Конференция в Таллинне: вызов города принят

20 октября в рамках празднования Дней родственных народов в столице Эстонии – Таллинне состоялась конференция «Городское пространство – опасность и вызов идентитету», где участники трех панельных дискуссий делились опытом, как сохранить чувство своей национальной принадлежности в условиях иноязычной городской среды.

Конференция была организована в необычном месте – творческая атмосфера арт-квартала Теллескиви, созданного на месте бывшего электротехнического завода, уже располагала к поиску нетрадиционных креативных решений. И выступления участников не обманули ожиданий аудитории – в каждом из докладов можно было почерпнуть немало интересных и продуктивных идей как оставаться представителем своего народа вопреки «плавильному котлу» городской культуры. Более того – как использовать насыщенное коммуникативное пространство города в целях сохранения национальной идентичности.

В первой панельной дискуссии, посвященной теме городских общественных этнических организаций,  выступили: Леа Крейнин с исследованием о деятельности Общества эстонской культуры в Торонто (Канада), Яаника Яанитс с выступлением на тему «Молодежное движение коми «Ми» в Сыктывкаре», Елена Минилбаева с докладом об опыте работы марийского землячества в Москве и Тейво Пяйве, рассказавший об общественной организации саамов в Хельсинки (Финляндия). 

К примеру, эстонцы в Канаде (25 тыс. человек) одним из мест интенсивного общения на родном языке называют большие летние мероприятия, а также церковь – здесь на богослужения приходят семьями. О большом влиянии на сохранение родного языка и традиций семейных мероприятий, где участвуют и дети, и взрослые, рассказал и саам Тейво Пяйве. В Хельсинки проживает около 1700 саамов, которые благодаря этнической организации имеют возможность активно участвовать в культурном и политическом процессе и влиять на принятие решений по поводу развития саамских территорий.

Участниками второй панельной дискуссии стали представители различных финно-угорских сообществ Таллинна. Педагог Эвелин Лейма подчеркнула важность школьного преподавания родного языка на примере регионального языка сето, Теа Нопри выступила с докладом о деятельности Общества культуры выру, которых в Эстонии насчитывается около 70 тысяч, Элви Кирсипуу ознакомила собравшихся с опытом деятельности общественной организации носителей регионального языка мульк, а Наталья Ермакова выступила с сообщением о работе мордовского культурного общества, объединяющего мокшу и эрзя.

По словам сетосской активистки Эвелин Лейма, очень важно воспитывать прежде всего в себе чувство национального достоинства – самому уважать свой язык и свою родную культуру, осознавать личную ответственность за тысячелетнюю историю своего народа. Например, для выру это национальное достоинство выражается,  в первую очередь, в том, что дома, в семье, выру говорят только на родном языке и это всячески поощряется обществом. Привлекаются все способы выражения национальной идентичности: концерты, городские праздники, акции, флешмобы, выпуск разнообразных СМИ. К примеру, носители языка мульк выпускают красочный альманах, где печатаются как художественные произведения, так и программные статьи.     

Как сказала модератор третьей панельной дискуссии Кярт Сумматавет: «Общность финно-угорских народов не определяется исключительно через язык. Эта общность резонирует и в окружающем нас визуальном пространстве, предметах, одежде, красках, а также умении создавать все это, и что можно передавать по наследству, так же, как язык и традиции». Участниками третьей дискуссии стали этно-дизайнеры, которые на примере своих работ показали творческое воплощение традиционных идей в современной моде.

О неслучайности каждого элемента в национальной одежде рассказала удмуртский мастер Татьяна Москвина. Участники с удовольствием наблюдали, как благодаря ее наряду юная эстонка мастерски перевоплощается в удмуртскую девушку. Марийский дизайнер Наталья Лилль продемонстрировала, как элементы старинных марийских костюмов придают современной деловой и праздничной одежде неуловимое, но отчетливое национальное звучание.

То есть сегодняшней национальной одежде вовсе не обязательно быть архаичной – напротив, молодые этно-дизайнеры в полной мере используют всю палитру современных материалов, таких, например, как мембранная ткань, позволяющая шить зимние куртки не толще рубашки. В коллекциях сейчас встречаются и такие новинки, как ткань «с памятью» или ткань, меняющая цвет при нагревании. Новые технологии открывают больше возможностей для реализации дерзких идей, позволяют создавать национальную одежду на пике моды.

И этот вывод, наверное, можно отнести и к итогу всей конференции – мы стоим на пороге формирования новой городской финно-угорской культуры и городское пространство, пронизанное современными веяниями и открытиями, может предоставить неизмеримо больше инструментов для сохранения идентитета – нужно смелее пользоваться ими!

Фото Тыну Сейленталя

Регион: 
Автор материала: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ