Юрий Ерофеев: «Размышления по поводу публикаций о движении народа мари в Интернете»

Инфоцентр FINUGOR представляет статью исполнительного директора землячества Марий Эл в Москве и Московской области Юрия Ерофеева, посвященную обсуждению проблем Всемарийского движения и положения народа мари на интернет-сайтах Информационного центра финно-угорских народов FINUGOR и независимого блога MariUver.

*                                   *                                 *

Примерно год назад, а может и больше, в одной из моих статей в Интернете говорилось, что рано или поздно жизнь заставит Михаила Васютина и его министерских сподручных, ответственных за реализацию государственной национальной политики в Марий Эл и за ее пределами касательно марийского этноса, а также его йошкар-олинских коллег по «Мер каҥаш», задействовать имеющийся интернет-ресурс. Хотя при наличии в своем распоряжении подконтрольных СМИ они и так не испытывают особых трудностей по части трансляции собственного пропагандистско-агитационного творчества.

Длительное время им казалось, что сам факт использования интернет-сайтов как бы унижает их чиновничье самолюбие, где ненароком можно «схлопотать изрядную трепку» от какого-нибудь «маргинала», скрывающегося под неопознанной маской.

Первым, кто отважился на открытый разговор с интернет-читателем, видя, что информационное пространство заполонили оппоненты маркеловской администрации своими статьями и репликами критического содержания, стал дипломированный специалист с кандидатским званием Эрик Юзыкайн. Правда, для предварительной проверки благосклонности читательской публики он ушел от избитой общественно-политической проблематики по национальному вопросу в министерской трактовке и предложил рецензию на фильм о «небесных женах луговых мари», дабы доказать свою культурологическую состоятельность.

Обсуждение получилось острым, полезным для определения степени готовности со стороны национальной общественности воспринимать кинопродукцию подобного жанра. Но оно обернулось и долей нелицеприятной критики, обращенной непосредственно к самому министерству культуры и выразилось в форме чуть ли не обвинений за потакание западным нравам в увязке с продавливанием в людское сознание маркеловских архитектурно-градостроительных предпочтений по образцу средневековой европейской моды. Некоторые даже делали выводы, что амбициозно–болезненная психика заставляет главу РМЭ таким образом являть миру то, как ему «удается цивилизовать» черемисские племена на  заграничный манер. Не случайно республиканские СМИ постоянно публикуют восхищенные отзывы заезжих «звезд» на тему «изящного убранства» столицы Марий Эл.

Вслед за Юзыкайном попытался осчастливить интернет-сообщество и сам «Оньыжа»  - Анатолий Иванов, возвеличенный на должность предводителя этнических масс, который подобно Моисею, выведшему евреев на обетованную землю после 40-летних скитаний по  бескрайним пустыням, был призван начертать марийскому народу путь в светлое будущее, минуя непролазные чащи лесов и топи болот.

Но лично меня литературно-провидческий дар Анатолия Николаевича не только не взбодрил, но и расстроил своей лексической бедностью и информативной поверхностностью. В нем не было ни глубины, ни масштабности размышлений, заостренных на понимание судьбоносных задач, стоящих перед нацией. Вообще, как мне представляется, любое упоминание «Оньыжи» нормального человека обязано бросать в некую оторопь, ибо речь идет о человеке - Боге, вожде, от которого люди ждут великой мудрости, благоразумия, наконец, жертвенности и т.д.  Поэтому я не понимаю тех, кто так легко соглашается на эту, пусть даже в определенной степени декоративную роль, свойственную эпохе родоплеменного строя.

Тот, кто придумал идею соединения данного священного образа с формулой Федерального закона «Об общественных объединениях», тот бесспорно, не юрист, а театральный режиссер, канонизирующий обрядовое освящение с участием главного марийского карта. Не хуже чем Папы Римского, что мы воочию лицезреем вот уже в пятый раз (!). При этом меня каждый раз смущает, особенно в последнее время, то, что наши «Оньыжи» часто становятся предметом насмешек и иных непристойных, нелестных характеристик. Паства, как говорится, богохульствует.

На днях из телепередачи, посвященной проблемам европейского мультикультурализма, узнал, что  в ряде западных стран из употребления вообще исключили слово «Бог» по причине его якобы гендерного происхождения по линии мужской принадлежности, дабы не унижать чувства верующих женщин в порядке достижения равноправия и политкорректности (?!).

Однако у нас, как у прекрасной маркизы, все хорошо. А в отличие от Европы в облике божественной «Оньыжи» в течение четырех лет «блистала» Лариса Яковлева - мастерица на все руки: и бывшая замминистра образования, и депутат Госдумы почти двух созывов, и член президиума Общероссийского общественного движения  «Ассоциация финно-угорских народов РФ» от марийцев Кировской области, а теперь и якобы будущий президент Федеральной национально-культурной автономии народа мари, о чем только что поведал нам на Finugor Михаил Васютин, непременно согласовав эту новость с Леонидом Маркеловым. Не много ли приходится груза на хрупкие женские плечи?

Так что, нас голыми не возьмешь! Случись вдруг ситуация с ликвидацией РМЭ, то мы уже почти застрахованы наличием экстерриториальной ФНКА во главе с Яковлевой. А одна сильно разгоряченная читательница Интернета, восторгаясь прочитанным интервью с ней на  MariUver, тут же воскликнула: «А чем Яковлева - не новый глава республики?!» Однако, спохватившись затем, поняла, что по части гендерной солидарности загнула лишку. Само же яковлевское интервью, на мой взгляд, по сути пустое, в стиле рассказа о пионервожатских полезных делах, но восхваляющее Маркелова за то, что он нашел деньги на установление памятника Йывану Кырла на привокзальной площади Йошкар-Олы...

Что это, некая дамская уловка ради достижения какой-то особо большой цели? В любом случае данная пиар-акция не добавила Ларисе Николаевне авторитета, о чем свидетельствовал недружественный хор откликов на публикацию. Попытка вновь вернуть в наше общественное сознание еt фигуру - это далеко не лучший подарок со стороны властей РМЭ. Более того, это никак не увязывается с принципами НКА, в частности, с их самоорганизацией и самоуправлением на основе независимости от постороннего вмешательства (!).

Поэтому предложение вице-премьера правительства РМЭ – куратора национальной политики можно рассматривать как акт навязывания кандидатуры Яковлевой на пост руководителя ФНКА марийцев России с использованием официальной прессы («Марийская Правда»), что уж совсем не увязывается с нормами ФЗ «Об общественных объединениях» и может послужить даже основанием для высказывания претензий.

Что-то в практике работы министерства культуры, печати и национальной политики РМЭ в последнее время участились подобного рода промахи. Все мы хорошо помним, как, например, замминистра Галина Ширяева ездила «наводить порядок» к марийцам Чувашии с целью замены «непокорного» Сергея Синякова - руководителя региональной общественной организации.

В данном вопиющем нарушении общественного права возмущает, прежде всего, правовая безграмотность Галины Степановны. Согласно публикации журналистки Эльвиры Куклиной, она, ссылаясь на данные последней переписи населения о том, что в соседней Чувашии проживает более 5000 марийцев, пыталась отстаивать якобы законное право участия каждого из них в деятельности зарегистрированной общественной организации, предполагающей персональное членство, а также право требовать повторного проведения отчетно-выборного собрания, на которое она вторично наведывалась в Чебоксары.

Общественная организация в отличие от общественного движения без членства - это не толпа, не диаспора, которую поголовно можно загнать в стойло. Вместо того, чтобы не сбивать людей с толку, Ширяевой, возможно, стоило помочь создать там не одну, а несколько марийских организаций, включая молодежные структуры, а возможно и НКА.

В своей практике мне приходилось не раз наблюдать случаи, когда приглашенные на собрание общественной организации чиновники ставили задачи, требуя бороться с терроризмом, экстремизмом, обязательного вовлечения в их ряды молодежи, забывая, что в основе любого объединения лежит принцип добровольности. Захотят, например, городские пенсионеры в целях удовлетворения своих культурных потребностей восстановить личные навыки разговорной речи на марийском языке или организовать мероприятия в рамках свободного досуга по истории, культуре, традициях своего края и народа, и никто не имеет права диктовать им - из скольких членов должна состоять их организация или нужна ли им вообще в обязательном порядке молодежная прослойка и многое другое.

Думаю, от такого «наезда» со стороны минкультуры РМЭ у многих активистов марийского культурного центра в Чувашии остался самый негативный осадок. И не дай Бог, чтобы подобная практика использовалась и дальше, в том числе в интересах поглощения одних организаций другими.

Меня не удивит, если где-то именно так и поступали, зачищая этническое пространство от ячеек «Марий Ушем». Косвенно на это указывает фотофон руководителя РНКА марийцев Удмуртии Анатолия Радыгина, за спиной которого читаются слова «Союз марийцев Удмуртии».

А если в этом позорном деле будут замечены чиновники, то впору подавать иски в судебные инстанции, оценивая такие случаи как акт вмешательства в дела общественности и преднамеренной расправы над старейшей марийской организацией, когда-то скроенной ее создателями именно в форме культурной автономии, вобравшей идеи австро-венгерских социалистов конца XIX века. Как вы помните, I Всероссийский съезд мари от июля 1917 года фактически придерживался платформы партии эсеров.

Если же такими занятиями увлекается полномочный представитель главы РМЭ в Удмуртии, прибирая к рукам бесхозные «мариушемовские» организации, причем в различных субъектах РФ,  то следует незамедлительно обратиться в региональные подразделения минюста РФ с требованием положить конец такой вредной практике.

Теперь становится ясно, ради чего минкультовские товарищи вкупе с «мерканашевскими» активистами добивались урезания статуса «Марий Ушема» с уровня межрегионального до регионального, тем самым лишая влияния центрального органа на местные отделения, что стало особенно возможным после силовой замены Владимира Козлова на Ларису Яковлеву (апрель 2008 года), что  предельно четко и объективно только что обосновал Сергей Никитин, присутствовавший на том «историческом съезде», ставшим началом нынешнего псевдореформирования  под демократическими лозунгами в рядах «Мер каҥаш» и его фракционных звеньев.

Да, до 2004 года Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» действительно допускал практику образования местных НКА с участием делегатов от существующих региональных национальных общественных организаций, имеющих госрегистрацию. Но при этом никто не предполагал ликвидацию последних! Таким образом, создан опасный прецедент, о чем свидетельствует недавний обмен «любезностями» между Радыгиным и Козловым на MariUver. Мне кажется, что и для внесения полной ясности в определение пределов представительских полномочий Радыгина необходимо для начала изучить положение о данном институте исполнительной власти, перечисленном среди других органов в Конституции РМЭ!

Анатолий Ильич, несомненно, прослыл самым деловым человеком в «Мер каҥаш», а может даже и в масштабах «всемирного» марийского национального движения. Он постоянно требует от оппонента - покажи свои дела, прежде чем пускаться в дискуссии, пытаясь навязать интернет-сайтам роль «клубов деловых людей», не обращая внимания на то, что некоторые его собственные дела не стыкуются с нормами общественного права, базируясь на исключительной самоуверенности, что он находится на правильном пути. Это очень опасная позиция, когда человек радуется временному успеху, находясь в более привилегированном положении по причине дружбы с властями.

Это не ерничество, а просьба - не делать опрометчивых шагов во вред другим, увлекаясь темпами ретивости, хотя, как мы видим в действительности, как в НКО (национально-культурное объединение), так и в НКА (национально-культурная автономия) числятся одни и те же люди. Для чего такая профанация, дискредитирующая доброе дело?

Вопрос юридической чистоты невольно встанет и при легитимизации Ларисы Яковлевой в качестве кандидатуры руководителя ФНКА, регистрация которой обязана осуществиться первоначально департаментом по работе с некоммерческими организациями министерства юстиции РФ.

И не прав Михаил Васютин, утверждая в своем интервью, что «для нас нет никакой разницы, где проходить регистрацию, то ли в Москве, то ли в Йошкар-Оле». Но регистрироваться все же придется в российской столице на федеральном уровне, на то и называется  ФНКА (!)  в строгом соответствии с нормами закона.

Другое дело, где будут зафиксированы юридический и фактический адреса. Или в Москве  - по месту работы Ларисы Яковлевой в Госдуме, хотя и временной, или в Йошкар-Оле, как об этом мечтают некоторые местные чиновники и функционеры-активисты вроде Анатолия Радыгина по примеру ФНКА татар РФ – в Татарстане с целью якобы сохранения центра национального движения в РМЭ.

Прежде чем рассмотреть эти варианты, хочу обратить внимание на поправку к ФЗ, принятую в ноябре 2003 года, где возросли требования к процедуре образования базовой (местной) национально-культурной автономии, в составе которой учредители - ее этнические граждане Российской Федерации обязаны находиться в состоянии численного меньшинства в составе населения конкретно взятого муниципального образования. То есть, учредителям из числа участников собрания граждан (схода) там фактически необходимо постоянно проживать.

А где проживает Лариса Яковлева? Временно - в Москве, а постоянно – в Йошкар-Оле. Но ни тут, ни там нет ни местных, ни региональных НКА марийцев, где бы Лариса Николаевна могла состоять в качестве члена организации, поскольку НКА согласно закону является таковой.

В Москве мы ограничились созданием в 2000 году земляческого объединения, обладающего значительно большим объемом полномочий. А в Марий Эл, как  в титульной национальной республике, того же опять закон не позволяет, ибо НКА специально определена как экстерриториальное объединение, призванное служить интересам этнических граждан, находящихся вне пределов титульных национально-государственных образований или живущих, как говорят, в диаспоре.

Эта непростая задачка на тему - где обязана находиться в условиях регистрации ФНКА колыбель марийского общественного движения в широком понимании словосочетания как термина. Как когда-то шутили мои земляки-горномарийцы: без церпетлитра тут не разобраться (?).

Если бы в Москве имелась региональная НКА, на базе которой с участием делегатов других РНКА могла состояться регистрация ФНКА, то у временно проживающей в российской столице Яковлевой имелась бы какая-то еще возможность рассчитывать на должность руководителя.  Искусственно же внедряться в списочный состав иных РНКА будет проблемно в отличие от того, как удалось провернуть аферу на съезде ООД АФУН РФ, когда оказалось, что для некоторых закон не писан.

А может ФНКА, также как «Мер каҥаш», вообще не регистрировать, что могут предложить республиканские кураторы во главе с Васютиным? Но тогда отпадает «голубая мечта» с пропиской в составе Консультативного совета при президенте РФ.

Лично я в сложившийся ситуации не вижу оснований для трагедии, что подтверждается и тем, что, например, у коми этнической общности по состоянию на 1 января 2012 года вообще не было национально-культурных автономий. И никто не заявляет о какой-то ее ущербности и не говорит о том, что коми, проживающие вне пределов титульной республики, обделены вниманием со стороны иных субъектов Федерации, а тем более, о существующих угрозах «смертельной опасности», о чем предупреждает нас Радыгин относительно  РМЭ. Этого не говорят и соседи-чуваши, зарегистрировавшие ФНКА в Москве.

И вообще сегодняшняя статистика по НКА (публикуется впервые) являет совершенно разные подходы. В одних случаях, как в Татарстане, на 1 января 2012 года функционировало 38 автономий разного уровня, представленных 21 этнической общностью, включая и марийцев. В других случаях картина выглядит иначе: Удмуртия - 12 РНКА и МНКА у 5 этносов (евреи, татары, грузины, кряшены, бессермяне); Башкортостан - 9 национально-культурных автономий местного и регионального значения, также у 5 этносов (мордва, марийцы, немцы, татары, евреи); Коми республика - 11 РНКА и МНКА у семи этносов (цыгане, белорусы, немцы, татары, украинцы); Марий Эл - 5 автономий у трех этносов (евреи, татары, украинцы); Чувашия - 7 НКА у трех этносов (евреи, немцы, татары).

Своеобразный «рекорд» демонстрирует Мордовия, где создано всего две НКА у татар и украинцев, в то время, как в целом по стране у мордвы имеются 9 автономий.  За истекшие два года их численность выросла, что говорит о том, что данная этническая общность также намерена зарегистрироваться в ФНКА. При этом, как мне известно, этот процесс активно стимулируется самой республикой, уделяющей повышенное внимание к своим соплеменникам, живущим в других субъектах РФ, но в то же время крайне прохладно относящейся у себя дома к общественным нуждам других национальностей. По такой же «хитроумной» траектории форсированно структурируется и ФНКА марийцев.

Интересно  и другое: если у этнических татар России и этносов, живущих в Татарстане, соотношение по НКА почти поровну (соответственно 38 на 33), то в Мордовии и в Марий Эл данная пропорция в разы меньше. В обеих республиках к вопросам национального содружества слабо подключены автономии других этносов, что должна быть предметом пристального внимания со стороны федеральных органов управления.

Но, к сожалению, в стране некому контролировать эти процессы. У минрегионразвития РФ до НКА руки не доходят. Минюст же отвечает только за регистрацию. Поэтому, например, положенное по закону оформление консультативных (совещательных) органов в субъектах РФ, начиная еще с 1996 года, в Марий Эл появилось только в прошлом 2013 году. Попытка выяснить, чем же он на самом деле занимается, не увенчалась успехом. По крайней мере, РОО «Марий ушем», несмотря на наличие у ней регистрации, в Совет не допустили. А включен ли  туда «Мер каҥаш», не имеющий на это права?

Не известно мне и сколько выделено в настоящее время средств на поддержание национальной политики в РМЭ и на работу с имеющимися НКА в самой республике, хотя Васютин в интервью обнародовал общую цифру по соседнему Татарстану (15 миллионов на 2014 год).

Выше мной уже было отмечено, что у коми этноса нет национально-культурных автономий.  Зато здесь накоплен богатый опыт этнокультурного строительства, базирующийся на возможностях ФЗ «Об общественных объединениях», особенно в плоскости государственно-муниципального и общественного партнерства на основе принятия долговременных соглашений с ежегодным подведением итогов в рамках сходов сельских поселений, собраний районных муниципальных образований, о чем вдруг наш Радыгин заговорил как о сенсационной новинке. Кстати, в 2008 году нечто подобное замышляла и Яковлева, заключив соглашение между «Мер каҥаш» и региональным отделением партии «Единая Россия» в РМЭ. А слыхал ли кто-то из читателей, что это дало? Или витать в облаках - любимое занятие «Мер каҥаш», находясь «в стратегических»  грезах?

То есть, у коми этноса нет национально-культурных автономий согласно ЕГРЮЛ, но никто не заявляет, что нация ущербна, несостоятельна, неполноценна, что она обделена вниманием со  стороны властей других территорий, что ей грозит смертельная опасность, о чем применительно к РМЭ глаголет йолташ Радыгин, который к тому же утверждает, что он и его организация не дружат по принципу «против кого», что им больше подходит принцип «ради чего».

Думаю, что это не более чем примитивная фразеология для отвода глаз, сохраняя лояльность к марийским властям.  Возьмем к примеру, любую выборную кампанию, в рамках которой создаются блоковые объединения, формируются команды сторонников. Их цель - победить конкурента, противника, порой даже недозволенными средствами, о чем конкретно изложено в статье Михаила Долгова «Марий Эл, власть, демократия» и в комментариях к ней. Каждый при этом руководствовался принципом сложения сил «против кого».

Но эту же идею можно развернуть через принцип «ради чего», имея в виду объединение на основе единой, коллективной, солидарной позиции, чтобы противодействовать застойному режиму на исторической родине, от чего тормозится и развитие культуры, языка, самосознание этноса, чтобы, наконец, используя конституционные возможности, изменить его. Именно это имелось в виду в предложении Долгова собраться вместе на нейтральной территории.

Но, как показывает жизнь, сегодня многим руководителям общественных организаций не свойственна пассионарность. Они находятся в плену обязательств перед минкультуры РМЭ, его министром и чиновниками подведомственных учреждений, а также опутаны зримыми и незримыми связями с «Мер каҥаш». Правда, некоторые уже дистанцируются, однако, не делают решительных шагов, хотя и восхищаются талантливой статьей Сергея Никитина - сержанта пограничной службы СССР, а значит также чекиста.

Я никогда не встречался с Сергеем Петровичем, но мечтаю познакомиться с ним и поговорить по душам. В одном из комментариев к моей статье на тему перезагрузки марийского национального движения он писал: «Реально от того, что я не участвую в Мер каҥаш, Марий Погын - я ничего не теряю как человек. Не теряет и Мер каҥаш, и Марий Погын. Но я теряю как человек, идентифицирующий себя марийцем.  Однако мое национальное чувство не может быть удавкой, конец которой отдан в руки «кукловодов» «Мер каҥаш». Я не верю тем, кто там рулит».

Сказано образно, блестяще! Вот вам причина той смертельной опасности, чего больше всего боится маркеловская администрация, умело используя потенциал таких людей, как Радыгин, мечтающий, что Никитин как блудный сын вновь вернется в ряды «Мер каҥаш». Уверен, что Анатолий Ильич серьезно ошибается. Если Сергей Петрович и восстановится в своих прежних чувствах к межрегиональному движению, то только после кардинального его обновления в руководящем звене и программных установках.

В последнее время Васютину удалось «придушить» межфракционную вольницу в рядах «Мер канаш», договориться с авторитетными лидерами территориальных организаций не критиковать друг друга и непосредственно власть в РМЭ. Более того, протащить решение об этом на последнем пленуме «Всемарийского Совета». Надолго ли?

Было бы глупо утверждать мне, что нахожусь вне политики, будучи автором проекта и главным редактором книги «С верой в народ и республику», написанной Михаилом Долговым - соратником  по землячеству, которая получила самые лестные отзывы, в том числе со стороны руководителей ряда политических партий в стране, в частности, Геннадия Зюганова (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР), Сергея Миронова (Справедливая Россия), Алексея Журавлева (Партия Родина), Владимира Плигина (Единая Россия). Каждый из них, более того, проявил интерес к автору на предмет развития с ним контактов. Высоко оценена книга и в недрах администрации президента РФ.

Сборник статей как системное исследование социально-экономического и общественно-политического состояния дел в РМЭ замечен и главным героем книги, вынужденным нервно реагировать на ее содержание, частично также опубликованное не где-нибудь, а в информационно-аналитическом журнале «Регионы России», который читают и в администрации президента РФ, и ведущих политических центрах. Как результат, большинство специалистов категорично заявляет, что Маркелов на новый срок не пройдет. Другое дело - досидит ли в кресле до конца положенного срока и дадут ли ему доработать до единого дня выборов в сентябре 2015 года?!

Так что, поживем, увидим и поглядим на лица тех, кто вопреки логике и здравомыслию продолжает слепо ориентироваться на «кумира». Сказанное относится и к тем, кто позиционирует себя с «Мер каҥаш», поясняя свое поведение удобной фразой: «Я политикой не занимаюсь», которую приходилось не раз слышать мне от некоторых известных активистов.

А разве то, чем они занимаются сегодня, не подпадает под понятие национальной политики? Разве не политика, когда Валерий Мочаев ни разу не предложил мне или Михаилу Долгову написать статью, скажем, о делах московского землячества или высказать мнение по какому-либо проблемному вопросу из серии этнокультурного мира?

На этом позволю закончить умственные занятия в перерывах между дачными делами. В отличие от прошлых лет нынче я технически экипирован и имею возможность знакомиться с материалами Интернета вдали от дома и откликаться на события. Так что особых перерывов в публикациях делать не планирую.

Следующая статья будет посвящена васютинскому интервью. Обещаю, что она будет острой и интересной для тех, кто действительно, как «Семон», соскучился по материалам москомарийцев.

И в заключение я и Михаил Алексеевич Долгов искренне поздравляем всех читателей с наступающим Днем Великой Победы над фашизмом! Правда, он оказался опасно живучим, особенно среди части молодежи. Плохо, что в некоторых своих проявлениях он базируется на национальных чувствах людей с гипертрофированным сознанием своего превосходства над другими. Желаем всем, окунувшись вновь в это победное историческое событие мирового значения, набраться сил для борьбы со всякого рода нечистью!

Москва, 7 мая 2014 года.

Регион: 

Комментарии

  1. "ради чего"  собраться. чтобы консолидированно противодействовать застою на исторической родине - витиеватая мысль... Если собираться, то необходимо  приимать решения, котрые рельно можно продвигать  в Марий Эл, реализлвывать решения  в самой Марий Эл.
  2. Программыште сералтын:         тыде форумын паша йылмеже - рушла?!28-29 ноября 2014 года в Общественно-политической центре Республики Марий Эл (г.Йошкар-Ола) пройдёт «Марий форум: шыже сессий" (Марийский форум: осенняя сессия"). Программа осенней сессии Марийского форума.28 кылме / 28 ноября12.30 – 13.00 Мер Каҥашын да тергыше комиссий-влакын еҥыштым палемдымаш / Регистрация членов Всемарийского Совета и членов ревизионной комиссии13.00 –16.30 Мер Каҥаш кудымшо Пленумын погынымашыже / Заседание шестого Пленума Всемарийского Совета с повесткой дня:1. Калык тӱвырам вияҥдымаште самырык тукымын пашаже / Этнокультурное развитие народа: взгляд молодёжи (докладчик: Иванова Е.А., заместитель председателя Всемарийского Совета)2. В.Г. Блиновын, Г.С. Григорьевын, И.А. Ивановын, Л.Л. Михееван, Ю.А. Морозовын, Р.Ш. Попован да Ю.А. Юсуповын верысе марий Мер Каҥаш активын паша шынык нерген информацийышт / Информация членов Мер Каҥаш В.Г. Блинова, Г.С. Григорьева, И.А. Иванова, Л.Л. Михеевой, Ю.А. Морозова, Р.Ш. Поповой и Ю.А. Юсупова об опыте работы местных активов Всемарийского Совета3. Марий Эл ден марий-влак тӱшкан илыме регионла коклаште вашкелшык-влак шотышто информаций / Информация о договорах дружбы и сотрудничества между РМЭ и регионами с компактным проживанием марийцев.18.00 "Марий памаш" фольклор ансамбльын юбилей концертше / Юбилейный концерт фольклорного ансамбля "Марий памаш". ДК ХХХ-летия Победы.29 кылме / 29 ноября09.00 – 9.30 Конференций участник-влакым палемдымаш / Регистрация участников конференции09.30 – 09.40 Конференцийым почмаш / Открытие конференции09.40 – 10.00 Марий Элыште калык-влак кокласе конфессий кыл: социал паша шынык / Этноконфессиональные отношения в Марий Эл: опыт социального партнерства (докладчик: Васютин М.З., министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, член президиума Всемарийского Совета)10.00 – 11.00 Улшо ото-влакым аралыме да у кумалме верым почмо паша шотышто / Об организации дальнейшей работы по сохранению священных рощ как памятников природы(докладчик: Таныгин А.И., член Президиума Всемарийского Совета)11.00 – 12.00 Марий-влакын Федерал калыкле-тӱвыра автономийым пеҥгыдемдыме конференцийыште лиймаш / Федеральная национально-культурная автономия как фактор укрепления духовной общности многонационального народа России (Участие членов Всемарийского Совета на учредительной конференции Федеральной национально-культурной автономии марийцев) (докладчик: Яковлева Л.Н., депутат Государственной Думы Российской Федерации)