Потаенная Финноугрия. Предки на водоразделах рек и культур

С самых давних времен люди селились на берегах озер и рек, на которых можно было ловить рыбу, ставить на сваях дома, которые лучше защищали от опасностей, чем шалаш или землянка в глубинах первобытного леса. Занимаясь рыбной ловлей или развлекаясь, наш безымянный предок нередко усаживался на дерево, плывущее по реке, вероятно вырванное с корнем в весенний разлив или грозу, и со временем обнаруживал, что два дерева сцепившиеся ветвями устойчивее в воде, чем одно.

Так вероятно появилась мысль о создании плота. Никто точно не знает, когда человек спустил на воду первый плот или грубо выдолбленный древесный ствол. Но с этого времени человек Северной Евразии приобрел средство для сравнительно легкого передвижения на большие расстояния.

Древнегреческий историк Геродот описывая места, где ныне расположены центральные и северные районы Европейской части России, говорил: «Самым необыкновенным их признаком являются величественные и многочисленные реки и леса».

Для торговцев река - готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями. Сама природа указывала древним финно-уграм пути сообщения по рекам и озерам, соединявшие их с северными и южными морями.

Самыми древними у нас были водные торговые пути, соединяющие Уральские горы с  Балтийским и Каспийским морями. Они появились еще в раннем железном веке, в середине 1 тысячелетия до нашей эры. По этим путям наши предки торговали с индоевропейцами, в частности балтами, предками современных западных русских, беларусов, литовцев и латышей.

Крупные, средние и малые реки были важнейшими частями грандиозной общей финской транспортной системы водно-волоковых путей, по которым передвигались коми, марийцы, меря, чудь, весь, угры, удмурты и другие народы.

Названия этих рек являлись своеобразными «навигационными» характеристиками, служащими для облегчения ориентирования на протяжении тысяч километров.

 «Вишеры», «Бисеры», «Бисерти» – это реки, опосредованно ведущие к волокам, но не заканчивающиеся ими. «Весляны», «Веселые» представляли собой промежуточные отрезки водного пути по направлению к волокам, в то же время, определяя границы движения, момент поворота в реку, ведущую к волоку. «Висы», «Виски», «Вуоксы», «Вёксы» – просто водотоки, связывающие озера с реками. «Сары» – реки вытекающие из сильно заболоченных озер или болот, «Колвы», «Колы» – реки, вытекающие из озер и впадающие в озера. «Чусы», «Чусовые» – как правило, малые и узкие (тесные) реки, чаще всего непосредственно выводящие к переволокам. Гидронимы «Соль», «Сой» применялись для обозначения рек, распадающихся в верховьях (у водоразделов) на множественные «рукава», нередко ведущие к волокам. Гидронимы «Пучкас» применялись для обозначения рек, распадающихся в низовьях на множественные «рукава. Гидроформанты -ва, -ю, -шор, ньга, ма, га, мда, определенно указывали на размер рек.

В условиях равнинной местности, которая на Европейском Севере буквально «отутюжена» ледниками, когда обступающая реки и озера тайга делала совершенно невозможным обзор окрестностей, у наших древних предков неизбежно возникало плоскостное, горизонтальное, двухмерное, как в подземном лабиринте, восприятие пространства.

В такой ситуации гидронимы-ориентиры были жизненно необходимы, поэтому финно-угры создали своеобразную «вербальную лоцию» в которой все названия рек были удобны и понятны в ориентации – «Белая река», «Маленькая река», «Река ведущая к волоку», «Протока из озера», «Болотная река», и т.д. И для всех финно-угорских народов гидронимия севера Европейской России, Урала и Западной Сибири была открытой и понятной книгой.

Появившиеся в результате крещения древних народов русские, пришедшие на эти территории во времена развитого средневековья, не меняли названий рек, а прилежно постигали содержание «лоции», что позволило им осваивать новые территории чрезвычайно быстрыми темпами.

Одним из главных водных путей на протяжении тысячелетий был Волжский путь. Верховья Волги посредством волоковых путей связывались с рекой Метой, которая доходила до Ильменя, из которого можно было попасть в Балтийское море. Кроме того, Волжский путь вел в Волжско-Камскую Болгарию и даже по Каспийскому морю в арабские страны.

Наша финская Волга было связана и с балто-славянским Днепром. Эта связь осуществлялась в нескольких местах. Во-первых, из верховьев Волги можно попасть в Ильмень и далее на юг в Днепр. Во-вторых, с Волги можно было переходить на Дон по так называемому Волго-Донскому волоку в районе современного Волгограда.

Этим наиболее важным водным маршрутом пользовались все древние народы.

Продолжением Волжской системы было несколько северных, сложившихся на основе двухводных систем: Волхово-Ильменской, Западно-Двинский,

Волхово-Ильменская система начиналась в Новгороде. Отсюда через Волхов - Ладожское озеро - Неву был выход в Финский залив.

На запад водным путем выходили к Балтике через реку Великую - Псковское озеро - Чудское озеро – река Нарова.

Доминирующее положение на водных путях, связывающих Новгородские земли с Чудским Заволочьем и мерянским Залесским краем Владимиро-Суздальской земли, принадлежало весьско-мерянскому Белоозеру. Здесь сходились пути: Невско-Волжский; Белоозерско-Онежский, Белоозерско-Сухонский. Особенностью этих водных путей была волоковая система перехода, существовавшая в районе Белоозера, которая получила название «Волок», а вся территория от него к востоку – «Заволочье».

На волоковых путях образовывались поселения волочан, которые помогали перетаскиванию лодок. В раннем средневековье существовал свод законов, по которому за неудачное перетаскивание лодки ответственность несет все поселение волочан. На волок судна волочане должны были поставлять определенное количество людей, лошадей, а также приносить с собой катки. Кроме этого, катки (бревна) возились и на самой лодке, чтобы не рубить каждый раз новые деревья. А к днищу лодки прибивались полозья для более удобного волока. Если к месту волока прибывали сразу два судна, заморское и из другого княжества Руси, то сначала переволакивали заморское.

Разветвленная речная система путей сложилась и в Волго-Окском междуречье, в Северо-Восточной земле, мерянском Залесье. Здесь основные пути шли по Волге, Оке, Клязьме. Две Нерли - Волжская и Клязьменская связывали Клязьму и Волгу через Суздальские и Переяславские земли.

Ока через Москву-реку - Рузу - Ламу - Шошу связывалась с Волжским верхом. О важности этого пути свидетельствует возникновение Волока на Ламе. Недаром Новгородские и Московские князья держали его у себя в совладении, чтобы не платить лишний раз мыт, плывя через другие княжества.

Таким образом, в средневековый период существования Булгара, Новгорода, Залесской земли, существовала развитая система водных путей сообщения, созданная автохтонными финно-угорскими народами за тысячу лет до самого начала этих средневековых государств.

В сегодняшней России все волоки давно заросли лесом. Но есть любители истории, периодически обновляющие древние пути.

Пару лет назад состоялась экспедиция устроенная Кенозёрским национальным парком (Архангельская область)

Столетия назад Новгород и Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, были соединены сетью водно-волоковых путей, предназначенных для торговых судов. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, повторяющей конструкцию лодок древних финно-угров, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка.


Берестяной каюк для экспедиции был изготовлен ещё в начале августа и хранился в "Рухляном сарае" Кенозёрского национального парка, в деревне Вершинино


Вёсла позволяют не только передвигаться по воде, но и нести лодку на плечах


Впереди 18 километров пути до Кумбасозера


Первое - Педозеро


Привал на Педозере


Можно в берестяном котелке вскипятить себе брусничного чайку


Дубан – тоже архаичный вид лодки вырубаемой на берегу озера из стволов деревьев. Для остойчивости два ствола сбивались вместе. Естественно, что такие лодки не перетаскивались, между водоёмами, а вырубались на месте.


Устье реки Кумбасы вытекающей из Кумбасозера - начало водного пути к реке Водле, и дальше до Онежского озера.

 

Текст и иллюстрации: Андрей Мерянин
Фото: http://pinogora.narod.ru/

Регион: 
Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ