Философ Александр Зенкин: «Марийская религия может стать путем для спасения человечества»

Инфоцентр FINUGOR представляет размышления об особенностях марийского мировоззрения писателя, философа и культуролога Александра Зенкина, автора четырехтомника «Проклятие гениев».

*                          *                       *

 

СУЩНОСТЬ И УНИКАЛЬНОСТЬ МАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЕГО БУДУЩЕГО

Сразу оговоримся, что данное эссе посвящено не уникальности марийского языка или этнографическим особенностям материальной культуры — это и так достаточно ясно — речь пойдет об уникальности марийского мировоззрения, при этом никто не отвергает и уникальность мировоззрений других народов. Речь пойдет о том, что есть марийский человек для человечества и в целом для Мироздания.

Марийский народ один из самых древнейших народов Европы. Что это может означать, если разобраться? А то, что он пережил множество других древних народов, которые исчезли или переродились в другие этносы, в корне потеряв свою суть. И это не случайное явление. Что-то позволило марийскому народу выдержать и самосохраниться, сберечь свою уникальность и первооснову. Что? Его мировоззрение, конечно! Его Вера! Его гармония через них с Мирозданием. Его способность внутреннего общения с Ним и Знание Законов о Нем и о себе. То есть получилось, что Вселенная лучше как бы слышит и воспринимает именно марийцев и марийский язык, а также другие столь же древние народы.

Здесь надо понимать, что если Мироздание создало разум человека и человека вообще, то Оно, скорее всего, способно и определять, оценивать качество, глубинные свойства разума. А всякий разум, мышление построены на Слове-Знаке. Древность народа, таким образом, доказательство и признак значительной потенциальной созидательно-воспитательской способности и ответственности, ибо возраст при истинном развитии есть мудрость и способность ПРЕДВИДЕНИЯ, и нет народа и людей, которые не хотели бы жить долго-долго, а лучше вечно. Образно говоря, марийский народ — это дедушка, Кугузай для других более молодых и не слишком задумывающихся глубинно народов, при этом молодость этноса это вовсе не отрицательные качества — у каждого возраста свои плюсы и минусы — а всего лишь признак стадии пути. Говоря обо всем этом, мы имеем в виду, что эволюция на земле осуществляется не столько и не только по принципу естественного отбора, сколько по закону кооперации, взаимопомощи между биологическими индивидуумами и их сообществами. Так для чего сохранял и берег себя марийский народ и был сбережен?..

Теперь порассуждаем о том, о чем не принято особенно говорить, но что есть истина. Современный марийский народ — не есть в полной мере то, что он был в древности, когда, являясь составной частью племен меря, заселял и владел огромными территориями, куда позже пришли славянские племена, в результате слияния с которыми родился русский народ. Отсюда многие слова русского языка идут вовсе не от древнегреческого или иных языков, как принято считать, а именно от марийского, мерянского языкового корня. Допустим, слово «икона», скорее всего, происходит от марийского — «ик онга», что означает «одна доска» — так ответили славяне, особенно находящиеся под влиянием угро-финской культуры, на агрессивное внедрение христианства. Таким образом, большая часть меря ассимилировалась со славянами, образовав русский народ, другая же, более упорствующая самодостаточная часть, дистанцировалась от этого, заняв свою историческую позицию, отсюда и марийцы, мордва, удмурты и т. д.

То есть в историческом сознании народа осталось, что он был ВЕЛИКИМ народом и царил на огромных территориях. Это очень важно, ибо истинное понимание своего происхождения кардинально преобразует представления о жизни и Мире представителей подобного этноса

В XVI веке марийский народ подвергся экспансии со стороны русского великокняжества, в результате чего марийский народ лишился своей (только политической, подчеркиваю это!) независимости. Здесь надо учитывать то, что в экспансии вовсе не виновен русский народ, а русское правительство того времени, по сути, русский царизм. У экспансии есть несколько объяснений, и прежде всего это реакция российского государства на то, что оно очень долго страдало от тирании монголо-татарских захватчиков, а также от набегов лихих племен и надо было укреплять границы и обезопасить себя. То есть это форма проявления страха быть погубленным и форма самоспасения, и это надо понимать, но не сказанное важно, а важно то, что в потере независимости есть всегда как положительные, так и отрицательные элементы, и это надо также четко осмысливать. Причем речь здесь идет не только о том, что в результате централизации появились национальный театр и книжное издательство, типография, библиотеки и прочее, — это закономерно — а том, что марийский народ оказался в итоге снова частицей значительной мощи Советского государства, посредством которого напрямую оказался вхож в мировую культуру и влиял на нее.

Надо ясно также понимать и то, что можно быть свободным, не имея национальной независимости, и можно быть рабом, находясь в свободной собственной стране, которая якобы независима, хотя в наше время о независимости государств можно говорить в очень относительном смысле. Так вот задача человека заключается в том, чтобы чувствовать себя свободным в каком угодно, пусть очень зависимом политическом состоянии. Как этого добиваться — об этом и данная наша беседа, одна из ее задач.

Так что есть свобода? Эти словом пользуются многие, но если предложить сформулировать его, то начинается обычно довольно путаные суждения!.. На самом деле, свобода есть всего лишь самоощущение человека, зависящее не столько от ограничений его воли или самоволия, хотя и от этого тоже, но прежде всего от степени его интеллектуальной или, как говорят, духовной развитости, от способности ею преодолеть те препоны, которые этому саморазвитию мешают. При этом всегда можно говорить лишь о степени свободы, но никак не об абсолютной свободе, ибо ни один человек как социальное существо не может быть независимым совершенно, а как биологическое существо — тем более.

Чувство свободы появляется в человеке от правильности его развития, от направленности его на внутреннее совершенствование; при этом отказ от этого пути или ошибка в нем немедленно ведут его к ощущению несчастья, смятения, которые большинство людей пытаются скрыть различными путями: накоплением и потребительством, азартной игрой, алкоголем и прочее.

Таким образом, свобода личности есть знание закона, закона своего правильного развития. Это Знание открывается только через творческую созидательную деятельность, важную для многих. Данное правило касается и народа. При этом в целом суть истории сводится к тому — в этом Гегель абсолютно прав! — что это путь осознания свободы человечеством.

Человек не может быть абсолютно свободным, даже если он живет, как ему кажется, в очень свободной стране типа Швеции (значительное количество самоубийц!) и облагодетельствован ее правительством, потому что он конечен и над ним довлеет смерть. При этом правильное развитие человека как путь к внутренней свободе преодолевает именно этот страх смерти, отсюда истинно развивающийся человек свободен, даже находясь в захваченной кем-то стране. То есть свобода — это способ, чувство преодоления через личное развитие страха смерти! Свобода есть саморазвитие в себе чувства бессмертия всего сущего!

И у марийского народа с данной точки зрения особое положение, ибо сутью его мировоззрения до сих пор является анимизм — абсолютная вера в одухотворенность всего сущего.

Уже сам этот анимизм марийского народа, его якобы язычество (научного определения у марийской традиционной религии нет, а данный термин больше связан с неприятиями религий друг друга) может быть уже путем для спасения человека и человечества даже потому, что цивилизации к этому придется вернуться, так как уничтожение природы ею рано иль поздно поставит вопрос о необходимости законодательного ограничения прав человека в интересах Биоса, о необходимости вообще священства природы и всякой жизни, иначе ждет только гибель! Отсюда опирание на анимизм готовит Культуру Будущего (мысль Виталия Танакова, подтекстно-иронично раскритикованная недальновидно в «Новой газете» от 27.11.08)! Анимизм как забота о жизни («Забота о Жизни » — лучшее определение нравственности!) — это ступень Вселенского человека (теории В. И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена и нынешних биофилософов, биоэтиков прежде всего школы МГУ М. В. Гусева, А. В. Олескина и др.). При этом Человек, который верит в одухотворенность всего сущего, — уже на Пороге гармонии в себе! А только Гармония в себе и дает ощущение счастья как полет Свободы. К тому же такой человек особенно силен в том, что он очень верит в бессмертие. Глубинно верит! Что и позволяет, дает потенциальную возможность ему стать Учителем Жизни для всего человечества!

Марийцу при таком историческом положении остается только творчески развивать и созидать свою Веру как системное мировоззрение, обогащать, дополнять ее, исходя из новейших веяний, и делиться этим. То есть надо впитывать все другие культуры народов Мира, научные знания, все религии (христианскую она уже вобрала!), вбирать все лучшее творчески в себя и обобщать. Вот цель творцов марийского народа (а он очень талантлив и в нем много подлинно талантливых!) и путь к свободе как своей истинной весомости и значимости для Мира! Миру нужен тот Творец, который сможет наиболее глубоко и многих убедить в их бессмертии — именно это кардинально изменит человечество, поскольку прежде всего конечность человека лежит в основе его эгоизма! Анимизм марийца как Культура будущего заложен во всем его историческом творчестве: в живописи вышивкой и в ансамбле костюмов, в устном народном фольклоре, в музыке. Именно анимизм, развиваемый всеми направлениями современного марийского искусства, придает им особое вселенское звучание, проявляющееся в ритмизованности, в напевности, в философской задумчивой грустности, в магии знаковости (об этом подробно в моих книгах по марийскому искусству). Семиотика марийской культуры глобальна (ее на иррациональном уровне помнят все народы, ныне живущие, это как прапамять!), остается ее только донести, всколыхнув, до всего человечества. При этом анимизм марийской культуры — еще раз подчеркнем! — на сегодняшнем этапе уже обогатился значительно достижениями мировой и русской культуры через театр, через библиотеки, через учебники на марийском языке, через национальное книгоиздательство и т.д. Надо только глубже этим пользоваться, для этого надо переводить на марийский язык всего Ф. Достоевского и Л. Толстого, Н. Гоголя, Гомера, Сервантеса, Данте, Конфуция, Лао-Цзы, «Махабхарату», «Рамаяну» и т. д., а не только «Евгения Онегина»!

Развитие марийского языка и становление подлинно фундаментальной марийской литературы вселенского значения — вот к чему надо стремиться марийской культуре. Ибо только правильным словом — при имеющемся весомом мировоззрении! — можно покорить мир и стать значимым для него. Истинно то, что народ только тогда свободен и подлинно велик, когда считает, что только он — и именно он! — способен и должен спасти человечество в целом или родить такого Человека, а с ним Школу Мыслителей, которые направят к этому.

Обида на потерю независимости привела к тому, что каждый мариец считает виновным другого марийца в этой ущербности, отсюда недоверие другу к другу, нежелание признавать соседа за лидера, отсюда высочайшая ранимость, обидчивость и все прочее, которые следует отбросить и которые можно отбросить лишь в случае, когда народ начнет продвигать свою культуру и идеи в мировом пространстве и будет им замечен. Все для этого заложено и готово. Экспансия привела народ к ощущению своей ненужности, но и это ошибочное понимание реальности, ибо всякая зависимость рождает, как это ни парадоксально, свободных и рвущихся к свободе, и именно деспотизм рождает истинных Художников, к тому же всякая зависимость позволяет высоко оценить лучшие качества культуры того народа, который вроде как тебя захватил, и взять их в себя. Здесь надо знать и то, что нет несчастней народа — именно народа! — который покорил другой народ, отсюда и стремление именно русского народа помогать строительством театров, библиотек, спорткомплексов и прочего, чтобы как бы загладить свою вину. Но это касается народа в целом, причем у народа русского нет вины перед марийским, поскольку царствующие правители России более всех из других народов держали в рабстве именно собственный народ. И получается, исторически мариец был даже более свободен, чем русский. Поэтому совершенно нет смысла таить здесь какую-то злобу. Наоборот, на данном этапе надо всячески поддерживать русский народ и в целом Россию, ратовать за сильную Россию, ибо никто из людей не может быть счастлив и гармоничен тогда, когда он живет в разрушающейся стране, а не является частицей могучей державы, влияющей на деятельность всего Мира.

Итак, каждый мариец исходя из своей сути, исторически в ней заложенной, может и должен стать Творцом, претендуя на мировое свое значение. Развивайте Веру Отцов и культуру отцов всех других народов, и станете отцами всех и подлинными братьями всего сущего. Все только за вами!

Александр ЗЕНКИН