Ямал приглашает соседей создавать «Новый учебник Севера»

Пособия по родным языкам сподручнее создавать сообща, ведь прежде чем новый учебник появится в портфеле ученика, книжица обязана пройти сложную процедуру. Об этом пишет газета «Красный Север».

Ускорить процесс, возможно, поможет коллективное обращение от регионов, расположенных в высоких широтах страны. Договориться об этом планируют на третьем Арктическом образовательном форуме.

– В конце февраля мы ждем около 350 гостей, в том числе из Югры, Ненецкого автономного округа, Красноярского края и Архангельской области. На этих территориях проживают коренные народы Севера, и для них вопрос новых учебников по родным языкам также актуален, – рассказывает Григорий Лымар, начальник отдела регионального развития окружного департамента образования. – Учебник мало создать, он должен отвечать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Далее на пути в федеральный перечень учебников, разрешенных к использованию, пять экспертиз: научная, педагогическая, этнографическая, региональная и общественная. Необходимы электронная форма и методические рекомендации для учителя по каждому учебнику.

Всё это не только сложно, но и финансово весьма затратное дело, особенно для северных регионов. Поэтому в федеральном перечне учебников по родным языкам просто нет…

СООБЩА  –  ВЫГОДНЕЕ  ВО  ВСЁМ

В том, что новинки очень нужны в школах, говорилось не раз. В наших широтах проживает много отдельных малочисленных народов, а носителей родного языка, спокойно общающихся в быту и способных передать свои знания новому поколению, единицы.

– При этом просто перевести и использовать учебный материал нельзя – он обязательно должен попасть в федеральный перечень. Но цена вопроса неадекватна тому количеству книг, что в итоге закажем в издательстве. Что «Математику» для 7 класса издать для всей страны, что для Ямала сотню экземпляров ненецкого для первоклашек – затраты одинаковые, – продолжает Григорий Васильевич. – Вот почему есть смысл объединиться, например, с Ненецким АО и Югрой. Мы уже создаем пособия по ненецкому и хантыйскому языкам для 1– 4 классов. Наши соседи вполне могут продолжить линейку учебников для среднего и старшего звена, разделив с Ямалом вклад в сохранение и изучение родных языков. Кроме того, в резолюции форума пропишем необходимость отдельного, упрощенного порядка экспертизы и издания учебников по родным языкам.

Ямальские пособия Григорий Лымар называет народными: в их основу вошли наработки наших учителей из школ-интернатов. В перспективе сотрудничества с северными регионами – обмен лучшими практиками, иллюстративным материалом, усиление авторского и корректорского состава. Весомым подспорьем это стало бы при создании электронных версий, где больше возможностей для размещения фото, аудиозаписей, дополнительной информации и ссылок на электронные ресурсы.

Да и просто не делать одну и ту же работу, готовя одинаковые учебники, – отличный результат объединения интересов.

ФИНСКИЙ  ЛИНГВИСТ  ПОДСКАЖЕТ,  КАК  НАЧАТЬ

Внешним экспертом на круглом столе «Новый учебник Севера», как ожидается, выступит профессор университета Хельсинки, лингвист Янне Саарикиви. Финн хорошо говорит по-русски, владеет еще многими языками финно-угорской группы, автор бестселлера «Как и зачем изучать языки коренных народов Севера».

На родине он – один из участников движения «Языковые гнезда», когда для детей 1–2 лет отроду создают среду полного погружения в саамский язык. Подобная программа есть и для взрослых: студенты отправляются «погостить» к пожилым носителям саамского, где они осваивают народные промыслы, и всё это – на родном языке, финский там под запретом.

– Еще более ценно то, что саамы уже прошли путь коллегиального создания учебников по родному языку. Когда порознь у представителей народа, а проживают они и в России, и в Норвегии, ничего не вышло, они договорились о сотрудничестве. Профессор готов поделиться этим опытом с нами, – подчеркивает Григорий Лымар. – С ситуацией на Ямале лингвист знаком, материалы форума он изучит заранее. Нам важно услышать его оценку по ряду позиций, которые мы намерены решить на Арктическом образовательном форуме.

 

Читайте также:
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ