Философ Александр Зенкин: "Марийцы и все финно-угры должны самостоять на своей культуре, духовности - против мира потребления"

Инфоцентр FINUGOR представляет второе эссе марийского философа Александра Зенкина, посвященное вопросам существования марийского и других финно-угорских народов, их духовной культуры.

Если народ вымирает, виновата не культура,

а виноваты те, которые занимают места деятелей культуры

О ЧЕЛОВЕКЕ, О МАРИЙСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

Готовя материалы выступления об уникальности марийской культуры для человечества, автор совершенно не планировал предложить их для публикации в Интернете и рассчитывал достаточно камерно поделиться своими мыслями только с марийским землячеством в Москве. Но руководство землячества предложило опубликовать данный материал на сайте финно-угорских народов. То, что данная статья столь заинтересовала читателя и количество посещений перевалило аж за две тысячи, просто поразили автора, в результате чего он решил не только продолжить данную тему, но и развить ее в нескольких важнейших направлениях, которые особенно беспокоят сегодня, а именно: заметное сокращение численности народа, и это касается не только марийского этноса, но и многих других, в том числе и русского. Что может обеспечить остановку данного сокращения? Какова ценность и значимость национального языка, необходимость его не то, что сохранения, но и именно развития для этноса, для того чтобы он не исчезал, и т. д.

Итак, начнем в целом с человечества, с того, что значит спасти человечество и от кого его спасать? Спасти человечество в свете сегодняшнего его развития, когда оно стремительно разрушает среду собственного обитания, то есть, по сути, идет на осознанное самоубийство, значит только одно — изменить суть современного человека, человека-обывателя, человека-потребителя. Как это можно сделать, зная, что в целом внутри каждого человека много и прекрасного, нежного, ранимого, любящего, всеотзывчивого? Это можно только одним путем — изменением его отношения к своей конечности!

Что есть суть всякого человека, если глубинно заглянуть в нее, откуда в ней такие огромные пласты эгоцентризма? В глубинной сути всякого человека есть Сомнение: на самом ли деле он конечен в этом безграничном и бесконечном Мире и может ли быть в нем вообще конечность? Это сомнение гложет каждого человека, и каждый по-своему пытается его разобрать, но решение этого вопроса крайне не просто, ибо оно самораскрывается в личности только при его подлинно правильном творческом развитии как Пути к озарению. Так вот, задача подлинного Мыслителя состоит в том, чтобы своими идеями, творениями попытаться хоть немного сместить это сомнение в людях в сторону осознания бесконечности, безграничной стадиальности жизни; именно это смещение радикально способно преобразить человека и его отношение как к себе, так и к людям вокруг, ко всему Миру. Данное смещение при этом никогда не должно исключать полностью наличие Сомнения, поскольку именно сомнения о своей конечности-бесконечности является высшей формой свободы человека, так как и твердое знание о своей конечности, и абсолютное знание о своей бесконечности делают человека мгновенно не свободным, а значит, глубоко несчастным: абсолютная конечность сводит жизнь каждого к абсурду, а тянуть бесконечность — неимоверная для человека нагрузка!

С точки зрения всего вышесказанного мировоззрение марийского человека ценно тем, что Сомнение в целом в результате сложнейшего исторического развития у него уже смещено в сторону понимания бессмертия, о чем мы уже говорили в предыдущей статье. В результате это уже не столько Сомнение, сколько внутреннее убеждение как суть личности. Во всех своих действиях истинный мариец исходит из нее, и ею корректирует свои планы и намерения, действия. Эта суть — во всем творчестве марийского народа, она хорошо прослеживается и у других угро-финских народов. Так вот, данной Сути надо учить пока не поздно.

Этой Сутью и смещением сомнений в человеке в сторону большей степени чувства бесконечности, бессмертия в XVIII и особенно XIX веке  — в веке рационализма и самомнения ума, — была занята вся русская литературная культура данного периода. Именно это преодоление как внутренний протест особенно заметно в творчестве Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, и даже не столько в творчестве, сколько в характере его преображения по мере роста этих величайших мастеров, Титанов Слова. Гоголь, как известно, начал со сказок на этнографические украинские темы и закончил «Выбранным местами из переписки с друзьями» и незавершенными «Мертвыми душами», в которых хотел показать путь преображения человека. Достоевский начал с «Бедных людей» и закончил Пушкинской речью о Всечеловеке. Толстой, начав с «Севастопольских рассказов», в результате пришел даже к новому переводу евангелиев.

Обо всем этом развитии мною подробно рассказывается в четырехтомном романе «Проклятие гениев», предварительными набросками к которому послужили этюды о выдающихся самоубийцах в истории.

Так почему автору данных книг было столь важно разобрать все это? Почему самоубийство среди марийского народа и вообще угро-финских этносов более частое явление? (иль они этим и призваны показать Миру, что именно все человечество движется к пропасти?..) Почему мариец в прошлом не убивал своего обидчика, а вешался на его воротах? Почему столь безжалостен и сегодня к себе мариец, удмурт, коми, русский? Почему он не способен найти в себе равновесие? Куда пропала гармония у марийцев, несмотря на анимизм? Как это ни странно, она никуда не пропала, просто циничный рационализм второй половины XX века (это особенно началось с поколения, родившегося незадолго до Второй мировой войны) и начала XXI века, массированный натиск лжи о сути и смысле жизни средств массовой информации спровоцировали, создали и продолжают развивать страшный конфликт в человеке, глубинно верующем в бессмертие. Дело в том, что такой человек не способен изменить себя, то есть деградировать, ему проще в такой обстановке убить себя!

Для того чтобы не идти по пути самоуничтожения — а поголовное пьянство среди народов России — все то же самоубийство! — есть только один путь: самостоять на своей внутренней Культуре, и не просто удерживать ее, а именно развивать, преодолевая направленность к разрушению Человека Духа Миром потребления. Этому может способствовать только личное Творчество и изучение подлинного творчества! Для этого, допустим, марийскому народу давно пора готовить Канон Веры для воспитания по нему своих детей и для представления его всему Человечеству. Для этого давно пора возвести в центре столицы Республики Марий Эл памятник Чумбылату — патыру, взламывающему гроб во имя спасения своего народа (как работает замечательно Мать Чувашия у наших соседей!), а возле него священную рощу. Не помешает и создание пантеона выдающихся марийцев, которых у нас пока, к сожалению, единицы (не зря татарский народ вывез прах Николая Фешина к себе, хотя этот художник по сути своей живописи был явно марийского корня!). Очень важно и системное развитие декоративно-прикладного искусства, культуры массовых национальных гуляний-карнавалов и т.д.

Но это только частичные внешние механизмы решения проблемы, на самом деле действиям по укреплению своего истинного знания как устойчивого самосознания надо учить с раннего детства — для этого должна быть подобрана, создана соответствующая литература! — надо учить с пеленок и системно духовности всего сущего, способам убеждения в этом других, способам четкой последовательной, незыблемой аргументации в абсолютной своей правоте в истинности подобного мировоззрения. Дело в том, что знание об этом есть в каждом человеке, европейском, американском, африканском и т.д., но они давно уже находятся под гнетом иного понимания действительности, удобного тем, кто сделал деньги и прибыль, гонку за удовольствиями единственной ценностью жизни, что, конечно, нелепо, а главное явно преступно.

Теперь о национальном языке. Часто принято говорить о том, что надо развивать свой язык, что пока есть свой язык, есть и народ, и для того, чтобы это обеспечить, надо  сделать, допустим, так, чтобы марийский язык — фактически! — хотя бы в марийской республике был первым государственным языком. Все это верно, конечно, но этого мало, слишком мало. Ибо обучение языку и его культуре, культуре своих духовных традиций, материальных искусств имеет подлинную ценность лишь тогда, когда народ в силу благоприятных экономических условий растет и множится в количестве и все более процветает, иначе кого обучать, если не будет самого народа или он находится в таком положении, что его как бы и нет уже. И зачем засылать государством закупленные книги во все библиотеки, если не будет тех, кто их желает посещать, если у них нет времени для этого и они вынуждены уезжать куда-то, чтобы заработать на жизнь!

Кроме того, надо ясно понимать, что ценность языка того или иного этноса определяется не только и не столько тем, сколько людей в мире на нем говорят, но и, прежде всего, тем, что на этом языке написано, насколько труды на данном языке имеют личностно-жизненно важное, а значит, общечеловеческое, мировое и даже вселенское значение. В данном постулате нетрудно убедиться, допустим, зная о существовании мертвых языков, к примеру, все той же латыни, где мы имеем факт того, что народа нет, а язык остается нужным, так почему?.. Формулировки на латыни носят очень четкий, глубинно сосредоточенный, постулятивный характер, позволяющий максимально емко и объективно характеризовать человека, человечество и действительность. В этом плане способности данного языка и сила воздействия просто невероятны. А кому нужен язык болтунов, не желающих в силу собственной униженности и раболепия даже понимать друг друга?..

Марийское мировоззрение, анимизм — и я не боюсь повториться, ибо это крайне важно — может и должен быть источником и основанием планетарного мышления! Вот на что надо направить усилия марийской культуре и литературе. Здесь надо отметить, что марийский письменный язык и марийская литература, его развивающая, с данной точки зрения еще находятся на стадии становления, ибо народ получил письменность чуть более двухсот лет назад. Письменный язык мари молод, но и это вовсе не недостаток, а наоборот, потенциальная возможность смелости, решительной, вдохновенной, вселюбящей всеохватности. Этнографизм в национальной литературе уже пройден, пора приступать к фундаментальному реализму! И ученым-гуманитариям, да и техническим специалистам, марийских ВУЗов следует над этим крепко призадуматься, поскольку прежде всего они готовят основные кадры марийской интеллигенции, готовят, к сожалению, слабо, поэтому есть необходимость на государственном уровне самых талантливых из марийского юношества направлять даже уже и не в столичные ВУЗы — глубина преподавания в них сегодня заметно снизилась! — а в ведущие университеты мира. Самый высший, наиважнейший капитал всякой нации — и данный закон для человечества всегда будет незыблемым — это высокообразованная, подлинно  интеллектуально развитая юность! Юность, жаждущая познавать и развивать истину, а с нею нравственность и справедливость! И значительное развитие именно данного направления является решающим, сегодня даже судьбоносным для каждого из народов России, да и для всего человечества.

Александр ЗЕНКИН - для Инфоцентра FINUGOR

Комментарии

  1. Да, просмотров много. Но и вопросов много появляется. Вот и я задам вопрос, на который ответит уважаемый Александр Зенкин? Скажем так, когда-то все народы были язычниками. И, например, в Европе все перешли в христианство, т.е. все увидели, что христианство – более прогрессивная религия. Некоторые народы благодаря только христианству и выжили. Европу от хаоса и безумия спасла христианская религия. И наша цивилизация-то является детищем христианской религии. Но у одного европейского народа древняя языческая религия дожила до наших дней. Почему? Не потому ли, что марийцы жили в глухих лесах, вдали от дорог, вдали от промышленных центров? Попросту говоря, из-за отсталости марийцев и дошла до наших времен языческая религия марийцев. И как может спасти мир от глобализма и его последствии эта древняя дряхлая религия? Приведу сравнительный пример. Допустим, вот в деревне осталась только лошадь и полусломанная телега, а в городе катаются на шикарных иномарках. Т. к. в городе много машин, пробки и много аварии, то вы всем предлагаете пересесть на телеги, отказавшись от машин(«Марийская религия может стать путем для спасения…») Тогда не будет аварии. Т.е. борьба с глобализмом – это надо пересесть на телеги? Т.е. будущее Земли – лошади и телеги, а не машины, самолеты и ракеты? Но в космос же не полетишь на телеге. Теперь сравним современные финно-угорские народы и мари. Другие финно-угры легко пересаживаются на иномарки, т.к. живут в богатых регионах и они могут себе позволить купить мерседесы и форды. А марийцы настолько плохо живут, что не могут купить не только мерсы, но даже жигули. Вот они и ездят на телегах. Т. е. марийская религия сохранилась из-за отсталости марийцев, а отсталость марийцев – из-за нищеты, пьянства и бескультурья. И тогда, как может быть «путем для спасения человечества» отсталость, нищета, пьянство и бескультурье? Ответите?
  2. По просьбе автора статьи редакция Инфоцентра представляет его ответ на вопросы, заданные комментатором Пурлакид эрге.------------------------------------------------------------------Обычно я не вступаю в частную полемику, в силу того, что знаю: если человек хочет стоять только на своем, не желая слышать другого, то его совершенно невозможно переубедить ни в чем, и это особенно касается заблуждений. Но прозвучала просьба об ответе, а это значит, что следует все-таки его дать, ибо вопрошающий вроде как хочет понять и разобраться в предлагаемых вопросах. Если у него этого желания нет и он жаждет только вызовом проявить себя и свои способности — а в характере вопросов, их узких частностях это чувствуется более, хотя, возможно, я и ошибаюсь — то я б ему тогда посоветовал выступить со своим развернутым размышлением на данную тему. Будем надеяться, что там окажется много здравых и полезных суждений и выводов.Но начну отвечать.«Все увидели, что христианство более прогрессивная религия», — пишете Вы. Что ж, разберем это. Что значит «все увидели»? Беда человечества заключается как раз в том, что все не увидели даже живого Христа — Личность Величайшую! — и казнили его. И после того понадобилось несколько столетий, миллионы жизней, реки крови и мук, чтобы христианство установилось как религия целых народов. Вопрос же о прогрессивности той или иной религии ни в коей мере не должен решаться путем сравнения одной религии с другой, иначе мы придем к желанию выяснять, кто прогрессивнее: христианство или ислам, христианство или буддизм и проч. Такие сравнения возможны лишь внутри личности для выбора свободно веры, но никак не для публичного разбора. Все мировые религии человечества в чем-то совершенны, а в чем-то не слишком совершенны, это касается и язычества, и христианства и т.д., и все они с веками будут шлифоваться в сторону уточнения прежде всего этических понятий, в результате чего человечество и должно прийти к Единой Вере как Пониманию Идеала Человека во Вселенной. То, что эта Вера будет зиждиться на понимании одухотворенности всего Сущего, это несомненно. Кстати, данная идея есть во всех мировых религиях, просто современность сместила их акценты, на первое место поставив суть личности. Если читатели данного сайта пожелают глубже разобрать эту тему, то я могу ее развить в других своих выступлениях.К сожалению, вопрошающий, как и все частые пользователи Интернета, не слишком озабочен точностью формулировок своих мыслей, а ведь он выступает публично, а это значит, что ему придется ответить за каждое свое слово перед людьми и человечеством. Здесь надо отметить, что Закон ответственности за слово один из сильнейших в этом Мире, ибо человек очень часто выдерживает плохое слово гораздо хуже, чем реальный поступок против него.Как может спасти от глобализации эта «древняя дряхлая религия», спрашиваете Вы. Язычество угро-финнов как планетарное мышление не спасает ни от какой глобализации, да в этом нет и смысла, — оно само как раз носит глобализующий характер, причем не на уровне относительном — технократическом и финансовом объединении народов, которое заметно сегодня, — а на уровне внутреннего планетарного развития каждого, в результате чего каждый должен будет нести ответственность за Вселенную как за свое именно гармоничное развитие. То есть речь идет о подлинной Глобализации! Глобализации нравственности и на основе нравственности! В этом и есть истинная Эволюция Человека и Человечества!Отвечая так, я, по сути, ответил и на вопрос о телегах и ракетах, которого у меня совершенно нет в выступлении. Суть анимизма вовсе не телегах, так думать нелепо, к тому же автор этих строк, видимо, давно не был в марийских деревнях, там иномарки вовсе не диво-сенсация, а обычное средство передвижения. То есть о технократической отсталости марийской молодежи говорить вообще нет смысла, а значит, и странно заявлять, что древняя религия в нас сидит лишь потому, что марийцы нищи, пьянствуют только и погрязли в бескультурье. Говоря такое о древнейшем этносе, автор, по сути, свидетельствует вовсе не о народе, а больше о себе…И последнее, что бы я еще сказал, ибо вряд ли буду слишком часто вступать в подобные полемики (мне проще ответить на возникающие вопросы, обобщая ответы на них в отдельных статьях), это то, что человеку, желающему начать диспут с другим лицом и оспаривая у него что-то, надо точно знать две вещи, предельно ясно уточнив их для себя: с какой он целью задает вопрос и действительно ли хочет понять его суть, это первое, а второе: слушая или читая чье-то выступление, надо стремиться понять суть его, самую основу, при этом, если чего-то не совсем ясно — в силу возраста или развития, — то лучше еще и еще раз перечитать и попытаться осмыслить изучаемое, исходя из того, что ведь тот, кто это писал, думал, серьезно думал, так почему я его не могу понять? Или почему он у меня вызывает раздражение хотя бы?.. Здесь надо отметить вот еще что: то, что я говорю, нередко сложно осознать в полной мере молодым людям (хотя я и пишу вроде как очень ясно и просто), ибо они в восторге растущих сил мало задумываются о своей конечности, но всему свое время… Когда-то и для них придет срок, чтобы вспомнить слова другого о сущности смерти и бессмертия, причем вспомнить очень серьезно… ибо в силу катастрофического нынешнего развития человечества данные вопросы очень скоро встанут вселенски-глобально и ворвутся в каждого из живущих, а возможно, именно оставшихся!..Александр ЗЕНКИН
  3. Что-то вы все с ног на голову поставили...1. В христианство в Европе, да и в России переходили не по своему желанию, и не потому, что она была более прогрессивной, а потому, что эта религия насильственно(!) насаждалась правящим классом, п.ч. отвечала тогдашним политическим (!) целям. Людей загоняли кнутами в реку...а кто отказывался, вырезали. А потом уже просто давили большинством. 2. Марийская традиционная Религия (МТР) сохранилась, п.ч. мари активно сопротивлялись насильственной христианизации. Моя бабушка, например, дважды выгоняла попа со двора коромыслом. И таких оказалось много. 3. Весь парадокс в том, что на сегодняшний день МТР является более гуманной религией, чем ортодоксальное православие, т.к. она по сути масштабнее - предмет ее заботы не отдельный народ, и даже не отдельное государство, а все человечество в целом в его совокупности с природой. А то, что наш народ - носитель этой религии живет в более худших материальных условиях? Да, возможно. Но ведь и Александр Македонский приказал хоронить его в гробу с открытыми руками - с собой материальное не унесешь, не в этом смысл жизни человека. А по поводу пьянства - почитайте предыдущую статью А. Зенкина, поймете, почему.
  4. слушай Оцвоен и всётаки , есл я окурки не бросаю , пользуюсь календарём . бусы нацепляю , хильё обустраиваю и тд ножик ношу .. то есть ничем не отличаюсь от людей 40 000 летней давности . только в своеообразном формате во своём времени .. то чем я отдичаюсь от тех предков с " религией и верованиями " которые должны быть лучше меня ?
  5. Соблюдение внешнего - не суть. Дело не в бусах и ножике. Внутреннее отличие - предки с традиционной религией мыслили категориями всеохватного единства "земля-человек-космос", а современный технократический человек мыслит себя в отрыве от земли и космоса. 
  6.  Оцвоену. На ваш 1-ый пункт отвечать-то не буду. Это слова атеиста, который никогда никакую религию не изучал, и не хочет изучать. Точнее, историю религии не изучал. 2-й пункт. Сколько в Европе народов? Так уж никто и не сопротивлялся христианизации? Или возьмем соседние народы: коми, удмурты, чуваши, мокша и эрзя. Чем же мари от них отличаются? Ничем. Вы опять говорите чушь, типа, все дураки, а я-то умный. 3-й пункт. «…Более гуманная…, более масштабная…» - все это пустые слова. Никем не исследованы, никем не доказаны. Давайте, я тоже скажу о религии пигмеев, о которой я никогда не слышал. И пигмеев-то я никогда не видел. Но скажу, что у них религия «самая гуманная, самая масштабная..». Вы поверите? Почему же хотите, чтобы я вашим пустым словам поверил или таким же словам А.Зенкина? 4-й пункт. Всегда считалось и считается, что пьянство – это следствие нищеты. Хотелось бы, все таки, услышать ответ Ал. Зенкина на мои вопросы.
  7. Имя Оцвоен не склоняется.)Тем более, если Вы изучали историю религии, то не можете не знать, как крестили в том же Киеве.) Да, возьмем соседние народы. И тут Вы противоречите сами себе. Действительно, и коми, и удмурты, и коми-пермяки и т д. жили точно так же "в глухих лесах, вдали от дорог, вдали от промышленных центров". В чем же дело? Не сопротивлялись? Еще как сопротивлялись! Но, увы!...не везде сохранили. Сбережение религии проявилось в непрерывности живой традиции молений, даже в годы воинствующего атеизма, ВОВ и социализма. Значит, для мари вопрос религии был более значимым. Почему - об этом в предыдущей статье А. Зенкина. Ну что Вы? Никого не сужу, тем более, в таких выражениях.))) Религию пигмеев обсуждать не берусь, а об МТР  - разделяю эти убеждения, читаю литературу, слушаю умных людей."всегда считалось" ....Кем? Повторяете чьи-то ошибочные стереотипы. Курение, наркотики - тоже от нищеты?)))Вы уверены, что Ваши вопросы на уровне А.А. Зенкина?)))
  8.  Оцво-еҥлан. Бесполезно спорить с женщиной, у нее совершенно отсутствует логика. «..Повторяете чьи-то ошибочные стереотипы…» - ошибочны, потомучто чьи-то, а не ваши? Для меня-то стереотипы не существуют, поэтому подвергаю сомнению слова ваших умных людей. Даже не сомнению, а указываю на слабые места статьи А.Зенкина. Из-за отсталости марийцев сохранилась у них языческая вера, и эту отсталую дряхлую веру Зенкин преподносит как «путь для спасения человечества»?! Мне нужно, чтобы А.Зенкин мне и другим читателям( для кого же он тогда пишет? Или только для таких слеповерящих, как Оцво-еҥ?) привел убедительные доводы в пользу своих утверждении. И, именно, как мыслитель. Лично меня интересует именно философская точка зрения, философские доводы. А исторические доводы я сам найду. Где-то год назад я в самой большой марийской группе ВКонтакте написал: «…Есть, оказывается, еще марийцы, которые говорят, мол, зачем нужен марийский язык, если все равно исчезнет в будущем. Вот об этом я хочу подробнее сказать. Ст. С.! Вы начали разговор об отдаленном будущем. В будущем останутся только языки, численность носителей которых будет несколько сот миллионов. Останутся языки: китайский, английский, испанский, русский… Даже такие языки, как итальянский, немецкий, французский исчезнут с лица Земли в далеком будущем. К нашему сожалению, все финно-угры исчезнут. Венгры, эстонцы, финны перейдут на английский, а российские финно-угры – на русский. А марийцы? А марийский язык будет жить. Как же так? 100-миллионные немцы исчезнут, а марийцы останутся? Давайте логически поразмыслим. Ясно, что все мировые религии останутся. Все народы будут группироваться вокруг этих религии. Я предполагаю, что у всех мусульман будет один язык – арабский, у православных - русский и т.д. А у марийцев есть своя религия. И не простая, а древнейшая языческая. Сами марийцы бы вымерли. Но Европа не позволит единственной языческой религии Европы исчезнуть. И последние вымирающие финно – угры примкнут к марийскому народу и к марийской языческой религии. Не выжить финно-уграм иначе: слишком велики и агрессивны соседние народы. Марийский язык будет жить вечно!...» Вот что я написал год назад! Поэтому меня очень даже интересуют статьи Зенкина. И моим утверждениям очень нужны убедительные, не голословные доказательства философов. Ваш последний вопрос показывает ваше стремление оскорбить меня. Что за привычка такая у марийцев все разговоры превратить в ругань?  
  9. А. Зенкин - данное повествование, скорее сумбурные мысли объединённые в текст, нежели взвешенное филосовское суждение.   Лжевосприятие прошлого +неадекватное видение действительного и завышенные амбиции с заявкой на будущее....... Не серьёзно(((  
  10. Пурлакид эргылан. Оцвоен - это просто имя, оно не склоняется и не делится.)Бесполезно спорить с мужчиной, он априори уверен в собственном умственном превосходстве?...))) Стереотипы потому и ошибочны, потому что исходят из ложных посылок. Нищета никак не может быть причиной пьянства, так же как и курение и наркотики. В вопросе распространения пьянства 99% причин - в области социальных отношений и тут верно то положение А.А. Зенкина, где он говорит о том, что пьянство - это один из способов медленного самоубийства, своеобразный ответ миру, где человек не может реализоваться. По причинам именно социального характера. Ваше утверждение, что МТР - "старая, дряхлая религия", сохранившаяся только по причине "отсталости" мари, опровергается самой жизнью. Вот и удмурты, и эрзя начали проводить свои моления. Для чего бы народам возвращать нечто дряхлое и непригодное в современных условиях? Значит, есть в ней нечто вечно юное, истинное для всех времен, отвечающее нынешним вопросам. Мне нравится написанное Вами год назад о том, что марийский язык останется и будет жить вечно. Единственное - почему Вы считаете, что другие языки исчезнут? По какой реальной причине народы должны будут отказаться от своих языков? Давайте поразмыслим хоть и не логически), а уж как умеем...))) Да, глобализация, да урабанизация. Но единого Мирового Города на всю планету все равно не будет. Останутся и небольшие поселения, и маленькие городки. Глобализация касается прежде всего торгово-экономических областей. А в области культуры, напротив, будет сохраняться разнообразие. Это отвечает реалиям. Человечество всегда дифференцировалось. Язык и собственная местная культура - один из способов дифференциации. Потому и языки останутся, и культуры, и религии.  Оскорблять Вас? Нет. Считайте последний вопрос дружеской подначкой. )Заодно отвечу и Уральскому. Напротив, оба текста А.А. Зенкина есть одно большое размышление, объединенное и центральной идеей, и выводами. Не вижу ни одного случайного слова, ни одной незавершенной мысли, все очень цельно. В качестве неголословного) подтверждения: его публикации в "Философской газете" были восприняты благожелательно даже философами христианского толка. Так что все очень серьезно...)  
  11. Культура- это часть народа, не культура влияет на народ, а народ определяет культуру. Какой народ, такова его культура.  Только христианство. Тут есть проблема: христианство отождествляют с Православием, но Православие -это организация, лидирующая партия. Лучше Лютеранство, посмотрите на Финляндию. Еще лучше посмотрите на Иисуса Христа, на Его учения. У нас, марийцев, есть уникальный шанс создать новое христианство: сохраняя традиции моления в рощах, поклоняться истинному Сыну Куго Юмо. Иисус Христос дает надежду и уверенность в будущем, а поклоняющиеся мертвым исчезнут.
  12. Оцвоенлан.«…По какой реальной причине народы должны будут отказаться от своих языков? Давайте поразмыслим хоть и не логически), а уж как умеем...)))…»Последняя перепись показывает, что численность финно-угров уменьшилась за 10 лет от 10% до 40%. 10% марийцев отказались от своего народа, а отказавшихся от своего родного языка( незнающих) намного больше. Уже отказываются от своего языка и на эту тему в соц.сетях идут ожесточенные споры. Вы участвуете? Т.е. существует реальная опасность исчезновения финноугров уже в ближайшее будущее время. «…Единственное - почему Вы считаете, что другие языки исчезнут?...» - это не мое мнение, я об этом и не думал и не буду думать. Просто есть гипотеза(в научных кругах ли, или у фантастов), что в очень отдаленном будущем на Земле останутся несколько языков, которые будут группироваться вокруг мировых религии.
  13.  " а поклоняющиеся мертвым исчезнут. "/А не он ли Иисус там мёртвый висит ? и пить вино представляя его кровь мертвого уже две или одну тыс лет . 
  14.  Почему мариец в прошлом не убивал своего обидчика, а вешался на его воротах? - что за х-ня ? это когда сам постыдный проступок сделал и стыдно людям в глаза смотреть - такое случалось , но как месть обидчику - полная ахинея. если бы такое было , то марийцев сейчас не было бы - слишком уж много обидчиков было.
  15. потом про памятник чумбылату- да , сделать надо но почему в роще? он не Бог . возведение людей в ранг святых- традиция Хр. церкви , странно , что ты , как фан. мтр пошел по этому пути. И почему ты , так много говорящий о чумбылате не вспомнил ни разу о Акпарсе , который освободил марийцев от ига татарских  ханов? яжон агыл.
  16. Тут я с вами, влад вит, согласна, памятник Чумбылату как великому национальному герою должен быть на одной из центральных высот города, но священную рощу в городе представить трудно. Потом, ведь священные рощи тоже стоят на особых местах - "местах силы", в городе таких мест может и не быть. 
  17. А почему бы ему и не читать нас? Даже философу интересно знать мнение читателей...)
  18. Наверно: от нева, от умищще! надо встретиццо, пообсуждать вапросы, хде еще остались темные места в истории человечества..))
  19. Марий Элын калык артистше СТАНИСЛАВ ШАКИРОВ ден Татьяна Умурбаева, Тамара Ситникова, Александр Петухов (скрипка) Башкирийыште: 5 июнь - Элнет (Татарст., Мендел. р-н) 20.00 шаг. 6 июнь - Бим (Татарст., Агрызск. р-н) 20.00 шаг. 7 июнь - Ивачево (Башк., Дюртюл. р-н) 22.00 шаг. 8 июнь - Маняк (Башк., Краснокамск. р-н) 22.00 шаг. 9 июнь - Куразово 15.00 шаг., Новкино 21.00 шаг. 10 июнь - Бура (Краснокамск. р-н) 22.00 шаг. 11 июнь - Актуганово (Калтас. р-н) 22.00 шаг. 12 июнь - Калмиябаш (Калтас. р-н) 22.00 шаг. 13 июнь - Кельтей (Калтас р-н) 22.00 шаг. 14 июнь - Калмаш (Калтас. р-н) 21.30 шаг. 15 июнь - Амзибаш (Калтас. р-н) 22.00 шаг. 16 июнь - Марий менеуз (Лапкашор) 20.00 шаг., Аначево (Илишевск. р-н) 22. 00 шаг. Концертыште у муро-влак, да тыгак кумдан палыме мурпого. CD да DVD диск-влак ужалымаште лийыт.http://vk.com/sshakirov
  20. Интересен тот посыл А.А. Зенкина, где он говорит о необходимости появления фундаментального реализма в художественной литературе. Причем, язык этих ожидаемых произведений должен быть "глубинно сосредоточенным", позволяющим емко характеризовать "человека, человечество и действительность".  При всех вопросах (хотелось бы услышать, что автор понимает под этим термином - реализм как литературный прием или некое обобщенное максимально детализованное отражение действительности), это очень четко сформулированный социальный заказ! Надеемся, марийские и вообще финно-угорские литераторы услышат его и мы увидим расцвет литературы в новых произведениях.    Бесспорно то, что литературный язык действительно должен быть глубинно сосредоточенным. Однако, не хотелось бы ограничивать направление ожидаемых произведений ТОЛЬКО реализмом, это все-таки относится больше к XIX веку. Повторяя опыт великих классиков (Толстого, Достоевского, Бальзака и т.д.), литература рискует оказаться в ловушке вторичности. Что сегодня и наблюдается в творчестве многих финно-угорских писателей.   Но что может вытащить ф-уг. литературу из тенет повторяемости? Наверное, только смелое решительное развитие новых жанров, не менее емко характеризующих действительность! Например, для нас очень близок жанр магического реализма. Это родной для нас литературный язык, выросший из всех наших традиций и мировосприятия. Важно, что он более соответствует духу нашей эпохи и позволяет выразить новое оригинальное видение мира. 
  21. А я б боевичок прочитал на марийском, или шпионский роман..! Пучть щщитают, што это жвачка для мозгов,  но  иногда и жвачку полезно жевануть.)) Не всем же классиками становиццо, пора писателям подумать и об простых парнях, наподобии меня, которые читают просто штобы развлечся.
  22. Если бизнесу будет выгодно многоязычие России.Все народы России никуда не исчезнут.
  23. Это тот случай, когда спрос есть, а предложения нет. Наши писатели в массе своей уже старшего возраста, воспитаны на сов. произв. романе и конечно - боевик! - для них непостижимый жанр. Не понимают они пока - как это - писать коммерческую литературу..Но ведь и это необходимо!
  24. I found your website perfect for my needs. It contains wonderful and helpful posts. I have read most of them and learned a lot from them. You are doing some great work. Thank you for making such a nice website.