Американец из Австрии: для сохранения малых языков должен измениться настрой внутри самого меньшинства и большинства «снаружи»

Инфоцентр FINUGOR представляет интервью исследователя и преподавателя финно-угорских языков из Университета Вены, гражданина США Джереми Брэдли. Д.Брэдли владеет финским, эстонским и марийским языками, он разработал программу проверки орфографии марийского языка, создал программу-помощник для чтения при изучении марийского языка, участвовал в создании учебника марийского языка на английском языке, создал сайт Mari-language.com, преобразованный затем в Mari Web Project, принимает участие в проекте по разработке англо-марийского словаря.

В интервью финно-угровед из Вены излагает свою точку зрения на судьбу малых языков. По мнению Д.Брэдли, многие миноритарные языки уже исчезли или находятся на грани исчезновения под давлением «больших» языков, например, английского, однако существуют удачные примеры выживания немногочисленных языковых общин в иноязычном окружении и даже возрождения малых языков.

Джереми, возможно ли сохранить от исчезновения малые финно-угорские языки? Профессор Янош Пустаи заявил о рубеже в 100 тысяч носителей, необходимых для сохранения языков – насколько это предположение обоснованно?

Прежде всего, отмечу, что я не эксперт по выживанию языков, но мое первое впечатление таково, что это слишком упрощенно – назначать какое-либо специальное число для таких вещей. «Если вас больше – ваш язык выживет, если нет – не выживет». Вероятно, Янош Пустаи сам понимает, что упрощает ситуацию.

Прекрасный пример для опровержения мантры о том, что малые языки по умолчанию должны умереть, - татары в Финляндии, которые продолжают сохранять стабильное число говорящих на родном языке – около 1000 человек – после более чем 100 лет проживания в стране. Тенденции и условия функционирования языков намного важнее, чем голые цифры.

Но в целом, я думаю, есть значительно лучшие шансы для смены тенденций для тех финно-угорских языков, которые Янош Пустаи назвал «большими». Я полагаю, что не могу ничего сделать как лингвист для того, чтобы спасти язык манси, например. Но когда я смотрю на марийский, коми, удмуртский, эрзянский языки – я могу поразмышлять о некоторых прецедентах в истории, когда языки спасались от вымирания, даже находясь под угрозой исчезновения. Хорошим примером в этом смысле является валлийский язык в Великобритании.

Анника Пасанен рассказала читателям Инфоцентра FINUGOR об опыте сохранения малочисленного инари-саамского языка в Финляндии.

Саамские языки в Финляндии – великолепный пример! И это не только северо-саамский язык, но и инари-саамский выжил очень хорошо, хотя на нем говорит всего 300 человек!

Но в России такое повторить сложнее, поскольку отношение к билингвализму другое. Многие люди у вас все еще думают, что билингвализм это что-то нездоровое, мешает ребенку в жизни. Такого отношения совсем нет в Финляндии: там нормально быть билингвой. В Финляндии, наоборот, необычно, если вы не знаете три и более языков!

Джереми Брэдли в марийском костюме на фоне карты Марий Эл

Добавьте к этому отсутствие финансов, официальной поддержки, политические обстоятельства… Надо быть гораздо хитрее, чтобы реализовать подобное в России, чем в других странах. Но и нельзя сказать, что это совсем невозможно. Никто не сможет доказать, что русский язык «слишком большой» и поэтому малые языки не смогут выжить – я слышу такие утверждения от марийцев: «Как может сохраниться марийский язык, когда русский намного важнее для жизни?» Ведь в той же Великобритании вам достаточно отъехать всего несколько часов от Лондона - и вы встретите живой миноритарный язык, хотя повсюду господствует английский!

Вы имеете в виду корнский язык в Корнуэлле?

Нет, валлийский в Уэльсе. Этот язык хороший пример в том смысле, что валлийское языковое возрождение состоялось без больших политических пертурбаций, это был очень плавный процесс. Сто лет назад валлийских детей наказывали в школах, когда слышали, что они говорят по-валлийски. Веками англичане жестко искореняли валлийский язык из Уэльса. Но на сегодня отношение полностью изменилось: валлийский язык теперь расценивается как культурное достояние Великобритании, ситуация с ним стабилизировалась.

Уэльс, кажется, не имеет статуса, подобного статусу национальной республики в России, так же и с валлийским языком…

Уэльс официально рассматривается как страна – часть Великобритании, он имеет схожую форму автономии, собственную языковую политику и так далее.

В любом случае, встает вопрос: что можно сделать для того, чтобы облегчить процесс изменения отношения к малым языкам – как это произошло в Великобритании и Финляндии – в России? И это изменение позиций должно произойти и внутри самих малых этносов, и среди большинства населения.

Я много думал об этом, но это очень непростая штука. Если я приеду из Западной Европы в Россию и скажу людям, что они должны делать то-то и то-то, то рискую встретить скорее шовинистическое отношение, а это будет контрпродуктивно.

Что же было ключевым звеном для благоприятных перемен в Уэльсе? Добрая воля англичан?.. Британского правительства?.. Упорная работа самих валлийских активистов?..

Изменение отношения к миноритариям по всей Великобритании и позитивные достижения в самой валлийскоговорящей общине без каких-либо больших политических перемен. Я могу привести многие другие примеры языков, которые некогда были на грани исчезновения, а сегодня у них все в порядке: это финский, эстонский, чешский языки. Но у этих языков изменение ситуации происходило одновременно с геополитическими переменами. Я всегда опасаюсь использовать эти примеры, так как это может звучать как будто я оправдываю сепаратизм.

Валлийский же язык, с другой стороны, возродился без таких радикальных перемен. И сегодня нет никакого серьезного движения за независимость Уэльса. Да и не нужно валлийцам стремиться к независимости, раз их права уже гарантированы так, как сегодня.

Зачастую приводится в пример возрождение мэнского языка или корнского. Является ли это правдой?

Мне кажется, нет. Только несколько ученых-лингвистов выучили корнский язык и язык острова Мэн настолько, что могут говорить на них. Но с ними все так и остается на академическом уровне. Нет никаких шансов, что эти языки приобретут новых носителей из числа тех, которых в английском языке называют «native speakers». Если язык однажды ушел, то он уже умер. Есть разве что три примера языков, которые успешно возродились после того, как не осталось некогда говоривших на них народов. Но все они находятся в чрезвычайных обстоятельствах.

Возможно, если хотя бы несколько филологов могут говорить на фактически мертвых языках – подобно мэнскому – то следующий шаг может заключаться в том, чтобы найти некоторое количество потомков говоривших на этих языках (это могут быть дети, внуки, правнуки и так далее), желающих овладеть языком предков. Например, иврит удалось возродить спустя почти две тысячи лет после того, как он перестал быть разговорным и был языком священных книг евреев. Разумеется, при возрождении иврита усилиями Элиезера Бен-Иегуды и его последователей сам этот язык был модернизирован, так как сохранилась лишь весьма архаичная лексика. Тем не менее, это пример возрождения вымершего языка.

Да, это так. Но в этом случае ситуация облегчалась наличием четко выраженной другой культуры и религии – факторами, которых, скажем, на острове Мэн просто нет. Поэтому на острове у потомков мэнцев весьма слабая мотивация для того, чтобы отправить своих детей учить мэнский язык – они потеряли свою культурную идентичность вместе с языком, и сейчас большинство их считает себя обычными англичанами.

По-марийски Джереми говорит в Skype со своими марийскими друзьями и коллегами

Если культура каким-то образом сохранится, несмотря на то, что язык умер, как это произошло с ивритом, то дела небезнадежны. Но лишь крайне небольшое число нацменьшинств может сохранить свою культурную идентичность так же, как и евреи, которые перестали говорить на иврите много столетий назад.

Поэтому я скептически отношусь к утверждениям о возможности возрождения упомянутых выше языков как к мотивировке работы с ними лингвистов: если у носителей нет желания сохранить язык живым сейчас, не имеет значения то, что позже, возможно, появится стремление вернуть его назад – но это будет уже намного труднее.

Кстати, многие думают, что иврит получил реальный шанс возродиться только как результат появления фашизма: если бы Холокост не уничтожил в евреях Германию/немцев/немецкую культуру, то язык идиш (немецкий) мог бы легко одолеть иврит во всех сферах жизни.

После всего того, что случилось у евреев, они нашли мотивацию для того, чтобы забыть немецкий язык и предпринять усилия для непосредственного овладения языком предков. Вот почему случай с ивритом весьма проблематичен: миллионы людей погибли для того, чтобы он стал живым в наши дни. Думаю, это все же единичный случай.

Возрождение иврита, чтобы на нем стали говорить дома, в позапрошлом столетии – с этим можно сравнить ситуацию как если бы некто начал разговаривать с членами семьи на старославянском языке с целью его возрождения в наши дни.

Какие еще языки смогли воскреснуть из небытия, кроме иврита?

Могу привести в пример язык австралийских аборигенов барнгарла. Университет города Аделаида сейчас активно занимается возрождением языка барнгарла и других языков австралийских аборигенов – некоторые их них были утрачены и на них не разговаривали более ста лет! В США недавно воскресили индейский массачусетский язык, к его изучению привлекли детей. И еще один прекрасный пример – гавайский язык. В организациях, работающих над возрождением гавайского языка, приняты очень строгие правила: абсолютно все общение в школах, университетах и т.д. должно проходить на гавайском языке, включая разговоры с секретаршей и уборщицей. Я недавно разговаривал с профессором Университета Гавайев, этнической японкой, и она сообщила мне, что выучила гавайский язык очень быстро – у нее просто не было выбора!

Некоторые финно-угорских языков настолько малочисленны, что, кажется, полностью утратили шансы на сохранение – это языки води и ижоры в России, ливов в Латвии, квенов на севере Скандинавии. Можно ли надеяться на их спасение методом «языкового гнезда» - или уже слишком поздно?

С ливским языком, вероятно, уже слишком поздно. И даже не имеет значения то, насколько большой может быть политическая воля для его спасения – ее и так много. Предположительно, один из факторов здесь это то, что ливский язык является чрезвычайно трудным языком для изучения, и это быстро демотивирует энтузиастов, не являющихся ливами по происхождению.

Квенский язык имеет хорошие шансы для спасения, я думаю, но сами его носители обеспокоены неуклонным сближением его с финским языком – вплоть до того, что квенский язык просто теряет свои отличительные черты. Моя коллега в Финляндии проводила полевые исследования среди квенов. Она рассказала мне, что ее информанты всегда бывали расстроены и разочарованы тем, что слова их языка, которые они считали уникальными, оказывается, существуют и в финском языке. В этом смысле квены больше опасаются не ассимиляции со стороны норвежцев, а «сползания» в финский язык.

Квенский язык очень близок к финскому, но, вероятно, здесь дело не только в лингвистике, но и в наличии традиционной культуры (квены могут быть и оленеводами, как саами), этнического самосознания.

Да, на самом деле, это больше культурная идентичность, чем языковые различия между финнами и квенами. Квенский язык не более отличается от стандартного финского, чем разнятся  между собой финские диалекты. Но квены имеют собственную историю, собственную культурную идентичность, которую хотят сохранить.

Мне кажется, впрочем, что такие ситуации случаются крайне редко. Например, австрийцы имеют очень сильную национальную идентичность и собственный набор диалектов. Если два австрийца заговорят друг с другом, немец из Германии может не понять ни слова до тех пор, пока сами собеседники не захотят этого. Но в Австрии абсолютно отсутствует какое-либо движение за признание «австрийского» языка отдельным от немецкого. Никто не отрицает стандартный немецкий язык как литературную норму. Есть только желание более открыто в письме использовать отдельные лексемы, которые называют «австризмами». У австрийцев сложился консенсус по поводу того, что они будут сохранять свою культурную идентичность внутри большого немецкоговорящего мира.

Если вернуться к квенам, то их ситуация, пожалуй, скорее, напоминает ситуацию у малых языков в России. В России, и это меня тревожит, зачастую внутри самого этноса есть несогласие, напоминающее изречение «Разделяй и властвуй». На ум приходит пример с горномарийским языком: иногда попытки развития луговомарийского языка отрицаются горномарийцами, так как они весьма озабочены собственным оригинальным этнокультурным наследием. Это я, с одной стороны, понимаю, но, с другой, луговомарийский язык не является угрозой для горномарийского. Я думаю, подход на сохранение диглоссии - двуязычия - это лучше, чем если бы остался лишь один язык. Диглоссия - лучший способ действий помочь в этой ситуации. Горномарийский имеет больше шансов на выживание внутри широкого общемарийского контекста, чем если бы он был сам по себе. Норвегия и Швейцария являются примерами стран, где совершенно разные языки успешно существуют без какого-либо языкового сепаратизма: швейцарский немецкий язык и норвежский нюноршк устойчиво функционируют, хотя их приверженцы вовсе не стремятся оторваться от доминирующего языка - литературного немецкого и норвежского букмола, соответственно.

Возвращаясь к теме о возможности ревитализации языков, думаю, если имеется кто-то, владеющий таким языком на основе письменных документов и аудиозаписей, вполне возможно возродить язык по методике «языкового гнезда». К счастью, мы, финно-угроведы, не стремимся возродить вымершие языки, но лишь языки, находящиеся под угрозой – и это легче, чем энтузиастам, работающим в Америке и Австралии, где языковой ландшафт был разрушен в значительно большей степени.

Является ли процесс глобализации и экспансии английского языка угрозой и для «больших» финно-угорских языков? Тот же Янош Пустаи, Лари Котилайнен из Финляндии и некоторые другие эксперты в этой стране и Эстонии говорят, что английский язык вытесняет национальные языки из сферы науки, англицизмы заимствуются для обозначения инноваций, что сказывается на лексике.

Угроза в плане путей развития этих языков? Да, возможно. Угроза для их существования? Нет. Я думаю, это все же две разные вещи. Первая неизбежна и происходит всегда. Кстати, одна коми девушка рассказала мне, как русские дразнят коми тем, что в коми языке довольно много слов, заимствованных из русского языка. Мол, у вас нет своего коми слова для «биологии» или «архитектуры»… А ведь в этих словах нет ничего русского, оба эти слова пришли из греческого языка. Но люди не знают о влиянии на их родной язык иностранного, если это уже произошло в прошлом.

В истории латынь, греческий, арабский, французский, немецкий языки были теми языками, которые повлияли на все языки мира. Сейчас эту роль играет английский язык.

Я не думаю, что слово «глобализация» верное для обозначения упадка малых языков на планете. Да, это происходит повсюду, но везде процесс происходит локально, и с ним надо справляться силами заинтересованных людей на местах.

Благодарю за ответы!

Читайте также:
Loading...

Комментарии

  1. фраза: "если у носителей нет желания сохранить язык живым сейчас, не имеет значения то, что позже, возможно, появится стремление вернуть его назад – но это будет уже намного труднее."Даже пиндосы понимают, что все зависит от самого этноса. Если коренное население само не заинтересовано в сохранение своего языка, то как что-то можно требовать от тех же властей?
  2. Гость
    А ещё пиндосы с европейцами хотят что бы у нас гомосятину признали невинной забавой и требуют толерантного отношения к геям и лесбиянкам...... Так что, если малые народы, которые во всём кивают на ЕС и США согласятся на эти "духовные ценности" то от них и их языка вообще ничего не останется
  3. Ни один малый народ в России не кивает на ЕС и США..Не выдумывайте.наконец.Настрой внутри меньшинства давно уже изменился в лучшую сторону,а большинству "снаружи" всегда было наплевать на другие языки,и этот настрой никогда не изменить.Это не Англия,и не США,не Финляндия,где люди владеют несколькими языками,кроме государственного.Малые народы России знают несколько языков соседей,.Певица из Удмуртии прекрасно владеет удмуртским,башкирским.татарским.русским,английским.и поёт на этих языках.,.Таких очень много среди народов Поволжья!
  4. опаньки
    Очень надеюсь, что  Выпишите не про опыт США и Англии в создании этнических резерваций....  ;) Или Вы говорите об опыте Суоми в уничтожении карельского этноса и его языка на своей территории? ;)
  5. Гость)
    Всегда появится какой-то дурачок и все изгадит. Наши малые народы они потому и наши, что ни на кого не кивают и наш долг - помочь им сохраниться, а те кто куда-то кивает, тем выезд открыт, хоть в Америку, хоть куда.
  6. Писать надо внятно и понятно,чтобы "какой-то дурачок всё не изгадил"!
  7. Гость)
    Мадам, я писал не вам, что кстати видно из дерева комментариев.
  8. Петро
    Сохранение языков дело как самих народов, так и государства в равной степени. Не нужно снимать с плеч чиновников эту ношу - по закону обеспечение равных языковых прав их прямая обязанность. 
  9. ГостьВ
    Петро! Давай разберем Ваши слова. "Сохранение языков дело самих народов,.." Разве так, разве это правильные слова? Наши народы уже не сохраняются, с каждым годом численность все уменьшается. А водь, ижора, ливы уже последние дни доживают. Наши народы сами уже не  сохраняют свои языки. Уже не умеют. Это как если человек тонет,т.к. не умеет плавать, а Вы предлагаете ему самому спасаться. А водь и ливов если даже вытащить на берег, они так наглотались воды и в таком уже беспамятстве, что обратно свалятся в воду. Вот еще Ваше другое утверждение:"Сохранение языков дело государства..." А государство - это кто или ЧТО? Если ЧТО, то это не живое существо. А какой спрос с неживого существа? Если КТО, то государство - это люди, т.е. тот же народ, а народ уже не сохраняет свой язык. "... Не нужно снимать с плеч чиновников эту ношу ..." --Уж кто-кто, только ни один чиновник во всем мире не будет заниматься сохранением языка, тем более, чужого. Как в случае с нашими народами.Любой ЧИНовник думает только о своей карьере (о своем ЧИНе) и о своем кармане: побольше урвать, сорвать, своровать. Что же делать, как сохранить языки? Какое слово-то нехорошее - сохранить. Как будто что-то спрятал в мешке и хранишь. Так могут и украсть мешок, может и сгнить содержимое мешка, а может и обесцениться. Давайте используем другое, более подходящее слово - развивать язык. Ведь, развиваясь и сохранится язык. Что делать, чтобы развивался язык? Уже сразу легче, уже понятнее. Но, все-таки обращаемся к Джереми (неужели это имя сокращенное от Джеремис?!) Брейдли. Он говорит о положительных примерах возрождения языков: валлийском, гавайском, иврите, чешском. Надо более подробно  и тщательно рассмотреть эти примеры с точки зрения возможности использования их среди финнских народов. 
  10. Гость
    уже нет такой пустыни, куда можно было уйти лет на сорок со своим народом, чтобы сохранить свой язык и культуру, поэтому остается один путь - только через независимость и свою государственность. 
  11. ГостьВ
    Никакая пустыня не спасет народ от ассимиляции в России, наследницы Русской и Советской империи. Спросите у Валентины Совкиной, лидера саамов Мурманской обл. Даже саамскую деревню в тундре построили - ничего не помогает.
  12. Гость)
    Джереми - это от Джеремайя, т.е. Иеремия.
  13. ГостьА
     А кто может мне объяснить -что подразумевается поl понятием "доминирующий язык"? Tсли этот язык. который элита нац. общества хочет навязать - это одно. а если это  доминанта от количества говорящих  этноса с различными субэтносами - это другое?  И почему горномарийски язык более уязвим (как язык) чем луговомарийский перед другими языками? От того, что так  думает элита нац. общества? Как мне думается. проблемы выживания и у  горномарийского? и у луговомарийского языка одинаковы перед лицом сильных мировых языков...
  14. Гость
    Цыгане бродят по всей планете, нет у них ни земли, ни школ, ни учебников - и что? Они не знают свой язык и не чтут свои обычаи?
  15. Гость
    Вот в том-то дело всякие  пиндосы, в том числе и российские, прочие финляндские, хотят видеть нас только на уровне цыган.
  16. Гость
    Вот в том-то и дело, что всякие  пиндосы, в том числе и российские, прочие финляндские, хотят видеть нас только на уровне цыган.
  17. язык  существует на востребованности и на функциональности . аналогия - если какой - либо орган у живого существа не восстребован или не функционирует , то он редуцируется и постепенно перестает существовать. так же и язык - нет повседневного общения , не нужен на работе , в гос. учреждениях - и всё - все общаются на русском .а пример валлийского , корнского - это германские языки , которые от анг. недалеко ушли, плюс , наверно , какие - то особые побуждения знать эти языки ( патриотизм , мода и т . д. ) у наших языков , к сожалению , восстребовательность и функциональность осталась только для малой Родины , да и то теперь уже не везде . молодежь  со стариками еще по марийски общаются , а между собой по - русски , т. е . их дети родной язык совсем знать не будут а дети детей ?
  18. Петро, так ведь ни кто и не говорит, что государство должно полностью устраниться. Но когда ни каких конкретных идей от коренного этноса нет, а есть только дай дай дай... Что государство должно делать. Ведь сколько коми семей не говорят дома на родном языке, так откуда их дети будут его знать? А государство и так делает. Вот тебе пример - это обязательное изучение коми языка в школах. Но потом то на нем где говорить, если, опять повторюсь, коренное население на нем не говорит дома (я не беру южные сельские районы). Так язык и умирает, потому что в нем, впервую очередь, не заинтересован сам этнос, т.к. в эпоху глобализации, и тут я с этим пиндосом полностью не соглашусь, его родный язык ему же и не нужен. А если он уедет с коренного места жительства куда-нибудь в центр РОссии или в ту же гейропу родной язык ему там и подавно не нужен будет не смотря на все громкие заявления гейропников о заботе о нацменьшинствах. Они там со своими то коренными нацменьшинствами не знают что делать, куда их засунуть, а тут еще если наши понаедут....  
  19. Петро
    Ответ у государства должен быть только один: дать. Вы тут не проводите свою лукавую пропаганду, дескать, нет идей у коренных этносов... Всё есть: и идеи, и проблемы, и необходимости. Но весь вопрос в том, что государство наше - Россия - не выполняет своих обязательств по отношению к насильно присоединенным "коренным". А долги надо отдавать, иначе рано или поздно грянет взрыв...Вообще меня поражает ваша активность, и новый ваш ник никого не обманет. Лично вы-то что будете иметь с того, что этносы ассимилируются? Вы фанатик русского моно- государства?
  20. я ник также как и Родину не менял. А насчет пропаганды  - так это уж лучше за собой посмотри. Если ты такой справедливый, что ты только на Россию то наезжаешь. Или тебе плевать на положение твоих же соотечественников хотя бы в той же Эстонии.    
  21. Петро
    а я, знаете, в России живу. И зачем так далеко ходить за положением соотечественников? В Чечне русскоговорящих уже практически нет. Чего вы не возмущаетесь?
  22. ГостьВ
    Еще раз хочу вернуться к сказанному Петром. Сам народ, поддержка правительства и помощь чиновников - вот три кита, на чем держится сохранение малого языка. Так, Петро? Хочу на конкретном примере марийцев рассмотреть поддержку правительства и помощь чиновников. Как это происходит в действительности. Марийцы один из самых активных, трудноассимилируемых русскими из всех финно-угров. Против ассимиляции работает еще своя религия,удивительным образом сбереженная марийцами. Процент говорящих на родном - самый высокий среди финно-угров. Т. е. марийцы, быть может, пассионарный народ. Марийцы явно еще хотят сохранить и развивать свой язык. С народом все в порядке. Теперь о поддержке правительства в деле сохранения марийского языка. Во главе Марий Эл встал русский человек.  Который конечно,  как в России водится, стал себя окружать близкими ему людьми, русскими по национальности. И весь руководящий состав Марий Эл стал русским, за редким исключением. Дело осложнилось еще тем, что Маркелов оказался ЛДПР-овцем фашистского толка. А кому это понравится? Начались митинги, выступления марийцев. Дело дошло до резолюции Европарламента, где осуждалась такая политика России к малым народам. В Москве не согласились с такой резолюцией, но на развитие Марий Эл направили миллиардные финансы. Полился золотой дождь на Марий Эл, такой же как на Чечню. Но эти миллиарды до марийцев не дошли. Все они ушли на развитие русской культуры в Йошкар-Оле: все эти церкви, дворцы, кремль, памятники воеводам-убийцам...Это видимая часть. Самая основная часть ушла на подкуп или  физическое устранение марийских активистов. Так было уничтожено Марийское национальное движение. Сейчас марийский язык под жестким контролем, под сильнейшим давлением русского правительства Марий Эл. И если развивается как-то, то вопреки желанию государства. Вылазит как цветочек из-под асфальта.  О чиновниках. Все чиновники исполняют приказы начальника. Ослушался, вылетаешь со своего кресла. Поэтому вся деятельность чиновников имеет антимарийскую направленность. Все чиновники говорят, мол, пусть развивают свой марийский язык; пусть говорят, изучают, строят школы. А я причем?Мне не нужен марийский, моим детям не нужен. В таких условия у марийского языка нет шансов.
  23. По моему ты гонишь, что у вас в школах марийский не изучают? А это ведь основа основ
  24. Привет,ягморт!Я думаю,что в марийских школах изучается этот язык.Даже в школах Татарии есть уроки марийской литературы и языка!А в Удмуртии язык никогда не переставал изучаться.Жаль только,что в городахУдмуртии ,Чувашии,Марий Эл,Коми неприсутсвует этот элемент обучения!А в Татарии в этом году ввели с 1-ого класса татарский язык.Даже русские изучают.Правильно,если во власти русские,так как в Марий Эл,Удмуртии такой программы и не предвидится.На род не против введения родного языка с 1-ого класса.как это сделано в Казани.Почему родной язык изучается только в деревнях?Коми,удмурты,пермяки.,марийцы уже совсем обрусели?
  25. И тебе привет. Кто тебе сказал, что родной язык коми изучается только в деревнях? Уже минимум три года он является обязательным предметом в школах. Как то вот так. Не знаю правда как с этим в Марий Эл. А то, что например коми обрусели то это скорее да чем нет. Но очень плохого я в этом не вижу не чего. Еще раз повторяю - ГЛОБАЛИЗАЦИЮ НЕ ОСТАНОВИТЬ
  26. "Глобализацию не остановить.."Хотя они и обрусели,но в глазах .Дух своего народа,а в глазах русских-другой ,русский дух.Представителелей любой нации можно узнать только по глазам...Русейте,русейте,но язык и корни не теряйте.По данным статистики 2008года наибольшее число самоубийств среди финно-угорского народа(в 3 раза больше),чем среди русского населения..Наши дети скоро станут Диванами,не помнящими родства!
  27. Гость
    Брэдли говорит, что национальный (местный) язык в Уэльсе может быть примером выживания. НО ЭТО НЕ ТАК! несмотря на то, что Англия (английская культура и язык) во многом изменила отношение к соседям - соседи до сих пор тяготеют к консервативному пониманию значения своего языка. Пример - Уэльс, про который говорит Брэдли. Уэльс - это другая страна, это - не Англия и не Шотландия по конституции и.т.д. но носителей местного языка 20% и что бы не делали для популяризации языка - ничегг не выходит. популярнее язык не становится.. ни в 10, ни в 20 веке.. сейчас в англии и уэльсе делают все что бы язык это тстал популярнее, но ничего не выходит.а ведь уних не было "советского периода" в самом жестоком веке - 20 веке. не было концлагерей, Гулагов и оккупаций несколько сотен лет уже. И в 11 веке датчане туда тоже не дошли. и римляне в 1 веке не долшли..проблема в чем то другом с малыми языками и кодировкой.
  28. Гость
    ключевое слово при критике- пиндостан и гомосятина. это и есть русская культура.
  29. Гость
    еще  толераст из пиндосии..)))
  30. опаньки
    Слово "пиндос" является  словом-памятником мощному слою советского  и постсоветского пипла с именем "БЫДЛО",  и,   тем самым, монументом  необразованности и бескультурью. Проблема сия,  увы, старая. Можно сказать, что и заскорузлая, ужо.Итак:«Пиндо́с» («пендо́с», (греч. Πίνδος)) — слово, присутствующее в разговорном варианте русского, а также белорусского и украинского языков[1][2], и употребляемое в нескольких смыслах, основными из которых является повсеместно[3][4] распространённое на постсоветском пространстве с начала XXI века инвективное наименование американцев (граждан США), а также распространённое в Северном Причерноморье и Приазовье с XIX века[2] бытовое прозвище местных греков[5].В среде русских в Африке в 1980-х — начале 1990-х годов зарегистрировано употребление слова «пиндос» в значении «негр», «чернокожий»[6][7]. 
  31. Петро
    что так мало? себе-то можно и 500 поставить.. =)
  32. Гость
    Гость  - 09.50.......- ты наверное с дуба рухнул???????   """"""""а ведь уних не было "советского периода" в самом жестоком веке - 20 веке. не было концлагерей, Гулагов и оккупаций несколько сотен лет уже.""""""""""""       Нет,,,,,,давай не предвзято, без фанатизма подойдём к теме с другой стороны, со стороны америкоса "переживающего" за наши малые языки.......   Надо признать, что исконные земли Америки  до сих пор находятся под оккупацией, выходцев из Европы, то есть народами с другого континента...... Давай признаем, что на протяжении столетий эти переселенцы реально проводили политику геноцида индейцев, уничтожая их целыми племенами через убийство со сняитем скальпов, выплачивая за это поощрительные премии, через заражение оспой, через уничтожение бизонов -  тем самым уничтожая их кормовую базу и много ещё чего.....Остатки племён были загнаны в резервации, в рамках которых они до сих пор компактно и проживают....Не кажется ли тебе - что американец - лицемер априори......... Они в Америке издают учебники на индейских языках стотысячными тиражами??? И так ли они пекуться о сохранении их языков, как наших малых народов???
  33. Гость
    И у вас негров линчуют.
  34. Гость
    ("9.50") слово "оккупация" можно применить к территории США, а можно и не применять. это ведь было 300 лет назад - и индейцы (некоторые) в своей истории считают, что это и была Первая мировая война, когда европейские народы (страны) вытеснили (уничтожили) индейцев. из 12-15 миллионов (?)  за 100 лет (17-18 век) отсалось 7 милл.Кстати в и Россия принимала участие в "освоении" американского континента как и другие народы из Европы.индейцы США имеют резервации со многими правами которых нет у многих штатов.у них очень большие права на сегодняшний день.. и сегодня политики разными способами пытаются извинится (например в Канаде) перед индейцами.я думаю, индейцам наплевать на политиков. в этом и "зарыта собака". они не стали христианами. им и не надо. индейцев больше нет, но США впитали языческую индейскую культуру и оперируют этим в своей политике. парадокс.
  35. Гость
    (9.50) где я сказал что я согласен с американцем? (это про Уэльс). наоборот, я с ним не согласен.
  36. ГостьВ
    Что же мы сможем почерпнуть из этих положительных примеров, о которых говорит Джереми? Самое главное для нас - сама возможность возрождения умирающих языков! Т. е даже ливский язык можно спасти! Было бы желание. Спасли же иврит, возродили язык, на котором говорила еще несколько десятилетии назад всего одна семья! А сейчас на этом языке говорят миллионы! Что общего мы видим в этих примерах и что же такое особенное помогло возродить умирающие и, или даже вымершие в далеком прошлом? Ведь, наверное не все попытки возрождения или сохранения языков были успешными. На мой взгляд, успешными были попытки там, где появлялась группа сплоченных идеей возрождения, сохранения и развития образованных людей. И эта группа была не просто группа образованных и интеллигентных людей. А группа, готовая на все ради достижения цели, ради сохранения языка. Группа очень похожая на "Союз борьбы за освобождения рабочего класса" В. Ульянова..Только люди готовые на смерть, готовые пойти на эшафот, лишения и гонения могут спасти свой народ. У татар есть такие люди, поэтому татарский язык будет жить.Как сказала одна татарская журналистка:" Я глотку перегрызу за свой народ!" У финно-угров есть такие люди? 
  37. При всем уважении, но этот комент уже экстремизмом попахивает. Или вы желаете возродить национальные языки также как и явреи. Через холокост, гонения, презрения. Мир сам сделал их такими какие они есть. Они вынуждены были приспосабливаться к тому, что их отовсюду гонят. И таким образом становились хитрее, жестче. И вот тут как манная небесная им дали свой клочек земли и разрешили наконец-то основать государство. Интересно кто-то из присутствующих здесь поддержит ли этот путь
  38. ГостьВ
    Наши вялые попытки остановить ассимиляцию финно-угров называете экстремизмом? Численность всех финн-угорских народов уменьшилась от 10% до30% за последние 8 лет. Некоторые из них(ливский, водский и др.) на грани вымирания. Деревни вымирают, люди уезжают в города и дети их уже становятся русскими.Никакие национальные школы не помогают Мы хотим просто разобраться, или просто жалуемся.  Вы не в теме? Или платный провокатор русских на этом сайте? 
  39. вот только не надо говорить про вымершие финно-угорские деревни. ты на машине по вологодчине прокатись, там практически все деревни вымершие. и началось это все еще в 80-е. они, что тоже финно-угорские? а когда те же вологодские переезжали в сыктывкар, по тому что там работы не было. трендеть то не мешки ворочать, национальный ты наш 
  40. ГостьВ
    В 80-е годы все малые деревни объявили бесперспективными и все они исчезли. В Вологодской, Костромской, Ивановской... Все Нечерноземье опустело. Русские и нерусские, марийские деревни...А все люди разъехались, в основном, переехали в города. Речь не об этом. Это признанный факт, это наша история и от этого никуда не денешься. Речь о том, когда финно-угры переезжают в города, переходят на русский язык, а дети уже не знают родного языка. А русский из вымершей деревни переедет в город, он останется русским. Откуда вы, почему такое незнание финно-угоской действительности? Почему не знаете, что Вологодчина(да и все Нечерноземье) - древняя земля финно-угров, а жители Вологды и области - обрусевшие финно-угры? Вы показываете такое незнание финно-угорской темы, что вызываете подозрение.
  41. ну все - понеслась. беседу можно заканчивать, т.к. от савых северных морей вплоть до пустыни сахара - это все исконные земли финно-угров. татары, башкиры да и казахи тоже (т.к. по коми хлеб - нянь, по казахски - нан) произошли от финно-угров. а гиперборейцы были предками финно-угров. с фанатиками весь мир не разговаривает, а поступает совсем по другому. Не буду пиасть здесь как, чтоб не создавать уважаемому мной ресурсу проблем
  42. ГостьВ
    Да, ваше место на сайте русских националистов.
  43. Гость)
    Рискую быть обвиненным в провокаторстве за деньги, но все же изложу свои соображения. По поводу языка. Язык как известно - это товар и купить, т.е. выучить его человека могут заставить 2 вещи - необходимость общения с другими людьми, в случае с письменными языками еще и возможность прикоснуться к письменному массиву данных и возможность отнесения к более престижной общественной группе. В чем заключаются ваши попытки остановить ассимиляцию финно-угров? В расписывании в Инете, какие ужасные были РИ и СССР? Но, на секундочку, в РИ и в СССР численность марийцев стабильно росла. Почему в городах дети становятся русскими ,может потому, что образ марийца, который Вы тут рисуете получается не слишком привлекательным? Вечно угнетенный сельский житель с низким образовательным уровнем? Где тут хоть капля позитива? Где современная программа, нацеленная в будущее? Даже то, как заплевали этот фильм Осокина, уже кажется диким. Народ без глубоких комплексов просто не обратил бы внимания или приветствовал бы интерес к своему наследию, а тут в суд собрались подавать, чисто со стороны звучит дико. Писать, что Маркелов фашист - это плюнуть в память всех тех, кто погиб на войне, побойтесь бога. он конечно странный мужик, но такими определениями нельзя разбрасываться. И еще, нельзя все валить в кучу, мысли должны быть ясными, урбанизация естесственный процесс, ливы здесь вообще не причем. И как по-Вашему может сохраниться народ с численностью меньше 1000 человек? Посредством массовых кровно-родственных связей?
  44. ГостьВ
    Ну что ж, отвечаю на ваши вопросы."Язык как известно - это товар и купить.."- я не согласен с таким утверждением."ваши попытки остановить ассимиляцию финно-угров?..." - разве я один стараюсь?Откройте главную страницу сайта Финугор.Об этом же пишет и Джереми Бредли, и Тыну Сейненталь, и Анника Пасанен, и в статье о коми-пермяцкой депрессии та же тематика. Т.е. большая часть статей на сайте об этом.Или до Вас до сих пор не доходит, из-за чего языки в России исчезают? "... расписывании в Инете, какие ужасные были РИ и СССР?..." - так не считаю и не расписывал никогда. "в городах марийские дети становятся русскими..."- Не только марийские, а все финно-угорские. Это наша общая беда. " О фильме Федорченко-Осокина, я сейчас не участвую в дебатах на МариУвере( из-за вводимой админом цензуры там), но год назад еще очень активно там многое комментировал. Вы знаете наверно, что есть там две позиции: за и против. Я высказался за этот фильм. И мой коммент получился прямо превосходным.Это мое субъективное мнение, может я и преувеличиваю. Но кто же меня похвалит, если я сам себя не похвалю? Но некоторые(или один) комментаторы сказали спасибо, хотя там обычно все собачатся. Это было год назад и если найду тот коммент, выложу здесь. А снова так написать не могу - много душевных сил потребует. "... что Маркелов фашист - это плюнуть в память всех тех, кто погиб на войне,..."- Вы наверно совсем не представляете, что в Марий Эл происходит.  Мой дед погиб в боях с фашистами и лежит где-то под Ленинградом. Он погиб в боях с фашистами, а эти фашисты сидят сейчас в Йошкар-Оле. И не надо меня злить по этому поводу. Я русский патриот и патриот России, но с фашистами готов разобраться.   "1000 человек? Посредством массовых кровно-родственных связей?" - Никогда не слышали или читали о том, что генетические исследования доказывают, что все люди на Земле происходят от одной популяции из Африки числом не более 1000 человек?
  45. Гость)
    Про язык как товар не я придумал, а социолингвисты. Про СССР вот ваша цитата страницей ранее Никакая пустыня не спасет народ от ассимиляции в России, наследницы Русской и Советской империи. Языки исчезают оттого, что их носители перестают ими дорожить. Тыну Сейненталь как раз об этом и писал. Насчет фильма я не имел в виду кого-то конкретно, сколько общую реакцию на Мариувере, какое-то сдредневековье. Сам я фильм еще не видел, в прокате его не было поблизости, а в сеть он не попал. Про генетические исследования я слышал, т.н. "бутылочное горлышко", но ни к чему хорошему это не привело. ограниченная популяция приводит к вырождению, хоббиты с Флореса тому примером.
  46. ГостьВ
    Никакая пустыня не спасет народ от ассимиляции в России, наследницы Русской и Советской империи. И что такого крамольного Вы увидели в этой цитате? Не нравится, что Россия была империей? Или считаете, что СССР -не империя?"... Языки исчезают оттого, что их носители перестают ими дорожить..." - Да, перестают дорожить и переходят на другой язык( печально только вот, переходим же добровольно и, бывает, гордимся этим). И это называется  ассимиляция. "..реакция на Мариувере,.." - люди же разные, не могут все одинаково мыслить и говорить. И на этом сайте Финугор такие же разнополярные мнения. Бывают и дикие высказывания. И о чем мы спорим? Почти одинаковые слова, почти одно и то же говорим и как бы и вроде бы спорим. Будь здоров, Гость)
  47. Гость)
    Этот коммент в первую очередь невежеством отдает, иврит знала одна семья? Серьезно?
  48. ГостьВ
    Дорогой! Иврит вымер 1800 лет назад. И только в 20 веке  в одной семье выучили и стали разговаривать на иврите
  49. Страницы

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для того, чтобы удостоверится, что Вы - человек.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.