Коми-зыряне, северный народ, наследники древних традиций

 История

Коми, это народ из финно-угорской группы, проживающий на севере Приуралья. Сами себя именуют они коми войтыр, коми морт, что в переводе: коми народ, коми человек. Устаревшее русскоязычное название — зыряне. Выделяют, также, коми-пермяков. Это родственные народы, со схожими языком и культурой. Разница может быть обозначена только чисто внешняя, по так называемым антропологическим признакам. Пермяков относят к вятско-камскому (сублапоноидному) типу внешности, когда как у зырян преобладает восточно-балтийский и беломорский тип, среди них не мало светловолосых и голубоглазых людей.



По данным переписи, проведённый в 2010 году, на территории РФ проживает примерно 228 тысяч коми-зырян. Основная масса коми войтыр живёт в Республике Коми, на своей исконной земле, также небольшие этнические группы проживают в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Тюменской областях. Существует диаспора в Украине. Для всех этих людей родным языком считается «коми», правда не все им владеют, а те, кто говорит на языке предков не всегда понимают друг друга. Дело в том, что язык коми-зырян разделён на несколько диалектов, обособленных топографическим местом проживания их носителей.

Вот самоназвания этнических групп коми, в зависимости от географии их проживания на атласе Республики. Емватас — вымичи, проживают в бассейне реки Выми. Висерса — вишерцы, живут у реки Вишеры. Лузса — пермяки, занимают верховье реки Лузы. Изьватас — коми-ижемцы. Печераса — печорцы, живут в верхнем течении Печоры. Сыктылса — сысольцы, занимают бассейн реки Сысолы. Эжватас — нижне-вычегодские коми. Удораса — удорцы, народ живущих в верховье рек Вашки и Мезени.



Первое упоминание о коми, а именовали их тогда пермь, относится к 967 году. В те далёкие времена «пермью» называли народ, живущий от устья Вычегды до Уральских гор. Упоминаются коми, в перечислении среди других языческих в ту пору племён, в «Повести временных лет». Говориться в той же рукописи, что имеют они «суть свой язык», то есть говорят на собственном языке. В ту пору, конец Х века, начали предки современных зырян осваивать ремёсла. Пропитание, помимо охоты, научились добывать земледелием. Стало развиваться скотоводство. В этот период коми начали свое передвижение от Вычегды к Северной Двине, а далее к верховьям рек: Пинега, Вашка, Мезень, Печора.

К XVII веку следы их прибывания в низовьях Вычегды уже исчезли, тогда же начали формироваться территориальные границы этноса, окончательно определились они к XIX веку. Итак, территория народа коми обозначалась естественными природными границами. На востоке это были Уральские горы, на западе — русла рек Вашки, Пинеги, Виляди, южные окраины обозначали водные границы в виде протекавших там Вычегды, Камы, Сысолы. Северная часть земель, с одной стороны, четко разграничивалась устьем реки Нерицы, притоком Печоры, по другую сторону от которой селились усть-цилемы, переселенцы-славяне. Другая территория северной границы была не четкой, размытой. Этот участок нижнего течения Печоры и примыкающей к ней Большеземельской тундры был районом где в добром соседстве жили ненцы-оленеводы и коми-ижемцы.

Как Республика Коми стала частью России

С XII века коми соседствуют с княжеством Новгородским, в состав которого, помимо славянских народов входили и финно-угорские. Новгородские князья заключают с коми народом различные договора: о мирном соседстве, о торговле, об обороне границ, о взаимном противостоянии общим врагам. В тоже время, в XII-XIII веках, за союзничество с Коми соперничает с Новгородом другое славянское княжество — Владимиро-Суздальское или меряне, как их тогда называли. Ну а после древние славянские княжества ослабли. Власть, часто агрессивными методами, начала брать Москва.

XIV век ознаменовался для коми народа приходом нового вероисповедания. Сначала в неназойливой форме, в виде миссионера Стефана Пермского, который помимо религиозной миссии выполнил и более важную, образовательную. Будучи человеком ученым, знающим лингвистику, он создал на основе кириллицы и древних родовых знаков, служивших коми письменностью, современный коми алфавит, названный «Анбур». В последующие годы православие уже насаждалось насильно, из-за этого многие коми ушли с насиженных мест, переехав вместе с семьями и всем добром в другие, более глухие районы: в северную тундру и за Урал.



В судьбоносном 1917 году, до революции, российский император успел разделить Коми землю, разбив на части и приписав к разным губерниям: Вятской, Архангельской и Вологодской. Не исчезнуть с карты мира Коми, как целостному территориальному образованию, помогли пришедшие с фронтов Первой мировой демобилизованные бойцы. Именно солдаты оказали давление на большевиков, вынудив тех подписать указ от 22 августа 1921 года, в котором вотчина коми-зырян обозначалась как автономная республика, в последствии Коми АССР. К сожалению, в состав её не были включены территории коми-пермяков и коми-язвенский район. После коммунисты образовали отдельный Коми-Пермяцкий АО, обозначив пермяков как самостоятельную национальную группу, с собственным языком и отдельной территорией.

Сейчас, в наши дни, при объединении КПАО и ПО в Пермский край, коренному населению юго-восточной части коми, то есть пермякам, грозит процесс полной ассимиляции и утраты собственной культуры.

Культурные традиции коми-зырян

Хозяйство

Изначально коми являлись охотниками и рыболовами. Промышляли в лесах дичь на еду, пушного зверя на шкурки. Выделанный мех продавали купцам: русским и болгарским, либо обменивали на ценные золотые и серебряные изделия. Рыбу ловили сетями или ставили специальные ловушки. Рыбачили в многочисленных северных озёрах и реках, вдоль которых возводили свои селения. Позже начали осваивать животноводство, земледелие. Из скота держали коров, лошадей, овец, а вот разведение свиней было не слишком развито. На более северных территориях научились разводить оленей. В частности коми-ижемцы переняли это умение у своих соседей ненцев. После, они так преуспели в данном деле, что самостоятельно вывели новую породу оленей черной масти. Также новаторской была организация круглосуточной охраны стада с помощью обученных собак.



Научившись возделывать землю бороной и плугом, стали сажать сельскохозяйственные культуры, прежде всего злаковые и зерновые, это: рожь, овёс, пшеница, горох и другие. Из огородных культур выращивали репу, капусту, лук. Позже принялись культивировать морковь, картофель, свёклу. Из ремёсел традиционной была резьба по дереву, изготовление различной деревянной утвари, предметов обихода и просто декоративных изделий, с нанесённым на них резным орнаментом, выполненным в самобытной технике. Женщины занимались ткачеством, пряли пряжу, после шили и вязали одежду. Готовое изделие часто украшали вышивкой или аппликацией. Теплые вещи делались из меха, а в районах с развитым оленеводством изготовляли одежду и обувь из шкур оленей, замши. Обувь, кроме того, делали из кожи, из войлока. Нужно сказать, что сапоги из оленьих шкур, называют их по разному: унты, пимы или бурки, популярностью пользуются и в наши дни.

Дома свои коми-зыряне строили из брёвен, прямо на земле, без фундамента. Сруб клали в характерном для финно-угоров стиле, когда под одной крышей объединяли жилое помещение и хозяйственных двор, соответственно разделённые меж собой чем то вроде прихожей. Отапливали дом большой печью, похожей на русскую, только к ней часто добавлялась плита для готовки. Помимо жилого дома в хозяйском дворе имелись иные постройки: обязательно баня, а ещё навесы для саней, для сушки дров, сарай, амбар и прочие бытовые постройки. Огораживалось всё домовладение изгородью из жердей.

Кухня

Традиционные кушанья для коми, это блюда из рыбы. В первую очередь уха. Готовят её густой, наваристой, часто ничего кроме лука к рыбе не добавляя. Помимо того рыбу солят, сушат, вялят и коптят. В северных районах рыбу, не редко, просто замораживают. К слову сказать, для хранения продуктов в тёплое время года использовали, в прошлом, так называемый ледник — большой погреб, в котором на определённую глубину помещали куски льда, принесённые с замёрзшего водоёма. Лёд в таком самодельном «холодильнике» даже летом не таял, а продукты не портились. Кроме рыбы готовят блюда из мяса, пойманной дичи, даров леса, варят каши и пекут хлеб. Из муки разных сортов делают блины, лепёшки, знаменитые шаньги, разного рода хлебцы. Популярны пироги с начинкой: пирог с рыбой или кулебяка, пирожки с различными ягодами, собранными на лесных болотах или по берегам рек. Кроме того ягоды запасают впрок, из них не варят варенье, как это например принято в русской традиции, а делают «мочеными». О блюдах коми кухни можно говорить долго, но для этого нужна отдельная тема. Далее перейдём к рассказу об обычаях и верованиях коми-зырян.

Бытовые обряды

Коми всегда были религиозны и суеверны, от сюда пошло много обычаев, ритуалов, в частности связанных с деторождением. Когда женщина рожала, то, дабы уберечь её и младенца от сглаза, бабки-повитухи читали разные заговоры, молитвы. Также запрещалось что бы на их одеже были узлы, а волосы роженицы непременно расплетали, считая что таким образом можно облегчить роды. Некоторые традиции коми-зырян крайне удивляли русских путешественников. Например ритуал с мнимой продажей ребёнка. Кода родители, считавшие что их чадо сглазили, выходили с младенцем на улицу, где якобы «продавали» его прохожему за монетку, а после получали своё дитя обратно, но как бы уже «чужого» ребёнка.



Интересен был обычай празднования братчины. Сначала все старшие мужчины поселения уходи в лес на несколько дней - охотиться или заготавливать древесину. А к их возвращению женщины и взрослые девушки варили пиво, готовили разные кушанья, потом встречали вернувшихся мужчин с песнями, плясками, после все вместе пили пиво, устраивали народные гулянья, игры.

Своеобразны похоронные традиции. Например обряд прощания с покойным, когда умершему человеку, ещё лежащему в доме, женщины поют песни, такое тихое протяжное пение на родном языке. После того как усопшего увозят в последний путь, ранее это делалось непременно на санях в любое время года, то помещение обязательно моют колодезной водой. После устраивают поминки, впрочем, это уже характерная православная традиция.

Верования

Исконной религией коми являлось язычество, следы которого не утрачены и в наши дни. Даже сейчас на некоторых сельских кладбищах можно увидеть старые могилы, с характерным надгробием, где вместо христианского креста установлен деревянный столб, свойственный языческому культу. Раньше, по прихода православия, поклонялись коми-зыряне силам природы, духам леса и деревьям, чтили священных животных, птиц, рыб. Из деревьев священной считалась ольха, верили что в этом дереве живут души усопших. Из птиц почитаемой была утка, из рыб — щука. Из костей этих животных делали амулеты, в качестве оберега служила челюсть щуки и грудная кость утки. Охотники мастерили амулеты из когтей и клыков убитого ими медведя. В современной культуре коми-зырян древние языческие верования тесно переплелись с христианскими обрядами.

Народное творчество

Устный фольклор коми весьма многообразен: сказки, песни, частушки, загадки, былины, эпические сказания и легенды. В сказках нашли своё отображения все древние, исконные верования коми. Тут и маленький бородатый старичок-домовой, живущий в погребе; в сказаниях обитают разные лешие, русалки, водяные, а также колдуны, шаманы, знахари; тут медведь, берущий в жены девушку из села и кошка, умеющая говорить. В музыкальной культуре сохранились разные обрядовые песни-заклинания, одни помогают «прогнать» сорняки с хлебного поля, другие избавиться от вредителей. Песнями сопровождалось всё от свадеб до похорон, трудовые будни и праздничное веселье. Сейчас, в деревнях, любят петь на Рождество, а так же на Пасху, когда организуются гулянья с хороводами и качанием на деревянных качелях.

Источники:

Kominarod.ru

«Культурное наследие Югры»

«Метелица»

НЕПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК

Народы: 

Комментарии

  1. Сан
    К сожалению все перемешанно и язычество и православие, точнее про язычество минимум, хотелось бы знать жизнь зырян до христианства.
ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ