Ижора: малочисленный народ из атласа ЮНЕСКО

Кто такие ižora?

Ижора или по иному инкеройн (inkeroin), ижоралайн (ižoralain), карьялайн, ижор, ižora — это один из малочисленных народов, проживающих в РФ. Численность ижоры в Российской Федерации, по данным на 2010 год, составляет 266 человек. Небольшие этнические группы проживают, также, в Украине, в Эстонии. Относятся ижорцы к финно-угорской группе народов и, наряду с водью, являются коренными жителями Ингерманландии, то есть Ижорской земли, сейчас это Кингисеппский и Ломоносовский районы Ленинградской области. Самые близкородственные народы для ижоры, это финны, карелы. Язык, по лингвистике, больше всего схож с финским. В 2009 году ижорский язык был включен в списки ЮНЕСКО, как мировое культурное наследие, которое может полностью исчезнуть.


По антропологическим характеристикам ижорцы — это люди с европеоидной внешностью, многие голубоглазые, светловолосые или русые, у некоторых наблюдается слабая монголоидная примесь, роста среднего, мужчины коренасты. Открытые, добродушные люди, со слегка лукавым огоньком в глазах, любящие порядок и чистоту, не терпящие праздности, привыкшие работать, но умеющие отдыхать и праздновать. Так можно охарактеризовать народность ижора.

Ещё в начале ХХ века сохраняли они свои обычаи, самобытный жизненный уклад. Однако, с приходом советской власти начались жестокие гонения, репрессии по национальному признаку. Многие были сосланы, другие убиты, оставшиеся грубо ассимилированы. Культурные и языковые традиции изживались, уничтожались. Всё это привело к тому, что ижорцы практически утратили культурное наследие предков, а сам народ стоит на пороге полного исчезновения, как этнос.

История ижоры

Ижорцы, вместе с другими финно-угорскими народностями являются исконным населением Ингерманландии, это земли по руслу реки Невы, вдоль Финского залива, ограниченные Нарвой и Ладожским озером. Имя своё народ получил по названию реки Ижора, возле которой возводили люди свои жилища, в реке же ловили рыбу. Соседствовали ижора с финнами-инкери, об этом говорит схожесть их языков. Некоторые историки-лингвисты, на основе данного факта полагают, что ижорский — это не самостоятельно сформировавшийся язык, а одно из наречий финского. Однако тут нужно учитывать, что ижорцы генетически ближе к карельскому этносу, нежели к финскому. Скорее всего, так показывают лингвистические исследования и археологические находки, в первом тысячелетии нашей эры народность ижора отделилась от общего с карелами прародителя, как самостоятельная этническая ветвь. Уже позже произошло слияние с финскими племенами.

Житель ижорской деревни

Позднее, в VI-VIII веках, пришли на южные территории Ингерманландии славянские племена. В IX столетии водные торговые пути взял под свой контроль «господин великий Новгород». К Х веку с коренными народами у славян сложились добрососедские отношения, торговые и межкультурные связи. Финно-угорские племена принимали активное участие в становлении княжества новгородского. Примечательно, что для славян не было особой разницы в прибалтийско-финских племенах, в русском простонародье все они именовались «чудью». В отличии от западных, католических соседей. Так существует документ в котором, от имени папы Александра III, прописан указ о запрете купцам продавать оружие языческим народам, а далее идёт перечисление: карелам, саамам, води, ижоре.



А что говориться в летописях древнерусских старцев? Первое упоминание ижоры, наряду с карелами, датируется 1228 годом. Летописец перечисляет их среди народов, помогавших Новгороду сражаться против врагов, пришедших с западных территорий. Интересен факт, что в самом Новгороде была улица Чудская, то есть названная в честь финно-угорских соседей. Но со временем могущество новгородских князей ослабевает. В то время господство над землями Ингерманландии взяло княжество Литовское. Литовцы до конца XIV века брали дань с жителей тех земель. В XV веке бразды правления перехватила, вошедшая в силу, Москва. Князья московские, в отличии от новгородских, не сочли нужным учитывать интересы коренного населения, объявив новые территории княжеской собственностью, стали они раздавать их своим вассалам направо и налево. С XVI века началось активное и яростное насаждение православия.

Далее, со второй половины XVI до конца XVII века велись русско-шведские войны, в результате которых, в 1617 году, земли Ингерманландии отошли во владение Швеции. Данные факт был подтвержден мирным договором, датируемым тем же годом. Такое положение вещей сохранялось до начала Северной войны 1721 года, в результате которой регион опять стал частью государства Российского. Помещики, не долго думая, снова начали переселять на вновь обретённые территории своих крестьян, кроме этого тут уже жили финны-лютеране, селились немцы и эстонцы. В общем, этническая карта местности представляла собой лоскутное одеяло. С XVIII века русское влияние усилилось. Близость тогдашней столицы, культовые служения на русском языке, открытие русских школ — всё это способствовало угнетению национального самосознания ижоры, отдаления от самобытных истоков.

Так продолжалось до XIX века, к концу которого только 35% из всего населения, численностью 820 человек, знали родной язык. Потом была революция 1917 года. Советская власть началась для ижоры многообещающе. Стали издаваться учебники родного языка, сформировалась ижорская письменность, на основе латинской азбуки. Принялись реформировать систему образования. Но вскоре всё это сошло на нет, пришел 1930 год, а с ним репрессии, ссылки, коллективизация, террор, угнетение местного населения. Вторая мировая, как и её завершение, также не принесли ничего хорошего. Ижорцев, бежавших в Финляндию, вернули назад. Людей расселяли, сгоняя с исконных мест, по всей территории союза. Только после смерти «вождя народов» и развенчания культа его личности, в 1956 году, смогли ижорские семьи вернуться на свою родину.

Традиции и религия

Исконными промыслами для ижорцев были рыбная ловля, в том числе выходили они в море, земледелие, сбор ягод, грибов, дикого мёда. Позже развитие получили охота, торговля. Из ремёсел популярными являлись гончарное дело, резьба по дереву. Кроме того, женщины, вплоть до середины XIX века, шили традиционные костюмы.

Народное платье

Женщины народности ижора носили длинную рубаху с укороченными рукавами, поверх одевалось одеяние из двух полотнищ, с лямками на плечах, но меж собою не сшитых, по бокам расходившихся. Характерна была юбка без шва, её обматывали поверх рубахи, крепили поясом. Голову покрывали убором наподобие русской «сороки» или головным полотенцем, длинным, спускавшимся до плеч. Конечно, любили женщины украшать свои одежды: бисером, вышивкой, бусами, раковинами каури. Позже, на смену традиционному костюму пришел сарафан, на манер русского.



Верования

С XVI века ижорцев начали обращать в православную веру. До этого у них существовали свои верования, отголоски которых сохранялись до ХХ века. Поклонялись духам-хранителям, каждый из которых выполнял свои функции. По преданию домашний очаг охраняло одно божество, другой дух был хранителем бани, третий оберегал амбар и так далее. Различали лесных и озерных духов, охранителей рыбаков и промысловиков. Уникальным, в своём роде, был специфичный для ижор «бабий» праздник, так называемый женский день. До сих пор сохранился фольклор ižora, это песни: свадебные и погребальные, сказки, эпическая поэзия. Предания о Куллерво, изложенные в рунах. Часть этих рунических текстов являются составляющей эпоса Калевала.

Что готовит день грядущий?

Для сохранения наследия малочисленного народа энтузиастами-краеведами создан музей, в котором кропотливо собраны, бережно отреставрированы и выставлены: народные костюмы, предметы труда, быта, всякая утварь. В последнее время, с возросшей популярностью фольклорных музыкальных коллективов, были созданы несколько фолькгрупп, исполняющих песни на языке ižora.

Экспонаты Ижорского музея

Но и теперь, как в старые времена, из-за людской жадности и халатности чиновников возник риск полного уничтожения культуры ижоры. В наши дни последним, компактным, обособленным местам проживания ижорцев угрожает расширяющееся строительство порта Усть-Луга. Деревни могут попросту снести, это окончательно уничтожит ижору, как самобытную этническую группу.

 

 

 

 

Народы: 

Комментарии

  1. Vital аватар
    Vital

    Я являюсь автором "Самоучителя ижорского языка" (в PDF-формате). Это попытка создания единого, нормированного литературного ижорского языка. В самоучителе максимально пóлно представлена грамматика ижорского языка и имеются краткие ижорско-русский и русско-ижорский словари на 6000 слов. Всем желающим - бесплатно высылаю по эл. почте. Мой адрес: chervital@yandex.ru

    Пишите!

  2. Guest

    здраствуйте я ученица 335 школы 3 класса.

    у меня в классе идет проэкт ижорцы. МНЕ ТРЕБУЕТЬСЯ ВЕСЬ МАТЕРИАЛ  ПО ПРОЭКТУ!!!

    ПОЖАЛУЙСТО ОТПРАВТЕ МНЕ ВЕСЬ МОТЕРИАЛ!!!

    ЛИБО ВКОНТАКТЕ: ВАСЕНИНА АЛИСА, ЛИБО  в mail.ru  vasenina02mail.ru

  3. Arvo Kurvinen аватар
    Arvo Kurvinen

    Ижора -  

    http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1086997

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ