Федеральная национально-культурная автономия марийцев России: год спустя

Инфоцентр FINUGOR представляет вниманию читателей статью исполнительного директора московского землячества Марий Эл Юрия Ерофеева.

***

1 декабря 2016 года исполнится ровно год, как состоялась официальная регистрация федеральной национально-культурной автономии марийцев Российской Федерации,  инициированная её учредителями, представляющими две региональные организации в лице НКА Удмуртии и Ленинградской области при  одновременном наличии также РНКА в Башкортостане и Татарстане с активным участием чиновников из Минкультуры РМЭ, функционеров «Мер канаш» и непосредственно депутата Госдумы VI созыва Л.Н. Яковлевой.

      Фото журнала Араслан

Но сегодня каждому из нас любопытно знать, а что же в результате этого получилось? Причем, хотелось бы услышать мнение как самих руководителей ФНКА, так и её рядовых членов. Например, что же она привнесла нового, отличительного, чего нет скажем и в помине у простых, обыкновенных этнокультурных организаций? Таких, как «Мер канаш», «Мари Ушем» или псевдоэлитарный «Марийский национальный конгресс»?

    Ради справедливости обязан заметить значительную работу, проделанную по созданию местных национально-культурных автономий учредителями в Кировской области (3), Нижегородской области (4), в Татарстане (4), Удмуртии (4), а также в Ханты-Мансийском (1) и Ямало-Ненецком (1) автономных округах. И в особенности накануне самой регистрации. Именно тогда появились МНКА марийцев в Новочебоксарске (Чувашия), г. Набережных Челнах (Татарстан), г. Нягани (ХМАО) и г. Салехарде (ЯНАО).  И эта тенденция количественного роста продолжилась в первой половине 2016г., примером чего являются МНКА марийцев в Бирском районе Башкортостана, а также в г. Можге Удмуртии.

       Но, к сожалению, статистикой Минюста РФ на сегодняшний день абсолютно не зафиксировано присутствие в Госреестре юридических лиц РНКА и МНКА марийцев Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Видимо, у регистраторов имеются к ним веские претензии, что должно стать предметом повышенного внимания и разбирательства со стороны руководства ФНКА. А лично меня интересуют и другие вопросы. Например, сколько проведено руководящими (рабочими) органами федеральной автономии заседаний? Что на них рассматривалось и какие  решения принимались? Какова их результативность?

     Юридическим адресом в Уставе ФНКА указано постпредство РМЭ, расположенное по улице Большая Якиманка, дом 50 (г. Москва), которое по мнению прокурорских работников, надзирающих за деятельностью общественных организаций, нельзя использовать в этом качестве по причине его принадлежности к исполнительной власти Республики, ибо национально-культурные автономии создаются на принципах экстерриториальности и независимости от титульных республик. То есть, данное помещение (как у дипломатов) как бы является частью территории Марий Эл. Вполне возможно, что у ФНКА марийцев имеется фактический адрес, скажем, по месту другой работы Л.Н Яковлевой в качестве руководителя общественной организации «Воспитатели России» (параллельно с депутатством), избранной еще 2012 году, где беспроблемно можно собираться и проводить различные мероприятия. Речь идет о Банном переулке в г. Москве, дом № 3 (телефон – 8 495 692 50 60).

       Интересно также знать, а какова дальнейшая судьба исполнительного директора ФНКА А. Горбуновой – бывшей помощницы Ларисы Николаевны по Госдуме, которая до сих пор согласно данных ЕГРЮЛ является главным, официальным, должностным лицом, располагая правом без всякой доверенности представлять интересы марийских «федералистов-автономистов», но будучи этнически никак несвязанной с марийской нацией? К стати, Горбунова одновременно являлась, а может быть и до сих пор является председателем ревизионной комиссии  ОО «Воспитатели России».

      Проблемы функционирования национально-культурных автономий в стране в рамках реализации профильного закона с некоторых пор стали предметом и моего личного исследовательского интереса. В июне 2016г. в научных трудах исторического факультета МГУ им. Ломоносова вышел мой объемный материал на эту тему в виде интервью. В ближайшее время в журнале «Вестник Российской нации (включен в список ВАК России) в соавторстве с В.А. Михайловым – профессором, зав. Кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ выйдет совместная теоретическая статья, где найдут отражение наши предложения, связанные  с подготовкой новой редакции ФЗ «О национально-культурной автономии»

      Кроме того, я только что завершил историко-этнографический проект «Национально-культурные автономии Российской Федерации (1996-2016 г.г.)» ,  где содержится более 80 статей обо всех этнических общностях, представителями (гражданами) которых созданы общественные структуры подобного типа с отбивкой их исторического происхождения и демографических показателей присутствия в составе народонаселения современной России. В перспективе текстовый материал будет дополнен иллюстративным рядом (фото, документы, диаграммы и т.д.), а, возможно даже видеофильмами, видеоклипами (в случае электронной версии) по каждому этносу, включенному в проект. Этот своего рода атлас призван стать научно - методическим пособием для ученых, аспирантов, студентов ВУЗ-ов, а также для госслужащих, работающих в данной сфере, и, естественно, для функционеров – общественников. В нём, естественно, есть статья о марийских МНКА-ФНКА с указанием их географического расселения. А начинается весь этот перечень с мало кому известной общности абазинов и далее следуют другие этносы, расположенные в алфавитном порядке, среди которых имеются, например, нивхи - древний, коренной народ Сахалина, прозванный русским населением как гиляки. Появление их в списке учредителей НКА  оказалось не простым делом. Долгие годы  в ведомственном реестре Минюста фигурировала местная национально-культурная автономия под названием «Ноглики».  В ходе проведенного уточнения оказалось, что это всего лишь наименование районного центра. Пришлось подключать аппарат сахалинского сенатора в Совете Федерации, с помощью которого удалось установить этническую принадлежность данной МНКА, призванной решать непростые задачи по сохранению языка, культуры, традиций российских граждан – нивхов с численностью в 4652 человека (перепись 2010г.).

     В порядке информации также не могу не сказать и про то, что на прошедшем 31.10.2016г в г. Астрахани заседании Совета по межнациональным отношениям с участием В.В. Путина основной докладчик – В.Ю. Зорин, зам. директора института этнологии и антропологии Российской Академии наук, использовал мои новые наработки, характеризующие нынешнюю ситуацию в сфере деятельности национально - культурных автономий.

    И в этой связи могу сказать, что я готов оказывать консультативную помощь марийским НКА в надежде на то, что их голос не затеряется в кругах многонационального российского социума. Конечно, если этого они захотят и не испугаются контактов со мной А пока вынужден сообщить, что фамилии Яковлевой Л.Н. не оказалось среди членов президентского Совета, куда вошли представители 15 ФНКА, за исключением армян, грузинов, ногайцев и марийцев. Их места заняли руководители Общероссийских организаций, в частности А. Абрамян – президент «Союза армян России», А. Паскачев – председатель «Российского конгресса народов Кавказа» и хорошо нам известный П.Н. Тултаев, возглавляющий «Ассоциацию финноугорских народов Российской Федерации» , который сменил свой статус с мэра г. Саранска на должность Главы администрации столицы Мордовии. Станет ли когда – либо представитель ФНКА марийцев России полноправным членом общественного Совета при Президенте Российской Федерации? На этот риторический вопрос трудно ответить, хотя в нем незаслуженно, на мой взгляд, занимают места так называемые лидеры ФНКА ассирийцев, цыган, поляков, курдов, в основании которых имеются всего лишь одна – две региональные организации и несколько местных. Эти объединения давно прекратили своё общественное развитие и держатся на «плаву» лишь потому, что никто по – серьезному не интересуется их деятельностью на предмет соответствия  федеральному закону «О национально – культурной автономии».  Но для того, чтобы ФНКА марийцев безоговорочно  признали на федеральном уровне, нужна серьезная работа. Эту репутацию нужно заслужить. А пока она угасает, «так и не войдя во цвет».

       И началось это ещё со стадии учредительного, регистрационного процесса, прошедшего под протекцией и при серьезных нарушениях закона, минуя даже ведущие отделы Департамента по работе с некоммерческими организациями Министерства юстиции РФ. Как мне известно, по министерским нормативам через год марийская ФНКА будет подвергнута комплексной проверке, в ходе которой, соответственно, всплывут все имеющееся прегрешения.  А поэтому, пока не поздно, следует провести все хозяйство а порядок.

       Кто это может сделать? Возможно, Анатолий Ильич Радыгин, на которого я продолжаю надеяться несмотря на былые «критические стрелы» в его адрес. И то, что он сегодня не проявляет активности в публичных дискуссиях в интернете от своего имени, думаю, что это связано с серьезным у него разочарованием, возникшем в силу отсутствия весомых результатов в активе ФНКА и крушением надежд под воздействием кризисного состояния марийского национального движения, продолженного в послесъездовский период.

     Короче, если мы не хотим потерять ФНКА, как это случилось в 2008г. с «Мер канаш», то следует трезво оценить ситуацию внутри неё, в том числе через призму роли экс-депутата Госдумы Яковлевой. При этом раз и навсегда следует «зарубить себе на носу», что федеральная национально – культурная автономия по свой общественной природе не может обладать всеобщей объединительной функцией в рамках всего марийского народа, ибо членами её являются только те, кто живет за пределами Марий Эл. А это значит, что она не имеет законного права говорить за весь марийский этнос и тем более, представлять его интересы, как единственно существующая организация. Пора покончить с подобными мифами (!!!).

     Есть и второй серьезный недостаток, коих вообще –то немало, и который заключается в том, что национально – культурная автономия предполагает мононациональность, что исключает в определенной степени участие большого количества тех, кто  родился от смешанных браков и не определился в своей этничности в условиях отсутствия паспортной графы. Эти ограничения не свойственны, например, земляческим и другим национальным объединениям, которые могут комплектоваться людьми иной крови, пожелавшими узнать и по – возможности освоить язык, культуру и традиции  конкретно взятого народа, граждане которого  создали ту или иную организацию.

      Я неоднократно слышал мнение отдельных республиканских чиновников из Марий Эл по части ответной реакции на эйфорию вокруг созданной ФНКА. И должен сказать, что в их речах явно преобладало желание побыстрее «сбагрить» её, пустив в «свободное плавание» в поисках пристанища и надежных источников финансирования, чтобы снять с Республики долю этой нагрузки и ответственности, Чем закончится данное путешествие с учетом невыразительных для «единороссов» итогов в сентябрьской 2016 г. избирательной кампании? Вполне возможно, что в бюджете РМЭ на 2017 год заметно сократятся расходы на национальную политику. Может быть, в меньшей степени к ФНКА, а больше к «Мер канаш» и «Марийскому национальному конгрессу» Л. И . Маркелов вправе предъявить серьезные претензии, особенно в сравнении с успехами «Марий Ушема» показавшего себя реальной электоральной силой, пусть даже с учетом  объявившейся в своих рядах группки «коллаборационистов» под воздействием Яковлевой, которая, начиная с 2007 года, стала системным промаркеловским апологетом. Правда, некоторые из них пытаются всячески открещиваться от маркеловского влияния. На днях одного из них – В.К. Иванова президиум МАОО «Марийский мир-21 век» освободил от должности вице - президента, рассмотрев в его действиях откровенное раскольничество.

     Теперь они, увлеченные политической демагогией, пытаются все неудачи марийского национального движения взвалить на плечи одной РОО «Марий Ушем». Не случайно в интернете появились статейки, призывающие «Марий Ушем» возглавить политическую борьбу за кресло будущего Главы республики, что неминуемо может привести к ликвидации старейшей организации в конце её 100 – летия по причине нарушения ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно данному закону ныне «Марий Ушем» имеет право лишь участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном федеральным законодательством, которое гласит, что это должно быть прописано в Уставе общественной организации (редакция ФЗ от 12.03.2002г. № 26-ФЗ). Кроме того, общественной организации разрешено предлагать свои кандидатуры для включения в общий список кандидатов, вдвигаемых избирательным объединением во главе той или иной политической партии, имеющей свои подразделения, скажем, на территории Марий Эл. Таким образом, в центре политической борьбы за интересы марийцев должны быть региональные отделения политических партий, а не «Марий Ушем» (!). 

    Так что подобного рода наскоки на РОО «Марий Ушем» - это по крайней мере несерьезно  и нечестно, а тем более, имеющие политические последствия. Да, в печальные 90 –е годы в стране допускалась  регистрация отдельно взятых общественно – политических организаций. Но сейчас этого нет. И если даже рассматривать законность участия части «марийушемовцев» и их сторонников на стороне местных коммунистов в предвыборный агитационный период, то и здесь лучше подходить с позиций возможного использования данного опыта в практике других политических партий, имеющих свои подразделения в Марий Эл, поскольку законом  не допускается создание их на принципах национальной принадлежности будущих партийцев.

     Само же делегирование Л.Н. Яковлевой как активного члена «Единой России» в поисках счастья в одномандатном округе, я склонен рассматривать как тактическую уловку с целью нейтрализации симпатий марийских избирателей в пользу КПРФ. Т что у Яковлевой не все получилось, так это не только её вина.  И Ларисе Николаевне не стоит позиционировать себя гонимой жертвой Маркелова, а наоборот гордиться оказанным доверием. В противном случае не ближайшие сроки её политическая карьера может оказаться в тупике.

     Правда, есть шанс заслужить свой авторитет, если она осмелится возглавить реформирование застоявшегося болота в лице регионального представительства партии власти. Как например, это сделал Александров Г.П. – управляющий трестом «Маригражданстрой», один из учредителей в РМЭ регионального отделения «Единой России» открыто выступив против маркеловского коррумпированного беспредела. Но хватит ли у Яковлевой духа на это? Или она как госпожа Х. Клинтон, будет после поражения продолжать через своих преданных единомышленников «мутить воду» вокруг ненавистного ей «Марий Ушема»?

      Имеется и другая возможность для её самосохранения, скажем, возглавить координационный (консультативный) межпартийный процесс, предварительно разобравшись в вопросах: а сколько марийцев состоит в рядах действующих в республике политических партий? Какую роль они играют в интересах марийского народа? Почему марийцев так мало среди депутатов Госсобрания? В итоге, может быть, её удастся определиться с единой кандидатурой на пост будущего Главы Республики из числа достойных марийцев. А что касается первой годовщины со дня образования марийской ФНКА, то я бы пожелал ей членам всяческих успехов но особенно не полагаясь на помощь со стороны Марий Эл. Далее идеально было бы, если руководству ФНКА удалось бы заключить договоры (соглашения) с властями Кировской, Нижегородской, Ленинградской областей, а также Башкортостана, Удмуртии, Татарстана, ХМАО, ЯНАО на предмет получения финансовой, организационной поддержки в разработке и реализации целевых программ и проектов для сохранения и развития марийской культуры, а также активного использования родного языка в образовательном процессе.

       А вот по части анонимных статей появившихся на «мariuver»,нельзя не заметить, с какой иллюзорной легкостью автор или группа авторов рассуждают на заданную тему.  Ими могут быть: либо дилетанты (профаны) в сфере общественной деятельности, неучитывающие в каких сложных условиях приходится работать, скажем «мариушемовцам» без собственного постоянного угла и наличия надежных источников финансирования; либо это провокаторы (умники), пытающиеся спровоцировать фальстарт с целью  зараннего выявления планов общественных объединений на предстоящие выборы Главы РМЭ для возможного перехвата модераторских функций. Когда – то я даже писал, что рано или поздно промаркеловские люди, включая журналистов, придут на данный сайт в противовес публикациям антимаркеловского характера. Сегодня, когда всем стал ясен информационный проигрыш, причем по всем статьям, существующего в Марий Эл режима, созданного с участием партии власти, мы вполне можем допустить стремление этих людей взять инициативу в свои руки и выступить под флагом благодетеля марийского народа и перегрузки национального движения. К этому мы должны быть готовы, ибо время идилистического подхода в оценке окружающей действительности, характерное 90-ым годам ХХ века, прошло. Лик народившегося капитализма и местной буржуазии наглядно представляется во всех своих ипостасях, где немалая роль принадлежит и тем, кто из числа марийцев подрядился преданно служить хозяевам жизни.

       В данной связи считаю необходимым, прежде всего, выяснить подлинное авторство статей, без чего невозможно доверие к ним. И совершенно прав один из читателей сайта, обратившийся к его администратору с осуждением подобных публикаций, видя в них уничижительное отношение к марийцам.

    Нельзя игнорировать и попытки активизации отдельных «молодых мари» на данном сайте. Главное пожелание к ним – действуйте, но без излишней фронды и пижонства, сохранив энергию служения народу как можно надолго и уважая опыт, заветы предшествующих поколений!

    Пользуясь возможностью обратиться к участникам общего годового собрания РОО «Марий Ушем», я вместе с М.А. Долговым – президентом МАОО «Марийский мир-21 век» хотели бы видеть данную организацию и дальше в авангарде всемарийского национального движения, способную к саморазвитию и самосохранению в условиях жесткого прессинга со стороны недругов и несмотря на происки временных попутчиков изнутри. Ваш коллективный подвиг  и праведный труд во имя Марийского народа войдет в историю родного края. Желаем вам крепкого духа и дальнейшей активности, как непременных  условий для новых достижений и достойной встречи юбилейной, эпохальной даты!

 

 

Народы: 
Автор материала: