Потаённая Финноугрия. Шӱвыр

Про марийские гусли — кӱсле и хорошо сохранившуюся традицию игры на них, гремит слава по всей Волге. А про марийскую волынку — шӱвыр слышали за пределами республики Марий Эл не многие. Инфоцент FINUGOR решил восполнить этот пробел и рассказать своим читателям об этом уникальном финно-угорском инструменте.


Марийский художник Иван Богомолов, внук известного волынщика Мартина Петровича Макматова из деревни Нольыкмарий Сернурского района

- Юмын семӱзгарже — шӱвыр

Повышение в последние годы национального самосознания мари выражается не только в увеличении социальной активности, но и в росте интереса к истории своего народа, поддержке и успешном возрождении важнейших элементов традиционной культуры. Такая активность создает благоприятные условия для развития музыкальных традиций, использующих национальные музыкальные инструменты, в частности традиции волыночной музыки.


Марийские музыканты конца 19 века. Архив Центра народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл

Шӱвыр — реликтовый инструмент, один из самых консервативных и сложных национальных марийских инструментов.

Марийское название волынки произошло от слова «шявырон», что означает «мочевой пузырь» животного. Пузырь является главной частью этого инструмента и обеспечивает его беспрерывное звучание. В этом его основное назначение.

По своим принципиальным конструктивным параметрам шӱвыр восходит к архаичной восточноевропейской волынке раннего средневековья. Аналогичный по конструкции инструмент мы видим на старинных рисунках из летописей.


Волынки архаичного марийского типа в миниатюрах Радзивиловской летописи15 века.

Состоит этот инструмент из бычьего или лошадиного пузыря (диаметр 600-900 мм), в который вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и две игровые, мелодические — из птичьих костей, меди или олова, одинаковой длины (180-300 мм); левая имеет два отверстия (диапазон — терция), правая — четыре (диапазон — секста).


Волынки архаичного марийского типа в миниатюрах Симоно-Хлудовской псалтыри. Новгород 13 век.

Игровые трубки укреплены в деревянном ложе; на них и на ложе надет раструб из коровьего рога. В отверстия трубок, находящиеся внутри пузыря, вставлены расщеплённые тростниковые пищики, действующие как язычки. Для настройки шӱвыра к ним прикрепляют кусочки воска.

Марийский волынщик конца 19 века. Архив Центра народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл

Звукоряд диатонический. Звук резкий, сильный, жужжащий. На шӱвыре исполняют главным образом мелодии обрядовых, трудовых и свадебных песен, а также народных танцев.

В культуре мари шӱвыр всегда выполнял в первую очередь ритуальные функции. Он был непременным и единственным из музыкальных инструментов участником весеннего ритуального обхода поля с заклинанием хороших всходов, доброго урожая, защиты от непогоды.

Центральное место волынке отводилось в общинных и семейных обрядах и праздниках, на свадьбах, похоронах, поминках, ритуальных молениях в рощах.

Понимание ритуальной сущности шӱвыра стало возможным благодаря работе этнографов и архивистов, возвращению в общественную жизнь мари запрещенных коммунистами родовых и всемарийских молений, в проведении которых, наряду с кӱсле, шӱвыр был особо почитаем.

Из старинной этнографии известно, что: карт, марийский жрец, при совершении обрядов надевает особую одежду — длинную белую рубаху с красной вышивкой и высокую из овчины шапку. Вместо шаманского бубна у карта в руках шӱвыр. Считается, что его величавые мелодии способствовали эффекту очищения, катарсиса. Волынка использовалась на церемонии изгнания бесов, а коготь лисицы или рыси, привязанный к волынке для прочистки игровых отверстий, считался обладающим магической силой, способной излечивать болезни.

Современные карты утверждают, что ритуальная музыка, основанная на ритме и имитации звуков животных и природы, есть установление контакта с миром богов и духов.

В более позднее время, к началу 20 века, из обрядовых функций наиболее сохранилась роль шӱвыра как свадебного инструмента. Музыканту, участвующему в свадебных мистериях, необходимо было знать множество веселых свадебных наигрышей.

Ни один инструмент не мог соперничать с волынкой по разнообразию мелодики. Это и звукоподражательные мотивы, изобразительные и многие другие.

- Эшмет патыр да шӱвырзӧ-влак

Деревня Регеж Куженерского района республики всегда считалась неофициальной родиной марийского шӱвыра.

По легенде, в древние времена на месте Регежа жил Эшмет-патыр, ростом как дуб, силой как медведь, умом как сам марийский народ, очень трудолюбивый и талантливый. За эту черту его в народе называли Эшмет-мукш — Эшмет-пчела.

В конце жизни он дал наказ-завещание своим потомкам: «Запомните, только трудолюбие и родина — ваше счастье». Название деревни произошло от слова «регеж». Древние пермские финны называли регежами своих народных певцов-сказителей.

До шестидесятых годов прошлого века в Регеж часто приезжали люди со всей марийской земли, чтобы купить волынку. Почему именно туда? То ли трудолюбие жителей Регежа, то ли их особый природный музыкальный дар, перенятый их предками от старых регежей, то ли все вместе так совпало, но факт остается фактом: в Регеже издавна жили мастера с золотыми руками, делавшие инструменты — настоящие шедевры.

Особенно прославились в народе мастера братья Гороховы. Из них был наиболее известен Егор Михайлович Горохов. К нему мы еще вернемся в ходе нашего рассказа.

- Йывансола гыч шӱвырзӧ

Евгений Анисимович Каменщиков с супругой Верой Алексеевной

Автору этих строк лично довелось пообщаться с носителем музыкальной традиции шӱвыра. Путешествуя прошлым летом с друзьями финно-уграми из Ливонии, мы по рекомендации нашего друга, замечательного марийского художника и активиста Ивана Богомолова, заехали в гости к руководителю ансамбля «Мурсескем» Евгению Анисимовичу Каменщикову.

Евгений Анисимович живет в родовой деревне Йывансола Куженерского района. Выпускник экономического факультета МарГУ, проработал несколько лет бухгалтером в местном колхозе, затем заведовал деревенским детским садом, а оттуда ушел работать руководителем в Дом культуры. Именно тогда, чуть больше 30 лет назад, он создал свой «Мурсескем».

Евгений Анисимович Каменщиков с волынкой работы известного народного мастера Егора Михайловича Горохова

У ансамбля исключительно народный репертуар, только аутентичный марийский фольклор. Деревенские старики еще многое помнят, и Евгений Анисимович находит у них старинные мелодии, танцы, ритуальные наигрыши.

Мы сидим за накрытым заботливыми руками супруги музыканта Веры Алексеевны столом в светелке избы. Евгений Анисимович рассказывает:

«Когда ездим выступать на международные фестивали, европейцы удивляются, говорят, у вас марийцев живой, настоящий фольклор. А у нас в западной Европе фолк давно уже стал стилизацией, реанимацией старины. В наших марийских деревнях еще не потеряны корни».

Шӱвыр у него уникальный, работы известного народного мастера Егора Михайловича Горохова из той самой, упомянутой выше, деревни Регеж. Волынке Евгения Анисимовича около ста лет. Егор Михайлович Горохов и подумать не мог, что его шӱвыр без малого через сто лет объедет пол-Европы и покорит ценителей аутентичного фольклора! С этой волынкой Евгений Анисимович как участник международных волыночных фестивалей побывал во многих странах: в Германии, Бельгии, Эстонии, Чехии. К волынке в Европе издавна большой интерес, и на каждый крупный фестиваль всегда зовут марийский «Мурсескем»!

- У тукым

Мастер и музыкант Сергей Данилов.

На дворе 21 век. Старые мастера почти все ушли в мир предков. Но тайны их дела перенимает поколение их внуков. Один из таких молодых мастеров живет в Йошкар-Оле и его зовут Сергей Данилов.

Родился Сергей в 1977 г. в деревне Кучко-Памаш Моркинского района. Еще в школьные годы увлекался самодеятельностью, был активным членом драматического кружка в Шургуяльской школе. В 1994 г. поступил в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, где получил высшее театральное образование. С 1998 г. он работает актером Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана.

Актер поистине творческий человек. Он активно участвует в концертных программах театра. Музыкальные способности артиста ярко проявились в ансамбле волынщиков, созданном на базе театра. Его игра на волынке значительно расширила концертный репертуар театра. Будучи человеком пытливой натуры, он досконально изучил, как изготавливали шӱвыры старые мастера, и теперь сам занимается их изготовлением. Тем самым Сергей приумножает свой вклад в сохранение и дальнейшее развитие традиций марийского народа.

- Почешмут

Марийские музыканты конца 19 века. Архив Центра народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл

Итак, еще в 19 веке волынка-шӱвыр у марийцев была самым распространенным и любимым музыкальным инструментом. Ее использовали в основном в бытовой жизни: во время праздника, свадьбы или на веселых сборищах молодежи.

В начале 20-го века она стала уступать свое главенствующее положение в жизни звонкозвучной гармонике. К концу 20 века волынка полностью вышла из употребления в Горномарийском и Звениговском районах, и заметно сократилось её использование в других районах Марий Эл. В начале 21 века традиция сохраняется в отдельных деревнях северо-восточных и юго-восточных районов республики.

Современный волынщик с Мариной Мартиновной Макматовой, дочерью известного марийского волынщика из деревни Нольыкмарий Мартина Петровича Макматова

В настоящее время в республике Марий Эл и на соседних этнически марийских землях идет возрождение музыкальной волыночной традиции в среде городской интеллигенции.

 

В статье используются материалы исследований:

1. Эшпай Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. — Йошкар-Ола, 1940.

2. Никифоров П.Н. Марийские народные музыкальные инструменты. — Йошкар-Ола, 1959.

3. Материалы научно-практической конференции «Шувыр». — Йошкар-Ола, 2003.

Фотографии из личного архива автора и архива Центра народного творчества Министерства культуры Республики Марий Эл.

Видео автора.

Регион: 
Народы: 
Автор материала: 
Читайте также:

Комментарии

  1. Guest
    Замечательный инструмент! Кстати, у Каменщикова звук своеобразный - на его волынке-шӱвыре трубки костяные или металлические?
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ