Селькупы, люди таёжных лесов

Селькупы, это малочисленный народ, живущий на севере РФ. Всего их на территории Российской Федерации проживает 3649 человек, по показаниям переписи населения, проведённой 2010 году. Численность в регионах, по данным всё той же переписи, примерно такова:
Россия: Тюменская область — 2065 человек, Ямало-Ненецкий автономный округ — 1988, Томская область — 1181, Красноярский край — 281 человек. Также некоторое количество селькупов живёт в Украине. Общая численность этого народа, примерно 4400 человек. Самоназвание их сёлькуп, шолькуп, солькуп, что в переводе значит «таёжный» или «лесной человек», в других областях распространены самоназвания: суссе-кум, шошкум, чумыль-куп, которые можно перевести как «земляной человек». Такое название народ получил, из-за традиционных жилищ, представляющих собой землянки.

Прародителями селькупов ученые этнографы считают представителей
кулайской культуры, которые жили в районе Среднего Приобья ещё в V веке до нашей эры. В V веке нашей эры происходит разделение данного племени, уход части людей, с привычных мест проживания, на территории Средней Оби, далее на север. Именно эти племена, по мнению исследователей, сформировали, впоследствии этнографическую группу, унаследовавшую хозяйственный уклад, языковые традиции, особенности быта, орудия труда и охоты от кулайской культуры. До конца XVI века имело место быть общинное объединение селькупских родовых племён, именуемое «Пегая Орда». Далее, в XVII веке, происходит разделение селькупов на северных и южных.

Селькупы являются представителями малой уральской расы. В их облике присутствует смесь европейских и монголоидных черт внешности. Язык селькупов относиться к самодийской группе уральской языковой семьи. Письменности, долгое время, этот народ не знал. Первая попытка обучить селькупов грамоте, относящаяся к XIX веку, успешной не была. Тогда пробовали составить алфавит на основе кириллицы, но оказалось, что русская азбука не может в точности передать все звуковые интонации языка. Вторая попытка создать алфавит относиться уже к тридцатым годам ХХ века. Тогда советские лингвисты, проводившие первую языковую реформу, разрабатывали, для коренного населения многих районов СССР, азбуки на латинской основе.



Реформа, нужно сказать была довольно успешная, тогда же начали издаваться первые книги на родном языке селькупов. Но, как это часто бывало в Советском Союзе, политика партии сменилась и языковую реформу завернули. Всего через каких то семь лет начали внедрять новый алфавит, уже на основе кириллического шрифта. Естественно, подобные необдуманные действия в сфере реформирования образования привели к значительной путанице. Сейчас на селькупском языке печатных изданий, практически, не выпускают. Официальным языком у селькупов считается русский, а родной используется только для бытового общения, да при исполнении фольклорных песен.

Традиционные промыслы и занятия

Исконной деятельностью селькупов были охота и рыбная ловля. Рыбу ловили в северных реках с помощью сетей, рыбачили коллективно, часто ставили специальные ловушки, в местах с несильным течением. В лесах добывали пушного зверя, в основном белку, а также пернатую дичь. Северные селькупы охотились на песца, используя при этом капканы, дабы не попортить шкурку. Кроме этого добывали таких крупных животных как лоси, северные олени. Домашних оленей разводили в основном как упряжное животное, для передвижения по таёжным просторам и перевозки грузов. Среди селькупов, живших на среднем течении Оби, профессиональных промысловых охотников практически не было, дичь добывали только для собственных нужд. До XVII века, южные селькупы вполне успешно развивали гончарное, кузнечное, деревообрабатывающее ремёсла. Умели они выращивать лён, табак, зерно. Ткали холсты для домашнего пользования. После, с появлением привозных товаров лучшего качества, надобность в данных отраслях отпала.

Поселения и традиционное жилище

Жили селькупы общинами, как правило, состоящими из родственных друг другу семей. Совместно занимались охотой и иными видами промыслов. Привычным было когда члены одного поселения помогали соседям в различных делах. Практика товарищеской взаимопомощи распространена и среди современных селькупов. Селились древние селькупы в городках, укреплённых снаружи частоколом и рвом. Также возводили они более крупные поселения, представляющие собой небольшие своеобразные крепости, имеющие укрепление из нескольких линий рвов и валов. Во время нападения врагов на город, воины держали оборону на данных укреплениях, во главе со своим предводителем, местным князем, а остальные жители прятались внутри, за крепостными стенами. Жилища селькупов представляли собой землянки, по форме прямоугольные или квадратные, укреплённые изнутри брёвнами, часто такие домики имели подземных ход, ведущий к реке. Обогревали селькупы свои дома глинобитным очагом с трубой, называлась такая печка чувал.



Северные, кочевые селькупы — оленеводы, в качестве жилища, во время стоянок, использовали чум, такой же как у ненцев. Основой переносного жилища являлись крепкие еловые жерди, которые устанавливали по кругу, наклоняя под углом к центру, сверху крепили кожаными ремнями, каркас застилали шкурами оленей, в холодное время года. Летом же покрытием служила береста, на смену которой, в последствии, пришла парусина, а после брезент. Обогревался чум с помощью открытого очага, установленного в центре жилища. С XVIII века, с приходом христианизации, под влиянием русских властей, селькупы начинают селиться в деревнях, сооружая срубные избы, заводят домашний скот, берутся массово культивировать землю, возделывают огороды и пашни. Сейчас большинство селькупов живёт в посёлках, лишь немногие, кочующие со стадами оленей, сохраняют старинный уклад жизни и быта.

Одежда



Традиционной одеждой мужчин являлись штаны и прямая, слегка удлинённая рубаха, пошитые из ровдуги. Женщины также носили рубаху, наподобие туники и платья из домотканого сукна. В зиму и женщины и мужчины одевали парку — тёплую одежду из оленьих шкур, сшитых мехом наружу, походившую на распашную шубу, длинной ниже колен. Головным убором, в холодное время года, была меховая шапка в форме капюшона или капора, её шили из шкур молодых телят — пыжей, а обделывали мехом белок или песцов. В более тёплый сезон женщины повязывали платки. У северных, кочевых селькупов была распространена одежда, заимствованная у ненцев, это бакары, малицы, сокуи — глухие одеяния, сшитые из оленьих шкур. Традиционной обувью женщин и мужчин являлись пимы, сделанные из камусов. В летнюю пору носили обувку где из камуса была пошита только нижняя часть, наподобие калош, а голенище делалось из плотного сукна.

Кухня

Древние селькупы, традиционно, готовили блюда из рыбы, которую варили, сушили, вялили. Также из рыбы делали муку, под названием
порсу. Рыбный рацион разнообразило мясо, добытой на охоте, дичи. Северные селькупы любили кушанья из оленины. Кроме того собирали и употребляли в пищу дары леса: ягоды, дикий лук, орехи и прочее. Вместо чая заваривали различные травы. Только в XIX веке в рационе селькупов стали привычными такие продукты как чай, крупы, сахар, привозная мука.

Религиозные взгляды

Исконные верования селькупов, это шаманизм и анимизм. Поклоняются они духам стихий и природных явлений, а обряды проводят шаманы. По представлениям селькупов мир разделён на три части: верхнюю (мир духов и божеств), среднюю (мир людей) и нижнюю (мир населённый мёртвыми душами и злыми духами). Небесный и подземный миры, в свою очередь, ещё делились на семь частей каждый. Верховным богом являлся Нум, он отвечал за плодородие, природу, за хорошую или плохую погоду, также за здоровье людей.



Кроме того существовало множество других духов, каждый из которых отвечал за свою стихию или явление. Так к примеру была хозяйка леса, хозяин воды, кроме того в каждой реке, озере, болоте или роще жил собственный дух-покровитель.

Весьма трепетное отношение было у селькупов к огню. Хозяйку огня нельзя было злить, иначе она могла спалить всё селение. С пламенем обращались бережно, как с живым существом. Строго воспрещалось сжигать остатки пищи и мусор в огне, сушить грязные вещи и скверно пахнущие предметы. Не приемлемым считалось браниться на огонь. В противном случае, если нарушить запрет, пламя покарает непочтительных к нему людей.

Как и у других древних народов, у селькупов существовали специальные обрядовые места. Капища, как правило, обустраивались в рощах, где произрастали деревья, считающиеся священными. Так же это могли быть места с отдельно стоящими валунами или специально воздвигнутыми идолами. Посещая такое место необходимо было оставить какое-либо подношение, например привязать к ветке дерева полоску ткани или ленту. Совершали культовые служения шаманы. Дар шамана считался наследственным и передавался из рода в род, чаще по мужской линии, хотя существовали и женщины шаманы.

С XVIII века селькупы были христианизированы, однако православные догмы прижились плохо. И по сей день многие из селькупов придерживаются традиционной религии, отмечая собственные праздники и совершая обряды на капищах.

Фольклор

Народные песни, героические предания, сказки, былины, поговорки и загадки, всё это устное творчество, передаваемое от старшего поколения младшему, рассказываемое на родном языке. Кроме того, сейчас, появились песни и частушки на русском. Из музыкальных инструментов, у южных селькупов, распространены щипковый инструмент «лебедь» напоминающий арфу и варган, губной инструмент из оленьего рога с вибрирующим «язычком». У северных селькупов основной музыкальный инструмент — бубен, на котором, как правило, играют шаманы.



Сейчас, увы, из-за отсутствия практики книгопечатания на языке селькупов, многие народные сказания и песни утрачиваются, всё меньше людей помнит их наизусть, а записывают и сохраняют, разве что, энтузиасты.

Источники:

Википедия

НАРОДЫ РОССИИ

RegionYamal.ru

Энциклопедия Сибири

Народы: 

Комментарии

  1. Guest

    Пришлые там " финоугры " , а русские биологически исконное до " финоугорское " население , спасибо царю что на землю наших предков вернули сами того не зная . Низкий поклон . 

  2. Guest

    Уважаемая редакция сайта! Не передёргивайте пожалуйста насчёт "распространение алкоголизма в качестве  направленой кампании  гегоцида самодийских народов!!!"

    Я бывал в их краях и видел, что спиваться их никто не заставляет!!! 

     

     

  3. Guest

    не надо, именно что заставляет! отсутствием надежды, разграблением земель, уничижением природного достоинства нации заставляет.

ВОЙДИТЕ, ЧТОБЫ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ