Верховный карт Марийской традиционной религии поддержал установку памятника Чумбылату в Йошкар-Оле

Александр Таныгин на молении

Верховный карт (жрец) Марийской традиционной религии (МТР) Александр Таныгин поддержал установку памятника древнему марийскому князю и святому МТР Чумбылату в Йошкар-Оле. Об этом он заявил Инфоцентру FINUGOR.

«Я с вдохновлением узнал о том, что группа марийцев предложила установить памятник нашему великому князю, - отметил верховный карт. – Я последние два года посвятил изучению Чумбылата, изучал следы его деятельности в Кировской, Костромской, Нижегородской областях – чем он занимался, что совершил, какие походы были у него. Он во всем достоин того, чтобы ему установили памятник. Я обязательно напишу о нем статью в газету «Марийская правда».

По мнению А.Таныгина, в столице Марий Эл следует увековечить и память о других исторических деятелях марийского народа. «Сейчас очень кропотливо изучаю князя Мамич-Бердея, попробую поговорить о нем с ученым-историком Ксенофонтом Сануковым. Это неоднозначная личность, но мы должны знать, что хорошее сделали наши предки. Ему тоже можно поставить памятник», - заключил верховный карт.

Напомним, в Интернете в группе "Йошкар-Ола" социальной сети ВКонтакте.ру идет голосование за установку в Йошкар-Оле памятника древнему марийскому князю Чумбылату. Гора Чумбылата на берегу реки Немды в 2010 году стала победителем международного конкурса "Семь чудес финно-угорского мира", а сам князь Чумбылат вошел в число победителей международного конкурса "Имя финно-угорского мира", который прошел в 2011 году.

Идею поддержало более половины принявших участие в голосовании.

Как пояснили в администрации столицы Марий Эл, для установки нового памятника инициативной группе потребуется написать заявление на имя мэра Йошкар-Олы, далее прошение пойдет в комиссию по рассмотрению вопросов установки мемориальных досок и памятных знаков. Между тем обращение на имя мэра Йошкар-Олы можно направить онлайн.

*** Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию. Имя собственное, от тюрк. "чум", муж + "булат", "сталь особой прочности". Имел княжескую резиденцию в Кукарке (ныне город Советск), куда она была перенесена из Кокшарова (ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат руководил нападением на укрепленные центры ушкуйников Котельнич и Хлынов (ныне Киров), в результате которой их стерли с лица земли. По этому поводу в православных церквях долгое время проходили богослужения два раза в год. Чумбылат прожил долгую жизнь. Перед смертью он завещал похоронить его на вершине горы на берегу реки Немда, где и сегодня проходят моления Хозяину горы. По легенде, Чумбылат выходил из горы и помогал в минуту опасности марийскому народу. Марийцы верят, что древний князь помогает им молиться, доносит их молитвы вышнему богу Ош Поро Кугу Юмо.

Мамич-Бердей - марийский князь, противник присоединения Казанского ханства к Московскому княжеству в XVI веке, организатор сопротивления московским ратям во время первой Черемисской войны (1552-1557). Возглавлял ополчение луговых марийцев, татар и удмуртов численностью до 20 тысяч человек. Попытался привлечь на свою сторону горных марийцев и чувашей, выступавших на стороне русских при взятии Казани, но его предательски схватил и выдал русским воеводам сотник Алтыш. Казнен в Москве в 1556 году.

Сын Мамич-Бердея Качак был одним из лидеров освободительного движения марийцев во второй Черемисской войне. Около деревни Кугунур Оршанского района Марий Эл установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Его также почитают татары и удмурты.

Комментарии

  1. Главное,чтобы памятник поставили в достойном месте-а то исполнят волю народа,"воткнут" его в какой-нибудь дыре...Будет не гордость,а посмешище...
  2. Продался Маркелову и теперь гнобит марийцев? Вот так карт! Да еще главный
  3. Попытался привлечь на свою сторону горных марийцев и чувашей, выступавших на стороне русских при взятии Казани, но его предательски схватил и выдал русским воеводам сотник Алтыш. Казнен в Москве в 1556 году.---------------------------горномарийским  сотником Алтышем был заманен в засаду, пленен и отправлен в Москву на расправу. 
  4. Хорошо, что онаенг поддержал эту идею, полезное и нужное дело для всех! И, конечно, надо подобрать достойное место для этого памятника.
  5. чимари памятникам (каменным истуканам) и иконам не молятся. у них есть чумбылатова гора. просьба, не покушаться на святыню чимари. там вам ваш маркелов достаточно ваших православных вдохновителей понатыкал. если будете трогать нашу святыню, то ОШ КУГУ ЮМО вас за это  покарает.
  6. Никто и не будет молиться возле памятника - с чего это вдруг такая странная идея? Молятся там, где положено молиться, а памятник нужен для увековечения памяти народа о наших святых личностях.Точно так же нужно поставить памятники и бюсты и другим нашим выдающимся людям - ученым, поэтам, писателям, артистам. Могай шонымашда уло гынат, Таныгин нерген кызыт мут огыл, Чумбылат памятник нерген...
  7. надо крепко подумать:- Нужен ли нам марийцам памятник в европейском понимании?- Наша ли это традиция ваять исторических и духовных героев, придумывая их образ (мы их никогда не видели)? - Должен ли герой, имеющий в наших душах духовный образ, превращаться в образ конкретного человека? Не будет ли это таким же кощунством над божественным смыслом как создавать иконы и статуи святым и Христу? - Должен ли ВООБЩЕ памятник Чумбылату быть поставлен в Йошкар-Оле - на земле болот, уничтоженных деревень и кладбищь? (памятник "Дерево жизни" в Центральном парке с тремя человеческими фигурами, например, стоит ровно на месте кладбища. Интересно чью могилу венчает.). Какой великий смысл установки памятника в Йошкар-Оле? По этой логике Акпарса надо было ставить в Козьмодемьянске. Благо у горцев хватило креатива - поставили памятник там, где это действительно нужно. Теперь нет человека в Г-м р-не, кто хоть раз в жизни не видел бы  памятник Акпарсу. Или мотив установки в Й-Оле взять реванш и показать ИМ!? Да, могут сказать: например, в Китеке есть памятник Акпатыру с его изображением. Что же поделать так исторически получилось. Люди, которые его ставили, конечно, стремились к хорошему. Но находясь под влиянием чуждой нам культуры икон, подсознательно создали еще одну. Теперь уже неправильно будет исправлять и навязывать местным людям другое понимание. Но это не означает, что надо повторять эти ошибки. Разговоры о памятнике Чумбылату ведут просвещенные, всеобще, культурно мыслящие люди. Наверное, надо хорошенько подумать, осмыслить чем же и для кого будет этот памятник ----- и, соответственно, каким и где.Должны ли мы уподобляться тем, кто сейчас втыкают памятники и символы своей веры повсюду (((Уж извините за грубое сравнение: словно млекопитающие метят свою территорию.))) Как будто от этого Великой Веры и Духовности в народе прибавится...
  8. Насколько известно последователи МТР (марийской традиционной религии) не являются сторонниками установки каменных (бронзовых и т.д.) памятников, в отличии от исламистов (черный камень «капа»), иудеев (стена плачя), христиан (скульптуры «святых» в католических храмах). Думается причина массовой устанавки в городе различных памятников кроется в попытке навязывания другой идеологии, чуждой народу мари. Традиционно сторонники МТР поклонялись природе, обращаясь к Ош Кугу Юмо. При этом выбирали посредником деревья, а не камни и фигуры.Лучшим памятником выдающейся личности является вновь посаженное дерево или аллея памяти, а также память в народе. Мало им там понастроили церквей, еще им чумбылат подавай. Может еще вам туда и гору чумбылата перенести.-------------------------------------------------------------------Православные - настоящие двоеверцы. Марийцы - не исключение.Все-таки русское православие - это очень специфическая вещь, это все-таки двоеверие, хотим мы это признавать или не хотим. Человек, который ходит в церковь, ничуть не меньше, чем Божьего гнева, боится черной кошки. В России суеверность сейчас все больше и больше возрастает, и если считать, что эти суеверия имеют языческие корни, то, да, Россия начинает тяготеть, в общем, к язычеству. Люди называют себя христианами, православными, при этом то, что они делают, это, в общем, язычество в чистом виде.чокыншо мари в йошкар-оле хотят прихватизировать последний символ чимари - чумбылат. не помню, когда был нанесен такой удар в истории по чимари. кажется, во времена акпарса. Ответить19.01.2012, 17:49 — чимари   При Маич-Бердей был нанесен такой удар по чимари:"(((... Мамич-Бердей при попытке склонить «горных черемис» на совместную войну с Москвой горномарийским  сотником Алтышем был заманен в засаду, пленен и отправлен в Москву на расправу. Потеряв своего героя-предводителя, луговые марийцы вскоре потерпели поражение и в мае 1557 года приняли присягу верности русскому государству"))).Теперь хотят "пленить" Чумбылата и отправить в Йошкар-Олу Маркелову.http://finugor.ru/node/22652  
  9. чтобы небыло спров предлагаю в йошкар - оле поставить памятник Акпарсу - великому Человеку ,который дал марийцам остатся марийцами
  10. памятник АКПАРСУ надо поставить на против  дома правительства, чтобы помнили кто он был и боялись его
  11. Мне, кажется, что чумбылату будет  унизительно находиться  среди своих завоевателей. Кроме того Маркелов точно скажет, что он  в свой стан привел последнего язычника и превратил в христианина. Еще ему за это гундяев (главный поп) орден даст.Кроме того Чумбылат предпочел бы умереть в бою за марийскую веру, чем явиться в логово православия в Йошкар-Оле. Кстати, многие мои предки так и поступили.
  12. Чумбылат предпочел не умирать, а жить за марийскую веру, и даже после смерти жить и помогать марийцам. И явится он в "логово" как победитель, как предводитель и защитник и освободитель!!! 
  13. Кто за Чумбылата присоединяйтесь к группе http://vkontakte.ru/chimbulat, приглашайте друзей!!!
  14. А что в Йошкар-Оле делает главный карт Таныгин? Его резиденция должна быть на Чумбылатовом горе.  Вообще-то нужен ли нам главный карт? Такой должности во времена моих предков не было.  А то, понимаешь, выбил у Маркелова себе должность по подобию как в РПЦ и ведет там политику как поп Гапон Георгий. 
  15. Памятник Чумбылату нужен без сомнения! Потому что это самый главный святой марийского народа! А в городе нет ни одного памятника ни одному народному национальному герою! И не просто памятник нужен, а большой памятник на постаменте, чтоб кроме Чумбылата на лихом коне там была и гора отражена, из которого он выезжает, и несметное войско следующее за ним, и может быть часть леса как-то отражена и ключ, вытекающий из скалы. А поставить его на площади Ленина, может даже вместо Ленина и площадь переименовать в площадь Чумбылата, а может где-то в другом месте организовать площадь Чумбылата. И это будет символом возрождения марийского народа, символом того что Чумбылат вернулся чтобы защитить свой народ!
  16. Я согласен с Cseremisz-ом действительно надо хорошенько подумать прежде чем ставить памятник Чумбылату. У марийцев не было традиции ставить где-то посреди деревни, села, города памятники кому-то. Марийцы хоронили всех на кладбище и свое почитание к ним показывали посещением их могил. Я понимаю протест читателей данногого сайта: почему так много памятников русским и православным в Й-Оле и почему нет марийским героям. Я не согласен с политикой Маркелова по тотальной застройке Й-Олы православными церквями и установкой памятников исключительно правславным и русским «героям». Но не надо уподобляться этому недалекому человеку. Возможно памятники марийским героям нужны, но действительно надо хорошенько подумать в какой форме.Михаил С.21.01.2012 в 00:48Мало кто об этом задумывается, но настолько очевидно что не поспоришь. Тема сознательно обходится во избежание противоречий мне так кажется. Просто если посмотреть со стороны на веру наших с вами соотечественников ну настолько очевидное искажение происходит. Пытаются соединить настолько такие противоположные вещи как христианство и вера мари. Первое что бросится в глаза даже не посвященному человеку будет вопрос » А не ничего, что религии должны быть обособленны друг от друга особенно при исполнении ритуалов?» А то собираются представители разных конфессий и за всем наблюдают и участвуют. Мне как человеку православному не поддерживающего современную продажную ЗАО РПЦ дико раздражает весь маразм который твориться в РМЭ. Одно из двух должно быть а не все в куче и на равных для всех условиях тк никто национальную республику еще не отменял давайте больше уважать друг друга, но молится своим богам ходить будем все таки в разные места, исповедующий мари веру в роще, мусульманин в мечети, православный в старой церкви содержащейся на балансе прихожан, а не из кармана всех остальных. А за продажных картов просто стыдно, роют яму для своего собственного народа пытаясь навязать ими же и придуманные догмы, истинные традиции предков еще никто не отменял совесть должна быть у людей в первую очередь.Мало кто об этом задумывается, но настолько очевидно что не поспоришь. Тема сознательно обходится во избежание противоречий мне так кажется. Просто если посмотреть со стороны на веру наших с вами соотечественников ну настолько очевидное искажение происходит. Пытаются соединить настолько такие противоположные вещи как христианство и вера мари. Первое что бросится в глаза даже не посвященному человеку будет вопрос » А не ничего, что религии должны быть обособленны друг от друга особенно при исполнении ритуалов?» А то собираются представители разных конфессий и за всем наблюдают и участвуют. Мне как человеку православному не поддерживающего современную продажную ЗАО РПЦ дико раздражает весь маразм который твориться в РМЭ. Одно из двух должно быть а не все в куче и на равных для всех условиях тк никто национальную республику еще не отменял давайте больше уважать друг друга, но молится своим богам ходить будем все таки в разные места, исповедующий мари веру в роще, мусульманин в мечети, православный в старой церкви содержащейся на балансе прихожан, а не из кармана всех остальных. А за продажных картов просто стыдно, роют яму для своего собственного народа пытаясь навязать ими же и придуманные догмы, истинные традиции предков еще никто не отменял совесть должна быть у людей в первую очередь.http://mariuver.wordpress.com/2012/01/20/cumb-razoshl/#comment-28940 
  17. на счет национальной республики это правильно сказано, я cчитаю РМЭ это только г ЙОШКАР-ОЛА все только там делается
  18. Таныгин – продажный клоун в обличии МТР, властям Марий Эл не нужны настоящие марийские язычники. Не удивительно, что эта продажная группа официальной МТР ни слова не поднимает о том, что в рамках изучения религий в школе нет марийского язычества, СМИ Марий Эл игнорируют марийские языческие праздники. Эти клоуны навязали зороастрический календарь марийцам как традиционный марийский и объявили новый год весной и год этот типа год Медведя. Но надо же быть такими идиотами! Все финно-угорские народы Новый год справляли по лунному календарю после дня зимнего солнцестояния, т.е. где-то после 20 декабря, у марийцев после этого на новолуние с пятницы была новогодняя неделя Шорыкйол. Наши продажные клоуны и идиоты этого элементарного не понимают…
  19. Сегодня 80 лет со дня смерти вождя мирового пролетариата. По дате вроде было совсем недавно, а сколько потрясений произошло за это время! Вот кого надо марийцам счесть и уважать. Если не было эпохи В.И. Ленина, то не было и Марий Эл, и Чумбылата,  и столицы, искусственно созданной большевиками - Йошкар-Ола. Поэтому действительно в Йошкар-Оле должны стоять памятники их основателям. Это - воеводы всякие и большевики. А марийские мифологические и сказочные образы не внесли вклад основании  и развитии Йошкар-Олы, поэтому йошкаролинцам нечего обижаться вашему отцу, кормилице и духовному вдохновителю Маркелову. Если уж сильно хотите, то поставьте памятник Маркелову.  А этот памятник назовите в честь Чумбылата. Вы уже не первый раз ставите такие памятники. Например, поставили памятник ворюге и бандюге Мустафе, а назвали - Йыван Кырла. 
  20. Кувай манмыла кутан калым ода пале, а зрелища  и памятники вам подавай. Как Юра Шевчук говорит, Республика в жо-пе (или села на жо-пу), а Вы увлеклись памятниками, начиная от бездельников в интернете, кончая главным "марийцем" Маркеловым.  Есть, например, важнейший вопрос - быть или не быть Республике Марий Эл, а Вас специально уводят на всякие второстепенные вопросы типа быть или не быть черемисам, или сказочным и мифическим персонажам , или установить или нет памятник ёшкину коту.
  21. Одного не могу простить Ленин кочайлан, что он не добил до конца этих попов, мулл, жрецов и прочих посредников от Бога.  Ладно, если они были только посредниками и обращались к богу от имени верующих. Но они уже  возвели себя до ранга господина и обращаются к народу почти-что как Бог. Кроме того они катаются  на крутых "меринах" и строят себе коттеджи и дома выше церквей. Я, например, в таких посредниках не нуждаюсь. Я с КУГУ ЮМО стараюсь общаться без всяких посредников. 
  22. Вот, например, на таком "мерине" катаются посредники от Бога в Чебоксарах:http://svpressa.ru/politic/article/51865/
  23. Сегодня 80 лет со дня смерти вождя мирового пролетариата.---------------88 лет. 
  24. На очередном съезде марийцев должен стоять только один единственный вопрос - быть или не быть Республике Марий Эл! Если будет сохранена Республика, то будет сохранен и народ, и язык,  и история, и культура, и памятники! Надо немедленно попытаться укрепить марийскую государственность (суверенитет), иначе исчезновение марийского народа гарантированно. Только государственность (суверенитет) может служить гарантом сохранения марийского народа и его истории, культуры. А все остальное - игра в кошки-мышки.
  25.  ВЕЛИКИМ ПАМЯТНИКОМ ЧУМБЫЛАТУ были бы ухоженные, облагороженные, огороженные, выделенные, видные, сияющие кӱсото. Чтобы стыдно было жителям деревни, если в их кӱсото пасется скот, бегают собаки, гниет лес…..Разве не за это стоял Чумбылат?…………………………Чтобы Нурсола Ото на торъяльской повертке была местом возле которого без сигнального приветствия или пары добрых слов водители не проезжают. Чтобы к нему вела хорошая дорога. Чтобы были красивые и на века построенные ворота. Чтобы была безопасная автостоянка на трассе на тот случай когда в рощу идти нельзя, чтобы люди могли остановиться, постоять, подумать, сфотографироваться, чтобы там стоял камень возле которого останавливались бы путники, молодожены, друзья…. чтобы сфотографироваться, помянуть, помолиться, детям рассказать и объяснить…Как люди назовут этот камень?Памятник Чумбылату?Памятник роще, которая находясь на самом видном месте за все большевистское время не была вырублена???? (вот уж действительно ЧУДО – пашня вокруг по самой кромке на абсолютно ровном возвышающемся над округой поле, а Она стоит!)Памятник Марий Юмыйӱла?или просто камень у которого можно остановиться? как испокон веков было принято: у камня, у родника, у ручья, у дерева, у реки, у перекрестка дорог, у озера…?не будет ли от этого больше пользы, чем от еще одного бронзового идола в городе идолопоклонников?а другие места? а другие рощи? а во всех местах, где живем мы?Cseremiszhttp://mariuver.wordpress.com/2012/01/20/cumb-razoshl/#comment-28957 
  26. Для общего кругозора прочитай книгу "Удар Русских Богов" автор Истархов Владимир Алексеевич и откроются у тебя глаза и на педофила Ленина и на КАКмунизм и на веру христианскую и на многое другое!
  27. Вкраце содержание книги:Книга вскрывает суть всех главных еврейских религий: иудаизма, христианства, коммунизма, расписывает структуру масонских организаций. Показано, что эти еврейские религии созданы как информационное оружие для захвата и установления мирового господства высшей еврейской олигархией и их сатанинскими хозяевами. Вскрыты механизмы управления сознанием и поведением людей. Книга написана с позиции язычества — исконной многотысячелетней религии русских и арийских народов. Дана реальная картина мировой истории. Книга представляет собой арийское информационное оружие против жидократии. Данная книга — это удар Русских Богов по жидомасонской мафии и их дьявольским богам.Данная книга написана в специфическом жёстком стиле, и этот стиль вместе с плотным по информации содержанием по первому чтению может вызывать много эмоций, из-за которых усвоение содержания данной работы усложняется. За одно прочтение эту книгу освоить и воспринять не удастся. Советую Вам после первого чтения сделать паузу дней на 7, на 10 и после этого спокойно перечитать этот текст повторно.Повторное чтение всегда интересней первоначального. Не зря раньше на Руси была такая поговорка: интеллигенты книг не читают, они их перечитывают. Данная книга написана максимально просто, хотя плотность информации высока и главное — она написана с позиций язычника, утраченных в сегодняшней России. Я уверен, что по второму чтению Вы по-другому воспримете эту работу и не пожалеете о потерянном времени.А если Вы внимательно прочтете эту книгу третий раз, то она позволит Вам перейти в языческое информационное пространство. Она изменит Ваше сознание. Она поможет пробудить Ваше подсознание, Вашу генетическую память, разбудить и поднять наших Русских Богов. Мы арийцы — дети наших Богов. В нас есть нечто большее, чем мы о себе знаем. Наши Боги — внутри нас, они в наших генах. В этой информации огромная скрытая сила и энергия. Она нам поможет стать в тысячи раз сильнее и добиться победы, процветания и настоящего духовного могущества.