Коренные москвичи были финно-уграми (фото)

Финно-угорская москвичка

Археологи утверждают, что Москве не 864 года, а, как минимум, в три раза больше. И первыми жителями этого небольшого тогда поселения на Боровицком холме были финно-угры.

Как известно, Москва впервые упомянута в Ипатьевской рукописи: «И прислав Гюрги и рече: «приди ко мне, брате, в Москов». Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса.) И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу Святой Богородице и тако быша весели. На утрий же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию».

Гюрги – это шестой сын Владимира Мономаха, суздальский князь, позже названный Юрием Долгоруким. Было это в 6655 или по новому исчислению - 1147 году.

Археологические раскопки показывают, что задолго до этой судьбоносной встречи – в I тысячелетии до н.э. Москва уже была развитым поселением дьяковской культуры. Вернее, целым конгломератом селищ и городищ – в Московском регионе открыто около 40 поселений эпохи раннего железного века. В отличие от селищ городища представляют собой крепости, укрепленные чередующимися рвами и частоколами, иногда тройными.

Дьяково городище

Вид с Дьякова городища

Наиболее изученные из них – Дьяково городище в музее-заповеднике «Коломенское», городища на Боровицком холме в Кремле, Воробьевых горах, в Кунцево, Филях, Сетуни, Химках, Тушино, Нижних Котлах и Люберцах. Именно здесь и были найдены многочисленные свидетельства существования целой культуры, названной по первому открытому наукой городищу – дьяковской. Ареал ее распространения охватывал с VIII (IX)-VI в.в. до н. э. по VI-VII в.в. н.э. все Волго-Окское междуречье. Всего на территории России отмечено более 500 поселений дьяковцев.

Макет Дьякова городища

Валы Кунцевского городища

Финно-угорские топосы Москвы

Носители дьяковской культуры были финно-уграми. Об этом свидетельствуют более древняя, чем славянская, топонимика и следы материальной культуры. Считается, что дьяковцы были предками летописных мери и веси (вепсов). Отсюда версия, что и название Москвы происходит от мерянского слова «моска» - конопля, а окончание –ва практически на всех финно-угорских языках означает «вода». Москва-река в своих верховьях так и называется – Коноплевка. Названия Коломенское, Кукуй (Немецкая слобода), речка Сара – левый приток Москвы-реки, Шаболовка также содержат в себе явственную финно-угорскую основу. Чтобы город или участок, на котором стоит дом, стали привлекательными и красивыми нужно использовать ландшафтный дизайн.

Музей археологии Москвы

В Музее археологии Москвы размещены экспонаты, найденные при раскопках на Манежной площади, на территории Боровицкого холма в Кремле, в Кунцевском и Дьяковом городище. Костяные и первые железные ножи и серпы, ручная «текстильная» керамика, глиняные куклы-обереги и орнаментированные «рогатые» кирпичи – подставки для полочек возле очагов воочию рассказывают о долгом и многотрудном пути, пройденном нашими далекими сородичами с конца бронзового века. Первые поселенцы Москвы были прекрасными охотниками, рыболовами, земледельцами и ювелирами: знаменитые бронзовые шумящие привески с «утиными» лапками (по финно-угорской космологии Утка – космотворец),  умбоновидные подвески и бантики-нашивки составляют гордость экспозиции.

В сопровождении историка, этнографа Сергея Михайлова и кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии РАН, автора обширной монографии «Дьяково городище. Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э.» Николая Кренке мы посетили и древние городища Дьяковской культуры.

Изучение этих городищ началось не так давно – например, первооткрывателем Дьяковского городища стал Зориан Доленга-Ходаковский в 1818 году. Именно он обратил внимание на необычную курганную форму мыса возле Москвы-реки (ныне это территория музея-заповедника «Коломенское»), и предположил его рукотворное происхождение. Первые раскопки, сделанные им, подтвердили, что необычайно мощный – до 4 метров – культурный слой представляет собой абсолютно неизученный пласт древнемосковской старины.

Находки с памятников дьяковской культуры

Его материалы привлекли внимание известного историка Михаила Погодина, который придал теме дьяковской культуры научную известность. Вслед за этими публикациями последовал шквал открытий: в бассейне Москвы-реки, на Волге, Оке были зарегистрированы множество памятников дьяковской культуры. Но серьезные раскопки начались только во второй половине XIX века, поразив внимание исследователей целым рядом необычных находок.

Глиняные таблички

К примеру, плакеты – глиняные пластины, украшенные точечным узором. Чем они были – первыми книгами, где в виде символов запечатлевались некие события? Или своеобразным «паспортом» - тамгой определенного рода? Столь же непонятное назначение имеют и глиняные шарики, также усеянные точками. Служили они дьяковцам реквизитом для какой-то игры или, напротив, использовались, например, в качестве своеобразного «дистанционного погоняла» для скота, чтобы вернуть животное в стадо, не обходя глубокий овраг, как это и сейчас делают в горах. Тогда почему этих шариков найдено так много и почему они украшены?

Но самые яростные споры вызвали глиняные «грузики» - маленькие конусообразные глиняные изделия, иногда простые, наскоро обработанные, иногда узорчатые, тщательно покрытые затейливым орнаментом. Как только их не «приспосабливали» к современному пониманию! Были версии, что «грузики» применялись в качестве утяжелителей для ткацких станов, что с их помощью вились веревки, что «грузики» служили игрушками, и даже – что эти «грузики» были ритуальными предметами – вместилищами душ умерших предков!

Еще одна загадка дьяковской культуры – отсутствие захоронений. Казалось бы, за тысячелетия должны остаться хоть какие-либо следы погребений. Так вот – их нет! На московских городищах найдены всего несколько обугленных костей, что дало основания предположить об обычае кремации умерших. Финно-угорские «домики мертвых», ставших прообразом домика Бабы-Яги, появились значительно позднее. Ясно одно – без тщательного изучения родственных финно-угорских культур, дьяковская культура не поддается полной реконструкции.

Глиняные шарики

Грузики

Н.Кренке рассказал также как, судя по раскопкам, был организован быт первых москвичей. Жили дьяковцы в так называемых «длинных» домах, когда под одной двускатной крышей размещались несколько родственных семей. Например, в Дьяковом городище сохранились следы двух таких домов, длина которых составляла не менее 15 метров, а ширина – 3-3,5. Перед входом в дом имелись «сени». Стены строились из горизонтально уложенных бревен и зажимались столбами и плетнем (иногда двойным), внутренние перегородки делались из тонких жердей.

Внутри комнат были очаги с глиняным или деревянным бортиком, на дно очага насыпалась песчаная «линза». Полы в домах устраивались тщательно. Первым слоем была песчаная подсыпка, затем на нее укладывались травяные циновки. Иногда полы утрамбовывались и вымазывались глиной, образуя твердое гладкое покрытие. «Генеральную уборку» в таких домах было сделать чрезвычайно просто: когда травяные выстилки ветшали, их просто выжигали. Затем насыпался новый слой речного песка или глины и пол выстилался свежими циновками. Слоистый пол со следами золы отчетливо виден при раскопах.

Прослойки глиняных полов жилищ дьяковцев

Дьяковская текстильная керамика

Посуду дьяковцы изготавливали из глины. Вначале это была «текстильная» керамика, когда стенки сосудов украшались ямочками и прижатой к сырым изделиям тканью. Затем, уже в начале нашей эры в производство посуды пришла новая «мода» - посуда стала гладкостенной «лощеной» - то есть выглаженной специальными камнями. При раскопках найдены как столовые «сервизы», так и миниатюрные сосудики, служившие, видимо, чашечками.

Хозяйство дьяковцев состояло из жилых домов, пашен, кузнечного, железоплавильного и ювелирного производств. Земледелие было мотыжным, и на полях выращивалось просо, ячмень, пшеница и лен. Железные орудия труда изготавливались из руды, добытой в болотах, и вначале были редкостью. Поэтому железные заготовки - крицы выполняли роль денег и заготавливались для обмена.

Впрочем, в жизни дьяковцев кроме сельского хозяйства большое значение имели также охота и рыболовство. В Дьяковом городище найдено большое количество костей как диких животных, так и рыб. Есть даже кости тайменя – рыбы, живущей в исключительно чистой воде. Из костей крупных животных делали самые разнообразные орудия: шила, скребки, наконечники для стрел и даже ножи.

Изделия дьяковцев из железа

Нашивные бляшки. I-II вв. н.э.

Дьяковцы были солнцепоклонниками – солярные знаки украшают как утварь, так и ювелирные изделия. Отдельно стоит упомянуть о так называемых Синих камнях – огромных, весом в несколько тонн, валунах с углублением в форме круга или «глаза». Эти камни служили дьяковцам во время совершения ритуальных обрядов, а вода, скапливающаяся в углублениях-чашах, считалась целебной. Интересно, что и сейчас два таких валуна – «Гусь» и «Дева» рядом с Дьяковым городищем окружены деревьями, повязанными разноцветными ленточками – древний финно-угорский обычай дошел до наших дней! Такие камни есть и в Подмосковье, например, в Яхроме и, особенно, на северо-западе России, в местах расселения других финно-угорских народов: чуди, води, ижоры, финнов-ингерманландцев и саамов.

Гусь-камень

Носители дьяковской культуры были смелыми и предприимчивыми людьми – в городищах найдены следы активной торговли с соседями – стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила), пряжки, а также ювелирные украшения скифского «звериного» стиля. «Лощеной» керамике дьяковцы обязаны соседним балтским племенам – голяди, а выемчатой цветной эмали – Восточной Европе. На Троицком городище была найдена даже римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок такого рода. В свою очередь, дьяковские вещи находят в ареале 300-500 километров во всех направлениях, а пушное производство имело промышленные масштабы.

Антропоморфные статуэтки

К VI-VII векам нашей эры на смену дьяковской приходит другой тип культуры – в Москву с запада идет массовое переселение славянских племен кривичей и вятичей. Современные авторы определяют мерянскую культуру VI—IX веков Волго-Клязьменского междуречья уже как метисную финско-славянскую. Бронзовый бюст древней москвички VII века, реконструированный профессором Михаилом Герасимовым и выставленный в Музее археологии Москвы, дает достаточно наглядный пример такого смешения. Древний город Москва становится центром консолидации земель, а финно-угры – одними из государствообразующих народов.

Интересно, что позднейшие культурные наслоения на том же Дьяковом городище совсем незначительны - народная память хранила «табу» на культовые места дьяковцев, оградив их от последующих застроек разнообразными легендами. К примеру, Дьяково городище, как и многие другие подобные места в России, называют «Чертовым городком». Название это к нечистой силе, конечно, не имеет никакого отношения, а основано на насаждении и противопоставлении христианства традиционным природным верованиям дьяковцев.

Не последнюю роль сыграли и любопытные природные аномалии, наблюдаемые во многих финно-угорских культовых местах, что дало основания называть их «местами силы»: говорят, здесь нередко останавливаются часы, разряжаются мобильные телефоны и другая техника, отклоняются компасы, есть рассказы и о путешествиях во времени. К примеру, есть свидетельства, как в XVII веке в Коломенском появился отряд татарских воинов хана Девлет-Гирея, за 50 лет до этого предпринявшего поход на Москву. Туристов, прикладывающих ухо к земле, можно и сейчас увидеть на Кунцевском городище – говорят, в тихую безветренную погоду здесь слышен звон и чьи-то голоса.

Как бы то ни было, для археологов эти легенды – выдуманные или подлинные сыграли весьма положительную роль – нетронутость городищ дьяковской культуры позволила спустя тысячелетия по крупицам начать восстановление подлинной истории Москвы и российского государства.

Елена Минилбаева - для Инфоцентра FINUGOR

Читайте также:

Комментарии

  1. нёвы
    А согласно днк генеологии " финаугры " появись значительно позже 3700 +- 800 лет , и произошла угризация вост европы и образованием метисов , из ие и фу . 
  2. нёвы
     " То есть и он говорит о том, что прародина славян - Балканы, Днепр."- согласитесь , до Днепра куда ближе чем до Китая , тем боле что генетические предки этих Славян до генетической мутации жили вместе с I в Волго Окском районе и испытали резкое сокращение в популяции со следующим восстановлением . 
  3. Urga
    А от Китая куда ближе чем от Индии, тем более что генетические предки славян не жили в Волго-Окском районе, а жили предки финно-угров балтийского очага расообразования. Славяне пришли намного позже, спустя 30 тыс. лет если считать от костенковский и сунгирской стоянки.
  4. нёвы
    Вот исходная родна " финоугров 2 которая до сих пор живёт в китае : http://i.pixs.ru/storage/2/8/0/TheDarkKni_8366741_3834280.jpg
  5. Urga
     Родина славян - Алтай, Причерноморье и Средняя Азия: Поэтому гаплогруппа R1a , которой так козыряет Нёвы, распространена в таких народах:Русские 48%Поляки 60%Украинцы 54%Беларусы 53%Чехи 40%Словаки 45%Киргизы 60%Таджики 55%Пуштуны 60% (Афганистан)Белуджи 70% (Пакистан)Панджабцы 80% (Пакистан-Индия)Индия в целом 30%, верхние касты 40%Было б чем козырять...Вот пуштуны, ближайшие родственники славян, которых еще называют афганскими евреями:http://board.rt.mipt.ru/?read=7078564 
  6. нёвы
    Для тех кто еще верит в " автохонность " финаутров  , приведу цитату из официальной археологии , где видно , что самы марийцы , а точнее их предки - это убийцы , то есть оккупанты . 
  7. влад вит
    с головой не дружишь ?
  8. нёвы
    наоборот началл , а если вас это удивляет .. я не виноват , мне тоже думается что некоторые угористы не дружат с головой . 
  9. TS
    Не хотел я влезать на эту страницу.... Нёвы, вы палку перегнули. НЕ ХОРОШО.(это по-поводу Марийцев)
  10. Urga
    Да, ты виноват, Нёва, очень сильно виноват...Лечись, Нёва, пока крыша совсем не съехала...!
  11. нёвы
    Ну довайте , почитаем и зделаем вывод перегнул ли я палку или нет . Статья ( сразу предупреждаю писал не тюняев ) к проблеммам индификации культур волгоокского региона , научники задались вопросом , почему родственная европейская культура напала на свою близкую родню , такая суть вопроса и зделаем простой  вывод . 
  12. нёвы
    http://i5.pixs.ru/storage/5/8/0/1jpg_8905859_3190580.jpghttp://i5.pixs.ru/storage/5/8/1/2jpg_2740371_3190581.jpghttp://i5.pixs.ru/storage/5/8/2/3jpg_2660216_3190582.jpg
  13. Urga
    Ну и что следует из приведенных отрывков? Только то, что сейминская культура отличалась воинственностью. Так в то время все племена воевали между собой. И это это слава богу, а то остались бы слабые и маломощные потомки, не способные выдержать тяготы раннего бронзового века. И при чем тут превед из Китая? ))) Жидковат твой источник, Нёва, не выводятся из него твои голословные утверждения!
  14. TS
    Вот это - другое дело.  А то  -  "предки - убийцы". Вывод свой, сначала обдумайте, нет ли в нём не "нужных слов" 'и высказывайте. Только, по-мимо чужих статей, и своя голова должна быть.
  15. TS
    Пусть марийцы вас бутузят. Я в их дела не влезаю. 
  16. нёвы
    "Только, по-мимо чужих статей, и своя голова должна быть. "- Ну я и заявляю доступными понятиями на основании сего  :  убийцы , оккупанты , 
  17. TS
    Да......барабанить вам всё ж долго придётся......
  18. нёвы
    впрочем как и уграведам , они начали барабанить , я только защищаюсь такимиже мерами . 
  19. нёвы
    Это вашии , народы меня так воспитали в этих делах вести разговор , вот пусть думают , что они в очередной раз накривили и начудили . 
  20. влад вит
    марийцы воевали ,защищая свою землю, в  твоей статье толком ничего не обьяснено . где там про оккупацию ? сам придумал?
  21. Urga
    Не путайся в различениях, Нёвы-лапотник! Кривичи - это группа восточнославянских племен, обитавших в VI-XII веках на территориях нынешних Витебской, Могилёвской[2],Псковской, Брянской[3] и Смоленской областей. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения[4](Тушемлинская культура).
  22. нёвы
    Ну это то да , а тут реч о первом тысячилетии до н.э ... вы что , не знаете свои родные " культуры " ?? и не можете разобрать что ли . 
  23. влад вит
    ты сам живешь на исторически чужой земле ,значит ты сам оккупант
  24. нёвы кость
    ну ну . это монголойды ваши оккупанты а я /мы похожи на исконное население европеидов , что 3000 что 6000 что 10 000 лет назад . 
  25. нёвы
    лапотник ... ага , как и буржуи которые это изучают .. вот так вот , эти товарищи из местности нынешнего китая - алтая ( обведён красным ) - это и есть генетические предки " финов " и в результате этой оккупации и получатся " финоугризация " . когда угризированные начали нападать на своих еще не угризированных практически родственников , вот из этой мишанины и получились марийцы и прочие языцы ..фактически убийцы . 
  26. нёвы
    однако до этого случая история шла совсееем в ином ключе и с другими результатами 
  27. Urga
    Так...С Подмосковьем и Верхней Волгой разобрались, посмотрим теперь, кто же в Поочье был оккупантом и пришлым населением...Вот пишет доктор исторических наук Е.Э Лебедева: "С середины II тыс. до н. э. из общей относительно культурно однородной массы племен Волго-Окского края резко выделились большекозинские, сейминские племена Нижнего Поочья и Балахнинской низины. Именно им удалось сдержать агрессивный натиск племен пришлой поздняковской культуры, сохранив для себя и однокультурных им более восточных племен возможность самостоятельного развития на следующем чирковско-сейминском этапе. Агрессивные, но достаточно немногочисленные индоиранские поздняковские племена постепенно ассимилировались и полностью растворились в местной финно-угорской среде. " (Е.Э. Лебедева. Феномен и трагедия Сейминской “Атлантиды”: к 95-летию уникального открытия).  Кто к нам с мечом пришел, тот и получил по заслугам!
  28. Urga
    И вот еще оттуда же: "Очевидно, что и в бассейне Оки, и в Среднем Поволжье, и в Приуралье жили одновременно и абашевские, и волосовские, и сейминские, и турбинские, и балановские, и фатьяновские, и поздняковские и др. племена – жили по соседству и не могли оставаться совершенно изолированными друг от друга. Об этом свидетельствуют достаточно многочисленные находки абашевских вещейна памятниках почти всех этих культур. Смешавшись в общем этногенетическом процессе, они легли в основу культур железного века, но оставили в них хорошо различимые следы. Так, отдельные абашевские элементы получили дальнейшее развитие в ананьинской культуре и, преобразовавшись, дожили до современности в национальной одежде марийского, чувашского и мордовского народов[25].Этнически же население всех выделенных культур этой области было, без сомнения, финно-угорским. Оно включало предков волжских финнов, а население соседней историко-культурной области – племен с “текстильной” керамикой – включало предков окских финнов и еще какие-то более западные финские племена.!
  29. Мика
    Честное слово, не осилил всю переписку. Ребята, прекратите спорить с Нёва-кость. Видно же, что человек не совсем адекватный. Уже после нескольких сообщений он скатился в личные оскорбления. Да и очень напрягает читать его откровенно безграмотные комментарии — видно в школе плохо его учили его Великому и Могучему Русскому Настоящему Славянскому языку. Но этот тролль средней жирности сделал одну хорошую вещь нечаянно — он не дал затухнуть обсуждению статьи. И из комментариев я узнал много интересных данных, нашёл хорошие ссылки. Так что будь здоров, Нёва!
  30. нёвы
    " Этнически же население всех выделенных культур этой области было, без сомнения, финно-угорским. Оно включало предков волжских финнов, а население соседней историко-культурной области – племен с “текстильной” керамикой – включало предков окских финнов и еще какие-то более западные финские племена.! "небыло никаких финских плёмён , только появились говорящие на языках , которые потом назовут " финоугорские "   фины появились в средневековье . А Я считаю вас оккупантами и тоже вспоминаю корни , нисмейте моих предков обзвать " финоуграми " . 
  31. нёвы
    МикаЯ не отстаиваюинтересы никаких славян . И я излагаю то что очевидно и известно . 
  32. нёвы
    Где я когото оскорбил .. назвал " финоф " оккупантами и убийцами , ? здесь .. для меня это действительно так и есть , не одни фины , а точнее оккупированые ими на такой олгромной  территории вспоминают свои корни  . 
  33. влад вит
    видно у тебя праздники еще не закончились , пора на просушку
  34. нёвы
    Я понимаю вам не приятно . то что кто то вспоминает еще корни и вы начинаете опять и опять надсмехатся . 
  35. нёвы
    Я еще раз убеждаюсь что известная "Кремлядь " это и есть " финаугры " которые не любят чьито корни , подавляют и осмеивают , врут и присваивают , прям как вы . менталитет на лицо . 
  36. Гость
    сразу видно тупорылый укроп пиздит
  37. нёвы
    Я вообще , я по своему волеизъявлению хочу извенится , за своего угризированного предка который чинил такие дела в то время и прошу извинения , я рад что меня не смогли запутать финошовинисты и мои предчувствия впоследствии подтвердились . 
  38. влад вит
    пока что осмеиваешь и оскорбляешь ты.не зная марийцев ты называешь их оккупантами и убийцами.сам-то ты кто ,какая втебе кровь ?хотелось бы знать.почему ты на ф-у сайте катишь бочку на ф-у?
  39. нёвы
    Я ыообщето так называю тех кто считает здесь себя финнами , национальностью которая живёт чутли не за тысячу км от сюда и катят бочку , хорошо хорошо , не аккупанты а " офиннегевшие " .Кстате  .  извините нас саами  . угризированных и финизированых за что что мы оккупмровали 2000 лет назад территорию ныне называющееся " финляндия " и присвоили вашу историю такие как " Сварог " и Арво Курванен и всех финских лицемеров которые не торопятся принимать никакие законы " об народах " и отводят разговор в в строну проблемм Рф набивая на этом себе выгоды .. 
  40. влад вит
    невы,если так рассуждать , то все современные жители евразии - оккупанты и , даже, людоеды!ведь вы же -кроманьонцы - уничтожили , и пожирая мясо неандертальцев обосновались на нашей территории!
  41. Кость
    И что , если так ? Обезьян тоже едят , блюдо даже есть " обезьяньи мозги " ..Вы довайте голову не морочте . кроманьонцы и так есть бывшие неандертальцы . Кстате , финны есть неандертальцы Китая а не евроазии . 
  42. Кость
    Так что , ваших предкаф . " человека прямоходящего " хомо сапиен сапиенс никаким образом пожирать не мог . 
  43. Sever
    ФИННЫ БЫЛИ ЕВРОПЕОИДАМИ, ЭТО ЯСНО ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННОГО МАТЕРИАЛА. КАК И ПОЧЕМУ ОНИ ПРЕШЛИ НА ЯЗЫК АЗИАТОВ-УГРОВ? НАВЕРНО В 5 ВЕКЕ, ВО ВРЕМЯ НАШЕСТВИЯ БЕЛЫХ УГРОВ, КОГДА ТОЛПЫ УРОДЛИВЫХ АЗИАТОВ - КАННИБАЛОВ НАСИЛОВАЛИ ПРЕКРАСНЫХ ЗЛАТОВЛАСЫХ ФИННОК И УБИВЛИ ИЛИ ПРИНОСИЛИ В ЖЕРТВУ СВОИХ АДСКИХ ДУХАМ ИХ МУЖЕЙ((ВСЕ ФИННЫ ДОЛЖНЫ ЗАБЫТЬ ПРОКЛЯТЫЙ ЯЗЫК АЗИАТОВ И СТАТЬ СНОВА ЕВРОПЕЙСКИМ ЧИСТЫМ И БЛАГОРОДНЫМ НАРОДОМ ИНДО-АРИЕВ/Нас уже 50 000
  44. Гость
    тогда никакой европы и в поминах не было а финоугры стали выглядеть белыми и красивыми только благодаря славянам
  45. Гость
    что то число небольшое.вас мр....ей намного намного больше
  46. Pinkypie
    Не знаю точного этиомологического перевода слова МоСкВа, но могу предположить.В переводе на мокшанский - (-СК) означает Шкай,т.е. главный Бог Неба в Мокшанской вере дохристианского периода. Кстати, на английском небо Sky (Скай), а в мультфильмах про фей Винкс фигурирует принц Скай (Принц Небо). Окончание (-ВА) - в прямом значении вода, а если бы было (-АВА),то переводилось бы как родитель или предок.Могу предположить,что (-СК) менялось на (-КС) по мере влияния оказываемого греко-римлянами,так как слова Русь и руский раньше писались с одной буквой с, а Россией и Русскими они заменились из-за греческого Russia(Раша), так как в греческом одна буква С - читалась как буква З, а двойная С читалась как одинарная в русском языке. Кстати раввины пишут,что на их языке Раша означает человека,готового нанести удар.          
  47. Гость
    Культура ландшафтного дизайна очень древняя
  48. Гость
    не несите бред-финоугры никогда не могли быть предками русов-народ не имеющий не письмености и примитивную культуру от этого застрахован,тем более антропологически финоугры и русские отличаются а изображении девушки на фото-это славянка или арийка ну уж точно не угорка
  49. Гость
    бл автор длб-б или как? с каого перепоя бюст девушки является финоугорским?...вот вот мозги включи ,грамотей херов
  50. Николай Бадусов
    Подытоживая версии названия Москва, получаются разные - и кто знает, какая из них в результате окажется наиболее верной! 1) В Мокшанском диалекте финно-угорских языков МОСКУ означает "извилистая, петляющая". Что касается окончания -ВА, то многие видят его в гидронимах (Москва, Нева, Будва) - и связывают с водой (эст. vee, vesi [вее, веси] - вода). Но это скорее падежное окончание. Падеж с окончаниями –га, –ка и –ВА (в средне-русских УФ языках: мордовском, эрзянском, муромском (Чернявский, 2014) - это т.н. проходной падеж – ответ на вопрос: «по кому? по чему?», «подразумевая перемещение внутри или по поверхности объекта». Соответственно, "двигающаяся извилисто, петляющая". Ср. мозг - также извилистый, петляющий. 2) Интересный вариант находим в одном из комментарием здесь: http://blog.i.ua/user/2218930/904718/ - слово "моск" могло иметь значение "грязь". Примечательно, что, разбирая явно родственное слово маска, mask - этимологи указывают, что в окситанском диалекте на юге Франции до сих пор сохранилось диалектное mask [маск] - чёрный. Считается, что слово сохранилось из до-И.-Е. языков: http://www.etymonline.com/index.php?term=Mask . Ср. must, musta [муст, муста] (эст., фин., ижорск.), mustā [муста] (ливск.), mussa [мусса] (водск.), mustu [мусту] (карельск.), must [муст] (чудск., вепсск.): чёрный, тёмный, нечистый, грязный. Тогда Москва могла означать: Чёрная речка (как многочисленные Мста, Муствее и т.д.). 3) моска (мерянск.) – конопля (по Оресту Ткаченко в одной из писцовых книг XVII века, Москва-река выше Москворецкой Лужи (современные Лужники) и названа Коноплёвкой); 4) маска (марийск.) – медведь, ава (марийск.) – мать; получается "медведица". 5) ?
  51. Страницы

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ