В Москве прошел вечер финно-угорского кино

В Москве, в Зеркальном зале Венгерского культурного, научного и информационного центра прошел вечер финно-угорского короткометражного кино. Фильмы представляли венгерский кинорежиссер и основатель Фестиваля финно-угорских фильмов (ФУФФ) Эдина Чӱллӧг, эстонский сценарист Анти Наулайнен и этнолог Татьяна Алыбина, недавно вернувшиеся из экспедиции к восточным мари Башкортостана.

О кузнецах, других берегах и практической магии

На вечере были показаны фильм Эдины Чӱллӧг «Человек-бабочка», этнографический фильм Анатолия Добрякова «Сны с того берега» и документальный очерк тележурналиста ВГТРК «Марий Эл» Алёны Ивановой «Кöтремъ» («Кузнец»).

Каждый из этих фильмов стоит отдельного описания. Магия кинематографа позволила, не выходя из зала, увидеть калейдоскоп образов финно-угорского мира, перенестись из марийской кузницы с ее ревом огня и звоном металла через ночь народной мистики в удмуртском поминальном обряде в волшебную страну фэнтези с ее невесомыми порхающими бабочками. Высокое мастерство операторов, художников и режиссеров сделало эти миры осязаемыми, реальными. «Будто в гостях побывали!», - таким было общее мнение после просмотра.

Фильм Алены Ивановой «Кöтремъ» («Кузнец») повествует о талантливом мастере Николае Тимофееве и возрождении кузнечного дела в Марий Эл спустя 450 лет - как известно, после завоевания  Марийского края в целях предотвращения бунтов мари было запрещено заниматься ювелирным и кузнечным ремеслом.

Магический мир поминального обряда удмуртов в фильме «Сны с того берега» показан в рамках документального кино, но сколько в нем образности, поэтичности, какая живая речь! Сквозь призму народного обряда воссоздается целый пласт удмуртской культуры с его культом предков и верой в загробную жизнь.

Фэнтезийный мир, где юный помощник циркового фокусника оказывается волшебником и превращается в бабочку, воплощен в одноименном фильме Эдины Чӱллӧг. Яркие краски цирка, аккомпанемент фантасмагорического оркестра, 3D-технологии сделали фильм зрелищем необычайным, похожим на мимолетное ожившее видение.    

Удивительно, что все эти фильмы созданы молодыми кинематографистами. Продуманные и тщательно подобранные визуальные ряды, качественный звук, завершенность замысла, казалось бы, более свойственные зрелым мастерам, реализованы в фильмах в полной мере. Молодое финно-угорское киноискусство набирает силу и, что особенно интересно, приобщиться к нему может каждый представитель финно-угорских регионов.

Как снять свое кино

Как объявила на вечере Эдина Чӱллӧг, все, у кого есть проект фильма и кто интересуется созданием кино-видеофильмов, а также хотел бы получить новые знания по режиссуре, операторскому и сценарному делу, может обратиться в дирекцию Фестиваля финно-угорских фильмов на сайте www.fuff.ee и послать свою заявку до 28 февраля 2016 года по адресу finnougricfilmfond@gmail.com.

Во время проведения фестиваля с 8 по 11 июня 2016 года в Цийстре (Эстония)  можно не только показать свои творения и посмотреть работы коллег, но и прослушать школы именитых кинематографистов из Венгрии, Эстонии и Финляндии. Планируется и отдельная 10-дневная школа для марийских кинематографистов.

Фестиваль финно-угорского кино прокладывает дорогу на мировые киноплощадки. Лучшие работы будут отобраны для показа на зарубежных кинофестивалях в Риме, Берлине и Торонто, и могут быть востребованы для показа в кинотеатрах. Например, фильм Эдины Чӱллӧг «Человек-бабочка», став участником конкурсной программы фестиваля «Sleepwolkwalkers», теперь демонстрируется в эстонском прокате. Так что перед финно-угорским кино открываются совершенно новые горизонты, и мы в скором времени увидим еще немало захватывающих творений, визуализирующих богатство наших культур. 

Фото автора        

Регион: