Водка Finlandia, повернись события иначе, вполне могла бы называться Valhalla, а сеть заправок ABC вообще получила свое имя случайно. Об этом рассказывает материал Yle.
В тридцатые годы в Финляндии подыскивали подходящее название алкогольному напитку, состоящему из смеси коньяка и спирта. В качестве имени предлагались, например, такие экстравагантные варианты, как «Живительная жидкость» (Eloneste) и «Убийца печали» (Surusurma). В итоге победило название Jaloviina, и теперь этот напиток известен, пожалуй, любому жителю Суоми.
Timo Leppänen: Merkilliset nimet. Фото: Henrietta Hassinen / Yle
А вот водку Finlandia, которая изначально создавалась для американского рынка, как только не планировали назвать: Kippis, Vodkiss, Silver Ice, Valhalla, Ice Breaker и даже предельно лаконично - Alko. Все вышеперечисленные названия, однако, по мнению покупателей, среди которых проводились опросы, звучали либо как лекарства от головной боли, либо как собачий корм или рыбные консервы. В то время как Finlandia рождала ассоциации со стойкими солдатами, сражавшимися в Зимней войне, и Сибелиусом.
Сеть автозаправок ABC получила свое название случайно – на эскизных проектах необходимо было указать хоть какое-то название, которое на финальной стадии проекта должны были изменить на окончательный вариант. Пускай будет ABC, недолго думал руководитель концерна SOK, который и владел заправками. Название долго считали рабочим и неподходящим, до тех пор, пока опросы потребителей не выявили его безусловную популярность. В качестве вариантов также предлагались Smart, S-asema и Kurre.
Не скромный Аксели, а бесстыдница Элиса
Телеоператор Helsingin Puhelin в начале девяностых всерьез взялся за ребрендинг и начал подыскивать новое название. Рассматривались варианты Akseli, Monio ja Nettia. Победила, однако, Elisa, которая, по мнению тогдашнего руководства компании, вызывала ассоциации с интернет-коммуникациями благодаря первой букве е.
В связи с ребрендингом даже разгорелся небольшой скандал, поскольку слоган «Везде, со всеми, всё время, сейчас и всегда» сочли непристойным. В конце концов, компания носила женское имя, а ее рекламировали молодые красивые девушки.
Если маркетологи былых времен вдохновлялись при создании названий калевальскими рунами и прочими национальными сюжетами, то начиная с 90-х годов Финляндия взяла курс на интернационализацию, и бренды начали подстраиваться под весь остальной мир, для которого финский язык был загадочной и труднопроизносимой экзотикой.
Книга Тимо Леппянена "Важные названия" (Merkilliset nimet), рассказывающая об истории самых главных финских брендов, вышла в издательстве Suomalaisen Kirjallisuuden Seura в августе этого года.