В Госдуму направлено письмо в поддержку законопроекта о добровольном изучении родных языков

Активисты, выступающие в поддержку законопроекта о добровольном изучении родных языков, подготовили открытое письмо депутатам Госдумы и членам российского правительства. Об этом пишет "Idel.Реалии".

Михаил Щеглов, Екатерина Матвеева, Эдуард Носов

Его подписали председатель Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов, председатель Комитета по культуре и языковой политике РОО "Собор русских Башкортостана" Виктор Афанасьев, председатель "Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан" Эдуард Носов, модератор группы "Поборы в школах и детских садах" Екатерина Матвеева, председатель общественного объединения "Родительское сообщество Татарстана — РоСТ" Рая Демидова, зампред "Комитета по защите прав учащихся Башкирии" Галина Лучкина, модератор группы "Комитет русскоязычных родителей Татарии" Борис Бегаев, модератор группы "Национальные языки в национальных республиках добровольно" Екатерина Беляева, модератор группы "Сообщество русскоязычных родителей республики Коми" Галина Вуйко, а также координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского язык И.А.Гнеушева.

Они напомнили, что по итогам круглого стола, посвященного обсуждаемому законопроекту, "присутствовавшие на обсуждении общественники и депутаты из ряда национальных республик (Татарстана, Чувашии, Башкирии, Дагестана, Якутии, Кабардино-Балкарии, Алтая и других российских регионов) не владеют достаточной информацией по теме круглого стола, в связи с чем ими были сделаны неверные, безосновательные и ошибочные выводы".

"В настоящее время эти ошибочные, ложные выводы транслируются во всех соцсетях и в СМИ, что ведет к разрастанию языкового конфликта и разжиганию межнациональной розни", — сказано в письме. Авторы напомнили, что в резолюции круглого стола сказано следующее: "Учитывая, что в соответствии с данным законопроектом родные языки из числа языков народов России и государственные языки республик в составе РФ будут изучаться только за счет учебного времени необязательной (вариативной) части учебных планов и только по желанию родителей учеников, фактически родные языки и государственные языки республик РФ переходят в разряд факультативных предметов, лишаясь государственной поддержки…".

Авторы обращения подчеркнули, что "участники круглого стола не знают структуры учебных планов, не знают, каким образом они формируются, путаются в понятиях "вариативная часть УП" и "факультативная часть УП", уравнивая их, <…> делают ошибочный вывод о том, что родные языки народов РФ будут изучаться в "необязательной" части учебного плана и будут лишены государственной поддержки".

В письме говорится, что "любой учебный план состоит из двух частей — обязательной и формируемой участниками образовательных отношений (вариативной) — и обе части обязательны для изучения во всех школах РФ". Вариативная часть учебного плана, сказано в обращении, — "часть учебного плана, обязательная для изучения, но предметы в этой части должны учитывать реализацию интересов и потребностей участников образовательных отношений".

"Если у ребенка есть желание изучать родной язык в учебное время и в обязательном порядке, его родителям достаточно выбрать предмет "Родной язык" в вариативной части учебного плана. Родители тех учеников, для которых изучение родного языка не является востребованным, выберут другие предметы, исходя из интересов учащегося и возможностей образовательной организации. И у тех, и у других детей данные уроки будут происходить в учебное время, но реализация права на изучение родного языка одной частью детей не приведет к ущемлению права на образование другой части детей", — сказано в письме.

По мнению авторов, "именно такая структура учебного плана позволяет учитывать образовательные потребности всех детей в Российской Федерации (в том числе — этнокультурные), а также дает возможность каждому ребенку изучать востребованные именно им учебные предметы". Авторы напомнили, что "факультативная деятельность образовательных учреждений точно так же финансируется государством", а "наше государство поддерживало, поддерживает и будет поддерживать изучение родных языков в учебных заведениях РФ".

"То есть положение резолюции "… фактически родные языки и государственные языки республик Российской Федерации переходят в разряд факультативных предметов, лишаясь государственной поддержки…" в корне неверно. В связи с неверной трактовкой законов, понятий, незнанием структуры учебных планов и вопросов финансирования бюджетных образовательных учреждений, участниками круглого стола были сделаны неверные выводы, которые сейчас транслируются во всех СМИ, где раздувается тема о якобы переводе изучения национальных языков на факультативную основу. Между тем, подобные "сенсации" не имеют под собой никаких оснований: добровольное изучение родных языков никак не умаляет прав детей на изучение своих родных языков за счет учебного времени и не уменьшает финансирование образовательной организации", — сказано в письме.

По мнению авторов, "законопроект о добровольном изучении родных языков никак не нарушает Конституцию нашей страны, потому что она не обязывает изучать родные языки, а гарантирует право их изучать, причем не только в школах национальных республик, но и в любых школах Российской Федерации".

"Изучать родные языки и государственные языки республик — это наше конституционное право, а не обязанность, и мы просим закрепить этот постулат законодательно, поддержав законопроект No 438863-7", — резюмируют авторы.

Законопроект о добровольном изучении национальных и родных языков планируется рассмотреть в осеннюю сессию Госдумы. До 6 июля комитет нижней палаты российского парламента по образованию и науке принимает отзывы из регионов. В апреле депутаты Госсовета Татарстана уже выступили с критикой законопроекта, сравнив его с "холокостом", "репрессиями при Сталине" и назвав "приговором" для языков. Депутаты направили обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину.

 

Регион: