В Москве прозвучат записи голосов военнопленных удмуртов времен Первой мировой войны

2 марта в Венгерском культурном центре в Москве состоится открытие выставки «Песни, возвращенные из плена», рассказывающей о деятельности венгерских и австрийских ученых по исследованию фольклорно-лингвистических материалов, записанных среди удмуртских и коми военнопленных во время Первой мировой войны. Об этом пишет «МК в Ижевске».

фото personalhistory.ru

На выставке будут представлены уникальные аудиозаписи голосов военнопленных удмуртов и коми, фото- и видеоматериалы, а также рукописные материалы, связанные с процессом изучения записей.
Об истории изучения записей рассказывает Виктор Денисов, кандидат филологических наук, исследователь звуковых архивов:
– В годы Первой мировой войны значительное количество солдат российской армии оказалось в плену в странах Тройственного (с 1915 года – Четверного) союза. Также в плену было множество военнопленных из самых разных уголков мира. Таким бесценным «материалом» заинтересовались ученые Австро-Венгерской и Германской академий наук. Они решили воспользоваться сложившейся ситуацией в своих научных интересах и провести среди них масштабные исследования антропологического и этнографического характера.
В Австро-Венгрии эту идею выдвинул и реализовал известный австрийский этнограф и антрополог Рудольф Пех (1870 – 1921), который совместно с композитором Робертом Лахом (1874 –1958) организовал проведение фольклорно-лингвистических записей военнопленных, в том числе представителей финно-угорских народов: удмуртов, коми-зырян, коми-пермяков, мордвы, марийцев. По инициативе Академии наук была создана специальная комиссия из ученых, в которую вошли известные европейские антропологи, этнографы, лингвисты и музыковеды. В частности, для расшифровки и подготовки к публикациям собранных звуковых материалов в комиссию был приглашен академик Бернат Мункачи (1860 – 1937), один из наиболее авторитетных венгерских специалистов по удмуртскому языку.
Работа с будущими информантами началась в конце мая 1915 года в одном из наиболее крупных лагерей военнопленных в Австро-Венгерской империи – в лагере Кенермезе, который располагался на территории военного полигона возле горы Киш-Штража недалеко от города Эстергом (ныне территория Венгрии).

В Эстергомском лагере на тот период находилось 39 военнопленных-удмуртов, 27 из которых были отобраны в качестве информантов. В их исполнении были записаны традиционные удмуртские песни, большая часть которых впоследствии была опубликована.


Среди записей военнопленных удмуртов обнаружилась запись двух песен родственника Ольги Туктаревой из тех самых «Бурановских бабушек». Это дядя ее деда Ипатий Коровин, известный тем, что играл на удмуртских молениях на Быдӟ?ым крезе (Великом крезе), пошел на войну, попал в плен. Исследователь удмуртских фоноархивов Денисов в одной из статей сообщил: «10 – 11 сентября 1915 года в лагере около г. Рейхенберг (ныне г. Либерец, административный центр Либерецкого края, Чехия) Р. Пех записал две рекрутские песни: «Э, нэние, ти дядяе, малы монэ вордиды?» («Эх, маменька, тятенька, зачем меня родили?») и «Кыкартэ писпуэд, кыкартэ пипуэд...» («Две березки, два дуба...»)». «Одну из песен до сих пор исполняют в деревне Ипатия Коровина – Пуро-Можга, откуда я родом, – говорит Ольга Николаевна. – Это было чудо, когда я услышала песни столетней давности. Я не могла понять, откуда у меня тяга к крезю, а оказывается, это связано с моими предками».

Регион: