Бадзым крезь является жреческим инструментом. Исполнял на ней крезьчи, участвовавший в родовых молениях, обряде «Гырыны потон», ритуале выбора жрецов (васясь), хранителя Великого Святилища, тысяцкого (торо), а также других служителей языческих культов. В родовом святилище под аккомпанемент быдзым крезя исполняли молитвенные напевы. Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы: 1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя. 2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форм полукруга. 3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца. Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов.
Традиционным материалом для изготовления инструмента служила ель, сосна, осина. Изредка переменялась для изготовления отдельных частей дуб, вяз и пихта. Существует интересная легенда, что инструменты нужно делать из сосны или ели, пораженных молнией. Этот факт можно, объяснить тем, что пораженное молнией дерево высыхает в своей естественной среде, сохраняя свои акустические свойства. Согласно другой легенде, Великий Инмар, прогневавшись на людей, спрятал инструмент в глухом лесу, в дупле старой липы.
Наряду с быдзым крезь функционировал бытовой крезь, непременный участник календарных и свадебных обрядов, сопровождая песни, хороводы и танцы. Инструмент имел сходную конструкцию, но различался тем, что был поменьше. Быдзым крезь хранился в куале, а бытовой крезь в избе, чтобы был всегда под рукой. Играли на инструменте сидя, держа на коленях в наклонном состоянии. При помощи шнура исполнитель вешал инструмент на шею или на плечо.