
123

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605 — 17/27 августа 1681) — шестой Патриарх Московский и всея России (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года).
Родился в мордовской крестьянской семье в селе близ Нижнего Новгорода (в Вельдеманове, настоящее время — Перевозский район Нижегородской области). Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.
В возрасте 30 лет принял постриг с именем Никон. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, которые ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.В 1646 году отправился в Москву с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.
Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.
11 марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого, а уже 25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви.
Вскоре Никон начал реформу церкви, которая привела к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»).
Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства .
В результате вмешательства светского правительства в церковные дела, постоянных интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
В ноябре 1666 года открылся так называемый Большой Собор по делу Никона. Никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Никон скончался 17 августа 1681 года.
5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону.
Народы: Эрзя
-
Кредит для пенсионеров / 23.12.2016
-
Места в Карелии, которые стоит посетить / 06.11.2016
-
Как правильно подобрать детский комбинезон на зиму? / 13.10.2016
-
Применение цитрина в Карелии. / 18.10.2016
-
Фино – угорские украшения из натуральных камней. / 05.10.2016
Loading...
Очень мало оснований считать, что Никон позиционировал себя как эрзя или как мордва.
Да, по происхождению он эрзя, но в культурном отношении он относился к русскому миру, "работая" не на свой народ.
Считаю неправомерным включать Никона в список данного конкурса. На том же основании мы можем включить в данный список Лужкова, Собянина, Путина и др.
Суд Истории... Никон, чью власть можно сравнить лишь с властью государевой, стал главным действующим лицом на арене политической и церковной жизни России в середине XVII века. Нельзя однозначно судить о прошедшем с позиции сегодняшнего дня . Что изменилось бы в Истории не будь Никона ? Эрьзя и мордва жили бы лучше ? Глупо отвергать сына своего народа , пусть и неоднозначного. Может это и есть его предназначение - стать Именем своего народа сквозь Смуту и столетия , трагедию финно-угорского мира . Просвещение - это оружие ,о силе которого знает только просвещенный .
Он относится не к русскому миру, а к православному миру.
На Руси тех лет - православный значит свой, и уже всёравно из какого рода-племени.
Что-то похожее сейчас у мусульман - принял ислам свой - нет, то "не свой".
А мне он не нравится. Худощавый какой-то.
Замуж собралась ? Так Никон давно уж умер . Нравится-не нравится - Никону уж все равно, он прожил жизнь и его почитают православные русские , украинские , беларуские бабушки . Мысль не понятна моя? Своим народом гордиться нужно , тогда твой народ почитать будут и другие .