Ненцы, сохранившие традиции предков

Их самоназвание — Ненэй или Ненць, а в переводе «настоящий человек».



Ненцы, это древний народ, относящийся к самодийской группе народов. Ранее населяли они районы Прииртышья и Среднего Приобья. Но под давлением воинственных кочевников, таких как: тюрки, гунны и другие агрессивно настроенные племена, ненцы уходят с привычных им таёжных лесов и двигаются дальше, на север, в районы лесотундры и тундры, в Приполярные и Заполярные земли. Где они и обосновываются, частично ассимилируя тамошние аборигенные народы, ведут традиционный образ жизни, неизменный на протяжении многих сотен лет и сохранившийся по наши дни. По статистическим данным 2010 года в Российской Федерации всего насчитывается примерно 45 000 ненцев. Из них (по итогам переписи 2010 г.) в Тюменской области проживает 31 621 человек, в Ямало-Ненецком автономном округе: 29 772, Ханты-Мансийском АО — Югре: 1438, Архангельской области: 8020, Ненецком автономном округе: 7504, в Республике Коми: 503, Мурманской области: 149, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: 109 человек.



Говорят они на ненецком языке, принадлежащем к уральской языковой группе, некоторые используют в повседневной речи коми-зырянский, а также русский языки. Многие говорят на смешанном. Письменность основана на кириллической графике. Нужно сказать, что изначально ненецкий народ грамотой не пользовался и письменная азбука пришла к ним только в 30-х годах ХХ века уже при СССР. С приходом советской власти на равнинах Приполярной территории стали возводить большие посёлки, многие ненцы сделались оседлыми жителями, пошли работать на предприятия рыбной промышленности или в сферу обслуживания. Но часть народа так и остались кочевыми оленеводами, сохраняя старинные традиции и религию. Ненцы, в большинстве своём, по сей день придерживаются исконных, языческих верований. Они исповедуют анимизм (поклонение перед духами природы), служителями культа у ненцев являются шаманы. Только небольшое количество ненцев исповедую православие, которое пришло в их края поздно, в середине XIX века.

Национальный костюм

Волею судеб ненцы веками живут в суровых условия приполярных и полярных степей тундры и лесотундры. Что бы не замерзать в суровый мороз они научились делать поистине уникальную одежду из шкур оленя. Всё, даже нательное бельё, в старые времена делалось из меха оленей. Тканевые рубахи и штаны ненцы стали шить позже, когда начали общаться с другими народами, к примеру: с коми-зырянами, с русскими, переселившимися в северные края несколько позднее. У своих соседей ненцы тогда стали покупать сукно, специально для изготовления одежды. Как и у других народов, национальный костюм ненцев делиться на мужскую и женскую одежду, впрочем, различия не столь существенны.



Традиционная одежда мужчин, это шапка, малица, меховые штаны, чижи, пимы, совик и пояс. Одежда женщины: шапка, ягушка, меховые штаны, чижи, пимы, пояс. Что же всё это такое? Малица — глухое плечевое одеяние с рукавами и капюшоном, сшитое из шкур оленя, мехом внутрь, длинной до колен. К рукавам малицы пришивают меховые рукавицы, на капюшон приделывают завязки, а саму одежду подвязывают поясом. Совик, это то, что одевают поверх малицы, он так же сделан глухим, без застёжки, но сшит мехом наружу, совик не подвязывают поясом и рукавицы к нему не пришивают, а капюшон делают без завязок.

Женская одежда ягушка шьётся и носится также как мужская малица, с тем лишь различием, что у ягушки спереди делается разрез, а само одеяние богато украшено и декорировано. Украшают женскую одежду аппликацией из кусочков кожи и цветной замши, нашивая отдельные элементы так, что бы получился характерный орнамент. Также низ рукавов, края капюшона, головные уборы обшивали мехом пушных зверей. Ненецкая обувь, пимы — это высокие сапоги, пошитые из меха оленя, взятого с ног животного. По высоте пимы доходят до паха, чтобы не сползали их крепят кожаными ремешками, застёгивая их под коленями, края закрепляют такими же ремешками, пристёгивая их к пришитым на штаны кольцам. Чижи, это то что одевают под пимы, своеобразные меховые чулки, замшевой стороной наружу.


Какой-то специальной летней одежды ненцы не шили, в тёплую погоду носили старую зимнюю, такую где мех совсем вытерся и осталась одна только кожа. Позже, когда ненцы стали закупать сукно, то летнюю одежду шили из ткани, это были рубахи, штаны, женщины начали носить платки и юбки. Нужно сказать, что и ниток ненцы, до начала торговых отношений с соседями, не знали. А всю одежу ненецкие мастерицы шили, скрепляя шкуры животных оленьими жилами, обрабатывая их для этой цели специальным образом. Такие своеобразные нити были весьма прочными.

Промысел

Традиционными ненецкими промыслами были охота и рыболовство. Рыбу ловили в северных реках и озёрах, сетью с лодки или багром с берега. Охотились на мелких и крупных зверей, на пернатую дичь. Оружием для охоты являлись лук со стрелами, копья, ножи. Долгое время было распространено кремниевое и костяное оружие, потом им на смену пришло покупное, из стали, затем и ружья. Часто охотились на пушного зверя. Мех убитых животных можно было потом продать или обменять.



Оленеводство, первоначально, не было основным занятием ненцев. Оленей содержали только в качестве ездовых животных. На еду и для шкур убивали диких оленей, которые в изобилии водились в тундре и лесотундре. Интересным был способ охоты на этих животных, люди использовали ухищрение, когда домашний, прирученный олень подманивал своих диких собратьев. Только в XVIII веке начали ненцы разводить домашних оленей целыми стадами, тогда уже отпала надобность охотиться на них. Помощниками при выпасе стада стали собаки лайки, обученные для этих целей.

Жилище

Оседлые ненцы, живущие в деревнях и посёлках, строят срубные дома, на манер русской избы, только поменьше, да и особых хозяйственных построек возле дома не делают. Кочующие ненцы оленеводы живут, как и много лет назад, в переносных жилищах — чумах. Чум, это каркасная постройка в форме пирамиды. Для его возведения используют от 25-ти до 50-ти крепких шестов из ели. Шесты ставят по кругу, наклоняя под углом по направлению к центру, концы шестов вверху прочно скрепляют, потом на каркас стелют покрытие. Зимой это оленьи шкуры, выложенные в два слоя, в более тёплое время шкуры кладут в один слой.

Летом, в прежние времена, использовали бересту для покрытия чума, сейчас её с успехом заменил брезент. Вверху чума непременно оставляют отдушину-дымоход. Пол переносного жилища, также, застилают шкурами оленей, под которые для тепла, предварительно, настилают веток. Впрочем, в наши дни используют разные, доступные утеплители. Отапливается чум открытым очагом, на нём же готовят кушать. Рассчитан такой домик на одну семью. Стойбище, как правило, состоит из нескольких чумов. Передвигаются ненцы с одного место стоянки к другому с помощью всё тех же оленей, запряженных в нарты — лёгкие деревянные сани.

Религия

Исконное верование ненцев, это анимизм, то есть поклонение духам. Ненцы верили, многие верят и нынче, что их всюду окружают невидимые глазу божества, называемые — духи. Главный из них зовётся Нум, он повелевает небом, под его властью погода, он может насылать бури, грозы, метели, а может и предотвратить ненастье. Кроме Нума существуют духи-повелители стихий: земли, огня, воды. Ещё есть повелители рек, лесов, озёр. От воли духов зависит найдут ли олени пастбище, придёт ли охотник с добычей, а рыбак с уловом. Что бы духов задобрить в жертву им приносили белого оленя. В особых случаях убивали в качестве жертвы собаку. Жертвы духам преподносили в специальных, ритуальных местах. Культовые церемонии проводил шаман.



Кроме духов стихий и природных явлений ненцы верили в семейных духов-покровителей. У каждого рода были свои. Такие божества являли из себя нечто вроде тотема, только не в образе животного, в виде духа олицетворенного в фигурке, вырезанной из дерева или в камешке необычной формы, например напоминающей очертания человечка. Такие хранители жили в каждой семье, «домом» для них служил особый сундучок, который передавался по мужской линии из рода в род. По женской линии передавали только одну «боженьку» - старуху, хранительницу чума, она не представлялась в виде фигурки или человечка, её делали из кусочка меха в виде крошечной женской одежды.

Своеобразны представления ненцев о загробном мире. Так, по их верованию, человек, когда умрёт, попадает в особый мир, который является противоположностью нашего, словно зеркальное отражение. Когда у нас день, то там ночь и наоборот. Умерший в нашем мире человек, в стане мёртвых будет жить своей привычной жизнью: охотиться, разводить оленей, ловить рыбу и проживёт он там ровно столько, сколько жил среди нас. После душа вернётся на новый цикл. Кроме людей, тот мир населяют животные — это все те животные, что умерли или были убиты в мире живых. Все вещи, сломанные тут, там становятся целыми. В общем вся эта философия похожа на представление о параллельной вселенной.

Своеобразное понятие о загробном мире нашло отображение в старинном похоронном ритуале, проводимым ненцами. К усопшему в могилу клали всё то, что могло пригодиться ему для полноценной жизни в стране мёртвых. Но следуя правилу, что там всё наоборот, вещи предварительно, специально портили. Так, к примеру, лук и стрелы ломали, а посуду раскалывали. Лишь нарты, предназначаемые покойнику, не разламывали, а только переворачивали полозьями вверх.

Подобные ритуальные обряды почти изжили себя, старые верования и обычаи вытесняются привнесенными извне, культура забывается, а говорить на родном языке в понимании молодых «не престижно». К счастью ещё сохранились в отдалённых поселениях и оленеводческих стойбищах островки древней культуры. Ненцы остаются, на нашей земле, одними из немногих, кто знает и помнит культуру, язык и обычаи собственного народа, одними из тех, кто не стесняется верить в собственных богов.

Источники:

НАРОДЫ РОССИИ

RegionYamal.ru

Ontare

Etnic.ru

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ