Квены

Квены, норвежские финны, небольшая этнографическая группа, живущая (с 16-18 вв.) в ряде районов Северной Норвегии. Свыше тысячи лет назад под словом квены (quain, qwaen, quen, cwen, fin, finn) подразумевали самый западный народ финно-угорской семьи народов, который жил на Британских островах, в Дании и северной Германии до слияния их с вторгнувшимися в Европу с востока кельтами и готами. Квены Западной и Центральной Европы являются народом, исчезнувшим с карты, но их имя живет еще в различных формах между Шотландией и Кайнуу.

Квены, норвежские финны, небольшая этнографическая группа, живущая (с 16-18 вв.) в ряде районов Северной Норвегии.

Свыше тысячи лет назад под словом квены (quain, qwaen, quen, cwen, fin, finn) подразумевали самый западный народ финно-угорской семьи народов, который жил на Британских островах, в Дании и северной Германии до слияния их с вторгнувшимися в Европу с востока кельтами и готами. Квены Западной и Центральной Европы являются народом, исчезнувшим с карты, но их имя живет еще в различных формах между Шотландией и Кайнуу.

Древнейшее упоминание о квенах содержится в записанном при дворе английского короля Альфреда рассказе норвежца Оттара (IX век): квены - народ, живущий к югу от северной Норвегии и иногда нападающий на норвежцев. Судя по саге «Орозия короля Альфреда», нападения квенов на севере-норвежскую территорию происходили уже в IX веке. Известие анналов следует сопоставить также с повествованием «Саги об Эгиле Скаллагримссоне», отражающим события XI века, где квены выступают союзниками норвежцев в борьбе с корелой. Напротив, в 1271 году корела и квены совершили, видимо, совместный поход в Северную Норвегию. Участие квенов предполагает, что набег на Халогаланд был совершен из Северной Приботнии — очевидно, через те же горные перевалы, которыми, по «Саге об Эгиле», пользовался Торольв. Сообщение анналов о нападении корелы и квенов в 1271 году на крайнюю северную норвежскую провинцию подтверждает известие «Саги о Хаконе, сыне Хакона», согласно которому мир на границе после подписания (в 1252 году) норвежско-русского договора продержался недолго.

До сих пор вопрос о квенах и их земле Квенландс - научная загадка.Под названием Квенландия подразумевалась страна и её население по обе стороны Ботнического залива, в позднейшей Вестер— и Остер-Ботнии . «Квенланд» можно перевести как «Страна дев», поэтому на квенов распространялась легенда об амазонках. В русских источниках XV и XVI веков Каянской землёй называлась область, прилегавшая к Ботническому заливу, к северной границе Вотской пятины, к поселениям карел и к Ледовитому океану.

В XIV веке собственно финнов не было. На южной территории Швеции жили народы хямь (емь) и сумь, а на севере квены и лопь (саамы). Квены были довольно большим и сильным народом. По скандинавским преданиям, в древнейшее время финское племя Квены жило во всей Финляндии южнее саамов. Квены совершали грабительские походы на саамские территории и в результате этого на саамских территориях образовались квенские деревни до самых северных окраин Ботнического залива. Побережье Ботнического залива от квенских деревень получило имя Кайнуу, которое вначале подразумевало побережье на обоих берегах залива, как в Швеции, так и в Финляндии.

В Ореховецком договоре 1323 года Ботнический залив по имени квенов носил имя Каянова моря. С Ореховецкого договора началась борьба за то, кто будет собирать дань с саамов. Новгород поставил на эту роль карелов, а Швеция - квенов – финских купцов. Во время сильного голода в 1860-х годах в Руйя (или Финмаркен) переселилась большая группа финнов по той причине, что в Северном Ледовитом океане была рыба. Треска сохранила тогда жизнь 100.000 финнов, которых Норвегия после этого пыталась по-хорошему или по-плохому ассимилировать. В период XVIII-XIX веков квены переселились на север губернии Трумс и в губернию Финнмарк, в конце XIX века квены переселились на полуостров Варангер. Сейчас приблизительная численность квенов — порядка 20 тысяч человек (2007), из которых около 10 тысяч говорят на саамском языке, и столько же — на финском языке. Проживают в северных норвежских провинциях (фюльке) Финнмарк и Тромс, в районах Порсангер-фьорда, Варангер-фьорда и Альта-фьорда. В настоящее время все квены знают также и норвежский язык. Столица квенов – город Вадсе. Квены были зафиксированы как самостоятельная этническая группа только по результатам Норвежской национальной переписи 1930 года. В это время 8 125 человек зарегистрировались как носители квенского языка. Возможно, это число было значительно завышено.

Религия. По вероисповеданию квены лютеране. Многие связывают культуру квенов с лестадианизмом. Лестадианизм, как и евангелизм, – близкое к пиетизму религиозное течение. Пиетизм – религиозное течение, которое появилось в начале XVIII века в Финляндии, где акцент делается на чувства, душевный покой и индивидуальное обращение к Богу.

Кухня. Традиции квенской кухни сложились под влиянием истории и климата северного края и способов готовки, предоставленных самой природой. Арктическое меню основывается на лучших сырьевых продуктах варангерского происхождения. Оленина в различных вариантах, куропатка, королевский краб, Варангерская ягнятина, креветки, радужная форель и арктические ягоды – это лишь некоторые из тех продуктов, которые используются здесь для создания кулинарных изысков.

Фирменным блюдом края является королевский краб. Сезон ловли краба длится с октября по декабрь, а в октябре организовывается фестиваль в честь королевского краба. Но не только крабы водятся в море; треска, сайда, палтус и семга – ингредиенты высочайшего качества, как для праздничного стола, так и для будней. Рыба подается отварная, жареная, копченая и с необычными гарнирами.

Поселения и жилища. Квены живут в рыбачьих поселках, маленьких деревушках и в мелких городах на севере Норвегии – вокруг Варангер- фьорда, Порсангер-фьорда, Алта-фьорда. Во все времена люди, живущие здесь, пользовались дарами океана. Это отразилось и в том, что почти на каждом мысе у моря есть поселения. Решающим моментом при выборе места для обустройства был кратчайший путь до рыбацкого промысла.

Занятия и промыслы. В древности квены, довольно большой и сильный народ, совершали грабительские походы. По обычаю их, конунг получал треть добычи и, кроме того, без дележа столько бобровых и собольих шкур, сколько ему было угодно.

Большинство квенов – земледельцы, часть занимается рыболовством и охотой. В течение нескольких столетий жители Северной Финляндии (саамы, квены) переезжали в определенные времена года на побережье Ледовитого океана. Практически каждая семья отправляла кого-нибудь из своих на рыбный промысел зимой или весной, а возвращались рыбаки летом или осенью. Рыбацкое судно во все времена играло главную роль в культуре побережья, вплоть до наших дней.

Собирание ягод – это тоже часть местной культуры. Здесь просто рай для тех, кто любит собирать грибы и ягоды. Морошка, поспевающая в августе, окрашивает болота в красный цвет, а в июле черника и вороника вносят свои цвета в картину арктической природы.

Издавна квены известны как умелые торговцы и ремесленники. Они сыграли большую роль в развитии региона Варангер. В настоящее время квены успешно работают в промышленности, особенно строительной.

Праздники и обряды. Многие связывают культуру квенов с сауной. Сауна играла важную роль в жизни квенов более 100 лет.Традиция ходить в сауну существовала несколько тысячелетий и хорошо сохранилась до наших дней. В настоящей квенской сауне тело постепенно расслабляется, а стресс исчезает. Вскоре состояние приближается к абсолютно полному расслаблению. Таким образом, люди получали сочетание пара, влажности, расслабления и общности – символом чего сауна всегда и являлась.Сауна и купание являются символами жизни для квенов и их финских корней и традиций, а сегодня традиция ходить в сауну распространилась по всему миру.

В настоящее время число квенов постоянно сокращается из-за сильной ассимиляции норвежцами.

Использованы материалы:

Википедия: Квены

М. Афонина, "Финно-угорская газета"

Вalto-slavicа

Pasvik Inar

 

 

 

 

 

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ