Посол Венгрии в России: Туранская теория - это модно для нашей молодежи, но это пройдет

Иштван Ийдярто (слева) и Андраш Бараньи на встрече с главой Коми Вячеславом Гайзером. Фото пресс-службы главы и правительства Коми

Инфоцентр FINUGOR представляет экслюзивное интервью посла Венгрии в России Иштвана Ийдярто и директора Венгерского культурного центра в Москве Андраша Бараньи.

Напомним, послы Венгрии, Финляндии и Эстонии 27-30 мая находились с визитом в столице Коми городе Сыктывкаре, где знакомились с национальной политикой руководства республики.

Господин посол, Вы бывали раньше в Коми? В других финно-угорских республиках России?..

Нет, это мой первый визит в вашу республику. Надо понимать, что это традиционный визит послов финно-угорских государств в финно-угорский регион России - эту традицию представители Венгрии, Финляндии и Эстонии заложили раньше: каждый год послы наших стран посещают вместе один из регионов РФ, где проживает финно-угорский народ. В прошлом году, правда, не посетили, так как произошла смена послов Финляндии и Эстонии в Москве. А в 2011 году три посла посещали Марий Эл... И в следующем году мы собираемся посетить какую-нибудь финно-угорскую республику, но это мы решим позже.

С какой целью послы посещают финно-угорские регионы РФ?

Цель такого визита, на самом деле, это не только посмотреть лишь финно-угорскую составляющую региона, но и иметь перед глазами целостную картину: что происходит здесь, что нас может заинтересовать... Самостоятельно из Москвы это сделать невозможно, поэтому такие поездки очень полезны.

Другая цель визита - ознакомиться с условиями сохранения и развития языка и культуры финно-угорских народов. Просто, как дипломат, я не вправе давать какие-либо советы вам, выступать с критикой. Да это и бесполезно, мне кажется. Зато в деле финно-угорского сотрудничества мы помогаем, поддерживаем эти процессы взаимодействия в рамках общего финно-угорского движения - конечно, в пределах двусторонних российско-венгерских отношений.

Напомню, что финно-угорское движение действует самостоятельно, а высшим его проявлением являются Конгрессы финно-угорских народов, последний из которых состоялся в Венгрии в 2012 году в Шиофоке. На Конгрессе представители народов приняли решение, в котором указаны актуальные проблемы и вызовы, а также ответы на них. Я считаю, что международное финно-угорское движение способствует сотрудничеству - и это очень хорошо. Мы, три посла, хотели бы лишь немного стимулировать еще это сотрудничество...

Традиционно между Венгрией и Коми республикой складываются хорошие отношения. Благодаря тому, что в Сыктывкаре находится федеральный Финно-угорский культурный центр, а правительство Коми активно поддерживает финно-угорское движение, контакты развиваются успешно. У нас есть ученые, эксперты, которые отлично знакомы с Коми, а в Сыктывкаре есть институты, которые поддерживают связи с Венгрией. Большей частью это сотрудничество идет уже самостоятельно, и я считаю, что финно-угорское движение - это нормальное, здоровое движение.

Посол Венгрии в России на открытии фотовыставки "Достопримечательности Венгрии" в сыктывкаре. Фото министерства национальной политики Коми

Нам было очень приятно, что к нашему визиту в Финно-угорском культурном центре Республики Коми открыли фотовыставку "Достопримечательности Венгрии", которую передала председатель Венгерского национального комитета Всемирного конгресса финно-угорских народов Эва Рубовски. Ее представляли на VI Конгрессе финно-угров в Шиофоке, а теперь ее можно увидеть и в Сыктывкаре. Может быть, у кого-то появится желание посетить Венгрию, познакомиться с нашей страной поближе. С Финно-угорским культурным центром мы договорились, что фотовыставка объедет всю Коми и все финно-угорские регионы России.

Андраш Бараньи: Венгерский культурный центр в Москве имеет венгерские кабинеты во всех финно-угорских республиках РФ. И эта фотовыставка - тоже результат нашего сотрудничества с партнерами в Коми. Я бы даже отметил, что самое тесное сотрудничество сложилось у нас именно с Сыктывкаром, у нас внушительный список совместных с республиканским Финно-угорским культурынм центром проектов. Думаю, другим финно-угорским регионам еще есть над чем поработать, чтобы достичь аналогичного уровня...

Что же касается нас, то Венгерский культурный центр в Москве считает своей миссией быть площадкой для проведения финно-угорских мероприятий - в них участвуют, в частности, и марийское, и коми, и коми-пермяцкое землячества, у нас всегда открыты двери для финно-угров.

Сложилось ощущение, что Венгрия, казалось бы, не столь активна в последние 10-12 лет в финно-угорских связях - вероятно, потому, что если в 1990-е годы в Вашу страну ехало много студентов из финно-угорских регионов РФ на учебу, то в 2000-х годах этот поток резко сократился, и сейчас в Венгрию едут, по сути, лишь аспиранты - и число их крайне невелико. На встрече с послами глава Коми Вячеслав Гайзер предложил активизировать студенческий обмен между финно-угорскими странами и регионами. Что Вы об этом думаете?

Иштван Ийдярто: Вы совершенно правы, контакты между вузами, например, кажется, были намного более интенсивными в 1990-е годы, чем сейчас. Я, конечно, не могу говорить за университеты Венгрии, но, думаю, тут сыграли роль два фактора. Первый из них заключается в том, что после перемены политического строя и в России, и в Венгрии наступила огромная свобода, которая открыла новые возможности и каналы сотрудничества - в том числе и для вузов. Да, были энтузиасты в сфере финно-угроведения, они и поехали сначала волной в Венгрию, но их количество все-таки было ограниченно.  Если в советское время им было крайне сложно выбраться на учебу в другую страну - даже в Венгрию - то в 1990-е годы это стало легко. Открылась возможность - они поехали.

Но есть и другой фактор: венгерские вузы прошли через реформу высшего образования по Болонской модели, они стали самостоятельными. И решили концентрировать силы на развитии связей не с университетами финно-угорских регионов России, а с вузами Западной Европы и Америки. Конечно, отдельно взятому вузу хотелось бы иметь географию контактов, скажем, от Милана до Сыктывкара, но денег не всегда хватает на все что хочешь... Есть и помощь правительства Венгрии, наши вузы получают и какие-то деньги от Евросоюза, но - приоритеты изменились. Акцент на финно-угорских связях не такой сильный, как это было в 1990-е годы.

Но я при этом оптимистичен. Недавно встречались в Москве премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент России Владимир Путин, после чего ваш министр иностранных дел Сергей Лавров посетил Будапешт - мы согласовывали реализацию решений лидеров двух стран по развитию более тесных отношений в сфере высшего образования. Я считаю, это направление можно и нужно усиливать, причем делать акцент в том числе и на финно-угорском направлении. Да и студентам-венграм было бы полезно поучиться в российских вузах - для этого в Венгрии есть специальные стипендии, фонды, которые помогают им. Самое главное - сделать так, чтобы венгерские студенты снова появились в ваших вузах, а ваши студенты - в Венгрии.

Когда-то студенты Сыктывкарского государственного университета, обучающиеся по специальности "коми язык и литература", знакомились во время учебы в вузе и с венгерским языком. Сейчас остался только финский язык... Как Вы думаете, было бы полезно снова вернуть изучение венгерского языка в СыктГУ?

На встрече в Сыктывкарском университете ректор вуза как раз говорила, что, может быть, венгерский язык опять появится в учебном плане у ваших студентов. Это радует.

Надо понимать, что большие языки обычно более привлекательны для изучения и могут пережить реформы в области образования, с малыми языками ситуация другая. Даже мы в Москве ощутили нехватку специалистов, владеющих венгерским языком. Да, пока еще есть эксперты, переводчики, которые знают венгерский язык, культуру венгров, имеют огромный опыт работы с Венгрией - но все они из старшего поколения. Мы боимся, что, когда их не станет, не окажется молодежи, которая придет им на смену. До сих пор какая-то пауза в среднем и молодом поколениях - нет людей с венгерским языком, которые могли бы работать в сфере контактов России и Венгрии... Если нового поколения специалистов с венгерским языком не будет - у нас будут трудности.

На рубеже 1990-2000-х годов в работе Молодежной ассоциации финно-угорских народов сначала сократили участие, а потом и вовсе прекратили молодежные организации Венгрии, Финляндии и Эстонии. В последние 3-4 года усилиями нынешних лидеров МАФУН представители Эстонии и Финляндии снова вошли в Ассоциацию, участвуют в совместных проектах, но вот венгров пока не видно... Как Вы думаете, будут ли снова венгры участвовать в деятельности МАФУН?

К сожалению, я не знаю точно ситуации в связи с МАФУН, но, думаю, ситуация та же, что и в сфере образования: есть новые вызовы и, соответственно, новые реалии. Новое поколение венгров не проявляет особого интереса к финно-угорской повестке. 20 лет политических реформ и экономических перемен сформировали новую молодежь, которая не жила при социализме и которая уже адаптировалась к современному западному миру, больше интересуется Евросоюзом, чем другими регионами мира.

У молодого поколения есть свое мнение, которое не совпадает с тем, что до сих пор делали старейшины... Не секрет, что в Венгрии стало популярным совершенно новое направление, которое делает акцент на азиатских корнях венгров - это так называемая туранская теория происхождения нашего народа - вот она модная сейчас у молодежи.

Да, хотелось бы спросить Вас о туранской теории: означает ли это, что венгры более не считают себя финно-угорским народом? Хотят отказаться от контактов с финно-угорскими странами и народами ради расширения связей со странами Средней Азии, скажем?

Нет, конечно, наши ученые еще в конце XIX - начале XX века твердо пришли к убеждению, что венгерский язык относится к числу финно-угорских. И сейчас академическая элита и политическая элита Венгрии продолжает думать так же. По поводу крови, генетики есть разные мнения, но, я считаю, мы должны не увлекаться этим чрезмерно и, тем более, делать какие-то громкие выводы - давайте не будем уподобляться нацистской Германии, которая использовала генетику в нехороших целях.

Туранская же теория популярна у молодежи, и это понятно почему. Суть ее связана со степными миром кочевых народов: это красивый конь, это харизматичный вождь, это стрельба из лука, это войны в истории, вообще, красивая историческая реконструкция... Все это более привлекательно для молодых, это романтично - и более интересно, чем сидеть с удочкой где-нибудь в северном лесу, как наши финно-угорские родственники (улыбается), жизнь которых спокойная и размеренная.

Наверное, это в какой-то степени конкуренция для привычной финно-угорской идеологии. Без молодежи, без новых поколений трудно создать заново молодежное финно-угорское движение... Но и сейчас есть много венгерских студентов и молодых исследователей, которые интересуют финно-угорской тематикой, работают в разных научных центрах. Просто, может быть, их не так много, чтобы создать целую ассоциацию?..

Андраш Бараньи: Несколько недель назад парламент Венгрии принял решение сделать День родственных финно-угорских народов официальным праздником. Это еще один знак того, что наши политики продолжают действовать в ключе финно-угорской теории. Да и проведение Конгресса финно-угорских народов в прошлом году в Венгрии дал толчок в этом направлении - вся пресса Венгрии была переполнена сообщениями о Конгрессе. Думаю, это снова пробудит интерес к финно-угроведению у нас.

Иштван Ийдярто: Помимо России, я представляю Венгрию также и в Узбекистане, поэтому знаком с ситуацией там. Сейчас у центральноазиатских государств есть новый интерес к развитию контактов с Венгрией, они хотят побольше узнать и дать новую оценку венгерско-среднеазиатским связям. Кстати, и у нас были ученые, которые изучали Среднюю Азию и населяющие ее народы, например, именно венгр едва ли не первый сообщил о Туркмении для международного сообщества. Ориенталистика всегда была хорошо развита в нашей стране...

Андраш Бараньи: Венгерские путешественники и ученые активно изучали Азию. Так, представитель Венгрии составил первый в мире тибетско-английский словарь и грамматику тибетского языка Шандор Кёрёши Чома. Еще в XIII веке венгерский монах Юлиан прошел через Восточную Европу в поисках древней прародины венгров и дошел до Урала, где нашел людей, с которыми смог говорить по-венгерски - и они предупредили его о скором монгольском нашествии на Европу.

Иштван Ийдярто: Для многих венгров это неизвестное ранее общественности пространство Востока стало очень привлекательным. Но, уверен, нет ничего страшного в том, что у Венгрии будут еще контакты и со странами Центральной Азии. Это же не значит, что мы будем как-то менять свою национальную культуру? Есть венгерская поговорка: если мужу нравится смотреть на красивых женщин - это не значит, что он должен тут же расстаться с любимой женой.

Да, туранизм моден сейчас, это такой период времени, когда он популярен. Но, думаю, это пройдет, а финно-угорская концепция останется.

Господин посол, в последние два года новое правительство Венгрии предприняло множество шагов по объединению венгров, разделенных границами разных стран, в одну общность. Приняты новая Конституция Венгрии, много новых законов, направленных на сохранение и усиление национальной идентичности венгров, зарубежным сородичам разрешено получать венгерское гражданство, не отказываясь от гражданства страны проживания. Чем можно объяснить этот всплеск активности?

Вы знаете, конечно, про ситуацию разделения венгров между разными странами... Это продукт начала XX века, и венгров тогда никто не спросил - хотят они так жить или нет... Большинство принятых в последние годы законодательных актов имеют внутреннее значение для венгров. Это был наш долг - принять такие решения, чтобы сплотить венгерский народ. Парламент принимал законы, оформляя легально те процессы, которые начались ранее у венгров.

То, что случилось в XX веке, это уже история. В Венгрии практически нет политических сил, которые, признавая единство венгерской нации, требовали еще и политического и государственного единства для всех венгров... Мы должны жить в мире и согласии с соседями - да мы и живем так, на самом деле. А в рамках единой Европы границы между государствами и вовсе теряют значение. Все народы имет право на новые формы сотрудничества. В Европе без границ границы Венгрии с соседними странами не имеют значения. Я считаю, с соседями у нас отличные отношения. А практика совместного проживания разных народов больше соединяет всех нас, чем разделяет.

Андраш Бараньи: Венгрия стала последней страной Европы, принявшей новую Конституцию. До этого момента действовала Конституция 1949 года - необходимо было внести измнения, которые давным-давно произошли как у нас, так и в других европейских странах.

Иштван Ийдярто: По поводу предоставления гражданства Венгрии зарубежным венграм могу сказать, что в Европе многие страны давно используют аналогичную практику - это, например, Хорватия, Сербия, Румыния... И никаких проблем нет!

Почему руководство, чиновники Евросоюза все больше и больше критикуют правительство Венгрии? Им не нравится приверженность правящей партии Fidesz к традиционным, христианским и семейным ценностям?

Понимаете, в Европе демократия, это означает, что в политике есть разные направления, и Венгрию критикуют отнюдь не все в руководстве Евросоюза.  Ихотя есть споры между Будапештом и Брюсселем, но никогда не было такого, чтобы мы не соблюдали самые главные принципы ЕС и демократии. Брюссель несколько раз был не совсем доволен некоторыми нашими законами, но это это нормальные споры, мы вели переговоры, объясняли свою позицию... Все заканчивалось хорошо.

Есть другая сторона вопроса. Сейчас европейские интеллектуалы спорят о том, какие ценности будут доминировать в будущей Европе,и эти споры идут не только на страницах масс-медиа, но и на улицах. Сейчас самые острые споры в этом плане идут не в Будапеште, а в Париже, где, как вы знаете, проходят многочисленные демонстрации в поддержку традиционного брака и против ювенальной юстиции. Это показывает, что политические и социальные инициативы могут быть разными, но это нормально, это демократия. Но раз уж Франция, старый член ЕС, стала ареной споров вокруг важнейших принципов построения европейского общества, то уж точно не Венгрия является динамитом в Европе.

Может, Европе предстоит преодолеть не только экономический кризис, но и кризис ценностей. Сейчас сложился консенсус со стороны ученых и аналитиков: Европа потеряет те позиции лидерства, которые имела в XIX веке и начале XX века. Уже сегодня есть другие регионы мира, которые хорошо и динамично развиваются. Сейчас лидеры Европы ищут ответ на эти вызовы: где европейские страны потеряли шанс на сохранение передовых позиций, что делать в этой ситуации?..

Не могу сказать, какой ответ для стран Западной Европы самый правильный - либерализм или патриархальный подход, но у нас есть свой ответ: мы делаем акцент на традиционных христианских ценностях, мы немного возвращаемся назад, ищем корни, базовые принципы нашей культуры. Это помогает нам справиться с кризисом. Это наш венгерский ответ - посмотрим какой будет европейский?..

В чем заключается экономическая политика правительства Венгрии? Ведь для успешной реализации поставленных задач нужны средства в бюджете и процветающая экономика...

Стратегия нового правительства Венгрии очень проста: необходимо сохранять и воссоздавать веру в труд. Основа всего - не деньги как таковые, не бумаги, а - труд. самое главное - создание новых рабочих мест. Для этого привлекаются инвестиции, действуют государственные программы поддержки экономики.

Кроме того, надо стимулировать национальный бизнес. У нас давно работают международные компании, они дают рабочие места примерно 30 процентам венгров, а 70 процентов приходится на венгерский малый и средний бизнес. Очевидно, пора помогать национальному капиталу.

Третье - нам необходимо найти новые направления для экспорта венгерских товаров и услуг. Глобально - это открытие на Восток, хотя и на Юг тоже. Мы активизируем связи с Россией, Китаем, Индией, Центральной Азией, арабскими странами... Это может быть и Африка - почему нет?.. И это не значит, как и в вопросе о финно-угорских научных и культурынх связях, что мы бросим старых партнеров ради новых - вовсе нет! Надо усиливать и старые контакты, но и развивать новые - там, где мы ранее не были активны.

Правительство Венгрии, кстати сказать, приняло очень непростое, но необходимое решение: мы закончили брать новые кредиты и постепенно должны выплатить все накопившиеся долги. 30 лет Венгрия во многом жила в кредит, это началось еще при социализме, да и после него 20 лет новые демократические правительства все проблемы старались решать, беря очередной займ у банков.

Но проблема в том, что так дальше жить невозможно. Мы должны сократить задолженность, потмоу что последующие поколения венгров просто не смогут выплачивать накопившиеся проценты. Мы должны крепко стоять на своих ногах.

Возвращаясь к вопросу об экономике - на чем зарабатывает наша страна? У нас есть традиционно сильное сельское хозяйство, правда, нам нелегко конкурировать на том же российском рынке с товарами из Белоруссии, Франции, США...Но это уже наша проблема привлечь качеством потребителя. Сильна фармацевтика. Есть государственные программы поддержки высокотехнологичных направлений - это тоже стимулирует экономический рост и рост экспорта.

Благодарю за ответы!