Карелы или карьялайзет, создатели эпических песен

Происхождение карьялайзет


Карелы — народ, проживающий в Республике Карелия, входящей в состав Российской Федерации. Общая численность этого народа, примерно 131 тысяча, из них около 125 тысяч проживают на территории РФ, в основном в Карелии, а также в Ленинградской, Архангельской, Кемеровской, Мурманской, Московской и некоторых других областях. Небольшие диаспоры есть в Белоруссии, Эстонии, Украине. Наряду с официальным, русскоязычным названием, существует общее самоназвание этого народа -  карьялайзет. Кроме того, сохранились самоназвания разных этнических групп, обособленных районом проживания. Так жители северной и центральной части Карелии именуют себя карьялане, в прионежье — лююдилайне (лююдиляйне) или лююдикёй, в приладожье — ливгиляйне или ливвикёй (ливвикай).

Родная речь карелов относится к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков. Разделяют в карельском языке несколько наречий: исконный карельский диалект, а также людиковский и ливвиковский, которые образовались в результате контактов с древним племенем вепсов и с финнами. Финское влияние, помимо прочего, видно в топонимических названиях и народном карельском фольклоре: сказках, преданиях, эпических рунах. Кроме этого, существует ещё несколько диалектов, но они имеют малое, локальное распространение. К примеру: тихвинское наречие, характерно для карел, силившихся обособленно возле стен Тихвинского монастыря. Предками нынешних карел принято считать древнее племя «корелы», жившее на северо-западном побережье Ладоги.



О пращурах современных карел говориться во многих старинных рукописях: в хрониках различных путешественников, скандинавских сагах, папских буллах. В русских летописных документах первое упоминание о карелах датируется 1143 годом. Тогда земли Карелии входили в состав княжества Новгородского. Потом Новгород утратил свою власть, а карельская вотчина перешла под правление Москвы, став впоследствии частью Государства Российского. После октябрьской революции, в 1920 году, данная территория была преобразована в Карельскую рабочую коммуну, после переименованную в Карельскую АССР, в 1923 году. Республика Карелия, как мы её знаем сегодня, начала своё официальное существование в 1991г. За всё это время карелам, довелось участвовать во многих военных конфликтах, сражались то с ливонскими рыцарями, то с воинством польским, потом бились в шведских войнах. Естественно, что не обошли их стороной и бои Второй Мировой войны.

Хозяйственная деятельность и ремёсла

Исконным хозяйственным занятием карел были рыбная ловля и охота, после освоили они земледелие, животноводство. Из ремёсел привычными считались: гончарное, деревообрабатывающее, кузнечное, скорняжное, текстильное. Для земледелия характерны были подсечное и трехпольное. Сажали, традиционно, зерновые: рожь, горох, ячмень, пшеницу, овёс; для производства тканей — лён, коноплю. А также корневые культуры: редьку, репу, брюкву, позже начали культивировать свёклу, лук, морковь, картофель. Орудиями земледелия служили: сохи, бороны, плуги, мотыги. Из домашнего скота держали овец - ради шерсти и мяса; коров; низкорослых, похожих на степных, лошадей. В северных, граничащих с Финляндией, районах разводили оленей.



Из промыслов на первом месте стояло рыболовство, свою роль тут сыграло обилие водоёмов на карельской земле. Рыбу ловили сетями, сачками, неводами. Там, где течение рек было тихим устанавливали специальные ловушки — в дно вбивались колья на определённом друг от друга расстоянии, а меж ними натягивалась сеть, рыба плыла по течению и попадала в западню. Охота велась на любого зверя и птицу, что обитали тогда в лесах, одна дичь убивалась ради мяса, другая из-за шкурки. Но в лес ходили не только ради охоты. Практиковались сбор ягод, грибов, смолокурение, бортничество. Пчеловодство, в последствии, стало одомашненным. Кроме того, лесные угодья служили для заготовки древесины, из которой не только возводили избы, да иные постройки, но также сплавляли лес по реке, с целью продажи.

Разнообразна была ремесленная деятельность. В первую очередь хочется отметить кузнечное и ювелирное дело. Карелы умели выплавлять железо из местной, добываемой на болотах, руды. Научились они отливать медь, работать со цветными металлами — серебром и бронзой, также с драгоценными камнями. Знали технологии ковки, плавки, спайки металлов. В домашних кузнях ковали оружие, изготавливали декоративные изделия, предметы быта, ювелирные украшения. Кроме этого практиковались такие традиционные ремёсла, как гончарное, резьба по дереву, художественная роспись. Занимались обработкой шкур, выделкой кожи, плетением из бересты и соломы. Женщины практиковались в ткачестве, вязании, изготовлении одежды, вышивании, жемчужным и золотошвейным шитье.
Кухня.

Традиционные кушанья карельской кухни — это блюда из рыбы. Излюбленной всегда была уха, добавляли к ней лук, картофель, перловую крупу или мучную болтанку. Кроме того, рыбу солили, сушили, вялили запасая на зиму. Из выращенных зерновых варили каши, из злаковых пекли пресный хлеб, различные лепёшки, колобки, блины, пироги с разнообразной начинкой, караваи из кислого теста, постные хлебцы. Обеденный стол дополняли мясные и молочные продукты, дары леса. Любимым напитком был чай, а на севере Карелии кофе, в который добавляли немного соли. Летом делали квас из репы, варили пиво. А вот крепкие алкогольные напитки популярностью не пользовались.

Гардероб



Одежду, как и все материалы для пошива её, изготовляли собственноручно. Обычным костюмом являлись рубаха и штаны. У женщин: та же рубаха, украшенная вышивкой, не сшитая юбка либо юбочный ансамбль, позже на смену юбкам пришел сарафан, в XIX веке стали носить юбку с кофтой. Головными уборами служили сорока, платок, для мужчин — шляпа или меховая шапка. Отличительной чертой карельского гардероба являлись нашейные мужские платки, наголенники, плетённые или вязанные пояса на которых, как правило, крепился нож в кожаных ножнах. Зимнюю обувь делали войлочную, их шерсти овец, или меховую, из шкур оленя, так называемые койбы. В тёплое время носили сапоги из кожи, не редко они делались с характерным, загнутым мыском или лёгкую берестяную обувку.

Карельская деревня



Карелы возводили дома свои всегда возле водоёмов. Характер планировки поселения, изначально, был хаотичным. То есть строили они жильё беспорядочно, кому как удобно. После, с XVI века, стала наблюдаться упорядоченность, жилые комплексы располагались рядами, вдоль берега. С XIX в. начала преобладать уличная планировка. Избы сооружали без фундамента, непосредственно на земле. Срубы имели характерную для многих финно-угорских народов особенность, когда жилое помещение и хозяйственный двор со скотиной объединялись под общей крышей. Дом украшался резными наличниками, декоративными балконами, ажурным убранством крыльца. Каждое домовладение ограждали изгородью из жердей, в самом дворе, кроме избы, были обязательный амбар, навес для летнего хранения саней, лыж, иные различные хозпостройки и непременно баня.

Семейный уклад

В прошлом семьи были большими, если не сказать огромными, в порядке вещей считалось когда вместе жили три-четыре поколения. От 30 до 40 человек не только совместно вели хозяйство, занимались промыслом, ремесленной деятельностью, но и владели общим имуществом. Во главе такой семейной коммуны непременно стоял мужчина, но и его жена имела главенствующую роль, в частности распоряжалась, по своему усмотрению, имуществом. Все споры, вопросы решались совместно, на общем совете. Особое почтение, уважение заслуживали пожилые люди, к их мнению прислушивались всегда. Детей с малого возраста приобщали к работе, но тяжелый труд на них не возлагали. Интересен был свадебный обычай, в котором практиковалось не только сватовство, но и увод невесты из родительского дома. Сама же свадьба сопровождалась песнями, обрядовыми заговорами, иными ритуалами, имеющими корни в языческом прошлом.

Религия и обычаи

Сейчас преобладающая религия, это христианство, причем не только православие, есть среди карелов старообрядцы. Многие, на самом деле, исповедуют странную религию, где христианские традиции цепко переплелись с исконными языческими верованиями. Конечно, язычество для карельских племён, является наследственной религией, о корнях своих не нужно забывать. Чем характерны были верования древних карьялайзет?

Культ деревьев

Первое, что свойственно для данного культа — дерево никогда не срубали просто так, поскольку считалось, что как любое создание природы, оно наделено душой. Когда требовалось заготавливать древесину, то первым делом обращались к колдуну, что бы тот прочел заговор, а после, уже на делянке, сам лесоруб просил у духов леса позволение срубать деревья. Совсем старые исполины не рубили вовсе, давая им дожить свою жизнь в родном лесу. Когда деревья были срублены, очищены от коры и веток, то сорок дней ещё брёвна лежали, из ничего не строили, не делали, считалось что всё это время дерево умирает. Существовали, к тому же, заповедные земли, где вырубка строго воспрещалась, это священные рощи, места погребения.

Духи-хозяева и духи-хранители

Кто такие? Это герои всем известных сказаний про леших, водяных, домовых и прочих. Так хранителями леса были лешаки, при чем не только мужского рода, но и женского. Считалось что живут лешие в лесу, как люди, строят свои избы, ведут хозяйство, играют свадьбы. В озёрах, реках обитали водяные и русалки. У каждого водоёма был свой водяной-хранитель, когда добрый, а когда рассерженный — мог лодку перевернуть или рыбу из сетей выпустить. Распространённым являлось верование о четырёх братьях-ветрах, каждый из которых наделялся человеческими характеристиками, имел собственный нрав, привычки.



Дух огня — это мужик с длинной рыжей бородой. Но не нужно его путать с хозяином домашнего очага. В прочем, рядом с людьми жило, по преданиям, много разных сверхъестественных существ. Вот некоторые из них: хозяева двора и хлева, которые часто пакостят по ночам, так Кикимора не дает детям спать, а Мара выстригает клоками шерсть на овцах тех нерадивых хозяев, что забыли во время помыть животных. Очень противоречивым созданием считался банный дух. С одной стороны он помогал роженицам, с другой - жестоко наказывал людей, когда они пользовались баней в неположенное время, например мог умертвить их угаром.

Как уберечься от злых или просто рассерженных духов?

Что бы обезопасить себя и свой дом от злобной силы было принято носить на себе, а также развешивать в жилище разные амулеты, обереги. Вероятно, что именно от данного верования пошла традиция украшения росписью всяческой утвари и помещений, изготовления различных украшений, ювелирных изделий, бытовых предметов, носящих сугубо декоративные функции. Но и куда же без помощи колдуна или шамана? Именно такой, знающий человек, считался первым сподручным в избавлении от тёмных сил, по средствам проведения особых ритуалов.

Наследие язычества

Конечно, все карельские шаманы с их обрядами, теперь, часто  воспринимаются людьми с легкой иронией, считаются своеобразной северной экзотикой. Однако, оставили язычники после себя огромный след, отобразившийся в песенной и фольклорной традиции карельского народа. Это былины, предания, легенды, присказки, сказки, песни: свадебные, похоронные, лирические, обрядовые эпические. И естественно, это знаменитый, далеко за пределами Карелии, эпос Калевала, записанный в рунах.

Источники:

Kominarod.ru

Karelian.ru

SampoDialogi

 

Народы: