Можно ли спасти уникальную культуру ханты и манси?

Сохранение культуры малых народов - признак развитого государства, считает хантыйский писатель и общественный деятель Еремей Айпин. По его мнению, Россия в решении этого вопроса пойдёт по пути Финляндии, США и Канады. Или потеряет уникальное достояние…

Инфоцентр FINUGOR представляет интервью Е.Айпина газете "АиФ-Югра".

*                                    *                                *

Чужой язык?

- Еремей Данилович, мы все понимаем, что под напором техногенной цивилизации культура малых народов может превратиться в сувенирный бренд. Что у нас ещё осталось?

- Культура сохраняется там, где сберегли язык и традиционный образ жизни. Коренные жители Югры - это две обособленные группы. Около 3 тысяч человек - носители культуры в её первозданном виде. Они живут в стойбищах по укладу предков, шьют национальную одежду. Но главное - эти люди сохранили духовную культуру. Рассказывают детям сказки на родном языке, исполняют обряды.

Остальные - живут в городах и посёлках, где нет языковой среды, а народная культура искажается. Священные орнаменты идут на сувениры, традиционные рисунки используют повсеместно и невпопад. По последней переписи населения, только 30% ханты и 10% манси считают национальный язык родным. Остальные с рождения говорят по-русски, ведь их родители уверены, что родной язык им не пригодится. В национальных школах на изучение языка выделяется час в неделю. В основном - факультативно.

- Значит, сохранить эту культуру можно только живя на стойбищах? Не обучаясь в школах?

- Я - сторонник естественного движения жизни. Сейчас даже в традиционных поселениях ханты и манси пользуются дизельными электростанциями, мобильниками, ездят в основном на снегоходах, а не на оленьих упряжках. Этому невозможно препятствовать. Государство должно помогать поступить в вуз тем, у кого есть способности, и не мешать ребятам, которые хотят ограничиться начальной школой и вести традиционный образ жизни. Но уметь читать и писать должны все. В советский период все получали хотя бы начальное образование, неграмотных не было. Сегодня - есть. В отдалённых стойбищах родители не хотят отдавать детей в интернаты, а другого варианта обучения сегодня нет. В этом году в Сургутском районе в Ляминский интернат не поехали 30% детей ханты и манси.

- Почему нет стойбищных школ?

- У нас было две школы на стойбищах. Первая, семейная, закрылась потому, что дети выросли. А со второй вышла неприятная история. Директор уверяла меня: школу на стойбище закрывают, потому что родители считают лучшим выходом отправить детей в интернат. После разговора с родителями выяснилось, что они хотят сохранить школу, директор просто не смогла найти учителя. Администрации образовательных учреждений не прилагают усилий, чтобы поддержать это направление. Кроме того, в образовании действует тенденция оптимизации. Содержать стойбищную школу дорого, стоимость обучения одного школьника слишком высока. Закрывают не только эти, но и любые малокомплектные школы. Из-за экономии страдают дети.

- Недавно прошёл семинар по совершенствованию языков ханты и манси. Что дают такие мероприятия?

- Это, конечно, хорошо, но чтобы «оживить» язык, в нём должна быть потребность. Нужно создать стимул. Например, потребовать знания языка от тех, кто претендует на льготы. Или ввести доплаты за знание языков малых народов, как в Финляндии. Кстати, в русском языке, особенно в диалектах, - более 2 тысяч хантыйских слов. Например, «пельмень» - как раз из хантыйского. «Пель» означает ухо, «мень» - хлеб, получается «хлебное ушко». Языки ханты и манси в Югре можно выучить на бесплатных курсах, но группы набираются с трудом - по 5-6 человек.

Назад к корням

- Городские ханты и манси забыли свои традиции. Можно ли повернуть процесс вспять?

- Много людей, о принадлежности которых к коренным народам свидетельствует только запись в свидетельстве о рождении. Ханты и манси старшего поколения говорят: «Нас не учили родному языку в интернатах, мы не виноваты, что всё растеряли». И они правы. В восточных районах Югры многие коренные жители могли бы вести традиционный образ жизни, но их угодья ещё в советский период были отчуждены для нефтедобычи. Людей вынудили переселиться в города и посёлки. Они тоже не виноваты. Им надо помогать учить язык, возвращаться к корням. В США половина индейцев живёт в городах, сохраняя национальное самосознание. Государство создаёт для их выживания особые условия, хозяйственные механизмы.

- Кстати, как вы относитесь к этнотуризму?

- Для коренных народов в нём нет ничего хорошего, но нужда заставляет. До освоения нефти и газа ханты и манси сами себя обеспечивали за счёт добычи рыбы и пушнины. Сейчас реки загрязняются, и рыбы всё меньше. Пушнина ничего не стоит из-за насыщения рынка дешёвым мехом из Турции. Несколько семей в Нижневартовском районе принимает туристов, но такой неорганизованный туризм, когда посторонние приходят домой к ханты, размывает культуру, принижает её. Для развития этнотуризма нужно создавать специализированные центры с профессиональными сотрудниками. Максимальное вторжение в жизнь коренных народов, которое возможно, - это экскурсия по стойбищу. А по сути, лишь возвращение традиционных занятий поможет сохранить уникальную культуру.

*** Еремей Данилович Айпин родился в 1948 году в селе Варьёган Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа. В 1976 году окончил Московский литературный институт им. А.М.Горького. Писатель. Депутат Госдумы РФ первого созыва, Депутат Думы Югры, председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Комментарии

  1. Как-то я очень сомневаюсь, что "пельмень" - хантыйское слово. Скорее всего, оно удмуртское.
  2. Президент Путин в Ханты-мансийском округе. Открыл электростанцию. Еще финский президент там же. А хантов практически не показывали.
  3. К сожалению многое не изменить! Еремей сильно деградировал, пьет беспробудно, бегает  в непадабающем ввиде за молодками...... Юрий Кылевич - один из немногих смог в открытую сказать всю правду об этом народном избраннике  !!!!!
  4. Вся правильно говорит Айпин. А нападки на него со стороны пришлых, чужаков. Потому как Айпин за интерсы своих борется.
  5. Не гостюне мели, нашел тоже пришлых, приезжай в Варьеган узнаешь как относятся к Айпину коренные, таежные жители.Ни за какие интересы он не борется, только за свои, деньги, власть, водка вот и все ценности.
  6. Конечно Еремей пьяница, но он нужен власти, через таких людей и делается национальная политика и конечно за эти годы кафедры хантыйского и мансийского языков закрыты, центр национальной культуры закрыт, институт который создавался хантами и манси работают все пришлые, все уже вытеснены. Осталось только показывать туристам оставшихся в живых последних хантов.
  7. В чём же уникальность культуры, так не кто и не говорит? Почему сохранять, как подвид, как класс, что в них особенного, почему выживают в лесах, тундре, вот какие задачи должны ставить. Сохранить если невозможно народ хотябы описать исследовать его культуры должны, археологи потом уже будут свои версии строить совсем другие от реальности. 
  8. Я не знаю, о чём вы тут? Но этот персонаж не знает ни слова на хантыйском. Космополит, бизнес у него такой (это моё мнение)
  9. да, еще тот - мистер, пьянь, отжал по полной в Хельсинки.думается у себя в Югре, он вообще дает оторватся.
  10. Совесть должна быть у всех. Даже если Айпин пьющий, это не отменяет вину пришлых на земли хантов и манси! Они ведь обыкновенные колонизаторы. Они захватили земли и недра коренного народа, который живет там тысячу лет. Вся Россия теперь жирует за счет хантов и манси. В этой ситуации все русские и русскоязычные должны помалкивать и молиться на ханты и манси. И конечно коренным надо создать идеальные условия для жизни. Детей коренных должны учить в лучших университетах мира! И тому подобное...
  11. Семеныч, а у тебя совесть есть? В университетах должны учиться те, кто способен усвоить их программу. 
  12. К сожелению "депутаты", так называемой Ассамблей за последние 7-10 лет ни разработали и не инициировали ни одного закона нужного   таежникам,  купили у партии власти места, некоторые из них восседают в Думе по 15 лет. При коммунистах, демократах, едросах - всегда примкнут и будут молчать в тряпочку лишь бы, мандат. Нама начальники! Нужен ветер перемен!!!!!