Священный праздник удмуртов «Быдӟым нунал» вобрал в себя как элементы православной культуры, так и языческой. И, смешав в себе все, превратился в нечто особенное. О некоторых особенных отрядах нации в эти дни рассказали на «Пасхальном напеве» в Доме народного творчества, где состоялся показ документального фильма и мастер-класс по писанкам. Об этом пишет ИА «Удмуртия».
«Для удмуртов этот праздник — не совсем Пасха. «Быдӟым нунал». В переводе означает «великий день», день в который все пробуждается», - говорит Надежда Глухова, фольклорист.
Празднование Пасхи начинается у удмуртов еще с четверга (неслучайно его название «пичи арня» — маленькое воскресенье).С вечера или утром моются в бане, веря, что обеспечат себе этим здоровье на целый год.
Ночь на Великий четверг считалась благоприятной для гаданий о будущей судьбе и совершения магических действий с целью обеспечения хозяйственного благополучия. До восхода солнца выходят в хлев и окликают скот, чтобы он размножался, с этой же целью скармливают ему веники. Овец обсыпали муравьями, чтобы ягнят было так же много.
Ночь четверга называется ночью выхода мертвых. Поэтому все обряды строятся на изгнании злых духов (шайтанов). Пугают их резкими звуками, выстрелами, криками в печную трубу. Особую роль во всех ритуалах играет можжевельник — растение, способное чувствовать все плохое. В конце дня веточки, участвующие в обрядах, расставляют по всему дому. Одна из интересных традиций удмуртов — сжигать можжевеловые веточки, а дым пускать себе под одежду. Таким образом, защищая себя от злых чар. Этот день также являлся началом нового земледельческого года.
Хозяйка выходила в огород и кричала: «в огороде ни соринки нет», разжигала небольшой костерок из соломы и прошлогодней травы и произносила пожелания, чтобы не заводились в огороде и на поле жуки и черви и другие вредители сельскохозяйственных растений.
«Пасха — это один из немногих праздников, который до сих пор сохранился у удмуртов, практически не изменившись. Часто сцены для наших фильмов бывают постановочными. <…> Однако именно пасхальные традиции все еще сильны», - рассказывает Вероника Федорова, автор фильмов об удмуртских традициях
Главные приготовления к празднику проходят в субботу — все красят яйца, готовят табани. Утро следующего дня нужно начинать с уже готовым столом. На белую скатерть клали специально испеченный в этот день каравай хлеба, ставили солонку с солью, миску крашеных яиц, кумышку, табани.
В день Пасхи запрещалось что-либо делать, поэтому все дела старались закончить к этому дню: всю ночь шили, штопали.
Собравшись дружной компанией, удмурты отправляются на горку катать яйца. Этот обряд символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня. Однако вряд ли именно такой смысл вкладывается в эту игру. Это превратилось в забаву, когда все вокруг веселятся, водят хороводы, поют песни.
«С течением времени многие обряды потеряли свою суть. Иногда удмурты просто копируют то, что делали их предки, видоизменяя ритуалы», - рассказывает Надежда Глухова, фольклорист.
Вечером, когда вся семья собирается дома, наступает время для «Быдӟым нунал гур» — «пасхального напева». У каждого рода он — особенный и передается через поколения. С помощью него удмурты высказывают все, что у них на душе. Такие песни помогают рассказать о своей любви к родственникам и поделиться тревогами.