Виталий Чернявский: «Воссоздание языка муромы – «социальный заказ»

Энтузиаст изучения и создания учебников финно-угорских языков Виталий Чернявский выпустил в мерянском издательстве «Merja Press»  второй том своей книги «Язык Муромы / MUROMAN’ KEL’». Первый том данного издания, вышедший в 2014 году, представлял собой грамматический очерк и муромско-русский словарь на 3 тысячи слов, второй том - продолжение начатой работы, содержит русско-муромский словарь и пример текста.

Этот уникальный труд - полная лексика и грамматика языка древнего финно-угорского народа с берегов Оки.  Виталий Чернявский шаг за шагом по крупицам собирал сведения о древнем муромском языке. Инфоцентр FINUGOR представляет вниманию своих читателей  интервью с реконструктором исчезнувшего финно-угорского языка.

- Здравствуйте Виталий. В первом томе Вашей книги Вы сделали попытку реконструкции фонетики, морфологии и словаря муромского языка. О чем второй том «Языка Муромы»?

Второй том моей книги содержит в себе краткий русско-муромский словарь. В этом словаре даны, в основном, только те слова, которые имеются в предыдущем, муромско-русском словаре, вышедшем в первом томе. Таким образом, при помощи перевода на муромский язык русского слова, можно найти соответствующую словарную статью в муромско-русском словаре, со всеми имеющимися в нем грамматическими сведениями. Русские прилагательные, причастия, указательные местоимения и порядковые числительные, для упрощения, даны в словаре лишь в форме мужского рода.

- Расскажите читателям о том, что побудило Вас заняться реконструкцией языка летописной муромы.

В наши дни отмечаются осознанные поиски людьми своих «корней», родословных. Активно реконструируется, в частности, самосознание (традиции, искусство, одежда, язык и обряды) народа меря. А в последнее время активизировали подобные поиски и те, кто отслеживает свою родословную от муромского народа и считает себя потомками муромлян. Кое-кто из этих энтузиастов обратился ко мне с просьбой помочь в воссоздании языка их муромских предков. Вот я и взялся за этот, так сказать, «социальный заказ».


Реплика пластинчатой серповидной гривны с коническими привесками по материалам Корниловского и Подболотьевского могильников муромы, X-XI вв. Совместная работа Бейлекчи Валентина и Кременецкого Ярослава.

- На основе чего Вы разработали Вашу реконструкцию?

Мною были внимательно изучены топонимы (в основном – гидронимы) Муромской земли, идущие от языка муромы, произведён перевод и сопоставления этих названий с соответствующими словами близкородственного муромскому, ныне живого эрзянского языка, собраны сохранившиеся в местном говоре «отголоски» древних муромских слов и выражений – и (с учётом традиций современного финно-угорского языкознания) сделана попытка реконструкции фонетики, морфологии и словаря муромского языка.

- Почему Вы решили использовать в своей работе латиницу?

Долго выбирался способ записи – латинский или кириллический шрифты. С одной стороны – кириллица более привычна жителям Средней полосы России. С другой стороны – фонетический строй финно-угорских языков содержит звуки, не имеющие аналогов в русском языке. Это создаёт определённые трудности для чтения, например, на эрзянском и мокшанском языках (пользующихся кириллицей) – так как не все звуки имеют отдельное адекватное графическое оформление. А «расширенная» латиница, используемая в мире в настоящее время, имеет уже в своём «арсенале» буквы со всеми диакритическими знаками, необходимыми для графической фиксации данных звуков. Нужно ещё учитывать также тот момент, что европейские старописьменные финно-угорские языки с давними литературными традициями (финский, эстонский, ливский, венгерский) и многие живые языки этой же группы с восстановленной или новообразованной письменностью (карельский, вепсский, ижорский, водский; большая часть саамских) – используют в настоящее время латиницу. Поэтому в конечном итоге было решено остановиться на расширенной латинице с буквами, имеющими надстрочные диакритические знаки.

Таким образом, появилась реальная возможность более-менее адекватной графической фиксации звуков муромского языка – чтобы на письме использовать не просто знаки фонетической транскрипции, а буквы «нормальной» полноценной письменности. А потомки муромлян легче смогут интегрироваться в финно-угорском «литературном пространстве».

 


Муромский воин. Реконструкция И.Дзыся из книги "Киевская Русь". Издательство «Росмэн»

- Какое пространство занимал народ мурома 500 лет назад и в каком веке вероятнее всего полностью перешел на славянский язык?

Предки финно-угорского племени мурома уже примерно 5 тысячелетий назад проживали на территории нынешней Средней полосы России (Волосовская археологическая культура неолита - прим.ред.), в бассейне Оки, занимая, в основном, пространство, ограниченное: с севера – рекой Клязьмой, с запада – рекой Судогдой, с востока – рекой Окой, с юга – истоком реки Унжи. Частично мурома проживала также на правобережье Оки, вплоть до современного города Павлово Нижегородской области. Соседями муромы были финно-угорские народы меря, мещера, мокша и эрзя. Не исключено, что мурома некогда составляла часть эрзянского народа – но, проживая изолированно от эрзи (по большей части – отделённая от неё рекой Окой), сформировалась, – не без влияния соседей, мери и мещеры, – как самостоятельная этническая и лингвистическая группа. Муромская топо- и гидронимия достаточно хорошо сохранилась в названиях местностей, населённых пунктов, рек и озер на территории современных Судогодского, Селивановского и Муромского, на юге Ковровского, Вязниковского и Гороховецкого и на севере Гусевского и Меленковского районов Владимирской области; а также на западе Павловского, Вачского, Навашинского и Выксунского районов Нижегородской области.

М. Свиязов. Мордовская и муромская женщины.

Балто-славянские переселенцы, появляясь в этих землях в X–XI веках, были, по сути, ассимилированы коренными жителями края. Постепенно возникали смешанные славяно-финские поселения и могильники. К XII веку мурома уже не упоминалась в летописях как отдельный народ – к этому времени Киев и Чернигов предпочитали иметь дело, так сказать, с «географической областью», а не с самостоятельным народом, уже неплохо использовавшим тогда славянское наречие в качестве «лингва-франка».

Реконструкция женского костюма народа мурома. Автор: Наталья Герасимова

Как пишет российский историк и археолог из города Мурома В. В. Бейлекчи, «даже отъявленные скептики-славянисты признавали, что древняя мурома "составила основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси важнейшее стратегическое и экономическое значение". А значит, финно-угорская мурома и ныне обитает на своих исконных землях.

Вопрос реконструкции муромского национального самосознания – дело недалёкого времени».

***Мурома — финно-угорский народ, живший в среднем и нижнем течении Оки с политическим центром в окрестностях современного города Муром с середины 1 тысячелетия нашей эры.

Мурома упоминается в древнерусской летописи «Повесть временных лет» как неславянское племя живущее на Оке.

На землях муромской племенной территории имеются многочисленные памятники раннего железного века, которые имеют общие черты как с Городецкой и Рязано-Окской, так и с Дьяковской культурой.

Большая часть историков и археологов связывают эти памятники с Городецкой и Рязано-Окской культурой. Но П. Н. Третьяков предполагал бытование на Оке отдельной, родственной культуры, близкой как Дьяковской так и Городецкой. Советский археолог, основатель свердловской школы археологии, В. Ф. Генинг считал эти памятники более близкими к Дьяковской культуре. Вероятнее всего, люди, оставившее эти разные памятники, могли принять участие в формировании муромы на разных этапах истории.

Отличительной чертой культуры муромы являются грунтовые могильники, которые в предшествующую эпоху известны только у финно-угров Рязано-Окской и Городецкой культуры. Вероятно, более древние жители этих территорий практиковали поверхностные захоронения, например, «дома мёртвых» известные по дьяковской культуре. Возможно, что сложение таких погребальных памятников связано с миграцией на территорию средней и нижней Оки волго-камских угорских племён с востока. Возможно, также переселение на северо-восток финского населения со верхнего течения Оки со значительной примесью балтского этнического элемента связанного с племенами, Мощинской культуры. Таким образом, муромская этническая общность сложилась в результате взаимодействия нескольких племенных компонентов.

Регион: 
Народы: 
Читайте также:

Комментарии

  1. Guest
    "Вопрос реконструкции муромского национального самосознания – дело недалёкого времени" - а почему не спросили как именно будет реконструировано национальное самосознание народа, которого не существует уже много веков?
  2. Guest
    На кол таких реконструкторов.
  3. Кандзи Анеи
    Иди сам воссядь на острое, шовинист) Муроме быть!
  4. Guest
    Вы профанируете все финно-угорские идеи, низводя реальные проблемы до уровня эльфов и гномов. Так ведь можно сказать, что пусть все ассимилируются, придёт какой-нибудь чернявский лет через 500 и всех возродит.
  5. Кандзи Анеи
    Логика совка и деревенщины. Существующим финно-угорским народам ничего не мешает жить и развиваться. Тут лишь пожалуй единственный тормоз, собственный страх и лень. Возрождение ушедших финно-угорских идентичностей наоборот укрепляет наше больше пространство.
  6. Guest
    Так-то я не против того, чтобы ряженые клоуны бегали по лесам, но зачем приплетать реально существовавшее эрзянское племя?
  7. Guest
    Ага, а зомби укрепляют пространство живых. Недаром Чернявский доктор, а не лингвист.
  8. Guest
    Молодец, Виталий! Взялся за такое огромное дело, не убоявшись никаких трудностей. Честь ему и хвала!
  9. Guest
    Не слишком ли много внимания несуществующим народам? Может больше места на сайте отводить реальным проблемам?
  10. опаньки
    Почему несуществующим народам? Существщими. Они теперь, зри, и есть РУССКИЕ. А с ними и мещеряки, и прочия, прочия, прочия...
  11. вера в добро
    ) Для врача , да с польской дворянской фамилией - знание латыни необходимо на наивысшем уровне. Молодца , Виталий. И ведь находит время для общественной) нагрузки) , не говоря уже ... ) о разведении Виталием более 100 видов рыб в своих аквариумах объемом 2500л. Интересный человек по жизни , разносторонние интересы , хорошие отзывы людей которым он помог вылечив их недуги , лингвист от богов (разных)) . Успехов дальнейших , Виталий , в т.ч. и в пополнении рядов ) финно-угров. Молодца.
  12. опаньки
    Ох, Вера. И не стыдно Вам так тонко издеваться над подвижником?) Вы, Вера-Троль! )))
  13. опаньки
    Ох, Вера. И не стыдно Вам так тонко издеваться над подвижником?) Вы, Вера-Троль! )))
  14. Гешка
    Вот кабы Виталя какого нить карпия разводил с пользой для бюджета и желудка. А так вспоминаю Максимыча добрым тихим словом больше как врача и изготовителя жареной долмы
  15. Гешка
    Вот кабы Виталя какого нить карпия разводил с пользой для бюджета и желудка. А так вспоминаю Максимыча добрым тихим словом больше как врача и изготовителя жареной долмы
  16. Ivshin
    Ересь, к сожалению. Без научной основы - пустой звук это. Ни один финноугровед всерьез не воспримет. Поэтому нежизнеспособно.
  17. Guest
    "Вопрос реконструкции муромского национального самосознания – дело недалёкого времени»" Афтар походу бредит! "Национальное самосознание" это то что появляется после Французской революции с целью смешать бретонцев, гасконцев и прочих в одно! Муромь это Этнос, проживавший в другом историческом времени! Хотя конечно бродят бродят такие нацмены среди славян чечен укров якутов евреев и прочих микронародцев с пулей в голове. А восстановление этноса конечно замечательно.
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ