лишь общедоступному русскому. Ссылаясь на то, что так в городских условиях ребенку будет лучше адаптироваться - в том же садике, школе. Знали бы они, какой у детей восприимчивый мозг к изучению языков, насколько быстро и легко они усваивают языки в детском возрасте. Нужно только работать с ребенком, научить его «учиться» и любить язык предков. Компактное проживание марийцев в сельской местности приносит больше результатов в вопросе сохранения языка народа мари. Меня с детства научили лишь марийскому языку, а русский язык выучил сам, в процессе обучения в школе. Может быть, и были поначалу какие-то грамматические ошибки в правописании и разговоре, но это все  поправимо. Не надо из этого делать причину, по которой не надо учить родной язык.

            Алексей Умурбаев:  Старшее поколение  не особо утруждает себя воспитанием молодежи. Я не знаю, в чем причина. То ли нет понимания, что молодежь - это будущее народа, то ли не считают нужным принимать участие в воспитании. О поддержке родного языка речь не идет вообще. Может надеются, что государство и иные организации должны этим заниматься. Как бы то ни было, по большей части сейчас никому нет дела на марийскую молодежь - она сама по себе. Справедливости ради скажу, что бывают и исключения из представителей старшего поколения – но их очень мало.

Знаю несколько людей уже преклонного возраста, которые стесняются своей национальности и веры предков. Их дети и внуки уже не считают себя марийцами. Такие люди никаких чувств, кроме презрения, не вызывают. Они бездарно и зря прожили свою жалкую жизнь. Что еще заметил, приняв православие, местные мари становятся русскими - забывая свои корни, обычаи и не передавая своим детям и внукам ничего марийского.

— А в чем заключается роль родителей в семье в деле сохранения родной культуры? Как вы сами собираетесь воспитывать своих детей? Или уже воспитываете, если они у вас есть?

Дмитрий Захаров: Родители играют одну из ключевых ролей в деле сохранения родной культуры. Что такое культура? Это проявление творческой деятельности в разных проявлениях: родной язык, культурно массовые мероприятия, концерты, обрядовые праздники, ритуалы, духовное развитие и многое  другое. Важно понимание того, что именно родной язык и вера предков - это носители настоящей культуры и основа каждого народа. В первую очередь родители должны сами прийти к пониманию этого и передавать знания детям. Со своими детьми буду разговаривать исключительно на марийском языке, учить их познавать мир с позитивной стороны, вежливости, добра.

Алексей Умурбаев: Марийские родители явно недооценивают свою значимость в воспитании молодого поколения. От них в первую очередь зависит, какую установку и ценности получит ребенок в начале своего развития. Именно родители закладывают в сознание своих детей базовые принципы национальной культуры, воспитания, менталитета и духа.  

Я очень уважаю своих родителей. Обсуждаю с ними все, что касается марийцев, нашей традиционной религии, жизни в целом. Разговариваем на марийском языке. Считаю, что только родной язык способствует максимальному взаимопониманию между детьми и родителями.

Моя жена гречанка, и мы часто стараемся с ней разговаривать на марийском языке. Нашу дочь точно будем  учить марийскому языку.

— На ваш взгляд, чего не хватает для сохранения и развития национальной идентичности марийской молодежи в Екатеринбурге и области?

Дмитрий Захаров: Для сохранения марийского языка в городской среде, не важно в каком бы городе мы не находились, я считаю, есть все условия. Главное - это семья и желание каждого. Отговорки, что нет в школе марийского языка, или же национальных СМИ, не является оправданием.

     Наверно, чтоб сохранить национальную идентичность, должно быть осознание каждого. В первую очередь, для чего он вообще родился и родился марийцем, а не кем-то другим? Почему существуют разные национальности и понимать, что такое религия и что все-таки означает слово «вера». Не важно, какой ты национальности - важно то, какой ты Человек.

Что касается всей Свердловской области - не хватает пропаганды о марийской культуре, о вере нашей традиционной исконной и приобщение молодежи к ней.

Алексей Умурбаев:  Самое главное, чего нам тут не хватает - это общности, чувства дружеского плеча. Нужна команда марийских единомышленников. Несколько мыслящих, любящих свой народ молодых людей, объединенных в группу – могут сделать многое. Причем, это не должно восприниматься как обязанность, работа - скорее как хобби, увлечение. Все вопросы решаемы и все возможно - главное, собраться вместе и придти к общему мнению. Вместе мы сила. Пока это, к сожалению, мало до кого из мари доходит. Для начала, можно собраться на основе спорта - а там видно будет…

Для марийцев Урала не хватает лидеров, авторитетных людей, на кого можно равняться, кем гордиться, с кого брать пример – будь то бизнесмены, политики, общественные функционеры.

— А зачем вообще нужно беречь свою культуру, свой родной язык?

Дмитрий Захаров: Для меня культура моего народа и родной язык доставляет душевное удовольствие, душа радуется. Даже юмор на родном языке воспринимается по-иному. Язык – это один из способов обмена информацией, одно из особенностей и отличий народа. И легче всего информация воспринимается на родном языке, который ты выучил с детства и говоришь на нем в повседневной жизни.

Алексей Умурбаев:  Я считаю, свою культуру и язык по большей части не сохранять надо, а поддерживать и стремиться развивать. В целом наша культура и  язык очень сильно пострадали от крещения. Многие мари из моего окружения проходят крещение. Я спрашиваю -  «зачем?» Не могут ответить. Это просто мода. Я считаю, кем родился, тем и оставайся. Если ты мари - придерживайся веры своего народа. А менять веру предков на другую – это уже….Не буду говорить, как это называется.

Я не изменяю себе и своему происхождению. Бог есть, и я его связываю с силами природы и добром. Все что нас окружает и есть БОГ. Природа очень мощная сила. Она нам даёт жизнь и легко может ее отобрать, если мы творим не то, что должны.

— Интересуетесь ли вы политической и культурной ситуацией в Марий Эл? Поддерживаете ли связь с республикой? Что для вас значит Марий Эл?

Дмитрий Захаров: Наша общественная организация марийцев в Екатеринбурге «Урал кундем» отслеживает культурную ситуация в Марий Эл. Часто возникает желание принять участие в тех крупных мероприятиях, которые проводятся в Йошкар-Оле. Но, к сожалению, не всегда удается всем коллективом выбраться. Для меня Марий Эл является центром объединения и координации всех марийцев.

Алексей Умурбаев:  Я интересуюсь ситуацией в Марий Эл. Про Главу Республики – Маркелова Л.И. наслышан, и в основном не очень хорошее. Если бы я был олигархом, то вложил бы большие деньги в развитие спорта в Марий Эл и создание профессионального хоккейного и футбольного клубов. Чтобы через их достижения Республика стала известной.

В Йошкар-Оле был только проездом, но есть планы обязательно поехать туда и посетить все достопримечательности республики. Расстраивает одно – то, что Йошкар-Ола застроена всякими православными и прочими памятниками и строениями. Очень мало марийского. Нет даже отдельного культурного или марийского религиозного центра – сплошь церкви.

Но все - равно, марийский народ в Марий Эл живёт своими национальными традициями, ходит на моления в рощи, как делали предки -  и это радует. Значит, есть будущее у народа. Традиционная вера народа - это и есть стержень, который позволит выстоять и развиваться. В Башкирии марийцы, к примеру, придерживаются марийской веры и очень сильны духом. В них осталась та первобытность и чистота в верованиях. Это и есть та сила, которая нам поможет вновь стать сильным народом.

 

Регион: 
Народы: