«Не мы выбирали себе этого противника»: неделя протестов против нефтеразливов в Коми

В декабре в республике Коми впервые прошла серия протестных акций местных жителей. Причин накопившегося недовольства было несколько, одна из основных — регулярные нефтеразливы и нежелание властей принимать меры для решения экологических проблем. Об этом пишет Елена Соловьёва на сайте «Гринпис России».

За две недели в Коми прошло 14 акций в городах Ухта, Воркута, Печора, Сыктывкар Сосногорск, а также в Усинском, Ухтинском, Удорском и Ижемском районах. Выразить недоверие правительству республики вышло 537 человек. Наиболее активными оказались не рассерженные горожане, а сельские жители, которые страдают от непрекращающихся нефтеразливов и «грязной» работы нефтяных компаний.

Республика Коми – старейший нефтедобывающий регион, и здесь проблема нефтяных разливов стоит особенно остро. В 1994 году в Усинском районе случилась экологическая катастрофа, которая попала в книгу рекордов Гиннеса: на сушу вылилось, по разным данным, от 100 до 120 тысяч тонн нефти. В этом году мы были на месте аварии – спустя 23 года в некоторых заболоченных местах всё ещё можно видеть нефтяные лужи и остатки нефтепродуктов. Последствия разливов остаются на многие годы, губят всё живое, отнимая земли и здоровье у людей, которые хотят сохранить свой родной край,— говорит Елена Сакирко, руководитель проекта энергетической программы Гринпис России.

 

 

Самым крупным стал митинг в селе Мохча Ижемского района, на который пришло около ста человек. Жители Мохчи в своей резолюции требовали запретить эксплуатацию нефтепроводов старше 20 лет и срочно заменить отслужившие свой срок трубы.

В деревне Новикбож Усинского района, где живёт немногим более 400 человек, собралось 80 митингующих. Они требовали прекратить поисково-разведочные работы в пойме реки Печоры, потому что они подразумевают массовую вырубку пойменных лесов, а нефтедобыча в этих местах грозит загрязнением реки нефтепродуктами.

В Усть-Усе, где собралось 70 человек, Екатерина Дьячкова из «Комитета спасения Печоры» напомнила местным жителям о росте онкологических заболеваний в районах, расположенных рядом с местами нефтедобычи. По её словам, с 2009 года в Усть-Усе от рака умерло 30 жителей. Сейчас на учёте стоят 12 селян с онкологическими заболеваниями.

На митинге в селе Щельябож Усинского района местный житель Валентина Канева вспомнила о приезде экологического патруля «Гринпис» в Усинск в 2014 году. «Экологический патруль обнаружил 204 участка нефтяных загрязнений. По словам главы Минприроды Сергея Донского, в год из нефтепроводов в России вытекает 1,5 миллиона тонн нефти. 60% нефтепроводов в нашей стране изношено. И когда ужесточатся законы по разливам нефти в нашей стране, неизвестно», — сказала она.

Жители Щельябожа были недовольны соседством с нефтедобытчиками, но не выступали с протестами до тех пор, пока не случился пожар на месторождении им. Алабушина, продолжавшийся почти месяц. Залегающая там нефть содержит большое количество сероводорода, ядовитая копоть от пожара разносилась по окрестностям на 8–10 километров и оседала в лесах, на болотах и почве. Ни администрация Усинского района, ни правительство республики не смогли найти возможности для полноценного мониторинга воздуха, пока длился пожар. Пробы брали пять раз и именно в те дни, когда ветер в ближайших населённых пунктах дул не со стороны горящих скважин. Людей успокаивали тем, что газоанализатор, висящий на щельябожской средней школе, показывает низкий уровень загрязнения. Однако выяснилось, что на школу повесили прибор для измерений внутри помещений, где можно находиться непродолжительное время. Адекватный прибор, замеряющий уровень сероводорода на открытом воздухе, администрация обещала приобрести ещё к сентябрю, однако его до сих пор нет.

Ещё одним стимулом для выхода местных жителей на улицы стали взрывные работы, которые начались в Усинском районе в связи с сейсморазведкой. 14 декабря жители деревни Новикбож услышали звуки взрывов. Возмущённые жители сразу направили в полицию и ФСБ запросы о том, почему работы ведутся в непосредственной близости от сёл и деревень.

Благодаря акции коренные жители, которые собирались на митинги из разных деревень и сёл, сплотились. Несмотря на противодействия (в селе Мохча, к примеру, дорожная служба перекрыла единственную переправу перед началом митинга, это не позволило части людей попасть на мероприятие), люди вышли и громко сказали о своих недовольствах.

«Мы понимаем, что, выступая против «Лукойла», мы выступаем против гиганта, но не мы выбирали себе этого противника, и, если мы хотим жить, у нас просто нет другого выхода, кроме как бороться с ним, — считает Николай Братенков, активист «Комитета спасения Печоры».  

Регион: 
Народы: 
Автор материала: