Археологи находят в Ненецком округе богатейшие артефакты живших здесь в древности финно-угров

В Ненецком автономном округе РФ проводятся летние экспедиционные работы ученых, сообщает «ФедералПресс» со ссылкой на пресс-службу администрации региона.

Этнографическая экспедиция Ненецкого краеведческого музея отправилась на полуостров Канин. Две недели сотрудники собирали фотографии, документы и предметы музейного значения, которые рассказывают об истории старинной северной деревни Кия.

В Канинской тундре ученые во главе с археологом из Сыктывкара, кандидатом исторических наук Александром Мурыгиным изучают долину реки Ома. Параллельно палеонтологами ведется изучение реки Волонга, там идет поиск останков древних рыб и растений. В работах также участвуют специалисты из Сыктывкара.

Директор краеведческого музея Иван Хозяинов рассказал: «В предыдущие годы благодаря экспедициям в фондах музея появились экспонаты периода каменного века и раннего железного века. В 2008 году была сделана уникальная находка – Кайнвожский клад, в котором нашли 22 культовые бронзовые плакетки так называемого печорского звериного стиля. На них изображены зооантропоморфные изображения лося, волка, головы рыбы, человека на ящерице. Эти находки датируются IV–VIII веками нашей эры. В этническом отношении они связаны с финно-угорским населением. В 2012 году на реке Коротаиха на одной из остановок была найдена серебряная чаша периода раннего средневековья. Мы были поражены сохранностью сосуда».

В первом тысячелетии нашей эры территорию НАО и северо-восточной части Коми республики (бассейн реки Печора) населял народ, который пришедшие сюда позже ненцы назвали сииртя или сихиртя. В древнерусских летописях он, вероятно, указан как печера, соседями его были Пермь (древние коми), Югра (древние манси и ханты) и Самоядь (самодийские народы - ненцы и др.). Ненцы считали, что сихиртя пришли в тундру из-за моря. В ненецком фольклоре они описываются как коренастые и крепкие люди очень низкого роста, у них были белые глаза, а говорили они слегка заикаясь. Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землей остаются «железки», их дома-сопки представлялись прикрепленными к вечной мерзлоте железными веревками.

Однажды сихиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своем подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора» — «земляных оленей»).

Встречи с сихиртя одним приносили горе, другим — счастье. В фольклоре описывались случаи женитьбы ненцев на женщинах сихиртя. В то же время, сихиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его. Были зафиксированы и упоминания и о военных столкновениях ненцев с сихиртя.

Археологи из Архангельска под руководством видного ученого Олега Овсянникова ранее раскопали расположенное в 90 километрах от Нарьяна-Мара вниз по течению реки Печора Ортинское городище, которое в VI-X веках населяли представители сихиртя/печеры. Городище представляло собой прямоугольную деревянную крепость с земляным валом и рвом. Стены были сооружены из вертикально поставленных бревен. Есть предположения, что Ортинское городище было племенным центром сихиртя. При раскопках Ортинского городища были найдены многочисленные артефакты, в том числе: около 1500 предметов из черного и цветного металла, костяные наконечники стрел, культовые предметы с изображением животных, исполненные в так называемом «пермском зверином стиле», в частности, литые бронзовые изображения пантеры и медвежьей головы.

О.Овсянников обнаружил также, что в районе воздвигнутой в 1499-1500 годах в ходе похода русско-коми ратей на Север крепости Пустозерск не позднее X века существовало укрепление, имевшее рвы и валы и деревянные стены из вертикально поставленных бревен. Рядом с этой древней крепостью печеры в VI-XIII веках располагалось святилище.

В XX веке на территории Коми в одной из пещер на Тиманском кряже вблизи реки Эшмес были найдены деревянные идолы - святилище печеры функционировало здесь в X-XI веках н.э. По мнению А.Мурыгина, исследование комплекса культовых находок печеры, найденных при раскопках Эшмесской пещеры на Среднем Тимане в Коми, показало, что это святилище X-XI вв. не могло принадлежать древним коми. Особенности граффити на серебре, обнаруженные в пещере деревянные антропоморфные идолы роднят Печеру с миром народов севера Евразии - ненцев, нганасан, энцев, селькупов, ханты, приенисейских эвенков.

Ученые выдвигали разные гипотезы по поводу этнической принадлежности сихиртя/печеры. Ряд исследователей усматривали в этом народе самодийцев (А.Х. Лерберг, Б.О.Долгих), карел (М.А. Кастрен), население палеоазиатского происхождения (Л.П. Лашук), считали этот загадочный северный народ остатками пралопарей, первоначально формировавшихся в Западной Сибири (В.Н. Чернецов), или полагали, что носители этнонима печера являлись коми-зырянским племенем (Н.П. Барсов, С.В. Бахрушин, А.А. Зимин, Е.К. Огородников). В.И. Канивец склонялся к той точке зрения, что печера была близка пермским племенам, что способствовало слиянию их в единый народ коми.